«Затмение души» представляет собой серьезный вызов материальному сознанию, предлагая нам взойти на новую, трансцендентную ступень. Когда мы находимся на трансцендентном уровне, мы принимаем любую ситуацию как благоприятную, научившись преобразовывать негативное в позитивное, а позитивную ситуацию делая еще более благоприятной. Мы можем осознать положительные стороны всякой ситуации, которая кажется нам негативной, задав себе вопрос: «Почему это со мной происходит? Бог любит всех, и в этой Вселенной не происходит ничего случайного. Должна быть серьезная причина проблемы, возникшей в моей жизни». Такое поведение позволяет воспринять события, которые изначально показались нам плохими в другом свете. Это событие может стать отправной точкой в нашей повседневной жизни, где мы словно взбираемся на лестницу. Этот процесс предполагает и конфронтацию, и продвижение. Сначала нам необходимо решиться на то, чтобы сделать следующий шаг, и только после этого мы поднимаемся за ним. Подобным же образом и в духовной жизни мы не можем ожидать продвижения, не решившись на очередной шаг. Мы не можем подняться на следующий уровень, не пройдя испытаний, так же как студент университета должен сдавать сессию в конце каждого семестра, чтобы продемонстрировать уровень своих знаний учителю.
Негативные ситуации предоставляют нам возможность доказать нашу готовность перехода на следующий уровень духовной жизни. Можно привести простой пример. Представьте, что кто-то сказал вам: «Вы такой уродливый, я не могу даже смотреть на вас». В этот момент у вас есть выбор: вы можете отреагировать — разозлившись, обозвав человека или пообещав наслать на него сглаз. Или же вы ответите очень смиренно: «Мне жаль, что я побеспокоил вас, но, похоже, что это ваша проблема». Помните: если вы будете воспринимать все в негативном свете, то это означает, что вы опускаетесь на уровень атакующего. В действительности, если вы будете воспринимать его слова как атаку и будете захвачены желанием отреагировать — вы уже побеждены, потому что потеряли контроль над собой. Атакующий будет унижать вас больше и больше, до тех пор, пока вы не погрязнете в отрицательных эмоциях.
Если другие беспокоят вас, вы можете использовать эту ситуацию и сделать шаг в своем духовном развитии, рассматривая конфронтацию как испытание. Если вы расстраиваетесь, то это замедляет ваш духовный прогресс. В противовес этому, если вы остаетесь незатронутыми, то наш предполагаемый оппонент просто уйдет и почувствует себя очень плохо через некоторое время. Это означает, что мы не только победили другого человека, но и продемонстрировали ему, что он не обладает властью над нами. Это и помогает возвыситься его собственному индивидуальному сознанию.
Духовно развиваться — это не просто быть каким-то лектором-теоретиком или ученым. Прежде всего, надо практиковать. В соответствии с уровнем своего осознания, практикующий отдает себе отчет в том, что он делает, а также в том, что он говорит. За его сознанием следят ангелы и полубоги, и духовный искатель платит цену намного более высокую, чем обычные люди, если ведет себя неверным образом. Итак, просто слушать или читать о духовных принципах недостаточно. Мы должны научиться прилагать их к собственным жизненным обстоятельствам. Жизнь дорога, и то, как мы проведем ее, очень важно. Духовным наставлениям всегда следует находить практическое применение. Мы должны обрести ясное понимание того, как действует этот принцип, чтобы пользоваться им в повседневной жизни и учиться на собственном примере улучшать свое служение другим и Богу.
Я могу привести пример из своей собственной жизни. Иногда мне приходится проводить по пять-шесть лекций или интервью в день. Как следствие, я становлюсь свидетелем всевозможных нападок или замечаний со стороны своих слушателей, но я научился реагировать на них должным образом. Недавно я должен был появиться на телевидении Нигерии после посещения одного из правительственных чиновников этой страны. Но, так как этот чиновник не смог встретиться со мной вовремя, он отложил нашу встречу, и я немного опоздал на телевизионную программу. Итак, мне пришлось ждать, прежде чем появилась возможность войти в студию. Я мог бы с негодованием сказать себе: «О, как это ужасно, этот чиновник отложил встречу, и я опоздал на программу! Сейчас мне придется ждать так долго. И вообще, мне нужно уйти отсюда, потому что, когда я прихожу на этот канал, меня вынуждают ждать от двух до шести часов каждый раз! Я уже устал от всего этого!» И на самом деле это было правдой. Никогда не было так, чтобы на этом канале меня сразу выпускали в эфир.
