1. Особенности социального познания:
1.1. субъект и объект познания совпадают;
1.2. получаемое социальное знание всегда связано с интерсами индивидов-субъектов познания;
1.3. социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание;
1.4. сложность объекта познания – общества;
1.5. установление только относительных истин, вероятностный характер закономерностей;
1.6. ограниченность применения эксперимента как метода познания.
2. Принципы конкретно-исторического подхода в социальном познании:
2.1. рассмотрение социальной действительности в развитии;
2.2. изучение общественных явлений в многообразных связях;
2.3. выявление общего и особенного в аналогичных явлениях других обществ и эпох.
3. Социальный факт
3.1. объективный факт – событие, имевшее место в определенное время при определенных условиях; не зависит от исследователя;
3.2. научный факт – интерпретированный объективный факт – знание о событии, которое описано с учетом специфики социальной ситуации, в которой оно имело место; зафиксирован в книгах, рукописях и т.д. (интерпретация – истолкование, объяснение).
3.3. виды социальных фактов:
3.3.1. действия, поступки;
3.3.2. материальные и духовные продукты человеческой деятельности;
3.3.3. словесные (вербальные) действия.
3.4. Оценка социального факта:
3.4.1. свойства изучаемого объекта;
3.4.2. соотнесение изучаемого объекта со схожим объектом или с идеалом;
3.4.3. познавательные цели исследователя;
3.4.4. личная позиция исследователя;
3.4.5. интересы социальной группы, к которой принадлежит исследователь.
14 Образование и самообразование
Интересно? Расскажите друзьям

1. Образование – один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков, развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов как семья, школа, средства массовой информации. Цель – приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранения ее культурного достояния.
Согласно Закону РФ «Об образовании» образование представляет собой целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития в интересах человека, общества и государства.
2. Самообразование – знания, умения и навыки приобретаемые человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц.
3. Функции образования:
1. экономическая (формирование социально-профессиональной структуры общества);
2. социальная (осуществление социализации личности (социальная функция);
3. культурная (использование ранее накопленной культуры в целях воспитания индивида).
4. Сеть образовательных учреждений в России:
1. дошкольные (ясли, детские сады);
2. начального (4 класса), общего среднего (9 классов) и полного среднего (11 классов) образования (школы, гимназии, лицеи);
3. дополнительное образование (дома детского творчества, кружки, секции);
4. среднего специального образования (лицеи, техникумы, училища, колледжи);
5. высшего специального образования (вузы: институты, университеты, академии);
6. постдипломного образования (институты повышения квалификации, курсы);
7. подготовка научных кадров (магистратура, ординатура, аспирантура, докторантура);
8. духовные учебные заведения (семинарии, теологические факультеты, духовные академии).
Образование в современном мире отличает многообразие путей получения (школа, экстернат, домашнее обучение, дистанционное обучение, курсы самообразования и др.)
5. Общие тенденции в образовании:
· демократизация образования;
· рост продолжительности образования;
· непрерывность образования;
· гуманизация образования;
· гуманитаризация образования;
· интернационализация образования;
· компьютеризация образования.
6. Направления реформ в российском образовании – для ЕГЭ они соответствуют тенденциям, приведенным выше. Сайт министерства образования и науки РФ (2009) определяет следующие приоритеты государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования:
· Обеспечение доступности качественного общего образования
· Повышение качества школьной учебной литературы
· Повышение уровня оплаты труда работников образования
· Модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования
· Повышение качества профессионального образования
· Расширение общественного участия в управлении образованием
· Развитие сети общеобразовательных учреждений
· Переход на нормативное подушевое (бюджетное) финансирование общеобразовательных учреждений
7. Образовательная парадигма (от греч. paradeigma — пример, образец) — совокупность смыслообразующих характеристик, которые определяют сущностные особенности схем теоретической и практической педагогической деятельности и взаимодействия в образовании. Например, парадигма педагогики традиции, парадигмы научно-технократической и гуманитарной педагогики и др.
15 Религия как феномен культуры
Интересно? Расскажите друзьям

