Устав Иерусалимский или св. Саввы — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Устав Иерусалимский или св. Саввы

2017-05-14 469
Устав Иерусалимский или св. Саввы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Этот Типик есть изображение богослужебной жизни и мо­настырской традиции палестинских монастырей в классиче­скую эпоху их жизни. Он связывается с именем св. Саввы и знаменитою его Лаврою в 18 км от Иерусалима в направле­нии к Мертвому морю, в долине Кедронского потока. Если он и не является произведением самого знаменитого подвижни­ка, то, во всяком случае, отображает быт его Лавры и дух его преданий и наставлений. Сам св. Савва умер в 532 г. Нравст­венный авторитет его был очень высок. Его вызывали к себе патр. Иерусалимский и патр. Константинопольский в тревож­ное время оригенистских споров в монашеской среде. С ним предание связывает также имя Леонтия Византийского, одно­го из видных писателей того времени. Что св. Савва ввел ка­кой-то устав в свои обители[96] не подлежит сомнению. Под влия­нием каких монастырских традиций был этот устав составлен, неизвестно. Вероятно, на него влияли устав преп. Пахомия и св. Василия Великого. Но никаких следов от того первона­чального списка его типика до нас не дошло. Все то, что мы имеем — продукт гораздо более позднего времени. Судя по преданию, которое печатается в виде предисловия к тепереш­нему Уставу св. Саввы, устав был Саввою принят от преп. Евфимия Великого и Феоктиста, а ими от преп. Харитона, славных палестинских сподвижников. После разорения Лав­ры св. Саввы, устав был восстановлен по памяти патр. Иеру­салимским ев Софронием, а потом Иоанном Дамаскиным, ко­торый сам долго в Лавре подвизался.

Первоначальная редакция устава св. Саввы была весьма краткой. В ней преобладали, как и вообще в уставах того времени, дисциплинарные правила для монахов над бого­служебной частью. О более поздней редакции устава св. Саввы можно судить по “Тактикону” Никона Черногорца, монаха на Черной Горе близ Антиохии, из второй половины XI и первой XII в. Никон знал хорошо современные ему уставы, — студийский, иерусалимский, афонский и др., срав­нил их и, благодаря этим его записям, можно себе соста­вить представление о не дошедших до нас редакциях уста­вов того времени. У Никона было тяготение к общежитию; он его предпочитал келлиотскому типу жизни. Во времена Никона устав св. Саввы еще не был так разработан, как впоследствии, в частности в нем еще не было так наз. “Мар­ковых глав.”

Если сравнить оба устава, так долго между собою конку­рировавших — Студийский и Иерусалимский — то можно ясно представить себе их разности и особенности. Надо иметь в виду сказанное о характере жизни в одном и другом. Если Студийский устав написан для монахов, живущих в одной ог­раде, в городе, под непосредственным наблюдением одного игу­мена и разработанного иерархического начала, то в Лавре св. Саввы пустынники были разбросаны по своим пещерам и со­единялись в Великую Церковь только под большие праздники или для причастия в воскресный день, и были больше предос­тавлены себе самим. Кроме того, конечно, местные студий­ские или иерусалимские воспоминания налагали свой отпеча­ток на структуру этих уставов.

Тут таблица, привести в порядок

 

В Студийском Уставе: В Иерусалимском уставе:
нет всенощных, кроме последо вания Великого Канона, нет великого славословия на утрени, преобладание студийской гимно графии, преобладание своих, студийских воспоминаний, как то: 1. IX муч. Ермогена, Евода, Каллиста, так как мощи их по­чивают в монастыре, 16. IX. Евиота Студийского, 11. XI. преп. Феодора Студита с попразднеством ему на следующий день. 22. XI. Фаддея Студийского, 26. I. перенесение мощей преп. Феодора Студита, 15. VI. Иосифа Солунского, 20. VI. патриция Студия,   нет малой вечерни, нет часов в праздники и воскресные дни, кафизм меньше, ежедневная литургия Преждеос вященных Даров, нет Марковых Глав, вообще службы короче, есть всенощные,   есть великое славословие, преобладание своих, савваитских авторов,     есть малая вечерня, есть часы, кафизм больше, только в среду и пятницу,   есть Марковы Главы, службы длиннее

Да и в отношении оглавления эти типики тоже различны:

 

1. Тропарный устав 1. Общая часть

2. Синаксарный устав 2. Синаксарный устав

3. Дисциплинарный устав 3. Триодный устав

4. Общая часть 4. Марковы главы.

 

Кроме того, конечно, различны были и расписания апо­стольских и евангельских чтений по тому и другому уставам.

Устав Святогорский

Значение св. Горы Афона столь велико в развитии вос­точного монашества, что этому Уделу Божией Матери долж­но было принадлежать и видное место в отношении бого­служебного устава. Не будучи формально разделено на ор­дена, как на Западе, восточное монашество фактически само распределилось по разным течениям своего развития, и афон­ское монашество в этом смысле имеет свое, совершенно особое место.

