Общие замечания о субкультуре футбольных фанатов — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие замечания о субкультуре футбольных фанатов



В настоящий момент можно говорить о том, что не существует самостоятельных национальных субкультур футбольных фанатов. Да, существуют некоторая национальная специфика, те или иные практики, отличные от практик фанатов других стран, варианты сленга. Но все это, можно списать на различия разных народов в темпераменте, культурных традициях и т.д. Тем не менее, на мой взгляд, не стоит говорить о существенном, принципиальном отличии разных национальных фанатских субкультур.

Из-за широкого освещения футбола телевидением и прессой, а также в результате постоянных контактов фан-групп из разных стран, произошло создание общемировой фанатской субкультуры.

Россия практически не участвовала в процессе создания этой субкультуры. Фан-движение в России возникло в тот момент, когда эта субкультура уже существовала. Кроме того, можно говорить, что именно факт существования такой субкультуры и породил фан-движение в России. Оно возникло для того, чтобы воспроизводить эту субкультуру.

Таким образом, данное культурное явление стало на стадии своего возникновения почти 100-процентной культурной инсценировкой. В пользу этого тезиса можно привести целый ряд аргументов. Во-первых, в России до 70-х годов 20 века никогда не существовало какого-либо аналога данной субкультуры. Во-вторых, популяризация данной субкультуры связана, во многом, с деятельностью СМИ. До тех пор, пока субкультура футбольных фанатов не стала объектом интереса электронных СМИ, она развивалась слабо. По мере повышения интереса к ней, ее развитие становилось все более бурным. В-третьих, не случайно, что фан-движение в России зародилось в Москве и Санкт-Петербурге – в тех городах, которые наиболее восприимчивы к западным культурным явлениям и западному образу жизни. В-четвертых, провинция до сих пор слабовосприимчива к этой субкультуре. Фанатское движение в провинции до сих пор существует лишь в зародыше, даже в тех городах, чьи команды удачно выступают в национальном первенстве или в европейских кубковых турнирах. В-пятых, средний возраст участников 15-25 лет, то есть они наиболее восприимчивы к новой культуре и готовы к изменению культурных стереотипов. Число аргументов можно продолжить.

Хотя фан-движение в России возникло для того, чтобы воспроизвести уже существовавший культурный эталон, состав участников оказался принципиально другим, чем на Западе. Фан-движения на Западе объединяют людей, средний возраст которых около 26-40 лет, люди уже твердо стоят на ногах в этой жизни. Средний возраст российских фанатов 15-25 лет. Наверное, существует принципиально разная система мотивации участия, но это тема отдельного исследования. Правда, почти все лидеры намного старше по возрасту (начинали в 70-80-х годах).



Фанатская субкультура принципиально оппозиционна по отношению к общей культуре общества, так как нацелена на создание собственного стиля жизни, но не конфликтна. Редкие конфликты (столкновение фанатов с милицией), если и возникают, то, как правило, не по инициативе футбольных фанатов. Весь потенциал конфликта выплескивается внутри субкультуры, на другие фан-движения.

Если говорить о взаимоотношениях субкультуры футбольного фанатизма с другим субкультурам, например, музыкальными, то также заметна одна, вполне логичная закономерность. Субкультура футбольных фанатов оказалась вполне приемлемой для представителей целого ряда других субкультур: скинов, киноманов, алисоманов, панков и т.д. Как правило, это "агрессивные" субкультуры, предстаители которых предпочитают конфликтное существование с представителями других субкультур, с органами правопорядка, делают вызов обществу и т.д. Такое объединение вполне логично, так как субкультура футбольных фанатов также агрессивна, поэтому представители других субкультур чувствуют себя в ней также или почти также комфортно, как и в собственной субкультуре.

Особая тема – футбольные фанаты и национализм. В истории довольно много примеров тому, что фанаты многих команд близки к крайнему национализму или даже фашизму. Не исключение и российские фанаты, многие из которых поддерживают националистические идеи. В качестве свежего примера, реакция ряда фанатов на бомбовые удары НАТО по Югославии. Форма протеста была очень резкой (антиамериканские лозунги, сжигание флагов и т.д), а ради успеха этих акций объявили перемирие даже непримиримые враги – фанаты "ЦСКА" и "Спартака".



