КАК СТАНОВЯТСЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫМ ПАЦИЕНТОМ — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

КАК СТАНОВЯТСЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫМ ПАЦИЕНТОМ



Психолог Эл Зиберт заинтересовался личностью выживших, когда после окончания колледжа в 1953 году вступил в подразделение парашютистов. Его тренеры были немногие выжившие из воинской части, почти полностью погибшей в Корее. Эти ветераны оказались твердыми, но более терпеливыми, чем он предполагал. В ответ на ошибки они обычно не раздражались, а шутили. Более важно следующее наблюдение Зиберта: «Я заметил у них сознательность без напряжения. Казалось, у каждого из них было нечто вроде личного радара, всегда включенного, и сканирующего окружающее». Он понял, что они сумели выжить в своих испытаниях не случайно.

Зиберт продолжал изучать выживших в течение всей своей деятельности. Как он обнаружил, одной из их самых выдающихся особенностей была сложность характера, соединение многих противоположностей, которые он назвал биофазовыми чертами. Они были серьезны и игривы, упрямы и мягки, логичны и интуитивны, трудолюбивы и ленивы, робки и агрессивны, интроспективны и общительны, и т.д. Это были парадоксальные люди, нелегко входящие в обычные психологические категории. Это делает их более гибкими, чем большинство людей, доставляя им большее разнообразие ресурсов.

Зиберт поразился, каким образом при этих противоречиях такой выживший человек оставался деятельным. Основываясь на концепциях Рут Бенедикт и Абрагама Маслова и проведя беседы с сотнями людей, переживших всевозможные трудности, Зиберт обнаружил, что у выживших была иерархия потребностей, и что в отличие от большинства людей они следовали всем своим потребностям. Вот эти потребности, начиная с самых основных: выживание, безопасность, принятие других, самоуважение и самореализация. Но одна из главных потребностей, которой выжившие отличались от других людей, выходила за пределы самореализации: это была потребность в синергии. Зиберт определяет эту потребность как потребность добиваться хороших результатов для себя и других.

Таким образом, выжившие действуют не только в собственных интересах, но и в интересах других, даже в ситуациях наибольшего стресса. Они приводят в порядок неразбериху и стремятся к большей безопасности и эффективности. Короче говоря, они отдают миру часть самих себя, оставляя мир лучшим, чем они его нашли. Их ненапряженная сознательность и возникающая из нее уверенность позволяют им экономить энергию для действительно важных дел. Когда дела идут хорошо, они хорошо себя чувствуют в одиночку, высвободив свою любознательность для новых событий или потенциальных проблем. Иногда они могут показаться отстраненными, но в действительности они «друзья непогоды». Они показываются, когда происходит неприятность.



 

Пережившие болезнь

 

Характеристики выживших, составленные Зибертом, примечательным образом напоминают свойства пациентов, успешно участвовавших в программе Саймонтонов и в ИРП. Саймонтоны резюмировали психологический профиль своих исключительных пациентов следующим образом: Как правило они преуспевают в деятельности, которая им нравится, и они продолжают эту работу во время болезни или вскоре возвращаются к ней. Это восприимчивые и творческие люди, иногда проявляющие враждебность, люди с сильной личностью и с ощущением собственной состоятельности. Это люди с высоким самоуважением и любовью к себе. Они редко бывают послушны. Они контролируют свою жизнь. Они разумны и обладают сильным чувством реальности. Они полагаются на себя: они не нуждаются в окружении других, хотя и ценят взаимодействие с другими. Хотя они и заботятся о собственном благополучии, они также терпимы и внимательны к другим. Они склонны к инакомыслию и снисходительной морали – лишены предрассудков и ценят в людях разнообразие.

Люди, развивающие в качестве пациентов способность к выживанию, полагаются на себя и ищут решения, не впадая в депрессию. Возникающие проблемы они рассматривают не как неудачи, а как перемену направления. Это люди, которые сидя в зале ожидания, читают или медитируют, а не беспомощно смотрят в пространство. Один из членов ИРП как-то выразил это словами «Пессимизм – это роскошь, которую я не могу себе позволить». Одна раковая пациентка так страдала от рвоты во время курса облучения, что не могла принять достаточное количество пищи. Тогда она поставила свой будильник на 4 часа утра, завтракала каждый день в это время, а в 8 часов утра обедала. Таким образом она успевала переварить завтрак и обед до лечения, назначенного на полдень, и восстановила свои силы. Одна из целей ИРП – помочь людям жить, развивая в них выносливость, приспособляемость и уверенность, свойственные выживающей личности. Одна из моих пациенток сказала мне, что она спросила своего врача, выздоровел ли кто-нибудь от такой болезни, как у нее. Я ответил ей вопросом: «Если бы вы были в концентрационном лагере, разве вы спрашивали бы охранника, выходит ли кто-нибудь из него? Оказалось, что она была в концентрационном лагере, так что она в точности знала, о чем я говорил.



