Футбольные фанаты в России как субкультура — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Футбольные фанаты в России как субкультура



Футбольные фанаты в России как субкультура

Курсовая работа

 

 

Исполнитель:

Студент группы № 203
отделения очного обучения

Савинков Артём Алексеевич

 

Научный руководитель:

Старший преподаватель

Гулаенко Наталья Алексеевна

 

Екатеринбург, 2013


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. 3

Глава 1. Футбольные фанаты как проблема в России. 6

1.1 Фанатское движение в России. 6

1.2 Фан-группы (фирмы, банды) 13

1.3 История фанатизма. 16

1.4 Символика и атрибутика фан-движения. 18

Глава 2. Футбольные фанаты как субкультура. 22

2.1 Общие замечания о субкультуре футбольных фанатов. 22

2.2 Коллективные действия. 24

2.3 Футбольные хулиганы.. 29

2.4 Фанатские войны.. 30

Заключение. 35

Список использованной литературы.. 38


Введение

Проблема футбольного фанатизма в современном мире сегодня актуальна как никогда. После 140 лет увлечения футболом, мировая спортивная общественность начала изучать сам факт футбольного фанатизма как бы изнутри. Почему же миллионы людей на всей планете любят и уважают футбол? Президент Румынской федерации футбола Карстен Линдхольм сказал, что в Румынии футбол — это спорт номер один, а спорт номер два это тоже футбол, а на третьем месте опять же футбол и так до, примерно, 10-го места. Эта тема интригует и не дает покоя многим психологам мира: как же так футбол удерживается на первой позиции во всем мире (кроме США, где больше всего смотрят баскетбол).

Некоторые родители задаются вопросом: как футбольный фанатизм влияет на развитие ребенка, поскольку один из наиболее ярких феноменов в подростковом возрасте — феномен подросткового фанатизма. Футбольный фанатизм довольно бурно развивается в России. Однако этот объект не вызвал серьезного научного интереса со стороны российских социологов. Возможно, это объясняется тем, что в европейских странах фан-движение приняло значительно большие масштабы, задействовало значительно большие ресурсы и вызвало больше проблем, чем в России. Однако разумнее учиться на чужих ошибках, чтобы не совершать своих. Поэтому было бы логично проявить интерес к этому социальному явлению до того, как оно начнет приносить обществу серьезные проблемы. Все это и предопределило мое желание выбрать тему футбольного фанатизма с надеждой спровоцировать повышение интереса к данной тематике.

Прежде всего, необходимо прояснить вопрос о том, кого считать футбольным фанатом, а кого просто болельщиком. Этот вопрос весьма спорен и окончательно не прояснен даже у самих фанатов. Тем не менее, существует несколько критериев отнесения болельщика к числу фанатов. Во-первых, активное посещение домашних матчей команды. Во-вторых, ежегодное совершение нескольких выездов в другие города. В-третьих, знание и принятие субкультуры футбольных фанатов. На основании этих критериев и совершается разделение между фанатами и простыми болельщиками.



Далее, следует определить, что именно понимается под футбольным фан-движением и футбольными фанатами. Было бы ошибкой считать футбольными фанатами, только так называемые группы футбольных хулиганов, это означало бы значительно сузить изучаемое явление и сразу пометить его отрицательным ярлыком. Футбольными фанатами в данном исследовании предлагаю называть ту часть футбольных болельщиков, которая придерживается определенной специфической субкультуры (нормы и ценности, специфические практики и символика и т.д.) и действует в соответствии с ней. Следовательно, в таком случае фан-движение это среда, в рамках которой воспроизводится специфическая субкультура.

Термин «фан-движение» употребляется в двух смыслах. Во-первых, при обозначении общественного движения, поддерживающего какой-либо конкретный футбольный клуб. А, во-вторых, при обозначении общего фан-движения конкретной страны, объединяющего в себе всех фанатов, вне зависимости от того, какой клуб они поддерживают и в каких отношениях с фанатами остальных клубов находятся.

Каждое фан-движение состоит из определенного числа сформировавшихся групп (в дальнейшем я буду их называть фан-группами, либо фан-группировками) и значительного числа неорганизованных фанатов. Фан-группы, как правило, состоят из 15-30 человек, выполняющих определенный набор ролей и подчиняющихся определенным нормам.

