Игры для развития общего и речевого подражания — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Игры для развития общего и речевого подражания



 

 

Самолёты

 

Цель : развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука У.

Ход игры : Предложите детям поиграть в самолётики.

Послушайте стихотворение про самолёт:

 

По земле разбежался,

В небо поднялся!

Летит самолёт

Прямо вперёд!

 

– Давайте поиграем в самолётики! Полетели в небе самолёты, загудели: «У-У-У!»

Расставив прямые руки в стороны, бегаем по комнате, сопровождая движения произнесением длительного непрерывного звука У. Необходимо следить за тем, чтобы дети бегали аккуратно, не сталкивались друг с другом.

 

Пароходы

 

Цель : развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука Ы.

Ход игры : Предложите детям поиграть в пароходики.

– Послушайте стихотворение про пароход:

 

Пароходик домой

Спешит по прямой!

На волнах качается,

Брызги разлетаются!

 

– Давайте поиграем в пароходики! Плывут пароходики и гудят: «Ы-Ы-Ы!»

Двигаясь по комнате, выставляем прямые руки перед собой и совершаем ими колебательные движения вверх-вниз, как будто плывем по волнам. Движения сопровождаем протяжным повторением звука Ы.

 

Машины

 

Цель : развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука Ж; слова-звукоподражания БИ-БИ.

Ход игры : Предложите детям поиграть в машинки.

– Послушайте стихотворение про машину:

 

«Би-би-би», – гудит машина:

Не поеду без бензина!

 

– Давайте поиграем в машинки! Поехали машины: «Ж-Ж-Ж!» Сигналит машина: «БИ-БИ! Освободите дорогу!»

Ходим по комнате, имитируя при помощи движений рук управление машиной – крутим руль. Сопровождаем движения произнесением звука Ж и слова-звукоподражания БИ-БИ.

 

Паровозы

 

Цель : развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звукоподражательных слов ЧУ-ЧУ и ТУ-ТУ.

Ход игры : Предложите детям поиграть в паровозики.

– Послушайте стихотворение про паровоз:

 

Весёлый паровозик

Вагончики возит!

Трубой пыхтит,

Колёсами стучит!

 

– Давайте поиграем в паровозы! Поехал паровозик: «ЧУ-ЧУ-ЧУ!» Сигналит паровоз: «ТУ-ТУ!»

Ходим, изображая при помощи круговых движений руками, согнутыми в локтях, движения колес поезда. Движения сопровождаются речью.

 

Жик

 

Цель : развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение аморфных слов ОЙ-ОЙ-ОЙ, АЙ-АЙ-АЙ.

Ход игры : Игра проводится на ковре, дети стоят напротив педагога.

– Давайте поиграем в ёжиков. Я буду говорить слова и показывать движения, а вы повторяйте за мной!



 

Вот свернулся ёж в клубок,

 

(дети присаживаются на корточки)

 

Потому что он продрог.

«ОЙ-ОЙ-ОЙ!»

 

(говорим жалобным голосом вместе с детьми)

 

Лучик ёжика коснулся,

Ёжик сладко потянулся.

«АЙ-АЙ-АЙ!»

 

(говорим веселым голосом, распрямляемся, потягиваемся)

Игру можно повторять несколько раз.

 

Поиграем на дудочке

 

Цель : развитие подражания движениям кистей рук и речи взрослого – повторение слова-звукоподражания ДУ-ДУ-ДУ.

Оборудование : дудочка.

Ход игры : Предложите детям «поиграть» на дудочке. Перед началом игры продемонстрируйте детям настоящую дудочку, поиграйте на ней. Затем изобразите игру на дудочке с помощью движений кистей рук и озвучьте ее.

– Давайте поиграем на дудочке! Как дудочка дудит? «ДУ-ДУ-ДУ!» Повторяйте за мной!

«Дудим» (произносим слово-звукоподражание ДУ-ДУ) и одновременно движениями рук изображаем игру на дудочке.

 

Поиграем на балалайке

 

Цель : развитие подражания движениям рук, а также речи взрослого – повторение аморфного слова-звукоподражания ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ.

Оборудование : балалайка (или изображение балалайки).

Ход игры : Предложите детям «поиграть» на балалайке. Перед началом игры продемонстрируйте детям настоящую балалайку и поиграйте на ней (или покажите картинку с ее изображением, чтобы дети могли представить себе внешний вид инструмента; балалайку можно заменить детской гитарой). Затем изобразите игру на балалайке с помощью колебательных движений рук вверх-вниз и озвучьте ее.

– А теперь давайте поиграем на балалайке: «ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!»

Изображаем игру на балалайке с одновременным пропеванием ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ.