Но к чему такие беспокойства? Вместо этого я ответил себе: «Хорошо, у меня появилось немного времени, чтобы посвятить его каким-то размышлениям и чтению. За это время я могу повторять мантру или молиться, и когда я покажусь перед камерами, то смогу призвать Господа, чтобы Он помог мне сказать что-то действительно важное, способное возвысить сознание каждого зрителя». Таким образом, я не потерял хоть сколько-нибудь времени и не потратил свою энергию в разочаровании и гневе.
ВАЖНОСТЬ ВЕРЫ
«Затмение души» может показаться состоянием непреодолимым. Это не так, но, чтобы справиться с этими проблемами, необходимо обладать верой. Мы должны быть очень внимательными, потому что вера может Проявляться на разных уровнях. Например, преступник может иметь твердую веру в то, что он успешно ограбит Очередной банк и станет миллионером. Инвестор может сделать ошибочное вложение, грозящее ему крахом, поверив изменчивому состоянию рынка акций. Хотя все это — примеры веры, очевидно, что такая вера направлена не в нужное русло. Ее объектом становятся мирские цели, а не духовные.
Смысл заключается в развитии сильной, стойкой, должным образом ориентированной веры, основанной на наставлениях святых и писаний. В благополучные времена такая вера укреплялась примерами людей, которые нас окружали в повседневной жизни, но в современном обществе редко встретишь человека, который строит свою жизнь на принципах писаний. Вокруг нас практически нет примеров для подражания. У нас может сложиться превратное представление о духовной науке, и мы можем испугаться этого. Вот почему мы должны приложить максимум усилий, чтобы общаться с людьми, обладающими духовным знанием. Став свидетелями положительных перемен, которые оказывает на них духовная жизнь, мы разовьем в себе желание следовать их примеру.
Писания изобилуют примерами правильного духовного поведения. К сожалению, хотя эти истории могут воодушевить нас, все же мы можем рассматривать их как чисто теоретические. Мы можем с легкостью аннулировать для себя значение достижений святых героев словами: «Ну, это был Иисус, а то Мухаммед, а это Госвами. Все они — сыновья Бога. Конечно же, мы не можем быть такими, как они». Но мы ошибаемся. Такие пророки и учителя приходили специально, чтобы показать нам, как стать такими, как они.
Те христиане, которые считают Иисуса Богом, могут быть убеждены, что таким образом они превозносят и почитают Иисуса. Но, на самом деле, этим они оказывают ему дурную услугу. Сам Иисус говорит (Иоанн, 5:30): «Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен, ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца». Он ясно говорит о том, что действует от имени Отца. Считая Иисуса Богом, христиане оправдывают склонность человека ошибаться и отрицают важность стремления стать такими как Иисус. Они оправдывают себя: «В конце концов, Иисус — это Бог, а мы —обыкновенные люди». Но Иисус напоминал нам, что мы можем следовать по его стопам (Иоанн, 14:12): «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит».
Однако также справедливо и то, что в Кали-югу, или век вражды, мы не можем имитировать поведение святых. Из любви к нам Бог помогает нам в наших усилиях, зная, как трудно в наше время быть святым. Он особенно подчеркивает в «Бхагавад-гите», что сохраняет то, что мы уже имеем и обеспечивает нас тем, чего нам не хватает. Но Его помощь надо заслужить. Мы должны достичь определенного духовного уровня и продолжать тяжело трудиться, чтобы получить Его помощь и поддержку. Как только мы достигнем этого уровня, Господь и Его слуги возьмут нас за руки и поведут с собою. Милость Бога — выше Его законов, и Бог всегда учитывает смягчающие обстоятельства и с любовью помогает нам.
ЛЕЧЕНИЕ ДУХОВНЫХ БОЛЕЗНЕЙ
Люди, которые серьезно настроены идти по пути духовной жизни, не стремятся к богатству, славе и другим видам материального благополучия. В этом материальном мире это как раз те цели, к которым мы все стремимся. Однако, те, кто развил в себе истинно духовный настрой, будут использовать материальные блага только для того, чтобы улучшить свое преданное служение Богу. Правильным будет такое умонастроение: «Как мне заработать деньги так, чтобы не беспокоиться о них? Как мне найти деньги, чтобы сделать нечто для Господа?» Если кто-то, встав на духовный путь, становится популярным, эта слава может быть проводником интереса людей к Господу и Его представителям.
