СМИ в системе креативных индустрии — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

СМИ в системе креативных индустрии



креативного ресурса. Для приверженцев этой концепции креативность становится мощнейшим сырьевым ресурсом, творчество же выступает движущей силой развития и главной экономической ценностью. Пока­зательно, что творческий ресурс создает как материальные, так и нема­териальные активы бизнеса. В контексте изменения структуры эконо­мики, увеличения доли людей творческих профессий на рынке труда Р Флорида анализирует становление новых производительных сил об­щества: «Радикальное отличие между креативным и другими классами заключается в том, за что они получают свои деньги. Представителям рабочего и обслуживающего класса платят главным образом за выпол­нение работы согласно плану, тогда как креативный класс зарабатывает деньги, проектируя и создавая что-то новое, и делает это с большей сте­пенью автономии и гибкости, чем два другие класса. Приблизительно 15 млн специалистов, более 12% рабочей силы США, принадлежит к его суперкреативному ядру.

Сегодня в США креативный класс численно превосходит традици­онный рабочий класс, объединяющий тех, кто работает на производ­стве, в строительстве или на транспорте»[15]. На протяжении второй по­ловины XX в. стало очевидным, что процесс индустриализации и мас- совизации культурного производства привел и к демократизации культуры, внедрению ее в повседневную жизнь, возросшему влиянию культуры на все остальные сферы социальной деятельности. Важным последствием бурного развития культурных индустрий в странах Запад­ной Европы стало также усиление влияния креативности на конкурен­тоспособность этого региона в условиях усиления производственной конкуренции с развивающимися странами Азии.

Р. Флорида включает в креативный класс профессионалов, занятых в научной и технической сфере, архитектуре, дизайне, образовании, искусстве, музыке и индустрии развлечений. Основной экономической Функцией этого класса он называет создание новых идей, новых техноло­гии и нового креативного содержания, причем представители этого клас­са — художники или инженеры, музыканты или специалисты по вы­числительной технике, писатели или предприниматели — разделяют общий творческий этос, для которого важны креативность, индивиду­альные особенности и личные заслуги. Размер этого класса довольно значителен, по мнению Флориды, в США он достигает 38 млн, т.е. 30% всех работающих американцев.

Определение творческих индустрий, на которое опирается сегодня большинство исследователей и специалистов по городскому развитию, было сформулировано Департаментом культуры, медиа и спорта (DCMS) правительства Великобритании в 1998 г. (табл. 10).



Творческие индустрии — это деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант и которая несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности. Наступ­ление информационной эпохи меняет контекст осмысления экономи­ки, в которой доля труда людей творческих профессий существенно ра­стет. С падением доли индустриального производства начал меняться облик традиционных промышленных регионов, и креативные индуст­рии выступили своего рода антикризисным инструментом. Опустевшие фабрики и заводы стали центрами современного искусства, широко использующими технологии мультимедиа, приютили музеи и галереи, которые активно подключили к своей деятельности новые медиа и спе­циализированные СМИ. Важным результатом развития креативных индустрий становится сегодня появление нового городского ландшаф­та, в котором бытовая среда и стиль жизни характеризуются смешени­ем высокого и массового искусства.

Перечень сегментов креативных индустрий сегодня еще шире, чем культурных, и включает в себя:

визуальные и исполнительские искусства;
архитектуру и дизайн;
ремесла;
издательскую деятельность;
кино и телевидение;
новые медиа;
культурный туризм;
галерейный бизнес;
ш моду.

 

Креативные индустрии представляют собой производственные цик­лы создания, производства и распространения товаров и услуг, использу­ющих творческие способности и интеллектуальный капитал как исход­ные ресурсы. Креативная деятельность основана на активном примене­нии знаний, что ведет к созданию товаров и услуг, характеризующихся креативным содержанием, экономической ценностью и рыночными целями. Креативный сектор в экономике представляет собой гибкий и модульный рынок, на котором действуют предприятия, различающие­ся по формам собственности — частно-корпоративной, общественной,