Первоначальное монашество на Афоне было пустынни­ческое, то есть индивидуальное, а потому ни о каком Типи­ке оного говорить не приходится. Преп. Петр Афонский спа­сался в пещере, современники его и ученики, если и видели вокруг себя последователей, то не думали о составлении каких бы то ни было правил для них. Позднее, во времена импер. Иоанна Цимисхия и Константина Мономаха, афон­ские уставы не имели литургической части. В конце Х века на Афоне появляется крупная личность устроителя свято-горского общежительного монашества, св. Афанасий, наса­дитель правил и устава. Он принес с собою в виде краткого начертания устав Студийский, но с известными дополне­ниями и переработками. Потом проникает в афонские мона­стыри и устав Иерусалимский; в XI—XII вв. происходит борьба двух типиков. Иверский монастырь принимает иеру­салимский устав. Св. Савва Сербский вводит в Хиландаре смешанный порядок, иерусалимско-афонский. За этим Ватопед, Кутлумуш и др. монастыри принимают иерусалим­ские обычаи. Характерным для афонского богослужения то­го времени было широкое развитие келейного правила и специальные “скитские” аскетические постановления.

Устав Великой Церкви

Константинополь был “оком вселенной,” по слову св. Гри­гория Богослова. Его голос звучал особенно сильно во всех отношениях, и к нему прислушивались все. Точно так же и в отношении к богослужению место его было очень значитель­но. Его Великая Церковь, то есть храм св. Софии, кафедраль­ный храм Константинопольских патриархов, был очагом осо­бой литургической культуры. В нем богослужение отправля­лось с особою торжественностью и исключительной точностью. Он имел и свой особый устав, приуроченный к его специаль­ным условиям. На нем отразились влияния устава Царского Двора Самый типик Великой Церкви был найден проф. Дмит­риевским только в 1895 году и напечатан в его докторской диссертации

Характерной особенностью этого богослужебного устава является отсутствие дисциплинарной части, что вполне по­нятно, так как он не относится к монастырю, а к кафедрально­му храму. Преобладают патриаршие и царские выходы и опи­саны церемонии, связанные с этим. Преобладают и так наз. “песенные последования,” выходы с литией на поле, то есть вне храма, на площади и на улицы и даже за город для со­вершения молебствия по случаю народных бедствий, нападе­ний врагов или в благодарность за избавление от таковых. Характерна литургия в Великую Пятницу в случае совпаде­ния с Благовещением. Диаконы имели право совершать про­скомидию. Был чин умовения ног беднякам царем.

В смысле оглавления синаксарь предшествует триодному уставу.

Евергетидский устав

Несколько особое место в ряду типиков занимает и так наз. Евергетидский устав. Это Типик монастыря Пресв. Бо­городицы Евергетиды или Благодетельницы. Основан был этот монастырь вблизи Константинополя в 1048 году. Сна­чала маленький монастырек, трудами второго своего настоя­теля Тимофея, был приведен в образцовый вид, ему дан был особый устав, который окончательно сформировался около половины XII века. Этот устав, главным образом, касается служения литургии; о канонах и стихирах в нем мало гово­рится. Он представляет собою до известной степени компи­ляцию разных уставов. В главном он находится под влияни­ем Константинопольского устава Великой Церкви, но так как устав последней является типичным уставом кафедраль­ного храма, регулятором патриарших служб, торжествен­ных процессий и пр., то все это не подходит к уставу ма­ленького загородного монастыря. Поэтому в нем многое и от Студийского типика, но так как время его составления было уже временем распространения иерусалимских обы­чаев, то эти последние тоже нашли в нем свое отражение. Но, опять-таки, некоторых типичных иерусалимских служб, как то; Обновления Храма (13. IX), Стефана Савваита (28. X), Обновления Храма великомуч. Георгия (3. XI), преп. отцов, избиенных в Лавре св. Саввы (20. III), явления Креста в Иерусалиме (7. V), мы в этом уставе не встречаем. Но не встречаем, с другой стороны, и таких типично константино­польских последований и памятей, как то: константинополь­ских патриархов Александра, Иоанна, Павла (30. VIII), Маркелла игумена (29. XII), Матроны Константинопольской (9. XI), Праздник Креста (1. VIII). Этот устав знает “агрипнии” (бдения) под великие праздники.

6. “Марковы Главы”

Некоторые уставы, уже в более позднюю пору своего существования, когда количество праздничных памятей стало возрастать до того, что надо было при сочетании их и сов­падении подвижных с неподвижными установить какие-то правила для этого, стали вводить особые правила, касающие­ся этих комбинаций служб. Только что упомянутый Еверге­тидский устав знал такие правила, не носившие еще осо­бого названия. В последующих редакциях действующего ти­пика эти правила получили особое название “Марковых Глав.” Они обозначаются на полях устава особой сиглой “МРК.” Но эти “главы” не составляют принадлежности толь­ко иерусалимского устава. Появились они сначала в Студий­ском типике. Может быть, они принадлежат Марку, еп. Идрунтскому (Отрантскому) из IX—Х вв., но, как говорит Мансветов, “его участие не имеет за собою твердой исторической опоры” (стр. 222).

 

Марковы Главы прошли через три редакции в своем грече­ском тексте:

 

  • краткая, студийская;
  • краткая же, иерусалимская, заимствованная из сту­дийской практики, но дополненная иерусалимскими особен­ностями;
  • иерусалимская, пространная, со многим количеством статей.

 

Наша славянская редакция значительно дополнила гре­ческую, так как ввела в устав сочетание обычных памятей со сла­вяно-русскими, как то: Покров, св. Петра Московского (21.XII) с неделею свв. отец, св. Саввы Сербского с отданием Богоявле­ния и т. д. В греческой редакции до 95 глав; а славяно-рус­ской — 114.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.