Коллективные действия

Коллективных действия футбольных фанатов настолько разнообразны, что описать их все в этой статье достаточно затруднительно. Вполне уверенно можно говорить о том, что это ключевой компонент всей фанатской субкультуры. Сленг и атрибутика служат лишь вспомогательным средством для осуществления действия. Выполнение определенного набора действий – главное и необходимое условие для того, чтобы человек мог считать себя принадлежащим к фан-движению. Прежде всего, это "выезды". Если фанат перестает ездить вместе в командой в другие города, он перестает быть фанатом и каким бы интенсивным не было бы его домашних матчей – это не оправдание. Также фанат должен уметь совершать коллективное действия, популярные в фан-движении. Разумеется, не существует какой-либо "школы", тренеровок и чего-либо подобного, где фанаты тренеруют выполнение коллективных действий. И когда наши "профессионалы"- комментаторы заявляют, что фанаты собрались за 2 часа до начала матча на стадионе, чтобы "распеться" или потренировать свое взаимодействие, то это не соответствует действительности. То, что фанаты за час до начала матча начинают осуществлять какие-то действия, связано или с тем, что они поддерживают свою команду, которая вышла на разминку, или им просто стало скучно.
Вообще же, смысл приходить на стадион за час или два до начала матча, во-первых, в том, чтобы иметь возможность встретить команду, приезжающую на стадион. Во-вторых, чтобы в очередной раз продемонстрировать свое отличие от остальных болельщиков. А, в-третьих, в том, что если прийти на ажиотажный матч, например, "Зенит" - "Спартак" на фан-сектор стадиона даже за час, можно просто не попасть на стадион. Фанаты – мастера проходить на стадионы "на халяву", а вместимость фан-секторов стадиона значительно меньше числа желающих на нем побывать. Коллективные действия отрабатываются непосредственно во время матчей. Обычно репертуар действий ограничен, поэтому фанаты, постоянно приходящие на стадион, его быстро разучивают. В то же время когда появляется какая-то новое действие, то это легко заметить, потому что первое время ее выполнение получается не слишком удачно. Действия обычно состоят из определенного набора движений, осуществляемого под ритм, который задается фанатскими песнями или так называемыми "кричалками". Их главное отличие друг от друга - длительность. Песня состоит из нескольких куплетов, положенных на мотив какой-нибудь известной песни. В репертуаре фан-групп, как правило, всего 4-5 настоящие песни. А "кричалка" – это просто один (реже 2-3) куплета, рифмованных ритмом или словами. Их можно разделить на хвалебные (в адрес своей команды, какому-либо ее игроку в отдельности или тренеру) и ругательные (в адрес судьи, команды-противника и т.д.).

В отличие от России на Западе просто не умеют, что-то кричать, они всем стадионом поют! У англичан нет кричалок из 2-3 куплетов, которые сначала орет (именно орет, как это происходит на наших стадионах) один сектор, а потом другой(чаше бывает, что один сектор «заводит» одно, а соседний другое). Там все настолько слажено, что наши приезжая в Европу сильно удивляются, как 20-30 тысяч человек поет(!) одну песню, ни кто не лезет в перед и ни кто не отстает. Конечно, некоторые песни не очень понятны русскому уху. Например в Англии популярно петь счет в матче (назло приезжим болельщикам) или у фанатов лондонского Челси гимном фанатов является песня с названием «Blue Boys» (голубые парни, голубой - цвета команды). Вообще, с футбольным фанатизмом связан определенный стиль жизни, привлекательность которого оказывается для многих одним из главных стимулов к вступлению в фан-движение. Наиболее ярко этот стиль жизни проявляется во время поездок в другие города.

Вот некоторые песни фанатов одной известной команды:

Гимн

Ничего на свете лучше нету

Чем бродить бомжам по белу свету.

Нам бы видеть двери гастронома

И ДИНАМО в ранге ЧЕМПИОНА !!!

 

Мы свое призванье не забудем,

За ДИНАМО фанатеть мы будем.

Нам ни водка, ни чужие жены

Не заменят сектор стадиона.

 

Наш ковер - футбольная поляна,

Наши стены - стадион Динамо,

Наша крыша едет год от года,

И в крезе всегда полно народа.

 

И мы верим свято и упрямо

В наш московский СУПЕРКЛУБ ДИНАМО,

В то, что знамя БЕЛО-ГОЛУБОЕ

Будет развиваться над Землею!!!
***

Мы в такие шагали дали,

Что не очень то и дойдешь.