СМИ в системе креативных индустрий
      Таблица 10
Сопоставительный перечень креативных индустрий в соответствии
с различными методиками их определения
Модель Модель Модель Модель
правительства символических концентрических копирайта
Великобритатании текстов кругов ВОИС*
(DCMS)      
Архитектура Основные культур­ Основные креа­ Ключевые индуст­
Реклама ные индустрии: тивные искусст­ рии копирайта:
  реклама, кино, ва: литература. реклама, коллек­
Искусство и Интернет, музыка, музыка, сцени­ тивные обще­
антикварный издательская дея­ ческие и визуаль­ ства, кино и
рынок тельность, ТВ и ные искусства. видео, музыка,
Ремесла радио, видео и ДonoлнumeJlьныe сценические
Дизайн компьютерные креативные ис­ искусства, изда­тельская деятель­
  игры. кусства: кино,
Мода Периферические музеи и библио­тека. ность, программ­ное обеспечение,
Кино и видео культурные индус­ ТВ и радио, визу­
Музыка трии: креативные Культурные инду­ альное и графи­
  искусства. стрии в широком ческое искусство.
Сценические   понимании: со­ Вспомогательные
искусства Пограничные куль­ хранение куль­
  турные индустрии: турного насле­ индустрии копи­
пздательская IHC1I,, "I , ц/\пт>1 потребительская дия, издательская райта: записыва­
ДСЯI СЛЬНОС 1 ь электроника, деятельность. ющие материалы.
Программное мода, программ­ звукозапись, ТВ потребительская
обеспечение ное обеспечение, и радио, видео и электроника, му­
ТВ и радио спорт. компьютерные игры. зыкальные инст­рументы, бумага,
Видео и компью­   фотокопироваль­
терные игры   Смежные индуст­ ное и фотографи­
  рии: реклама, ар­хитектура, ди­ ческое оборудо­вание.
    зайн, мода. Индустрии час­тичного копирай­та: архитектура, одежда, обувь, дизайн, мода, домашние това­ры, ифушки.
   
ВОИС — Всемирная организация по интеллектуальной собственности.
неточных:Creative Industries. Report 2008. The Challenges of Assesing the Creative Economy:
l0*ards Informed Policy Making. United Nations, 2008. P. 13.  
     


государственной; размерам и организации — от независимых артистов и малых предприятий до крупнейших конгломератов мира.

Наряду с академическими исследованиями, обосновывающими про­цесс формирования креативных индустрий[16], во многих странах и меж­дународных организациях готовятся исследования, концептуальные доклады и политические документы, анализирующие те сферы произ­водства, которые можно отнести к креативным индустриям. Так, в док­ладе ООН и ЮНКТАД «Креативные индустрии — 2008» подчеркивает­ся, что креативность, основанная на знаниях и доступе к информации, стала сегодня важнейшим экономическим ресурсом[17].

Подкреативностью в данном документе подразумевается способность формулировать новые идеи и использовать их в создании произведений искусства, культурных продуктов, научных исследований и технологиче­ских инноваций.

В настоящее время креативные индустрии входят в число наиболее динамично развивающихся областей экономики. В период с 2000 по 2005 г. глобальный обмен креативными товарами и услугами рос еже­годно в среднем на 8,7%, достигнув в 2005 г. 424,4 млрд долл. Это соста­вило, по оценкам ЮНКТАД, 3,4% мировой торговли.

Определения креативных индустрий различаются в зависимости от подхода к ним. Доклад ООН выделяет несколько наиболее важных — подход британского министерства культуры, СМИ и спорта; модель концентрических кругов, предложенная Тросби и развитая в докумен­тах Европейской комиссии, модель копирайта по версии Всемирной организации интеллектуальной собственности. В перечень важных под­ходов включен и рассмотренный ранее ООН подход Д. Хесмондхала к современным культурным индустриям.

Понятие «креативные индустрии» не случайно используется во мно­жественном числе, поскольку их сегменты имеют разную экономичес­кую логику и динамику развития. Для индустрии СМИ, принадлежность которой к креативным индустриям не вызывает сомнения, это особен­но справедливо. Ее продукты во все возрастающей степени структури­руют и организуют свободное время людей. В этом процессе контент СМИ. произведенный как журналистами, так и представителями дру­гих творческих профессий, становится той частью креативного ланд-

СМИ в системе креативных индустрий

шафта, который все больше заполняет стиль жизни современного че­ловека. Вовлечение творческих людей в современную городскую среду имело серьезные последствия и для СМИ. Индустрия СМИ и развлече­ний стала неотъемлемым компонентом урбанистического стиля жиз­ни. а сами города превратились в центры концентрации медиапроиз- водства и распространения медиаконтента.

