Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

В период психолого-педагогической практики



IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО

ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ АСПЕКТУ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ СТУДЕНТОВ

IV КУРСА

Цели, содержание и виды деятельности студентов

Диагностический и методический материал к практике

 

Методические рекомендации по составлению психолого-педагогической характеристики на подростка:

1. Фамилия, имя, отчество, возраст.

2. Образование.

3. Состав семьи.

4. Характер родителей, какое оказывают влияние на ребенка.

5. Особенности воспитания:

- гиперопека (мелочный контроль);

- постоянное восхищение и переоценка подростка;

- воспитание по типу жестких взаимоотношений;

- воспитание по типу «Золушки» (в условиях повышенной требовательности);

- правильное воспитание.

6. Отношения с родителями:

- взаимопонимание, сочувствие, сострадание;

- недоброжелательное, враждебное, агрессивное;

- стремление сделать назло, отсутствие брезгливости, неопрятности;

- утрата интереса к любой продуктивной деятельности.

7. Особенности личности:

- бурные реакции со злобностью и агрессией, упрямство, колебания настроения;

- состояние во время конфликта (покраснение лица, потливость, одышка);

- состояние после конфликта (расслабленность, вялость, плаксивость, длительная напряженность и озлобленность);

- наличие хмуро-недовольного настроения, жестокость, жажда власти, педантизм, аккуратность, льстивость;

- стремление «уходить» от любых трудностей, влечение к удовольствиям, лживость, лидерские тенденции;

- «жажда признания», стремление привлечь к себе внимание любым способом, склонность к фантазиям, капризность;

- замкнутость, невыразительность эмоций, немотивированность поступков;

- общительность, жажда деятельности;

- сформированность понятий добра и зла, дозволенности и недозволенности.

8. Внеклассные интересы:

- чтение, дискотеки, вид спорта, азартные игры, коллекционирование;

- отношение к животным;

- бесцельное времяпровождение;

- интерес к предлагаемой профессии;

- развитие трудовых навыков.

9. Нарушение поведения (с какого возраста):

- поведение и успехи в школе;

- отставание в обучении (по каким предметам), повторное обучение (в каких классах и почему);

- интеллектуальное развитие, нуждается ли в дополнительной педагогической работе, сравнительная оценка способностей и успеваемости;

- отношение к общественной работе, стремление добровольно включаться в дела, необходимые коллективу;

- соблюдение нравственно-этических норм, проявление настойчивости в достижении поставленных целей, стремление и умение преодолевать затруднения в учебе и недостатки в личном поведении;



- противоправное поведение;

- кражи;

- уходы и бродяжество (причины, частота, где ночует);

- алкоголизация, курение, наркотики и суррогаты;

- попытки к самоубийству.

10. Сексуальное поведение:

- сквернословие, онанизм, гомосексуализм, порнография, сексуальные эксцессы.

11. Наличие конфликтной ситуации дома, в школе, на работе, с группой подростков.

12. Общие и психологические рекомендации, в которых подчеркиваются основные достоинства и недостатки (трудности) формирующейся личности, анализируются их причины, намечаются направления возможного развития, оказания психологической поддержки и помощи.

Анкета на выявление отношения подростков к школе

И особенностей учебной мотивации.

(Анкета составлена кандидатами психологических наук

Вариант набора понятий, касающихся основных жизненных отношений, для школьников 8-16 лет

1. Отец. 9. Прошлое.

2. Я. 10. Мальчик (мужчина).

3. Жизненные цели. 11. Школа (любовь).

4. Учитель. 12. Семья.

5. Будущее. 13. Одноклассники.

6. Ученики (школа). 14. Мать.

7. Страх. 15. Вина.

8. Друзья. 16. Девочка (женщина).

 

Понятия, указанные в скобках, даются старшим подросткам 14-16 лет.

Тест двадцати утверждений (методика «Кто я?»).1

Инструкция. «Дайте, пожалуйста, 20 различных ответов на вопрос «Кто Я?», обращенный к самому себе. Пишите первое, что придет Вам в голову в ответ на данный вопрос, не заботясь о логике, грамматике или последовательности ответов. Работайте достаточно быстро, время работы ограничено».

Время работы 12 минут, однако о нем лучше испытуемому не сообщать.

Обработка результатов.

· Подсчитывается количество ответов, выявляющих работоспособность испытуемого и степень его рефлексивности.