Мясников по Москве гоняли

Невзирая на снег и дождь.

Мы в руках у ментов не плачем,

В КПЗ почти не сидим -

Мы динамовские фанаты

Цвета белого с голубым.

Мы динамовские фанаты

Цвета белого с голубым.

 

Говорят, что в последнее время

Бело-синих пропал и след,

Что почти по всей Ярославке

Бело-синих в помине нет.

Говорят, на далекий остров

Подались они навсегда

Только я заявляю прямо -

Это полная ерунда.

Только я заявляю прямо -

Это полная ерунда.

 

Бело-синих не стало меньше,

Просто в гвалте последних мод

Слишком многие позабыли

О походах былых времен.

И они поснимали розы,

И укрылись в домах своих -

И вот теперь почти невозможно

С ними встретиться на пути.

И вот теперь почти невозможно

С ними встретиться на пути.

 

Но однажды все будет иначе -

Мы вернемся на горе врагов.

На трибунах заплещет море

Бело-синих родных цветов

Мы приедем в ваш жалкий город

За победой не раз и не два -

Мы охотники за удачей,

Мы фанаты Динамо Москва.

Мы охотники за удачей,

Мы фанаты Динамо Москва.

Мы-мы-мы-мы охотники за удачей,

***
Я по свету не мало хаживал,

Слышал песни в чужих городах.

Пил вино на чужих я праздниках,

Видел радость в чужих глазах.

Но тобой лишь привык я гордиться,

Только ты мое счастье и боль

Если б мог я еще раз родиться,

Все равно бы остался с тобой.

Если б мог я еще раз родиться,

Все равно бы остался с тобой.

Я люблю новогорские рощи,

И петровский наш парк дорогой,

Стадиона Динамо площадь

И на поле футбольном бой.

И врагу никогда не добиться,

Чтоб склонилась твоя голова -

Дорогое Динамо Столицы,

Золотое Динамо Москва!

Футбольные хулиганы

«Футбольные хулиганы» («hooligan’s», «хулсы», «казуалы», «ультрас») – наиболее активные и агрессивные члены движения футбольных фанатов, составляющие от 5 до 10 %. В целом их численность невелика – от 20 до 50 человек в группе. Каждый футбольный хулиган получает номерную символику, в случае утраты которой член группировки может быть подвергнут различным санкциям, вплоть до исключения из числа фанатов.

К данной категории предъявляются определенные требования. Так, «хулиганы» обязаны постоянно совершать выезды на игры своей команды, особенно в те города, где есть фан-движения, которые враждебно настроены по отношению к ним и команде, для того чтобы участвовать в драках. В столкновениях фанатов двух команд самоцелью представляется не только драка, но и получение своеобразных трофеев, которыми в данном случае выступают атрибуты враждебной команды. Поэтому особой гордостью у представителей данного направления является эмблема враждебной команды, лоскут которой завязывается на запястье руки или пришивается к эмблеме команды, как правило, к шарфу болельщика. Положительно на авторитете фаната могут сказаться даже травмы, полученные в ходе драки с фанатами враждебных клубов. С целью избежания опознания сотрудниками правоохранительных органов среди российских футбольных хулиганов была принята английская культура «casual». Казуалы не выделяются внешним видом среди обычных болельщиков, но по характеру совершаемых действий ничем не отличаются от футбольных хулиганов. Группировки футбольных хулиганов – казуалов называются следующим образом: моб, фирма (firm), банда, бригада. Предложенная англичанами модель мобильной, сравнительно немногочисленной боевой группы, способной эффективно решать как широкомасштабные (объединившись с родственными фирмами), так и локальные задачи, до сих пор неизменна.

Представляется, что отправной точкой, с которой началось фан-движение в России вообще, служит 1972 г., когда в Москве на матче «Спартак» – «Днепр» на трибуне стадиона были замечены первые болельщики с шарфами, символизировавшими цвета футбольного клуба «Спартак». С середины 70-х гг. у футбольных фанатов появляется своя атрибутика, болельщики собираются вместе в определенном секторе, скандируют речовки и т. д. Правоохранительные органы внимательно наблюдали за развитием событий, а в газетах стали появляться обличительные статьи. «Футбольные хулиганы», «пьяные юнцы» – эти формулировки становятся журналистским штампом. В борьбу с фанатами вступают и футболисты. В их опубликованном обращении к болельщикам содержались просьбы не употреблять алкоголь на стадионах, не хулиганить.