 

Позвеним колокольчиком

 

Цель : развитие подражания движениям руки, а также речи взрослого – повторение слов-звукоподражаний ДОН-ДОН, ДИН-ДОН, ДИНЬ-ДИНЬ-ДИНЬ.

Оборудование : колокольчик.



Ход игры : Предложите детям «позвенеть» колокольчиком. Перед началом игры продемонстрируйте детям настоящий колокольчик и позвените им. Затем изобразите, как звените колокольчиком с помощью колебательных движений руки и речи.

– Давайте позвеним колокольчиком: «ДИНЬ-ДИНЬ-ДИНЬ!»

Имитируем движение игры на колокольчике – поднимаем руку и машем ею из стороны в сторону. Можно предложить позвенеть по-другому: ДОН-ДОН ! Или ДИН-ДОН ! Выбирайте вариант, который больше нравится детям, лучше запоминается и легче воспроизводится в речи.

Если у малышей хорошо получаются разные варианты звукоподражания, можно использовать их в одной игре. В этом случае дается следующая инструкция:

– Звенеть колокольчиком можно по-разному. Давайте позвеним так: «ДОН-ДОН-ДОН!» А теперь вот так: «ДИНЬ-ДИНЬ-ДИНЬ!» Повторяйте за мной!

Если же воспроизведение этих аморфных слов вызывает затруднения, лучше их не смешивать и отрабатывать в речи один вариант.

 

Бьём в барабан

 

Цель : развитие подражания движениям рук и речи взрослого – повторение аморфных слов-звукоподражаний ТА-ТА-ТА, БОМ-БОМ-БОМ, БАМ-БАМ-БАМ.

Оборудование : барабан.

Ход игры : Предложите детям «поиграть» на барабане. Перед началом игры продемонстрируйте настоящий барабан. Затем изобразите игру на барабане с помощью движений и озвучьте ее.

– А как мы бьем в барабан? «ТА-ТА-ТА!»

При этом имитируем игру на барабане, поочередно поднимая и опуская согнутые в локтях руки.

Можно предложить побарабанить по-другому: БОМ-БОМ-БОМ! БАМ-БАМ-БАМ! Выбирайте вариант, который больше нравится детям, лучше запоминается, легче воспроизводится в речи. Можно использовать в одной игре разные варианты звукового сопровождения. В этом случае дается следующая инструкция:

Барабанить можно по-разному. Давайте бить в барабан так: «ТА-ТА-ТА!» А теперь по-другому: «БОМ-БОМ-БОМ!» А теперь вот так: «БАМ-БАМ-БАМ!» Повторяйте за мной!

Если же воспроизведение этих аморфных слов вызывает затруднения, лучше их не смешивать и отрабатывать в речи один вариант. Когда дети хорошо запомнят игру на барабане, дудочке, колокольчике и балалайке, можно предложить выполнять необходимые движения и речевое сопровождение к ним в одной игре.

– Бьем в барабан – «ТА-ТА-ТА!» Поиграем на дудочке – «ДУ-ДУ-ДУ!» Позвеним колокольчиком – «ДОН-ДОН-ДОН»! Поиграем на балалайке – «ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!»

Более сложный вариант игры – действие по словесной инструкции без одновременного показа движений.

 

Ехали-ехали

 

Цель : физическое развитие; развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение аморфных слов-звукоподражаний ГОП-ГОП-ГОП, БИ-БИ-БИ и др.

Ход игры : Предложите малышам поиграть в игру «Ехали-ехали».

– Слушайте и повторяйте за мной!

 

На лошадке ехали,

В огород заехали.

 

(легонько приседаем на месте, руки вытянуты, будто держат вожжи)

 

ГОП-ГОП-ГОП!

ГОП-ГОП-ГОП!

 

(хлопки ладошками – два коротких, один длинный)

 

На машине ехали,

До угла доехали.

 

(повороты руками, которые будто держат руль)

 

БИ-БИ-БИ!

БИ-БИ-БИ!

 

(большим пальцем надавить на сигнал)

 

Паровозом ехали,

До горы доехали.

 

(круговые движения руками, согнутыми в локтях в направлении вперед-назад)

 

ТУ-ТУ-ТУ!

ТУ-ТУ-ТУ!

 

(широкое движение рукой, согнутой в локте, сверху вниз, как будто тянем рычаг гудка)

 

Котята спят

 

Цель : физическое развитие; развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение слов-звукоподражаний МУР, ГАВ.

Ход игры : Предложите малышам поиграть в игру «Котята спят».

– Давайте поиграем в маленьких котят. Слушайте и повторяйте за мной!

Исходное положение – дети лежат на ковре, при слове «МУР» – мурлыкают.

 

На ковре котята спят.

МУР-МУР, МУР-МУР.

Просыпаться не хотят.

МУР-МУР, МУР-МУР.

Тихо спят спина к спине

И мурлыкают во сне.

МУР-МУР, МУР-МУР.