Подавляющее большинство групп имеет так называемый «устав», в котором определены обязанности члена фан-группы, при несоблюдении которых он из этой группы исключается. Впрочем, пока эти требования не слишком жесткие, и даже если фанат нарушает эти правила, но находится в хороших отношениях с остальными членами этой фан-группы, то санкции по отношению к нему вряд ли будут применены. Неорганизованные фанаты ни в каких группировках внутри движения не состоят, но тем не менее, оказываются охваченными социальными сетями, участвуют в значительной части репертуара коллективных действий и, таким образом, не выпадают из движения. И, наконец, существует общая для всех российских фан-движений субкультура. Ее центральным компонентом, на мой взгляд, служат специфические практики, но об этом речь пойдет чуть позже. Безусловно, существует определенная специфика у каждого конкретного фан-движения, поддерживающего тот или иной футбольный клуб, но все они укладываются в рамки общей субкультуры футбольного фанатизма. Кстати, именно субкультура и стала основной причиной появления фан-движения в России, которое возникло именно для того, чтобы воспроизводить данную культурную традицию. Поэтому можно сказать, что субкультура ключевой момент, основание такого явления как футбольный фанатизм.



Целью моей курсовой работы – изучить историю футбольного фанатизма, выяснить что является фан-движениями и что такое Субкультура фанатов.

 


 

Фанатское движение в России

Прежде всего, следует определить, что именно понимается под футбольным фан-движением и футбольными фанатами. Было бы ошибкой считать футбольными фанатами, только так называемые группы футбольных хулиганов, это означало бы значительно сузить изучаемое явление и сразу пометить его отрицательным ярлыком.

Футбольными фанатами в данном исследовании предлагаю называть ту часть футбольных болельщиков, которая придерживается определенной специфической субкультуры (нормы и ценности, специфические практики и символика и т.д.) и действует в соответствии с ней. Следовательно, в таком случае фан-движение - это среда, в рамках которой воспроизводится специфическая субкультура.

Реально о существования фан-движения в России, которое являлось бы носителем определенной субкультуры, можно говорить с 70-х годов 20 века. В то время появились первые фан-группы, постоянно совершающие определенный набор практик: выезды на матчи, специфическое поведение на стадионе и прочее. Они использовали специальную символику, появился сленг и другие атрибуты субкультуры. Правда, фан-движение не стало массовым, из-за сильного сопротивления со стороны традиционной культуры общества, которая, в силу своей моностилистичности, не принимала отклонений от традиционных практик, ценностей и т.д. Активное противодействие этому явлению со стороны социальных институтов советского общества, из-за его несоответствия традиционным культурным стереотипам, локализовало новое социальное образование и численно, и территориально. Территориально фан-движение ограничилось рядом крупных городов: Москва, Ленинград, Киев и др., а численно не превышало нескольких сотен человек. Однако надо отметить, что все лидеры современного фан-движения начинали именно в это время, что и создало им авторитет в фан-движении.

Новое молодежное увлечение коммунистические власти сочли “чуждым советскому обществу”. Реакция их была соответствующей - “Запретить!”. Фанатов целыми секторами удаляли со стадионов не только за речевки, но даже за хлопки (!) в поддержку своей команды, а зрителям разрешалось вскакивать со своих мест только после забитых голов. На вокзалах милиционеры отнимали у едущих на футбол в другой город молодых людей билеты на поезда. Фанатов исключали из комсомола и из институтов, таким образом, ставя крест на их дальнейшей карьере. Наконец, после “Хаарлема” название этого голландского клуба стало для нас символом трагедии, произошедшей 20 октября 1982 года, когда на матче Кубка УЕФА с участием “Спартака” погибло по официальным данным 60, а по неофициальным около 300 болельщиков. Но это отдельная скорбная тема. Милицейские репрессии достигли своего пика. Значок на куртке мог стать причиной недопущения на стадион, не говоря уже о “совершенно криминальном” шарфе. И такие абсурдно-драконовские меры дали свои плоды - на трибунах советских стадионов воцарилась тишина. Но и в условиях тотального пресса советские фанаты продолжали существовать, хотя и в значительно поредевшем составе.

