1. Люди, которые никогда не видят будущего. (Это скитальцы.).
2. Люди, которые видят будущее, но самостоятельно никогда не идут за ним. (Это последователи.).
3. Люди, которые видят будущее и идут за ним. (Это люди, достигающие своих целей.)
4. Люди, которые видят будущее, идут за ним и помогают другим тоже увидеть его. (Это лидеры.)
«Человек может стать тем, кем видит себя». Жизнь тридцать восьмого вице-президента США Губерта X. Хамфри — подтверждение истинности этих слов. В 1935 году, во время поездки в город Вашингтон, он написал жене: «Милая, я вижу, как однажды, если только мы с тобой возьмемся за дело и решим потрудиться над большими и добрыми делами, мы с тобой переедем в Вашингтон и даже, может быть, найдем свое место в политике, правительстве или на государственной службе... О Боже, как я надеюсь, что мечты станут явью, — во всяком случае, я собираюсь сделать попытку».
Вы видите то, что готовы увидеть
Речь идет об особенностях восприятия. Федеральный канцлер ФРГ Конрад Аденауэр был прав, утверждая: «Все мы живем под одним небом, но горизонты у нас разные».
У Генри Форда, гения автомобилестроения, возникла идея революционной модели двигателя (сегодня известной как V-8). Форд хотел как можно скорее запустить новый двигатель в производство. Но когда инженеры внимательно изучили представленные им чертежи, они сошлись во мнении: их боссу не хватало базовых инженерных знаний. Пришлось сказать Форду, что его мечта невыполнима.
— Все равно, делайте, — сказал Форд.
— Но это невозможно! — ответили инженеры.
— Начинайте, — скомандовал Форд, — и работайте, пока не получится, сколько бы времени на это ни ушло.
Шесть месяцев инженеры так и этак пытались реализовать задумку Форда. Ничего не выходило. Прошло еще полгода — результат тот же. В конце года инженеры опять сказали Форду, что он хочет невозможного. «Продолжайте работу», — сказал Форд. Инженеры подчинились и в конце концов разработали конструкцию двигателя V-8.
Генри Форд и его инженеры-конструкторы жили под одним небом, но горизонты у них были разными.
Уильям Баркер, автор книги «Спаситель на все времена», вспоминает историю протестантского епископа с восточного побережья, много лет назад побывавшего с визитом в одном из религиозных колледжей. Он остановился в доме президента колледжа, преподавателя физики и химии. После обеда епископ заявил, что тысячелетнее царство Христа уже не за горами, так как ученые уже узнали о природе почти все, а все важнейшие изобретения уже совершены.
Президент колледжа, человек относительно молодой, вежливо возразил и сказал, что множество великих открытий еще будет совершено. Рассердившись, епископ попросил назвать хотя бы одно.
— Я не сомневаюсь, что лет через пятьдесят люди получат возможность летать, — ответил преподаватель.
— Ерунда! — воскликнул возмущенный епископ. — Только ангелам дана способность летать!
Фамилия сердитого епископа была Райт. Дома его ждали два мальчика, видевшие будущее человечества намного шире и дальше, чем отец. Мальчиков звали Орвилл и У ил-бур. Именно им предстояло в 1903 году совершить первый в мире полет на созданном ими же самолете. Отец и сыновья жили под одним небом, но горизонты у них были разными.
Как такое возможно? Почему два человека, живущих в одном и том же месте в одно и то же время, видят мир совершенно по-разному?
Ответ прост: мы видим то, что готовы увидеть, а не то, что есть на самом деле. Об этом знает каждый настоящий лидер, поэтому он задает себе три вопроса: «Что видят другие? Почему они видят именно так? Как я могу изменить их восприятие?»
Что видим, то и получим
Следующий пример я нашел в книге Луи Палау «Мечтай о великом».
Вам, конечно же, знаком приятный освежающий вкус кока-колы. Этот напиток с удовольствием пьют миллионы людей по всему земному шару — и все благодаря прозорливости Роберта Вудрофа, президента компании «Coca-Cola» с 1923 по 1955 год. «Мы еще увидим, как каждый человек в военной форме сможет купить бутылку кока-колы за пять центов, где бы он ни был». После окончания второй мировой войны Вудроф заявил о своей новой мечте — чтобы еще при его жизни каждый человек на планете попробовал кока-колу. Роберт Вудроф умел смотреть в будущее!
Огромная настойчивость и тщательное планирование — и мечта стала явью.
В 1971 году на открытии парка «Disney World» в штате Флорида попросили выступить вдову покойного Уолта Диснея. Представляя ее публике, ведущий сказал:
— Если бы только Уолт Дисней мог видеть все это!
— Он видел это, — ответила вдова Диснея.
Что мы видим, то и получим. Уолт Дисней и Роберт Вудроф знали об этом.
В этом месте, прежде чем идти дальше и перейти к теме личной принадлежности образа будущего, я вынужден задать вопрос: «Способна ли моя мечта изменить мир, в котором я живу? ».
Боб Биль в своей книге «Станьте уверенным лидером» утверждает: Никогда не забывайте о различии в менталитете победителя и побежденного. Победитель сосредоточен на большой победе. Он думает не просто о том, как победить, а как победить с крупным счетом. Но для поражения вовсе не надо сосредоточиваться на мыслях о поражении: вполне достаточно сосредоточиться на том, как бы продержаться и свести концы с концами!»*.
О чем вы думаете — о выживании, об успехе или о значимых переменах? Вы боретесь за выживание, мечтаете об успехе, или готовы изменить мир?
Моше Розен придумал простое и очень полезное упражнение. Вот оно:
Если бы у меня был(о)_____________,
то я бы тогда___________________
* Biehl, Increasing Your Leadership Confidence.
Если бы у вас было все, чего только можно пожелать, — неограниченные запасы времени и денег, неограниченный доступ к информации, неограниченный штат сотрудников — то есть все ресурсы, что бы вы сделали? Ваш ответ на этот вопрос — это и есть ваша мечта. Пусть она будет достойной.
Герои популярного комикса Люси и Лай-нус собирались загадать желание, подбросив монетку. «Нужно загадать желание вслух?» — спросил Лайнус. «Конечно, — ответила Люси, — а иначе желание не исполнится». И начала сама загадывать желания: «Хочу четыре новых свитера, новый велосипед, новые коньки, новое платье и сто долларов». «А я хочу, чтобы все мои друзья жили долго, — сказал Лайнус. — Я хочу, чтобы в мире наступил мир. Я хочу, чтобы медицина продвинулась далеко вперед». Тут Люси спрятала монетку и обиженно сказала: «Аи, Лайнус, вечно ты все испортишь».
Личный образ будущего
Мой друг Рик Уоррен говорит: «Чтобы узнать температуру организации, поставьте градусник ее лидеру». Повторяю: лидер никогда не поведет последователей дальше, чем
продвинется сам. Каков лидер, таковы и последователи. Последователи находят лидера, а затем — образ будущего. Лидер находит образ будущего, а затем — последователей. Выступая на семинарах и конференциях по всей стране, мне постоянно приходится слышать множество вопросов от участников. Один из наиболее распространенных вопросов, которые мне приходится слышать от людей, занимающих руководящие должности, звучит так: «Где взять образ будущего и как донести его до всей организации? ». Этот вопрос имеет решающее значение. Пока на него не найден ответ, лидер остается лидером лишь номинально. Конечно, я не в состоянии дать вам образ будущего, но я могу поделиться с вами секретом, как его найти.