Антропологический материализм Л. Фейербаха. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Антропологический материализм Л. Фейербаха.

2017-05-16 302
Антропологический материализм Л. Фейербаха. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Людвиг Фейербах (1804–1872).Труды:«К критике философии Гегеля», «Сущность христианства».

С позиций метафизического материализма Фейербах дал наиболее развернутую и глубокую критику гегелевского идеализма. Природа у Гегеля, говорил Фейербах, сама по себе ничто, она лишь осуществленная мысль. Однако критика Фейербах гегелевской философии, несмотря на ее историческое значение, имела ограниченный характер, т.к. в целом сводилась к раскрытию порочности идеалистического истолкования мира этой философией. Фейербах не сумел понять, что в идеалистической диалектике содержится рациональное зерно – мысль о самодвижении и поступательном развитии мира. Он видел в диалектике лишь искусно построенную разновидность софистики. Он критиковал: Абсолютную идею, процесс отчуждения, диалектику Гегеля.

Фейербах: «Идя назад, я целиком с материалистами; идя вперед, я не с ними». Не принадлежит к вульгарным материалистам.

Материализм Фейербах, будучи метафизическим, является также материализмом антропологическим («Ничто человеческое мне не чуждо»).

Фейербах уделяет большое внимание разработке материалистической теории познания. Исходным пунктом познания служат ощущения, источник заключен в самом объективном, реальном мире. На базе ощущений у человека возникает мышление. Он доказывал правильность показания органов чувств. Фейербах отстаивает материалистический сенсуализм и критикует рационалистов, прежде всего Канта, за отрыв разума от показаний органов чувств. Фейербах исходил из первичности материи и подчеркивал, что если бы не существовало материи, не было бы мышления. Он критикует агностицизм Канта.

Фейербахвпадал в идеализм. Давал идеалистическую трактовку критерия истины, усматривая его в «человеческом роде». Критерий истины заключен у него в согласии всех людей с тем или иным суждением. Фейербах выступил как созерцатель, не понявший значения практически-критической деятельности людей.

Фейербах был типичным представителем созерцательного материализма, он ограничивал задачи философии только познанием мира и не ставил перед собой цели преобразовать его. Процесс познания он сводит по существу до акта простого созерцания человеком внешнего мира.

Одним из основных принципов построения философской системы у него выступает антропологизм. Это обусловило односторонность его материализма, распространенного только на область явлений природы. Фейербахбыл материалистом «снизу» при объяснении природы и идеалистом «сверху» при истолковании социальных явлений. Главную причину смены форм общественного строя он видел в смене форм религии.

Идеализм и метафизика пронизывают все рассуждения Фейербаха о государстве. Происхождение государства философ ставил в прямую зависимость от степени религиозности людей. Религия, в обычном смысле, препятствует возникновению государства, т.к. религиозный человек не нуждается в человеке, надеясь получить необходимое от Бога. Вера в Бога не способствует объединению людей в государство и не укрепляет существующее государство, а наоборот, делает его ненужным. Не вера в Бога, а сомнение людей в Боге привело к созданию государства.

Фейербах выступал одновременно и как борец против идеалистической философии, и как критик религии. Он доказывал, что не Бог создал человека, а человек – Бога. Бог – это созданное людьми представление, персонифицированное воплощение тех чаяний людей, которые они оказались не в состоянии осуществить на земле. Бог – плод фантазии людей.

Однако его атеизм не был последовательным. В работе «Сущность христианства», которая «поссорила» Фейербаха с Богом, присутствуют религиозно-этические и идеалистические наслоения. Он указывал на необходимость создания новой земной религии, религии любви человека к человеку, религии, не признающей наличие Бога как сверхвещественного существа.

Основой морали людей, по мнению Фейербаха, является врожденное стремление к счастью. К главным правилам морали он относил разумное самоограничение и взаимную любовь между людьми. Задача морали заключалась в том, чтобы сознательно и добровольно сделать законом человеческого мышления и действия гармоническую связь, вытекающего из самой природы в виде мужского и женского стремлений.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.