После распада советского общества фан-движение стало расширяться. Связано это с целым рядом факторов. Во-первых, переход от моностилистического типа культуры к полистилистическому. Общество стало более терпимо к отклонениям от традиционных ценностей и практик, что создало российскому фан-движению новые возможности. Во-вторых, информационная открытость российского общества. На Западе фан-движение развивалось чрезвычайно бурно, но в советский период истории нашего общества, граждане практически ничего об этом не знали, фанаты западных клубов остерегались поездок в Советский Союз, поэтому фан-движение развивалось в информационном вакууме. По мере демократизации общества российское фан-движение получало все больше информации о фан-движении в других странах, и значительно возросло количество контактов с фанатами других стран. Все это способствовало повышению интереса к новому социальному явлению, и, следовательно, сделало его более популярным и массовым.

И, в-третьих, развитию фан-движения способствовало развитие других общественных движений и субкультур, представители которых впоследствии включались в фан-движение. В постсоветском этапе развития фан-движения следует выделить 2 этапа. Первый охватил временной этап с конца 80-х годов по 1994-1995 годы.2

В это время рекрутирование ресурсов происходит непосредственно в рамках фан-движения. Все они пытаются издавать собственную фан-литературу, но поскольку в этот период они практически не имеют финансовых ресурсов, то эти издания быстро закрываются. В это же время происходит адаптация западной субкультуры фанатизма к российским условиям, интериоризация культурных норм и стереотипов. Несмотря на то, что фан-движение по-прежнему остается территориально локализованным по сути лишь в 2 городах (Москва и Санкт-Петербург), оно прибавляет численно. Численность фанатов стала измеряться несколькими тысячами человек (пожалуй, около 5-7 тысяч), наиболее крупные фан-группы были у московских команд: "Спартак", "ЦСКА", "Динамо".

Второй этап начался после 1995 года и продолжается до сих пор. Фан-движение столкнулось с тем, что возникают проблемы с мобилизацией ресурсов, прежде всего людских. Происходит реструктуризация фан-движения. Помимо рекрутирования в рамках фан-движения начинается процесс создания фан-групп и рекрутирования в рамках фан-групп. Преимущество создания малочисленных группировок в том, что в таких группах значительно теснее коммуникации, потому подобные образования более жизнеспособны. Кроме того, члены фан-групп, чувствуют себя более защищенными от нападок со стороны представителей враждебных фан-движений, милиции или "дедовщины" собственных "соратников". У фан-движения появляются определенные финансовые ресурсы, так как многие фан-движения находят поддержку у руководства клубов, а также формируется система членских взносов в рамках фан-групп.

Однако подавляющее большинство фанатов не входят в фан-группы. Поскольку субкультура к этому времени уже достаточно развита, то это не составляет для них особой проблемы - они могут быть в курсе всех событий, происходящих в фан-движении, благодаря развитой системе коммуникаций (периодические СМИ фан-движений, Интернет и т.д.), участвовать практически во всех коллективных практиках и не чувствовать себя ущемленными. Если говорить о лидерстве и авторитете в среде футбольных фанатов, то авторитет фаната зависит, прежде всего, от числа совершенных "выездов". Существует специальная иерархия выездов - чем дальше, тем почетнее - кроме того, существуют еще "двойники", "тройники" (выезд в 2 или 3 города подряд без заезда домой). Если на выезд едет мало фанатов, то это также повышает их авторитет. Например, общефанатскую известность получили фанаты Крис и Зигзаг, которые вдвоем добрались до Владикавказа и, вдобавок, умудрились попасть в сюжет НТВ. Лидер фанатов «Динамо» Команча совершил 107 выездов, а у болельщика с огромным стажем Жени Нечая около 170. Таких кто накатал более 100 выездов единицы. Также на авторитет фаната влияют и некоторые другие факторы, о которых речь пойдет позже. Фан-движение в настоящий момент расширилось и численно, и территориально. Практически во всех городах, имеющих свои клубы в высшем футбольном дивизионе и у ряда клубов первого дивизиона, появляются фан-движения, исключением стоит «Алания» из Владикавказа, это обусловлено менталитетом жителей Кавказа. Наиболее крупные региональные фан-группы находятся в Волгограде, Ярославле, Самаре и т.д. Правда, крупными их можно назвать только относительно прочих региональных фан-групп, так как их численность не превышает нескольких сотен человек.