Как подчеркивают исследователи, творческие индустрии, несмотря на значительное присутствие в них крупных компаний, основаны на прио­ритете малых и средних предприятий. Многие из них представляют со­бой местные производства, ориентированные на выход на глобальные рынки. Это положение как нельзя более справедливо для современного состояния индустрии СМИ. Сегодня при развитии новых медиа процесс индустриализации контента начинает деиндустриализовываться: роль отдельных авторов возрастает, потребность в персонифицированном мнении как никогда высока и сам контент СМИ возвращает ту ауру ин­дивидуальности и творческой уникальности, о потере которой сожалели В. Беньямин, М. Хоркхаймер и Т. Адорно. Причем создание креативного контента лучше всего удается независимым продюсерским компаниям, редакциям, ориентированным на выпуск артхаусной продукции, отдель­ным авторам. В результате, наивысшую лояльность аудитория сегодня демонстрирует отдельным творческим личностям, которые чаще всего оказываются популярными интернет-блогерами или «золотыми перья­ми» традиционных СМИ. Противостоять им могут только «звезды» ин­дустрии развлечений, на которых работают большие команды. Именно в этом столкновении обнажается один из важнейших конфликтов совре­менных СМИ — между творческим, индивидуализированным и индуст- риализованным, массифицированным трудом создателей контента СМ И.

СМИ как индустрия развлечений. Как уже отмечалось выше, обще­ство ждет от СМИ выполнения многочисленных функций, причем в традиционных нормативных теориях журналистики удовлетворение потребности в развлечениях обычно ставится не на первое место. Од­нако фактически сегодня именно оно ставится в центр деятельности многих медиапредприятий. Особая роль, которую играют СМИ в орга­низации свободного времени современного человека, объясняет, поче­му это происходит. Многие авторы обращают внимание на это, считая Уход СМИ в сторону развлечений естественным и типичным процессом. А- Черных следующим образом обозначает эту тенденцию: «...именно Медиа в самом широком смысле, включая как традиционные (прессу, литературу, театр, кино, радио, телевидение и связанные с последними Тщательными средствами источники воспроизведения и тиражирова-

ния их продуктов — магнитофоны, проигрыватели и т.д.), так и новые, прежде всего сетевые, включая Интернет, источники информации, яв­ляются важнейшим фокусом досуговых интересов, формируя общую культурную среду для большинства людей по сравнению с любым дру­гим социальным институтом. Незапланированным, но все более зна­чимым следствием этого процесса оказывается постоянное возраста­ние экономического (хозяйственного) значения медиа по мере роста консолидации (конгломерации) и диверсификации деятельности ме­дийных структур»[18].

Трансформация СМИ в сторону индустрии развлечений — объек­тивный процесс, связанный с возрастанием доли аудиовизуальных, элек­тронных СМИ в медиаиндустрии в целом и в бюджете свободного вре­мени современного человека. Не в последнюю очередь это связано и с последствиями технологического прогресса и цифровой революции, которые увеличили число технологических платформ воспроизведения развлекательного контента. Несколько причин объясняют неизбежность интеграции индустрии СМИ и развлечений.

Во-первых, это стремление рекламодателей к выходу на массовую аудиторию, которую всегда привлекали развлекательные «зрелища». СМИ как индустрия организации доступа рекламодателей к (целевым) аудиториям оказались в числе сервисных индустрий, обслуживающих саму рыночную экономику, ориентированную на массовое потребление. Массовые СМИ — желтая пресса, универсальные радио- и телекана­лы — стали для огромных аудиторий прекрасным средством отдыха, и именно в этих масс-медиа объем серьезных журналистских материалов минимален. Большая часть человечества называет ТВ «центром развле­чений в современной семейной жизни»[19]. Сегодня развлекательные про­граммы составляют основную часть телеконтента практически во всех странах мира. Исходя из этого, можно сказать, что ТВ — основной ка­нал доставки развлечения для абсолютного большинства населения. В число наиболее «телевизионных» стран мира — стран с наибольшим проникновением ТВ в дома зрителей — входят в настоящее время Ки­тай (370 млн телевизоров), США (233 млн) и Япония (91 млн)[20].

Во-вторых, внедрение рекламы в содержание СМИ. Это не могло не оказать влияния на журналистские тексты, с которыми она сосуще­ствовала в прессе, на радио и ТВ. В результате усилились визуальная







Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.165 с.