Вот на спинки повернулись,

 

(дети ложатся на спину)

 

И проснулись!

 

(поднимают руки и ноги вверх и активно ими двигают)

Педагог или один из детей изображает собаку. Педагог комментирует:

 

Вот идет лохматый пес.

ГАВ-ГАВ!

А зовут его Барбос.

ГАВ-ГАВ!

«Тут котята шалят?

Я поймаю всех котят!»

 

(«собака» шутливо гавкает, дети-котята встают с ковра и разбегаются)

 

Дом большой, дом маленький

 

Цель : развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение аморфных слов ОЙ-ОЙ-ОЙ, АЙ-АЙ-АЙ; слов ДОМ, МИШКА, ЗАЙКА, БОЛЬШОЙ, МАЛЕНЬКИЙ; фраз ДОМ БОЛЬШОЙ, МИШКА ПОШЁЛ.

Ход игры : Предложите детям поиграть в мишку и зайку.

– Давайте поиграем в мишку и зайку. Я буду говорить стишок и показывать движения, а вы повторяйте за мной!

 

У медведя дом большой:

ОЙ-ОЙ-ОЙ!

 

(говорим низким голосом, поднимаем руки вверх)

 

А у зайки маленький:

АЙ-АЙ-АЙ!

 

(говорим тонким голосом, приседаем на корточки)

 

Мишка наш пошел домой:

ОЙ-ОЙ-ОЙ!

 

(говорим низким голосом, идем вразвалку)

 

Да и крошка заинька:

АЙ-АЙ-АЙ!

 

(говорим тонким голосом, прижав ладошки к груди, прыгаем на двух ногах)

После отработки в речи звукоподражательных слов (ОЙ-ОЙ-ОЙ, АЙ-АЙ-АЙ), можно приступать к отработке слов и фраз. Например, педагог говорит: «У медведя дом...» и делает паузу. Дети договаривают: «большой!» Далее: «А у зайки...», а дети договаривают: «...маленький!» и т. д. Или педагог говорит: «Мишка наш...» и делает паузу, а дети договаривают уже фразу: «...пошел домой!».

Также можно отрабатывать воспроизведение слов и фраз в ходе беседы, задавая детям вопросы. Например, «Какой у мишки дом?» (большой), «Что делает мишка?» (мишка идет).

 

Баба сеяла горох

 

Цель : физическое развитие; развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение аморфного слова ПРЫГ-СКОК; слов БАБА, ШЛА, ГОРОХ, ПОТОЛОК и др.; фраз БАБА ШЛА, ПИРОЖОК НАШЛА и др.

Ход игры : Предложите малышам поиграть в народную игру «Баба сеяла горох».

– Давайте поиграем в игру «Баба сеяла горох». Слушайте и повторяйте за мной!

 

Баба сеяла горох:

ПРЫГ-СКОК! ПРЫГ-СКОК!

 

(подпрыгиваем на двух ногах)

 

Обвалился потолок:

 

(останавливаемся, поднимаем руки вверх, затем резким движением опускаем руки вниз)

 

ПРЫГ-СКОК! ПРЫГ-СКОК!

 

(подпрыгиваем на двух ногах)

 

Баба шла, шла, шла,

 

(идем)

 

Пирожок нашла.

 

(останавливаемся, присаживаемся на корточки и «поднимаем» воображаемый пирожок)

 

Села, поела,

 

(«едим» пирожок)

 

Дальше пошла.

 

(идем)

Если кто-то из детей не умеет прыгать, или не хочет повторять движения за взрослым самостоятельно, возьмите его за обе руки и побуждайте двигаться вместе с вами. Помните, что прыжкам следует специально обучать детей на занятиях физкультурой.

После того, как дети запомнят текст стихотворения, можно делать паузы в разных местах, побуждая детей к произнесению слов и фраз.

 

Куколка

 

Цель : развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука А; аморфного слова-звукоподражания ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ; слова КУКЛА; фраз КУКЛА СПИТ, КУКЛА ТАНЦУЕТ, КУКОЛКА ПОЁТ ПЕСНЮ и др.

Оборудование : кукла.

Ход игры : Раздайте детям кукол и предложите игру.

– Куколка устала, она хочет спать. Давайте уложим куклу спать: покачаем и споем ей песенку: «А-А-А! КУКЛА СПИТ».

Прижав куклу к груди, покачиваем ее и напеваем тихим голосом длительный звук А. Дети повторяют за взрослым, укачивая своих кукол. Следите, чтобы малыши повторяли интонацию напева.

Проснулась кукла. Смотри, как КУКЛА ТАНЦУЕТ!

Кукла «танцует и кланяется».

А теперь КУКЛА ПОЁТ песенку: «ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!» Помогите своим куколкам потанцевать и спеть песню.