Если попытаться оценить численность общероссийского фан-движения, то она составляет примерно 45-50 тысяч человек. По конкретным командам это распределено так: "Спартак" (Москва) - около 15 тысяч, "ЦСКА" (Москва) - около 10 тысяч, "Динамо" (Москва), "Зенит" (Санкт-Петербург) - 6-8 тысяч, "Торпедо", "Локомотив" (Москва) - 2-3 тысячи. Кроме того, у фан-движения существует огромный резерв в лице тех, кто в данный момент не является фанатом, но является активным болельщиком. В качестве иллюстрации - ведущие российские футбольные команды ежегодно продают десятки тысяч клубных шарфов и множество другой клубной атрибутики. Таким образом, фан-движение этих команд ежегодно будет увеличиваться на несколько сотен человек, так как определенный процент из тех людей, кто покупает фанатскую атрибутику, рано или поздно станет футбольным фанатом.

Кроме того, фан-движение может резко увеличить свою численность в случае какого-то чисто футбольного успеха: выход в высшую лигу, победа в чемпионате, успешная игра в еврокубках и т.д. Наиболее характерные примеры такого рода московский "Локомотив" и Санкт-Петербургский "Зенит".

Московский "Локомотив" традиционно был наименее популярной московской командой, но удачные выступления в российском первенстве и европейских кубках существенно увеличили число его болельщиков и фанатов. То же самое и с "Зенитом". В то время когда "Зенит" выступал в первой лиге численность его фан-движения составляла всего несколько сотен человек, но как только он вышел в высшую лигу число фанатов сразу увеличилось в несколько раз и с тех пор постоянно растет. Таким образом, к настоящему времени фан-движение стало по-настоящему массовым явлением, которое не ограничилось несколькими крупными городами, а постепенно распространяется по всей стране.

На более детальном примере разберем фанатское движение московского Динамо.

История бело-голубого фанатизма покрыта мраком. Практически нет очевидцев, способных ее пересказать. Надеемся, что выражение "Кто не помнит своего прошлого, у того нет будущего" не относятся к динамовскому фан-движению.

Доподлинно известно немного. Вот некоторые страницы истории динамовского фанатизма.

Его начало было положено в далеком 1976 году. Именно тогда впервые были замечены молодые люди в бело-голубых шарфах на Западной трибуне "Динамо". Тогда же были пробиты первые выезды. Считается, что именно бело-голубые стали первыми, кто сопровождал свою команду в другие города. Как и у любых московских фанатов, у них были благополучные для посещения города и города проблемные. К последним относились Вильнюс, Днепропетровск и традиционно враждебный к москвичам Киев. В Москве враждовали со спартаковцами. Их взаимная ненависть дожила и до наших дней. В то время динамовская "торсида" была немногочисленной. На Западной трибуне собиралось до ста человек. На выезды выбиралось около десятка. Тогда не существовало понятий "банда". Были просто группы, объединенные любовью к футболу и к своему клубу. Молодежь традиционно болела за "Спартак" или ЦСКА, не жалуя "Динамо". Болельщиков "Динамо" в те годы неофициально называли "КЛН", что означало "клуб любителей напиться". Была у них и эмблема: пивная кружка на фоне динамовского значка. Пили действительно много. Но никто по этому поводу не расстраивался. Западная трибуна представляла собой сплоченный, стабильный коллектив, десять лет не знавший ни спадов, ни подъемов. Первый подъем произошел в 1986 году, когда динамовская футбольная команда завоевала серебряные медали первенства СССР. Но продлился он недолго. Уже в 1988 году начался серьезный спад, затянувшийся до 1994 года. Его причины, видимо, кроются в том, что у динамовских фанатов отсутствовала связь поколений. Кто-то вырос, кто-то устал, многих забрали в армию. Не осталось смены. Конечно, трибуны не пустовали. Но по сравнению со спартаковскими фанатами они проигрывали на порядок прежде всего тем, что у бело-голубых не было сплоченной старой гвардии. Не оказалось и ярко выраженного лидера, который смог бы возродить движение. Так, в "Торпедо" в тот момент появился В. Петраков, поднявший буквально с самого дна черно-белый фанатизм.

