Что значит защитить воспитанника? — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Что значит защитить воспитанника?



Термин «социальная защищенность» («социальная безопас­ность») впервые появился в США в 1935г. и постепенно распро­странился во всех западных странах для обозначения системы мер, защищающих любого человека от экономической и соци­альной деградации вследствие различных причин.

Социальная защищенность отражает реальное в каждый временной момент состояние дел по защите личности школь­ника, вообще любого человека, а также субъективный аспект, позволяющий фиксировать психологическое состояние лично­сти (чувство социальной защищенности, потребности в защи­щенности и т. д. ).

Для того чтобы школьник чувствовал себя комфортно в ок­ружающей социальной действительности, необходимо, чтобы

 

 

он обладал чувством социальной защищенности. Это обеспечи­вается системой педагогической работы классного руководите­ля по социальной защите своих воспитанников. Таким образом, социальная защита школьников — это функция деятельности классного руководителя, причем являющаяся целевой.

Став классным руководителем, учительница обнаружила, что в ее 5-м классе есть «изгои»: 3 ученика, с которыми никто не хочет дружить, которых не принимают в команду, не обща­ются и т. п. Девочка из бедной семьи неважно одевалась. Отвер­гнутая, она постоянно находилась в подавленном состоянии духа. Один мальчик, очень маленького роста, в отместку за его неприятие пытался чуть что драться и бить подряд всех одно­классников. Учительница предложила детям устроить для зна­комства Неделю сердца, когда каждый выбирает себе по жре­бию тайного друга и старается в течение недели незаметно, не объявляя себя, приносить ему радости, делать приятные сюр­призы, дарить подарки. «Попробуйте узнать друг друга получ­ше,— сказала она. — Вытянув жребий, вы увидите, может быть, имя человека, которого не любите. Может быть, это будет ваш главный враг. Но таковы условия игры. Ведь нам и в жизни приходится встречаться с людьми и приятными, и неприятны­ми. К этому нужно быть готовыми. Условие: никого не обижать и не обмениваться листочками, которые вы вытянете. И я точ­но так же вытащу листок и буду участвовать в игре». Что же получилось? В течение недели отвергаемые прежде ребята по­лучили неожиданно для них много знаков внимания. Это их сильно воодушевило. Но игра подействовала и на тех, кто эти знаки внимания оказывал. Они поняли, что приносить радость еще приятнее, чем ее получать. Неделя закончилась. «Изгои» незаметно перестали быть таковыми. Прошло еще какое-то время. И классный руководитель однажды услышала от детей предложение: «А давайте еще в тайного друга поиграем!» Игра прижилась. И время от времени — а сейчас это уже 8-й класс — игра возобновляется: на день, на 3 дня, иногда — на неделю (Н. И. Масловская).



Мы рассматриваем реализацию данной функции не только как непосредственную помощь детям — материальную, физи­ческую, духовную, нравственную и т. д. Конечно, она очень важна, просто необходима, но важнее научить ребенка само­выражению, самоутверждению; он должен понять, что ему по­печительствуют не только государство, общество, семья и шко-

ла,но и он является полноценным социальным субъектом, ко­торый может что-то дать государству, обществу, семье, шко­ле, может самостоятельно решить возникающие социальные проблемы.

С учетом вышесказанного реализация функции социаль­ной защиты в деятельности классного руководителя пред­ставляет 2 взаимосвязанных компонента. С одной стороны, это непосредственная социальная защита как комплекс пси­холого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное развитие ребенка и формирование его индивиду­альности, адаптацию к существующим социально-экономи­ческим условиям. С другой стороны — это работа по подго­товке школьников к социальной самозащите. В современных реалиях развития общества мы не можем предсказать те ус­ловия, в которых придется жить нашему воспитаннику,— поэтому так важно, чтобы он обладал способностью социаль­ной самозащиты.

Сущность социальной защиты как целевой функции дея­тельности классного руководителя и заключается во взаимосвя­зи и взаимодействии в ходе ее реализации работы по оказанию непосредственной помощи учащимся и подготовки их к соци­альной самозащите.

Ребенок только тогда будет комфортно чувствовать себя в со­циальной среде, когда он, с одной стороны, защищен извне (си­стема работы классного руководителя по непосредственной со­циальной защите и помощи ребенку), а с другой — защищен внутренне (обладает способностью к самозащите, сформирован­ной не без участия классного руководителя).



Целесообразно рассматривать социальную защиту, осуще­ствляемую классным руководителем, в широком и в узком смысле.

Социальная защита воспитанников в узком смысле — это дея­тельность классного руководителя, направленная на защиту де­тей, оказавшихся в особо трудном положении и больше других нуждающихся в экстренной социальной помощи: из многодетных семей, детей-инвалидов, детей-сирот, беженцев и др.

Непосредственная социальная защита в широком смысле слова — это социально-защитная работа со всеми детьми и их родителями в различных направлениях.

Следовательно, объектом социальной защиты, соци­альных гарантий являются все дети, независимо от их про­исхождения, благополучия родителей и условий жизнедея­тельности. Разумеется, при этом остается неоспоримым

принцип дифференцированного подхода к различным кате­гориям детей, и приоритет должен быть отдан наиболее неза­щищенным учащимся.

Критерием эффективности деятельности классного руково­дителя по социальной защите учащихся должна служить ре­альная социальная защищенность каждого конкретного ребен­ка, которая оценивается объективными и субъективными показателями Объективные — это показатели соответствия со­циальных, материальных, духовно-культурных условий жиз­ни ребенка принятым в современном обществе нормам питания, быта, отдыха, учебы, развития способностей правовой защиты и так далее. В качестве субъективных можно принять показа­тели, характеризующие степень удовлетворенности или неудов­летворенности (в оценках детей, а также специалистов-экспер­тов) работой классного руководителя по реализации функции социальной защиты.






Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.117 с.