При необходимости помогите детям совершать игровые действия с куклой. Стимулируйте повторение слов и фраз с помощью вопросов: «Кто это?», «Что делает кукла?», «Как кукла поёт песню?» и т. д.

 

Большие ноги идут по дороге

 

Цель : развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение слова-звукоподражания ТОП-ТОП; слов НОГИ, НОЖКИ, ДОРОГА; фраз БОЛЬШИЕ НОГИ, НОГИ ИДУТ и т. д.; физическое развитие.

Ход игры : Предложите детям игру «Ноги и ножки».

– Давайте поиграем в игру «Ноги и ножки» – будем ходить и бегать. Слушайте стихотворение, повторяйте за мной!

Большие ноги идут по дороге:

ТОП-ТОП-ТОП!

(говорим низким голосом, высоко поднимаем ноги, делаем широкие шаги)

Маленькие ножки бежали по дорожке:

Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

(говорим тонким голосом, бежим мелкими шажками)

Побуждайте детей выполнять движения вместе с вами, в нужных местах стихотворения вставляя звукоподражание ТОП-ТОП-ТОП. В дальнейшем побуждайте детей повторять слова и фразы – задавайте вопросы («Что это?» – «ноги», «Какие ноги?» – «большие ноги», «Что делают ноги?» – «Ноги идут»).

Во время игры можно двигаться в одном направлении, а затем в обратном (соответственно первой и второй частям стихотворения) или двигаться по кругу. Следите, чтобы всем детям было достаточно места для выполнения движений.

 

Гости

 

Цель : развитие подражания речи взрослого – повторение слов-звукоподражаний ТУК-ТУК, КО-КО-КО, АВ-АВ, МЯУ, МУ, ГА-ГА-ГА, КРЯ-КРЯ, И-ГО-ГО и др.; слов КУРИЦА, СОБАКА, КОШКА, КОРОВА, ГУСЬ, УТКА, ЛОШАДКА и др.; фраз КТО ТАМ, СОБАЧКА АВ-АВ, КУРОЧКА КЛЮЁТ и др.

Оборудование : игрушки (мягкие или резиновые): курочка, собачка, кошка, корова, гусь, утка, лошадка и др.

Ход игры : Постройте вместе с малышами домик из конструктора (можно соорудить домик из стула, столика, накрытого одеялом, и т. п.) и предложите поиграть в игру «Гости».

Вот какой у нас дом получился замечательный – большой и красивый! Кто к нам сегодня в гости пришёл? «ТУК-ТУК!» Кто там? (игрушка не видна) «АВ-АВ!» Кто же это, догадались? Правильно, СОБАКА. Заходи, собака, к нам в гости. Давайте поговорим с ней на собачьем языке: «АВ-АВ!»

«ТУК-ТУК!» Кто-то ещё пожаловал к нам в гости...

Игра продолжается со следующим персонажем. Побуждайте детей повторять за вами звукоподражания, слова и фразы. Для этого выделяйте предлагаемые для повторения слова в речи, задавайте вопросы.

В описании игры предложены разнообразные персонажи. Их количество, состав и продолжительность игры следует гибко варьировать в зависимости от того, какие игрушки есть у вас в наличии. Например, можно использовать ослика – ИА, козлика – БЕ, голубя – ГУЛИ-ГУЛИ, ворону – КАР, мышку – ПИ-ПИ, и др. Главное, чтобы эти персонажи издавали крики, доступные для подражания.

Советуем менять персонажей, постепенно увеличивать количество «гостей». При признаках утомления и потери у малышей интереса сверните игру.

 

На! Дай!

 

Цель : развитие подражания движениям (использование жестов «на», «дай») и речи взрослого – повторение слов НА и ДАЙ; повторение фраз НА МЯЧИК, ДАЙ КУБИК, НА ЛОЖКУ и т. д. в разных ситуациях (игровых и бытовых) с разными предметами.

Оборудование : игрушки – зайчик, мячик, кубик и др.

Ход игры : Продемонстрируйте детям игру с игрушечным зайчиком. Протягиваем зайцу маленький мячик со словами:

НА, зайка, МЯЧИК! На!

Затем просим у зайки мячик, сопровождая слова жестом – протягиваем руку, производим ладонью «просительное» движение по направлению к себе.

– А теперь попросим у зайки мячик: «Зайка, ДАЙ МЯЧИК! ДАЙ!»

Предложите малышам по очереди дать зайке мячик, затем попросить мячик. Такая игра проводится с самыми разнообразными игрушками и предметами (например, можно дать мишке кубик, кукле цветочек). Раздайте малышам игрушки и предложите повторить игру.

Эту игру можно продолжать в бытовых ситуациях. При этом дети учатся просить то, что им необходимо, у взрослых и сверстников, учатся делиться.

 






Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.027 с.