Подъем же начался примерно в 1994 году. Возможно, повлияли победы хоккейного клуба в российском чемпионате, а возможно, и общий подъем фанатизма в стране. Постепенно народ стал возвращаться на сектора стадиона. Распад СССР привел к тому, что весь отечественный фанатизм оказался в глубоком кризисе. Армейские фанаты первыми вышли из него, явив тем самым пример другим. 9 сентября 1994 года они развесили на трибуне свой транспарант “RED-BLUE WARRIORS”(красно- синие воины). У динамовцев в тот момент ничего не было: ни группировки, ни, как сами понимаете, толкового названия. Поступок “армейцев” послужил своеобразным импульсом для динамовских болельщиков, он пробудил их ото сна и заставил действовать. После того матча группа активных молодых людей собралась, посовещалась и решила дать нашей зарождающейся бригаде подходящее название, то есть такое, которое во всех отношениях ассоциируется со славным именем “Динамо”. Так и подобрался небольшой ряд созвучных друг другу слов: “Динамо”- Динамит- Dynamite. BLUE-WHITE DYNAMITE(сине- белый динамит) - Данная организация объединяет в своих рядах горячих поклонников московского “Динамо”, которые страстно поддерживают свой клуб, как в России, так и за рубежом. Руководитель Клуба болельщиков «Динамо» является Александр Шпрыгин по прозвищу Команча. Прозвище Команча получил по фильму "Вождь краснокожих" Первый выезд у него был в 1993-м году в Волгоград.

Затем путь "динамиков" лежал в Финляндию. В небольшом городе Пори динамовцы встречались с малоизвестной командой "Джаз". Там возник конфликт - приехавшие из России фанаты развернули свой транспарант "WHITE POWER" и предъявили публике свои кельтские кресты. В Финляндии все это считается проявлением нацизма, вследствие чего к динамовскому сектору подошли полицейские и представители местной антифашистской организации. В результате после продолжительных переговоров скандал был замят.

Фанатов московского "Динамо" мирными не назовешь никак. Они любят повторять: "Мальчиками для битья быть ни для кого не собираемся". Хотя сами кого-нибудь побить, в принципе, не против. Традиционными врагами бело-голубых всегда были спартаковские и торпедовские фаны и в 1999 году к ним добавились еще и питерцы, после того, как они у нас выиграли финал Кубка. Ну, с красно- белыми все понятно. Тут действует принцип: твой враг, мой враг. Ведь ни для кого не секрет, что динамики всегда тяготели к армейцам. Вместе участвовали в битвах, не раз поддерживая друг друга. Но в последние время отношения между болельщиками Динамо и ЦСКА холодеют, после того как в ЦСКА из Динамо перешло несколько ключевых игроков. Спартаковская “народность” нас просто раздражает. Каждый политик, каждая поп- «звезда» считают своим долгом заявить, что “Спартак” - венец творения. Эта реклама сделала свое дело, и теперь в глазах рябит от обилия красно-белого цвета. Но мы-то болеем не числом, а умением. Динамовские болельщики всегда были более интеллигентными, культурными и спокойными, чем поклонники так называемой “народной команды”. И уже в этом заключается элитность клуба.

Фан-группы (фирмы, банды)

Когда фан-движение становится по-настоящему массовым и достигает численности в несколько сотен или даже тысяч человек, то оно сталкивается с тем, что одинаковое общение между всеми фанатами становится невозможным просто физически. В это время происходит своеобразный распад фан-движения на фан-группы (банды, фирмы), куда входят наиболее активные фанаты. Однако большая часть фанатов не входит в эти группы, предпочитает, например, совершать выезды вместе с теми людьми, с которыми находятся в приятельских или дружеских отношениях. Таким образом, фан-движение оказывается принципиально неоднородным по своему составу и состоит из разных групп. Можно выделить 3 принципиально разные группы участников:

Во-первых, hooligan's. Так называемые hooligan's, или футбольные хулиганы - это наиболее активные и агрессивные члены фан-движения. Их численность невелика, по 20-30, реже 50, человек в фан-группе. В фан-движении может быть несколько таких банд. Они пытаются претендовать на роль своеобразной элиты фан-движения (основы). Это находит отражение даже в специальной символике. Вся их символика, как правило, именная, точнее номерная. Каждый фанат получает символику с определенным номером. В случае потери этой символики он подвергается санкциям, вплоть до исключения из своей фан-группы. У подобных фан-групп наиболее жесткие требования. Hooligan's обязаны ежегодно совершать большинство выездов, особенно в те города, фан-движения которых враждебны по отношению к ним и участвовать во всех драках.В то же время, если кому-то из фанатов удается добыть атрибутику hooligan's враждебного фан-движения, то это резко повышает его престиж в собственном фан-движении. Такая символика (добытая в драках), принадлежащая вражеской фан-группе может носиться фанатом, добывшим ее. Сейчас в драках стараются отбить вражеский баннер(большое полотно с названием банды.