· Выделяются и анализируются категории ответов, используемые испытуемым для самоописания. Наиболее часто встречаемые категории: личностные характеристики, увлечения и интересы, родственные узы и семейные взаимоотношения, социальные контакты, деловая (учебная) сфера, пол, возраст, внешность, интеллектуальные характеристики и т.д.



· Оценивается значимость упоминаемых категорий. Существует мнение, что наиболее значимыми для испытуемого являются первые пять ответов. Порядок следования категорий соответствует выраженности и значимости соответствующих признаков, однако этот тезис не является доказанным. О значимости ответов можно судить также по количеству ответов данной темы и по возврату к ней в самоописании.

· Оценивается временная направленность ответов. Направленность в будущее определяется наличием суждений, касающихся стремлений, желаний испытуемого, а также ответов с прилагательным «будущий» (например, «будущая мать», «будущий филолог»). О ретроспективной направленности свидетельствуют ответы, направленные на анализ прожитой жизни или ответы с прилагательным «бывший» (например, «бывшая отличница»).

· Подсчитывается индекс самоприятия испытуемого. Индекс самоприятия равен отношению всех положительных оценочных ответов ко всем оценочным ответам, встречаемым в самоописании испытуемого. Известно, что обычно индекс самоприятия подчиняется правилу «золотого сечения»: 66% - положительных ответов, 34% - отрицательных. Перевес оценочных ответов в ту или иную сторону свидетельствует о позитивном или негативном самоприятии.

 

Выявление уровня тревожности у подростков. 11

Особенность данной методики состоит в том, что человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Ее преимущество заключается в том, что она позволяет выявить области действительности, являющиеся для школьника основным источником тревоги.

Инструкция. Ниже перечислены ситуации, с которыми Вы часто сталкиваетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для Вас неприятными, вызвать волнение, беспокойство, тревогу, страх. Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите кружков одну из цифр справа: 1, 2, 3, 4.

Если ситуация совершенно не кажется Вам неприятной, обведите цифру – 0.

Если она немного волнует, беспокоит Вас, обведите цифру – 1.

Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что Вы предпочли бы избежать ее, обведите цифру – 2.

Если она для Вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, страх, тревогу, обведите цифру – 3.

Если ситуация для Вас крайне неприятна, если Вы не можете перенести ее и она вызывает у Вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх, обведите цифру – 4.

Ваша задача – представить себе как можно яснее каждую ситуацию и обвести кружком ту цифру, которая указывает, в какой степени эта ситуация может вызвать у Вас опасение, беспокойство, тревогу или страх.

Текст методики

1. Отвечать у доски 0 1 2 3 4
2. Пойти в дом к незнакомым людям 0 1 2 3 4
3. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах 0 1 2 3 4
4. Разговаривать с директором школы 0 1 2 3 4
5. Думать о своем будущем 0 1 2 3 4
6. Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить 0 1 2 3 4
7. Тебя критикуют, в чем-то упрекают 0 1 2 3 4
8. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи) 0 1 2 3 4
9. Пишешь контрольную работу 0 1 2 3 4
10. После контрольной учитель называет отметки 0 1 2 3 4
11. На тебя не обращают внимание 0 1 2 3 4
12. У тебя что-то не получается 0 1 2 3 4
13. Ждешь родителей с родительского собрания 0 1 2 3 4
14. Тебе грозит неудача, провал 0 1 2 3 4
15. Слышишь за своей спиной смех 0 1 2 3 4
16. Сдаешь экзамены в школу 0 1 2 3 4
17. На тебя сердятся (непонятно почему) 0 1 2 3 4
18. Выступать перед большой аудиторией 0 1 2 3 4
19. Предстоит важное, решающее дело 0 1 2 3 4
20. Не понимаешь объяснений учителя 0 1 2 3 4
21. С тобой не согласны, противоречат тебе 0 1 2 3 4
22. Сравниваешь себя с другими 0 1 2 3 4
23. Проверяются твои способности 0 1 2 3 4
24. На тебя смотрят как на маленького 0 1 2 3 4
25. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос 0 1 2 3 4
26. Замолчали, когда ты подошел (подошла) 0 1 2 3 4
27. Оценивается твоя работа 0 1 2 3 4
28. Думаешь о своих делах 0 1 2 3 4
29. Тебе надо принять для себя решение 0 1 2 3 4
30. Не можешь справиться с домашним заданием 0 1 2 3 4

 

Методика включает ситуации трех типов:

1) ситуации, связанные со школой, общением с учителями;

2) ситуации, актуализирующие представление о себе;

3) ситуации общения.

