Развитие речи в раннем возрасте. — КиберПедия


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Развитие речи в раннем возрасте.



Период раннего детства- это сензитивный период для овладения речью.

Речь развивается в двух направлениях: понимание речи (пассивная речь) и развитие активной речи.

Что же является решающим фактором для развития речи?

По исследованиям Т.Е. Конниковой и Ф.И.Фрадкиной важнейшим фактором является овладение предметной деятельностью. Действия с предметами невозможно объяснить с помощью мимики и жестов.

2. Необходимость создавать потребность в активном общении.

Изменение форм общения ребенка со взрослым., то есть потребность в речевом общении развивается у ребенка не сама по себе, а со взрослым по поводу предметной деятельности. Именно здесь создается основа для усвоения значения слов и связывания их с образами предметов.

К 3 годам понимает почти все слова, которые говорят взрослые. В этот период происходит понимание инструкции, в связи с чем речь становится средством для руководства поведением.

На 3 году понимание возрастает по объему и качественно изменяется. Ребенок любит слушать сказки, рассказывать стихи. Однако, по исследованиям Славиной Л.С. для понимания речи с содержанием выходящим за пределы ситуации необходима специальная педагогическая работа.

Для ребенка 2 года слово гораздо раньше приобретает пусковое значение, чем тормозящее. Слово «нельзя» не останавливает. Лишь на 3 году указания взрослых по настоящему начинают регулировать поведение ребенка в разных условиях, вызывать и прекращать действия. Ребенок становится способным выполнять предметные действия по инструкции взрослого.

Активная речь.

В развитии активной речи выделяют два этапа:

От 1 до 1,8 начальный этап

От1,8 до 3 лет.

Для 1 переходного этапа характерен ряд особенностей:

Речь детей трудна для понимания окружающих и очень своеобразна (фонематические особенности, не все звуки произносятся ребенком, своеобразные , специфические слова. )

Очень своеобразны слова детей по их значению. Они носят многозначный характер. Общим словом могут назвать разные предметы. Неустойчивость первых слов ребенка. Одни и те же предметы ребенок может назвать по- разному, агроматичность первых слов, не связаны в предложения

Накопление словаря в раннем возрасте.

Активная речь - это прежде всего активный словарь. Хорошо развитое подражание и достаточный уровень понимания речи обеспечивают бурный рост словарного запаса. 1 г.- 10-15 слов, 1,5 г.- 100 слов, 2 г.- 300 слов, 3 г.- 1000 и более слов. По исследованиям А. И. Гвоздева в состав словаря входят все части речи: существительные, прилагательные, местоимения, глаголы, наречия.



На первых порах речь ребенка мало похожа на речь взрослого ее называют автономной. Ребенок употребляет слова, которыми взрослый не пользуется Это слова упрощенные мамами, искаженные им самим (бака, моко, ням-ням), придуманные ребенком (Дюка-Андрей, Я-Я - Лена).

При правильном речевом общении автономная речь исчезает быстро, но при определенных условиях может сохраняться и долго. Пример у Гвоздева - однояйцевые близнецы Юра и Леша общались исключительно с помощью автономной речи.

Усвоение грамматического строя речи.

Словарный запас представляет лишь строительный материал. В развитии речи ребенка наиболее существенным является вопрос об усвоении грамматического строя языка. По исследованиям Гвоздева, Сохина, чтобы перейти к предложениям словарный запас должен быть 50- 60 слов.

Замечательное исследование А.Н. Гвоздева «Формирование у ребенка грамматического строя русского языка» представляет системный анализ процесса усвоения ребенком языка. На основании тщательного исследования А. Н. Гвоздев наметил следующие периоды.

От 1,3 мес. До 1, 10 мес.- период предложений

а. Состоящих из слов- корней, употребляемых в одном виде неизменном виде МАМА (платье, помада), БИБИ

б. 2- словные предложения ЛЯЛЯ, НЯМ-НЯМ, МАКА КИПИТЬ к 2-3 годам 3-4 слова.

от 1,10 мес. до 3 лет усвоение грамматической структуры предложения. Характеризуется быстрым ростом простых и сложных предложений (т.е. осваивает предложения) Так к 3 годам употребляет все падежные формы ( на волка похож, матик сега бух).

С 1,10 до 2 лет говорят короткими предложениями ТУХИ КАСИЕ ДЕ? Туфли красные где? Затем фразы становятся длиннее , но не согласуются.

На 3 году, ребенок начинает изменять слова по падежам (Давай играть волчком.) Освоив подобные предложения дети легко используют и в других случаях знакомую грамматическую форму (БУДУ СЕГОДНЯ КУПАТЬ ВОЛКУ, ДАВАЙ СЕГОДНЯ КОРМИТЬ БАРАНУ. Я ХОЧУ КУШАТЬ ВИЛКОМ И НОЖОМ.

ВЫВОД.

Развитие речи у ребенка совершается как процесс овладения родным языком, богатством его словаря и грамматических форм, необходимых для понимания каждым человеком других людей и умения выразить свои мысли желания, переживания.



Выполняя две функции коммуникативную и сигнификативную речь качественно изменяет его взаимоотношения с окружающим миром.

Формируясь в процессе развития речь проходит ряд этапов:

а. Гуление

б. Лепет

в. освоение первых слов

г. освоение слова как сигнала на основе выделения существенных признаков и овладение простыми грамматическими формами (1,6- 2)

д. Овладение ситуативной речью.

е. Переход к овладению связной и выразительной речью (4- 6 лет)и возникновение внутренней речи (4-5 лет). Речь отрывается от конкретной ситуации. Монолог и диалог основные формы речи.

Потребность в эмоциональном контакте.

Под эмоциональным контактом следует понимать двухсторонние отношения, предполагающие, что индивид:

а. Чувствует себя предметом заинтересованности и симпатии

б. Сам созвучен окружающим, переживает их горести и радости.

Польский психолог К. Обуховский выделил от рождения ребенка до окончания школы 3 фазы развития эмоциональных потребностей..

1 фаза От рождения до 3 лет. Характеризуется тем, что потребность в эмоциональном контакте удовлетворяется с матерью или с одним человеком. Длительное расставание ведет к депрессии и двум видам «шоков»-плач или «остолбенение». По наблюдениям психологов, восстановление прерванных эмоциональных контактов возможно не более 4 раз, после чего ребенок перестает стремиться к этим контактам. Это говорит об угасании потребности.

.Эмоциональные контакты необходимы для нормального развития ребенка.

В младенческом и раннем возрасте она специфична и не похожа на более поздний возраст.

Может быть заторможена неблагоприятными условиями воспитания ( неумение взрослых общаться).

2 фаза. На 3 году жизни.

Характеризуется расширением круга лиц, способных удовлетворить эту потребность. Мать перестает занимать главную роль.

Отклонения психического развития вызываются двумя причинами:

«заласкивание» .Психологи отмечают, что когда родители не спускают глаз, окружают преувеличенно выражено любовью , не возникает потребности в эмоциональном контакте, не формируется механизм, направленный на его поиски и вырастая ребенок не ищет контакта. Черты характера: холодность чувств, эгоцентризм.

2.Явление , порожденное равнодушием.

3 фаза с 6-7 лет поиск эмоциональных контактов со сверстниками.






Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.