В то время значительное число российских любителей футбола назывались просто болельщиками. Но постепенно все большее их количество (особенно молодежь) стало относиться к футболу как средству выражения своей индивидуальности и, будучи изолированными от остального мира, имея лишь самое поверхностное представление о фан-культуре зарубежных стран, формировало свою собственную российскую субкультуру.

Фанатские войны

Если обратиться к опыту зарубежного футбольного фанатизма, то для европейских обществ это одна из наиболее серьезных проблем, связанных с футбольными фанатами. Массовые побоища, которые устраивают фанаты различных клубов и сборных (особенно в этом преуспели английские, немецкие и латиноамериканские футбольные фанаты), заканчиваются десятками раненых, разгромленными магазинами и даже убитыми. Британия, и в частности Англия всегда считались родиной футбольного насилия, и многие верят, что эта идея составляла лучший экспорт Британии. Драки на футбольных матчах были обыденным явлением со дня создания футбола, но стали более четким понятием в Британии 60-х. К тому времени путешествовать по стране стало намного легче, а у парней появилось больше денег в кошельках, что, в свою очередь, позволило им следовать своей команде. В 60-х часто можно было заметить группы фанов, вычислявших врагов, а например на стадионе Shed в Челси парни проводили больше времени в драке, нежели в созерцании футбола. Да, 60-е и 70-е увидели много насилия на трибунах, а кроме того - это была эра скинхедов. Наиболее крутые инциденты тех лет лежат на совести знаменитой "Красной Армии", которая поддерживала МЮ (Манчестер Юнайтед). Англичане сейчас без сомнения самые лучшие в Европе, несмотря на то, что кое-где им пришлось туго и они проиграли битвы. Поэтому на любом важном турнире можно увидеть англичан, устраивающих беспорядки и драки. Правда, такие страны как Польша считают, что их хулиганы лучше, потому что им удалось погнать англичан, но они забывают, что им надо доказать свое превосходство на выезде. Насилие достигло своего пика в 1985 году, когда после побоища на стадионе Хейзель, английские клубы были отстранены от евротурниров до 1990 года. В то время проблема хулиганизма, от которой Англия страдала многие годы появилась и в других странах, а фаны английских клубов стали все чаще подвергаться атакам враждебных хулиганов во время выездов за границу.

Интересно, что обычно фанатские войны возникают в трех видах случаев.

Во-первых, между фанатами команд, расположенных в одном городе. Например, известны напряженные отношения между фанатами миланских "Интера" и "Милана", римских "Ромы" и "Лацио", мадридских "Реала" и "Атлетико", московских "Спартака" и "ЦСКА" и т.д. Этот факт довольно легко объяснить, во-первых, борьбой за различные ресурсы, а во-вторых, тем, что фанаты этих команд слишком часто сталкиваются между собой. Когда команды базируются в разных городах, их фанаты сталкиваются всего 2-3 раза в год, а если в одном – то каждый день. Поэтому мелкие стычки постепенно перерастают в стойкую взаимную неприязнь.

Во-вторых, между традиционными городами-соперниками. Почти в каждой стране существуют города или регионы, отношения которых либо исторически сложны, либо эти города являются конкурентами в какой-либо области общественных отношений. Из наиболее известных примеров можно привести отношения Мадрида и Барселоны, или Мадрида и Бильбао (неофициальная столица басков). В России это, разумеется, Москва и Петербург. Сложные отношения такого рода вольно или невольно проэцируются на отношения футбольных команд и их фанатов, превращая команды в принципиальных соперников, а фанатов – во врагов.

В-третьих, когда отношения футбольных команд принимают принципиальный характер. Часто случается, например, что одни и те же команды часто встречаются между собой в различных турнирах и если их встречи проходят в напряженной борьбе, то это может способствовать ухудшению отношений между фанатами. Бывают случаи, когда игрок одной из команд позволяет себе неприличный жест в адрес другой команды или ее болельщиков. Такие причины редко становятся поводом для серьезной войны, но могут привести к временному ухудшению отношений между фанатами.

Фанатские войны также оказывают определенное влияние на лидерство в фан-движении. Если кому-либо удается добыть в честных драках "вражескую" атрибутику, особенно атрибутику hooligan's, это заметно повышает его авторитет. Положительно на авторитете фаната могут сказаться даже травмы, полученные в ходе драки с фанатами-врагами.