Соответственно, виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены так: школьная, самооценочная, межличностная. Данные о распределении пунктов шкалы представлены в следующей таблице.

Вид тревожности Номер пункта шкалы
Школьная
Самооценочная
Межличностная

 

Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные показатели интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале – общего уровня тревожности.

В нижеследующей таблице представлены данные, позволяющие сравнить показатели уровня тревожности в различных половозрастных группах.

Уровень тревожности Группа учащихся Уровень различных видов тревожности (в баллах)
класс пол общая школьная самооц. межличн.
1.Нормальный ж 30-62 7-19 11-21 7-20
м 17-54 4-17 4-18 5-17
ж 17-54 2-14 6-19 4-19
м 10-48 1-13 1-17 3-17
ж 35-62 5-17 12-23 5-20
м 23-47 5-14 8-17 5-14
2. Несколько повышенный ж 63-78 20-25 22-26 21-27
м 55-73 18-23 19-25 18-24
ж 55-72 15-20 20-26 20-26
м 49-67 14-19 18-26 18-25
ж 63-76 18-23 24-29 21-28
м 48-60 15-19 18-22 15-19
3. Высокий ж 79-94 26-31 27-31 28-33
м 74-91 24-30 26-32 25-30
ж 73-90 21-26 27-32 27-33
м 68-86 20-25 27-43 26-32
ж 77-90 24-30 30-34 29-36
м 61-72 20-24 23-27 20-23
4. Очень высокий ж > 94 > 31 > 31 > 33
м > 91 > 30 > 32 > 30
ж > 90 >26 >32 >33
м > 86 > 25 > 34 >32
ж > 90 >30 >34 >36
  м > 72 > 24 > 27 > 23
5.«Чрезмерное спокойствие» м < 30 < 7 <11 < 7
ж < 17 < 4 < 4 < 5
  м < 17 < 2 < 6 < 4
ж < 10 - - < 3
  м < 39 < 5 < 12 < 5
ж < 23 < 5 < 8 < 5

 

.

 

 

План психологической характеристики учебного коллектива

Количество учащихся, половозрастной состав. Социальный паспорт коллектива.

1. История формирования коллектива.

2. Учебная деятельность класса: характеристика взаимоотношений, возникающих в учебной деятельности (успеваемость, поведение на уроках, общение, взаимопомощь, общий уровень умственного развития, ведущие мотивы учения).

3. Психологический климат в коллективе.

4. Межличностные отношения в коллективе:

- характеристика официальной структуры;

- сплоченность группы;

- уровень развития коллектива.

5. Характеристика эмоционально-волевой сферы класса, познавательных особенностей, личностных качеств.

6. Жизнь коллектива вне учебных занятий. Связь родителей с жизнью класса.

7. Личные и профессиональные качества классного руководителя. Управление коллективом.

8. Статус, достижения, особенности класса в масштабе школы. Участие в общественной жизни школы.

9. Конфликты среди учащихся, в системе учащийся-учитель, психологическая природа и способы разрешения конфликтов.

10. Возрастные психологические особенности коллектива класса. Указать, какие психологические проявления учащихся вы относите к возрастным особенностям.

11. Специфические черты данного коллектива, которые Вы можете выделить на основе анализа и обобщения всего изученного материала.

12. Предложение по созданию благоприятного психологического климата в данном коллективе учащихся.

Методика изучения межличностных отношений в классе. 1

IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО

ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ АСПЕКТУ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ СТУДЕНТОВ

IV КУРСА

Цели, содержание и виды деятельности студентов

в период психолого-педагогической практики

Цели:

- развитие у студентов психологического мышления;

- формирование навыков изучения и составления психологической характеристики личности учащегося и классного коллектива;

- овладение умениями психологической диагностики, направленной на выявление личностных особенностей подростков;

- приобретение навыков оказания психологической помощи подросткам в самопознании, самовоспитании, самообразовании.

 

Содержание и деятельность студентов в период практики:

1. Изучение класса, в котором студент проходит психологическую практику..

2. Составление психологической характеристики ученического коллектива.

3. Изучение личности нормального и «трудного» подростка (педагогически запущенного) и составление психологической характеристики данных подростков.

4. Проведение развивающих, психопрофилактических занятий, направленных на самопознание, саморазвитие, самообразование подростков.

5. Чтение лекции для родителей по проблеме гармонизации родительско-детских отношений.