Например- Gladiators, RBW, BWD, Capitals…).Следом по иерархии располагаются члены фан-групп. Они также немногочисленны (20-40 человек) и обычно объединены по территориальному принципу: один населенный пункт или один район города (или микрорайон). Такие фан-группы обычно заказывают специальную символику и атрибутику, отражающие не только поддержку определенного клуба, но и принадлежность к данной фан-группе.

Чаще всего образование таких групп происходит по территориальному принципу, что естественно наиболее удобно в плане коммуникаций между фанатами. Например, фан-группу могут образовать жители пригородного поселка, поддерживающие команду "большого города", или жители городского микрорайона. Как правило, это те микрорайоны, которые достаточно автономны и ощущают свою "отдельность" от остального города. А на нижней ступени располагаются так называемые "кузьмичи" или неорганизованные фанаты, не принадлежащие к фан-группам, но участвующие в деятельности фан-движения. Отношение к ним со стороны членов фан-групп отражает чувство превосходства. Но таких фанатов подавляющее большинство в любом фан-движении. Эти фанаты пользуются обычной клубной символикой, находящейся в открытой продаже. Обычно они менее активны, чем фанаты, вступившие в группировки. У них нет никаких жестких обязательств относительно того, какие выезды и когда совершать, как поступать в тех или иных ситуациях. В тоже время они наиболее уязвимы, в разных конфликтных ситуациях, например, во время выезда, когда они не могут рассчитывать на поддержку своей группы. В результате молодые фанаты почти всегда становятся жертвами "дедовщины" со стороны некоторых фанатов из группировок, как правило, hooligan's. Правда, обычно это ограничивается сбором определенной денежной "дани". Рассмотрев вопрос иерархии членов разных фан-групп в фан-движении, следует затронуть вопрос о том, что собой представляют фан-группы, и как они функционируют.

Фан-группа обычно состоит из 20-30 человек, объединенных по принципу территориальной близости. Однако это отнюдь не исключает того, что в данной фан-группе может оказаться человек, живущий, например, на другом краю города. Для того чтобы попасть в фан-группу, необходимо получить рекомендацию от одного или двух (в разных группировках по-разному) членов группировки или фанатов, пользующихся авторитетом в фан-движении, но не являющихся членами данной группировки. Потом тебя и других новичков просматривают в «деле», а после этого могут взять в состав банды.

Большинство фан-групп имеют свой устав, частично регламентирующий действия фаната. Обычно уставом предписывается то, какое количество выездов в другие города должен совершить фанат, принадлежащий данной группировке. Иногда выезды подразделяются на "ближние" и "дальние", в таких случаях предписывается минимально обязательное количество "дальних" выездов. Как правило, за каждым фанатом в группировке закрепляется своя социальная роль, так чтобы осуществлялись все необходимые для существования и развития группировки функции: организаторская, информационная, управление финансами группировки и т.д. Иногда это принимает комические формы, когда выдумываются совершенно нелепые функции только для того, чтобы каждому участнику было чем заняться.

Периодически устраиваются собрания членов группировки для обсуждения каких-либо актуальных вопросов, стоящих перед данной группой или всем фан-движением. В некоторых группировках существует практика регулярных членских взносов, в других же постоянных выплат не существует, деньги собираются под целевые проекты: заказать для группировки специальную атрибутику, сделать транспарант и т.д. Таким образом, фан-группа - это достаточно автономное образование внутри фан-движения и многие люди приходят не столько в фан-движение, сколько именно в фан-группу. Существует даже такая фанатская байка, что однажды к старому фанату пришел человек и говорит, что он с приятелями хочет создать фан-группу. На вопрос фаната, сколько же их человек, он отвечает, что около 20, правда, 15 из них не знают футбольных правил и футболом, в общем-то, не интересуются. Это, конечно, всего лишь байка, но она имеет под собой определенные основания. Действительно, одно время существовала заметная тенденция, что к фанатам пыталась прибиться обыкновенная городская шпана, которую прельщала возможность выйти на "качественно новый" уровень, формально став фанатом, реально не меняя своих привычек. Правда, такие люди либо отсеивались, либо действительно меняли свои привычки. Но чаще таких людей гнали подальше от своей Фан-группы, т.к. такие люди сегодня бьются за тебя, а завтра перейдут в стан врага.