Каждый из нас должен попытаться стать преданным слугой Господа, вне зависимости от того, в каких обстоятельствах мы оказались. Служение — это процесс очищения и исцеления, напоминающий пребывание в лечебнице. Мы обращаемся к духовному учителю по тем же самым причинам, что и к врачу. Мы больны, и признаемся в том, что нуждаемся в помощи. Будучи пациентами, мы осознанно принимаем лекарство, следуем рекомендациям доктора и получаем помощь, которую нам оказывают в больнице. Так как люди отличаются друг от друга, не существует одинаковых заболеваний и стандартных диагнозов. «Духовные болезни» бывают разной формы и интенсивности. Обращаясь к духовному учителю, человек по крайней мере получает возможность распознать свою проблему и посетить больницу, чтобы избавиться от нее. Если мы будем принимать духовные лекарства, предписанные нам, то снова сможем обрести естественное здоровое состояние.
Но лечебница может быть также и опасным местом, потому что иногда люди заражаются там другими заболеваниями и инфекциями. Они могут прийти с одной болезнью, а подхватить что-то еще, став жертвой многочисленных бацилл и бактерий, сосредоточенных в этой среде. Подобным же образом, работая над собой, мы должны быть осторожными, чтобы не стать жертвой дурных привычек других людей, окружающих нас. Например, мы очень легко можем привязаться к чувственному наслаждению, если нас окружают люди, которые делают это регулярно, даже в религиозных группах. Или мы можем стать эгоцентричными, заботясь только о себе и ни о ком больше, опять же следуя дурному примеру людей, окружающих нас.
Этот процесс излечения делает принципиально важным наш подход, потому что два человека, оказавшихся в одних и тех же условиях, могут достичь совершенно разных результатов в соответствии с состоянием их сознания. Человек, подверженный депрессии, находящийся в угнетенном состоянии сознания, столкнется с куда большим количеством сложностей, чем человек, сознание которого ясно и конкретно. Хотя изначально оба могут иметь одинаковый диагноз, энергичный человек, обладающий позитивным настроем, будет стараться поддерживать в себе конструктивное умонастроение и наверняка покинет госпиталь намного раньше своего незадачливого соседа по палате.
СТАНЬТЕ РАБОМ ГОСПОДА
И ДОБЕЙТЕСЬ ОСВОБОЖДЕНИЯ
Одним из проявлений материальной болезни является глубокая уверенность в нашей абсолютной независимости. Это очень странно, потому что, несмотря на данное Богом право изъявлять свою волю, мы, в действительности, не можем похвастаться свободой. Наш ум подчинен контролю. Каждый раз, когда мы включаем телевизор, слушаем радио, читаем газету, вступаем во взаимоотношения с какими-то социальными группами, мы подвергаемся программированию. Как это ни парадоксально, чтобы стать по-настоящему свободными и избавиться от старости, болезней и смерти, а также многих других проблем и неестественных аспектов существования в этом материальном мире, мы должны буквально стать рабами Господа.
Мы сами становимся причиной возникновения собственной боли и страданий, цепляясь за всевозможную эгоцентричную чепуху. Несмотря на тот факт, что мы сами несем ответственность за свои страдания, если мы просим Бога помочь нам, — эта помощь приходит, но зачастую мы отталкиваем ее. Мы ведем себя, как узники тюрьмы, которые хотят освободиться и просят тюремщика открыть ворота, но тут же забегают обратно на территорию тюрьмы, как только дверь открывается перед ними. При этом они продолжают просить: «Почему бы тебе не отпустить меня отсюда?»
Хотя Господь помогает нам самыми разными способами покинуть этот материальный мир раз и навсегда, наше безумие возвращает нас к попыткам временного удовлетворения чувств. В современном обществе стремление к мирским наслаждениям считается нормальным. Большинство людей, окружающих нас, не заботит ничего, кроме этого. Такое массовое умонастроение, стремление к «хорошей жизни», начинает восприниматься нами как должное поведение «нормального» человека.