 

Основные личностные новообразования подросткового возраста

Подростковый возраст – этап онтогенеза, охватывающий период от 10-11 до 13-14 лет, совпадающий в современной российской школе со временем обучения детей в V-VIII классах школы. Начало подросткового возраста характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых являются стремление к общению со сверстниками, стремление утвердить свою самостоятельность, независимость, автономию. Основная особенность подросткового периода – резкие, качественные изменения, затрагивающие стороны развития. Однако необходимо учитывать, что время появления тех или иных психологических особенностей может значительно варьировать у конкретного школьника: проходить раньше или позже.

Центральное личностное новообразование подросткового возраста – становление нового уровня самосознания, Я-концепции, характерной чертой которого является чувство взрослости – отношение подростка к самому себе как взрослому, желание показать свою «взрослость» другим, стремление быть признанным в мире взрослых. Постоянный контроль со стороны взрослых, требование подчинения и послушания, зависимость и опека, от которых подросток всеми силами стремится освободиться – весьма существенные факторы в образовании подросткового кризиса, в появлении различных форм протеста.

Существенным признаком нового уровня самосознания является также «открытие» подростком своего внутреннего мира, возникновение интереса к себе, способности и потребности в познании самого себя, свое сходство с другими людьми и свое отличие – уникальность и неповторимость. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению и самоанализу. Самооценка подростка зачастую базируется не на оценке взрослых, а на собственной оценке своих личностных свойств и качеств. Подростковый возраст можно считать сензитивным периодом в развитии личностной рефлексии.

В подростковый период происходит расширение жизненного пространства, социального окружения. Это, прежде всего, проявляется в возникновении особого комплекса потребностей, выражающегося в стремлении выйти за рамки школы и приобщиться к миру взрослых. Возникает осознанная связь будущего и настоящего, старший подросток перестает смотреть на будущее с позиции настоящего, начиная рассматривать настоящее из будущего. Отсутствие отдаленной ориентации часто сочетается с задержками и отклонениями в развитии личности подростка.

Для внутренней позиции подростка становится очень значимой новая потребность – найти и занять удовлетворяющее его положение в группе сверстников, завоевать авторитет, уважение, симпатию и внимание товарищей. Это ведет к повышению реакции конформности подростка по отношению к подростковой компании, к усилению реакции группирования и имитации (подражания кому-либо из сверстников). Чувство принадлежности к «подростковой» общности и определенной группе внутри этой общности, часто отличающейся не только интересами и формами проведения досуга, но и одеждой, языком и т.п., имеет существенное значение для развития личности подростка, влияя на формирующиеся у него нормы и ценности. Для подросткового возраста характерно господство детского сообщества над взрослым. Здесь складывается новая социальная ситуация развития. Общение со сверстниками – ведущий тип деятельности в этом возрасте. В этот период учебная деятельность для подростка отступает на задний план.

Для понимания подросткового возраста, выбора правильного направления и форм работы необходимо иметь в виду, что этот возраст относится к так называемым критическим периодам жизни человека. Кризис характеризуется ломкой старых привычек, стереотипов, распадом сформировавшихся ранее структур и построением новых отношений, формированием новых структур и т.п.

В психологической литературе описаны два основных пути протекания возрастных кризисов. Первый, наиболее распространенный, - кризис независимости. Его симптомы – строптивость, своеволие, упрямство, негативизм, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, ранее выполнявшимся, ревность к собственности (требование подростка не трогать ничего у него на столе, не входить в его комнату, а главное – «не лезть в душу»). При этом важно иметь в виду, что интенсивность кризисных симптомов и способы их выражения достаточно различны.

Другой тип подросткового кризиса – кризис зависимости. Его симптомы – чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, регресс к старым интересам, вкусам, формам поведения. Подросток утверждает позицию «Я ребенок и хочу остаться им». С точки зрения развития наиболее благоприятным оказывается протекание подросткового кризиса в форме кризиса независимости. Второй тип кризиса может привести к затяжной инфантильной позиции «ребенка», характеризующей человека в период молодости и в зрелом возрасте.

Подростковый период знаменует собой переход к взрослости и особенности его протекания накладывают отпечаток на всю последующую жизнь.

Итак, основные психологические новообразования подростка составляют:

- чувство взрослости, стремление к самостоятельности, становление нового уровня самосознания;

- потребность в общении, потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющей личностный смысл;

- критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа;

- трудности роста, половое созревание, сексуальные переживания, интерес к противоположному полу;

- повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность.

 






Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.016 с.