История фанатизма

В СССР первые футбольные фанаты появились в начале 1970-х. От обычных болельщиков они отличались только более организованной поддержкой своих команд, например «кричалками». Чуть позже появилась атрибутика - полосатые шарфы, шапки, флаги. «Пионером» советского фанатизма стал московский «Спартак». Принято считать, что «спартаковское» движение существует с 1972 года - именно тогда на трибуне в первый раз появился человек с красно-белым шарфом. «Армейское» и «динамовское» движения чуть моложе - они существуют с 1976 года, хотя иногда называют и другие даты. Сейчас все эти цифры трудно проверить, ведь тогда никто тогда не задумывался о том, чтобы как-то зафиксировать появление фанатов. У некоторых клубов свои методы отсчета. Например, у питерского «Зенита» точной датой начала движения принято считать первый массовый организованный выезд на матч в Москву, хотя фанаты на трибунах появились раньше и единичные выезды были и до этого.[3]

Фанатское движение быстро превратилось в неформальное объединение молодежи в противовес формальному ВЛКСМ. Под воздействием идеологии нового западного течения у молодых людей развивается повышенная физическая, психофизиологическая и психическая активация, которая приходит на смену подавлению и типологии подчинения. Однако, типология подчинения уже сформирована фан-течением, и российские болельщики перешли из одной формы социальной организации в другую.

В любом спорте (либо виде деятельности) соперничество имеет главенствующее значение для самореализации личности. В результате развития в фанатском движении образована собственная иерархия. Можно провести аналогию с финансовой пирамидой: кто пришел первый и организовал работу системы, тот распоряжается банком. Фанаты, стоявшие у истоков групп, разделились на «правых» и «левых». Критерии, по которым фаната считали «правым» или «левым», в разных движениях отличались в незначительной степени, однако привилегированное положение занимал только «правый» фанат. Авторитет «правого» необходимо было заслужить конкретными поступками на стадионе, в драке и на выезде. Внутри одного движения при разделении на «правых» и «левых» имела место так называемая «дедовщина»: авторитетные - «правые» - фанаты требовали с «левых» денег на водку, издевались над ними. Бывалые фанаты рассказывают, что особенно ожесточенно дедовщина проявлялась во время выездов, поэтому молодые фанаты, не сделавшие еще положенных десять выездов, старались не попасть в один вагон с «правыми».

Сегодня лидерство в среде фанатов зависит от числа совершенных "выездов". Существует специальная иерархия выездов - чем дальше, тем почетнее - кроме того, существуют еще всякие "двойники", "тройники" (выезд в 2 или 3 города подряд без заезда домой). Если на выезд едет мало фанатов, то это также повышает их авторитет.[3]

Коллективные действия

Коллективных действия футбольных фанатов настолько разнообразны, что описать их все в этой статье достаточно затруднительно. Вполне уверенно можно говорить о том, что это ключевой компонент всей фанатской субкультуры. Сленг и атрибутика служат лишь вспомогательным средством для осуществления действия. Выполнение определенного набора действий – главное и необходимое условие для того, чтобы человек мог считать себя принадлежащим к фан-движению. Прежде всего, это "выезды". Если фанат перестает ездить вместе в командой в другие города, он перестает быть фанатом и каким бы интенсивным не было бы его домашних матчей – это не оправдание. Также фанат должен уметь совершать коллективное действия, популярные в фан-движении. Разумеется, не существует какой-либо "школы", тренеровок и чего-либо подобного, где фанаты тренеруют выполнение коллективных действий. И когда наши "профессионалы"- комментаторы заявляют, что фанаты собрались за 2 часа до начала матча на стадионе, чтобы "распеться" или потренировать свое взаимодействие, то это не соответствует действительности. То, что фанаты за час до начала матча начинают осуществлять какие-то действия, связано или с тем, что они поддерживают свою команду, которая вышла на разминку, или им просто стало скучно.
Вообще же, смысл приходить на стадион за час или два до начала матча, во-первых, в том, чтобы иметь возможность встретить команду, приезжающую на стадион. Во-вторых, чтобы в очередной раз продемонстрировать свое отличие от остальных болельщиков. А, в-третьих, в том, что если прийти на ажиотажный матч, например, "Зенит" - "Спартак" на фан-сектор стадиона даже за час, можно просто не попасть на стадион. Фанаты – мастера проходить на стадионы "на халяву", а вместимость фан-секторов стадиона значительно меньше числа желающих на нем побывать. Коллективные действия отрабатываются непосредственно во время матчей. Обычно репертуар действий ограничен, поэтому фанаты, постоянно приходящие на стадион, его быстро разучивают. В то же время когда появляется какая-то новое действие, то это легко заметить, потому что первое время ее выполнение получается не слишком удачно. Действия обычно состоят из определенного набора движений, осуществляемого под ритм, который задается фанатскими песнями или так называемыми "кричалками". Их главное отличие друг от друга - длительность. Песня состоит из нескольких куплетов, положенных на мотив какой-нибудь известной песни. В репертуаре фан-групп, как правило, всего 4-5 настоящие песни. А "кричалка" – это просто один (реже 2-3) куплета, рифмованных ритмом или словами. Их можно разделить на хвалебные (в адрес своей команды, какому-либо ее игроку в отдельности или тренеру) и ругательные (в адрес судьи, команды-противника и т.д.).