В России наиболее жестокая война развернулась между московскими фан-движениями "ЦСКА" и "Спартака". Именно эти группировки были в начале 90-х самыми многочисленными в России, остальные в тот период времени только развивались.

Война стала настолько крупной и принципиальной, что по мере становления фан-группировок других команд, они просто втягивались в эту войну в качестве союзников той или иной стороны. Так в последней массовой драке этих фанатов участвовало от 700 до 1000 человек, а в результате более десятка человек попало в больницу с травмами, а двое были в тяжелом состоянии.

Теоретически существует неписанный кодекс проведения фан-войн, заимствованный из западных аналогов. Во-первых, в драки не должны втягиваться простые болельщики, драться должны только hooligan's или члены фан-групп. Простые болельщики команд не должны подвергаться какой-либо дискриминации, в частности, фанаты не должны пытаться отнять их клубную атрибутику. Во-вторых, во время драк запрещается использование каких-либо колющих или режущих предметов. Фанаты должны выяснять свои отношения на кулаках, без использования каких-либо подручных средств: палок, кастетов и т.д. В-третьих, запрещается какое-либо сотрудничество с органами правопорядка, запрещается "стучать". Если ты выдаешь кого-нибудь из фанатов, то моментально исключаешься из фан-группировки, так как это навлекает позор на всю группировку, а не только непосредственно на "стукача".

Но на практике эти правила не соблюдаются. Не делается какого-либо различения между просто болельщиками и фанатами. Раз носишь атрибутику, будь готов ответить за это. То же и с драками. Драк только на кулаках практически не бывает. Как минимум фанаты вооружаются ремнями с металлическими бляхами или бутылками, а периодически в драках "всплывает" металлическая арматура, камни, дубины и т.д. Поэтому драки заканчиваются довольно тяжелыми повреждениями, редко смертью.

Более или менее четко действует только правило, запрещающее контакты с милицией. Данные о контактах фанатов с милицией крайне редки и являются исключением, связанным с тем, что в драках периодически участвуют не только члены фан-группировок, но и шпана или просто болельщики.

С усилением региональных фан-движений можно ожидать возникновение новых очагов конфликтности, и, следовательно, новых фанатских войн.

Вообще, можно говорить, что фанатские войны часто служат средством самоутверждения для фан-движения. Например, становление питерского фан-движения происходило на фоне войны со "Спартаком"(каждый фанат помнит 1997 год и «Щелковскую битву», где с каждой стороны участвовало по 500- 600 человек), и этот факт способствовал развития фан-движения в Санкт-Петербурге. Новые фан-движения, скорее всего, тоже захотят самоутвердиться подобным образом, поэтому их агрессия, скорее всего, будет направлена на сильные и влиятельные фан-движения, прежде всего московские, этот вывод особенно вероятен, учитывая нелюбовь провинции к столице и ее представителям.


 

Заключение

Во-первых, фанатское движение в России стало культурной инсценировкой. Возникшая на Западе (Англии)субкультура была скопирована, подведена под российскую действительность и перенесена на российскую почву, где она, впрочем, с успехом приживается. Происходит успешная мобилизация ресурсов: людских, финансовых, организационных, информационных и т.д.

Во-вторых, в субкультуре фанатского движения центральную роль играют специфические коллективные практики, которые создают то, что можно назвать стилем жизни фаната. Именно это и привлекает большинство участников. Сленг, символика и атрибутика выполняют вспомогательную роль.

В-третьих, субкультура фанатов оппозиционна по отношению к общей культуре общества и имеет довольно значительный потенциал агрессии. Он может значительно увеличиться в будущем за счет развития региональных фан-движений и возникновения связанных с ними потенциальных очагов напряженности, которые повлекут новые "фанатские войны". Потенциальная конфликтность может возникнуть и во взаимоотношениях с силами правопорядка, именно таким образом развивались события в странах Западной Европы или Латинской Америки.

В-четвертых, субкультура фанатов довольно легко уживается с рядом других субкультур, что облегчает вербовку ресурсов. Фанатская субкультура не пытается их ассимилировать, что не создает ей конфликтов с этими субкультурами. Субкультура футбольных фанатов более универсальна и позволяет одновременно сохранить старые ценности и войти в новый социум.