Точно так же, как отрицательная позиция поддерживает самое себя, положительная установка выживающего поддерживает себя, и тело отражает это состояние психики. Когда я пришел с тремя пациентками из ИРП на шоу Фила Донахью в 1979 году, в костюмерную вошел гример, осмотрелся и спросил: «Ну а где же здесь раковые пациенты?» Думаю, он рассчитывал увидеть трех зеленых женщин. Он попросту не мог их отличить, и это был один из лучших психотерапевтических сеансов для этих пациенток, огромной поддержкой в их благополучном самоощущении. Одна из этих трех женщин кружка ИРП встретилась в Чикаго со своим бывшим возлюбленным, осталась там и вышла за него замуж. Она предпочла не лечить облучением свой рак груди. Теперь она жива и хорошо себя чувствует; как я полагаю, ее новый брак и новое направление жизни помогли ей спастись. Одна из остальных, у которой дважды был рак, теперь избавилась от болезни.

Третья пациентка, по имени Мелани, позже умерла – но не от рака, а от осложнения при лечении, от инфекции после пересадки костного мозга. Ее история началась с развода, когда муж спросил ее, как она себя чувствует. Она ответила: «Мне теперь очень тяжело». На что он сказал: «Да, ты ужасно выглядишь». Она подумала: «У меня больше не будет с ним ничего общего». Все свои чувства она загнала внутрь, и у нее развилась лейкемия. После этого она существенно изменила свой стиль жизни. Ее врачи много раз думали, что она не выживет, но она выживала. Это случалось так часто, что позже, когда в самом деле было похоже, что она не выживет, ее врачи ободряли ее, говоря, что рассчитывают на ее выздоровление. Мелани дошла до того, что буквально исчерпала все средства химеотерапии, потому что у нее было так много ремиссий. Наконец она подверглась пересадке костного мозга, что необычно в ее возрасте (ей было 30 с лишним лет). Я направил в эту больницу письмо, объясняющее, какая она исключительная пациентка. Они приняли ее и увидели, что возраст сам по себе не является решающим, потому что важнее воля к жизни и свойства выживающего человека.

Один из самых вдохновляющих аспектов работы ИРП – это те способы, которыми члены группы могут помочь друг другу. Недавно одна из моих пациенток сказала мне, что ей позвонил брат, которому предстояла серьезная операция спины. Она дала ему урок, как должен вести себя исключительный пациент, и через несколько дней он позвонил ей снова, сказав, что его выписали на шестой день, хотя его врач сказал ему, что это продлится от 12 до 24 дней.

Зиберт обнаружил также, что поведению выживающей личности можно научиться – хотя его нельзя «преподавать», как алгебру или химию. Он рассматривает это как широкий процесс психологического и нервного созревания, когда человек становится взрослым, парадоксальным образом оставаясь также ребенком. Это значит быть подобным ребенку, но не ребячливым. Зиберт перечисляет следующие признаки внутренне мотивированного роста:

· Бесцельная игривость ради нее самой, как это бывает у счастливых детей.

· Способность человека столь глубоко погружаться в какую-то деятельность, что он теряет ощущение времени, внешних событий и всех своих забот, часто насвистывает, напевает или рассеянно говорит с самим собой.

· Невинная любознательность ребенка.

· Наблюдательный стиль поведения, без оценок.

· Готовность выглядеть глупым, делать ошибки и смеяться над собой.

· Открытый ум, воспринимающий критику.

· Активное воображение, грезы, психические игры и разговоры с собой.

 

Зиберт указал также следующие признаки, показывающие, что человек достигает синергического уровня действия:

 

· Эмпатия к другим людям, в том числе к оппонентам.

· Способность видеть паттерны и отношения в организациях и оборудовании.

· Принятие подсознательного восприятия или интуиции как достоверного источника информации.

· Правильный выбор времени, особенно для разговора или начала действия.

· Способность ясно видеть тенденции будущего развития и принимать надлежащие меры.

· Кооперативный нонконформизм: отказ от подчинения неправильным законам или общепринятым правилам, но согласие следовать им в большинстве случаев ради других – если не пытаются их изменить. Иными словами, избежание пустых жестов.

· Спокойное поведение в сложных, запутанных ситуациях, которые кажутся другим непонятными и страшными.

· Позитивная позиция и уверенность в опасности.

· Способность воспринимать новый, неожиданный и неприятный опыт и вследствие этого меняться.

· Интуитивная прозорливость: способность извлекать пользу из того, что другие считают случайностью или неудачей.

· Ощущение, что с возрастом прибавляется умение и радость жизни.*

 

Если рассматривать этот список как набор целей, он кажется устрашающим, но поскольку я обсуждаю главные из них в остальной части этой главы, я надеюсь показать, что они автоматически развиваются из личного роста в направлении выражения любви – любви к себе и любви к другим, и хотя личность изменить трудно, вы можете усвоить каждый из этих признаков. Но для этого недостаточно простого желания. Есть два главных способа, облегчающих изменение. Один из них – это работа в поддерживающей терапевтической группе, или честный обмен мнениями с самыми близкими и любимыми людьми, сопоставляющий привычки и формы поведения. Один мой друг назвал этот процесс «любовным столкновением». Другой путь, облегчающий эти изменения – это регулярная медитация, в которой вы представляете себя тем, чем хотите стать. Это помогает вам работать на уровне подсознания, где происходят все значительные изменения, а не просто на уровне сознательного понимания.

 






Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.007 с.