В отличие от России на Западе просто не умеют, что-то кричать, они всем стадионом поют! У англичан нет кричалок из 2-3 куплетов, которые сначала орет (именно орет, как это происходит на наших стадионах) один сектор, а потом другой(чаше бывает, что один сектор «заводит» одно, а соседний другое). Там все настолько слажено, что наши приезжая в Европу сильно удивляются, как 20-30 тысяч человек поет(!) одну песню, ни кто не лезет в перед и ни кто не отстает. Конечно, некоторые песни не очень понятны русскому уху. Например в Англии популярно петь счет в матче (назло приезжим болельщикам) или у фанатов лондонского Челси гимном фанатов является песня с названием «Blue Boys» (голубые парни, голубой - цвета команды). Вообще, с футбольным фанатизмом связан определенный стиль жизни, привлекательность которого оказывается для многих одним из главных стимулов к вступлению в фан-движение. Наиболее ярко этот стиль жизни проявляется во время поездок в другие города.

Вот некоторые песни фанатов одной известной команды:

Гимн

Ничего на свете лучше нету

Чем бродить бомжам по белу свету.

Нам бы видеть двери гастронома

И ДИНАМО в ранге ЧЕМПИОНА !!!

 

Мы свое призванье не забудем,

За ДИНАМО фанатеть мы будем.

Нам ни водка, ни чужие жены

Не заменят сектор стадиона.

 

Наш ковер - футбольная поляна,

Наши стены - стадион Динамо,

Наша крыша едет год от года,

И в крезе всегда полно народа.

 

И мы верим свято и упрямо

В наш московский СУПЕРКЛУБ ДИНАМО,

В то, что знамя БЕЛО-ГОЛУБОЕ

Будет развиваться над Землею!!!
***

Мы в такие шагали дали,

Что не очень то и дойдешь.

Мясников по Москве гоняли

Невзирая на снег и дождь.

Мы в руках у ментов не плачем,

В КПЗ почти не сидим -

Мы динамовские фанаты

Цвета белого с голубым.

Мы динамовские фанаты

Цвета белого с голубым.

 

Говорят, что в последнее время

Бело-синих пропал и след,

Что почти по всей Ярославке

Бело-синих в помине нет.

Говорят, на далекий остров

Подались они навсегда

Только я заявляю прямо -

Это полная ерунда.

Только я заявляю прямо -

Это полная ерунда.

 

Бело-синих не стало меньше,

Просто в гвалте последних мод

Слишком многие позабыли

О походах былых времен.

И они поснимали розы,

И укрылись в домах своих -

И вот теперь почти невозможно

С ними встретиться на пути.

И вот теперь почти невозможно

С ними встретиться на пути.

 

Но однажды все будет иначе -

Мы вернемся на горе врагов.

На трибунах заплещет море

Бело-синих родных цветов

Мы приедем в ваш жалкий город

За победой не раз и не два -

Мы охотники за удачей,

Мы фанаты Динамо Москва.

Мы охотники за удачей,

Мы фанаты Динамо Москва.

Мы-мы-мы-мы охотн<






Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.032 с.