В-пятых, фан-движение уже представляет собой значимое социальное явление, с которым вынуждены считаться, и которое может оказать значительное влияние на социальную жизнь общества. Фанаты уже оказывают определенное внимание, например, на политические выборы. Многие политики уже сейчас обращают внимание на футбольных фанатов, включают в свои политические программы специфические лозунги. Можно вспомнить хотя бы пламенную речь Жириновского перед фанатами на церемонии чествовании московского "Спартака". А если обратиться к примеру Италии, то там влияние футбольных фанатов на органы власти очень велико. Вряд ли мы повторим путь Италии, но то, что футбольные фанаты будут оказывать большее влияние на жизнь общества, это очевидно.

Хотя околофутбольное безумие охватило уже большинство крупных городов России, центром остается Москва. С точки зрения социологов, привыкших объяснять антиобщественное поведение низким уровнем жизни и отсутствием образования, складывается абсурдная ситуация: молодежь лютует в самом экономически благополучном и культурно развитом регионе страны. Удивляет и состав участников бесчинств - как правило, это студенты престижных вузов, дети из благополучных и обеспеченных семей. Следование «хулиганской моде» в стиле одежды требует немалых финансовых средств, а посещение как домашних, так и выездных матчей команд - большого количества свободного времени, которое есть только у студентов.

Ответ на вопрос, что же движет хулиганами, прост. Когда молодежь не знает, куда направить энергию, она направляет ее на разрушение. Наша страна не знала такого явления, как бессмысленный молодежный бунт, только потому, что весь ХХ век направляла новые поколения то на великую войну, то на великую стройку. Сейчас выросло поколение, не охваченное заботой государства.

При этом есть силы, готовые использовать этих людей в своих интересах. Попытка штурма американского посольства в апреле 99-го года (по случаю начала бомбардировок Югославии), кавказский погром в Царицыне, разгром Манежной площади - это происшествия разного рода, но во всех главную роль играли фанаты.

Начальник ГУВД Москвы Владимир Пронин на заседании столичного правительства сообщил, что на учете в московской милиции стоят примерно 400 спортивных болельщиков. «А с учетом тех «отморозков», которые приезжают в Москву на различные спортивные мероприятия из Подмосковья, можно представить, сколько сил милиции приходится на них тратить», - отметил он.

В 2004 году за правонарушения в ходе спортивных мероприятий в московские отделения милиции доставлялись около 800 несовершеннолетних болельщиков.

 

 


 

Список использованной литературы

1. «Коммерсантъ» Футбол как опиум для народа, 2006

2. «Совершенно секретно» Футбольные фанаты: хулиганы или болельщики?, 2007

3. http://un.fanats.ru - сетевая версия журнала Ultras News

4. www. corbina.ru/~warrior/warriors.html

5. www.aha.ru/~razoom/guestbook.html

6. www.cska-football.ru - официальный сайт ПФК ЦСКА

7. www.gazeta.ru - сетевое периодическое издание «Газета.ру»

8. www.geocities.com/Pentagon/2739/flynty.html

9. www.guark.lu.se/~oxana/futbol.html

10. www.kulichki/rambler.ru/rotor

11. www.postman.ru/~triv

12. www.server6.hupermart.net/zenit/guestbook.html

13. www.soccer.ru/PHP/guestbook.phtml

14. www.sovsport.ru - официальный сайт газеты «Советский спорт»

15. www.sport-express.ru - официальный сайт газеты «Спорт-экспресс»

16. В.Козлов Фанаты. Прошлое и настоящее российского около футбола. - Электрон. данные. Режим доступа: http://fictionbook.ru/author/vladimir_kozlov

17. Иншаков С.М. Культура и ее воздействие на преступность // Культура и преступность. М., 2006. С. 13.

18. Некоторые факторы молодежной преступности в России / Вопросы по криминологии

19. Попов В.Г. Молодежь в сфере криминогенного влияния // Социологические исследования. 2006. №2. С. 51-53.

20. Русский фан- вестник

21. Фанатский журнал "BULLDOG" ("Торпедо" Москва)

22. Фанатский журнал "ULTRAS NEWS" ("Спартак" Москва)

23. Фанатский журнал "Знамя Зенита - Landscrown" ("Зенит")

24. Фанатский журнал «Nordic Times» («СКА» Санкт- Петербург)

25. Фанатский журнал «Wild West Stories» («Динамо» Москва)

 

 






Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.025 с.