Религия – это
· вера в сверхъестественное, основанные на ней мировоззрение, мироощущение и соответствующее поведение;
· совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность;
· форма удовлетворения духовных потребностей.
2. Признаки религии: вера в сверхъестественное; организованное поклонение высшим силам; стремление согласовать жизнь с требованиями безусловного начала (Бога, Абсолюта)
3. Элементы религии:
· вера – принятие истинности чего-либо без доказательств;
· культ – вид религиозной деятельности, религиозное почитание каких-либо предметов, святых отцов, бога или богов; религиозная обрядность;
· переживания;
· образ жизни (нравственные ценности и религиозные нормы);
· символы.
4. Церковь – социальный институт, религиозная организация, в основе которой лежит единый Символ веры (вероучение), определяющий религиозную этику и религиозную деятельность, систему управления жизнедеятельностью, поведением верующих.
5. Функции религии:
· мировоззренческая (Задает «предельные» критерии, абсолюты, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек, обеспечиваются целеполага-ние и смыслополагание);
· регулятивная (Упорядочивает определенным образом помыслы, стремления людей, их деятельность);
· терапевтическая (Восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования. Важное значение имеет психологический аспект компенсации — снятие стресса, утешение, медитация, духовное наслаждение);
· культуротранслирующая (Способствует развитию определенных основ культуры — письменности, книгопечатания, искусства. Обеспечивает охранение и развитие ценностей религиозной культуры. Осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению);
· коммуникативная (Обеспечивает два плана общения: верующих друг с другом; верующих — с Богом, ангелами, душами умерших, святыми в литургии, молитве, медитации и т. д.);
· интегрирующая (Объединяет индивидов, группы, если ими признается более или менее единое, общее вероисповедание, что способствует сохранению стабильности, устойчивости личности, социальных групп, учреждений и общества в целом (интегрирующая функция). Разъединяет индивидов, группы, если в их религиозном сознании и поведении обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции, если в социальных группах и обществе имеются различные, да еще и противостоящие друг другу конфессии);
· легитимизирующая.
6. Формы ранних религий:
· анимизм (от лат. душа) – вера в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы;
· фетишизм (от фр. заколдованная вещь, идол, талисман) – поклонение неодушевленным предметам, наделенным сверхъестественными свойствами;
· тотемизм (от индийского тотем – его род) – поклонение животному или растению как своему мифическому предку и защитнику;
· магия (колдовство).
7. Религии современного мира:
· родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день;
· национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций (например, иудаизм, индуизм, конфуцианство и др.);
· мировые религии: буддизм (VI-V вв. до н.э. в Индии), христианство (I в. н.э. в Палестине), ислам (VIII в. н.э. в Аравии)
8. В Конституции РФ провозглашается свобода совести.
9. Мировые религии
Буддизм; Христианство (католицизм, православие, протестантизм); Ислам
Признаки мировых религий:
1. Объединение крупной общности людей
2. Наличие последователей во многих странах и среди различных народов
16 Искусство, его формы, основные направления
Интересно? Расскажите друзьям

1. Искусство:
· специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах;
· практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей;
· высокая степень мастерства.
2. Теории происхождения искусства: биологизаторская, игровая, магическая, трудовая.
3. Предмет искусства – человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Форма бытия искусства – художественное произведение.
4. Виды искусства: архитектура (зодчество), живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, литература, музыка, театр, цирк, балет, кино, фотоискусство, эстрада.
5. Специфика искусства как формы художественного познания: образное и наглядное, специфические средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово; звук; цвет и т.д.), большая роль воображения и фантазии познающего субъекта.
6. Функции искусства:
· общественно-преобразующая (оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную деятельность по преобразованию общества);
· художественно-концептуальная (анализирует состояние окружающего мира);
· воспитательная (формирует личность, чувства и мысли людей);
· эстетическая (формирует эстетические вкусы и потребности человека);
· утешительно-компенсаторная (восстанавливает в сфере духа гармонию, утраченную человеком в реальной действительности, способствует сохранению и восстановлению психического равновесия личности);
· предвосхищения (предвосхищает будущее);
· внушающая (воздействует на подсознание людей, на человеческую психику);
· гедонистическая (доставляет людям удовольствие);
· познавательно-эвристическая (отражает и осваивает те стороны жизни, которые труднодоступны науке).
17 Мораль, ее категории
Интересно? Расскажите друзьям

1. Мораль – форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей. Подходы к происхождению морали: натуралистический, теологический, социологический, культурологический.
2. Развитие норм морали: табу – обычай – традиция – моральные правила.
3. Моральные требования и представления:
· нормы поведения («не лги», «не укради», «не убий», «почитай старших» и др.);
· моральные качества (доброжелательность, справедливость, мудрость и др.);
· нравственные принципы (коллективизм – индивидуализм; эгоизм – альтруизм и др.);
· морально-психологические механизмы (долг, совесть);
· высшие моральные ценности (добро, смысл жизни; свобода; счастье).
4. Этика – философская наука, предметом которой являются мораль, нравственность. Мораль – высокие идеалы и строгие нормы, мир должного. Нравственность – принципы реального практического поведения людей, мир сущего.
5. Функции морали: регулятивная, ценностно-ориентационная, координационная, мотивационная, конститутивная.
6. Нравственная культура личности – степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества. Этапы формирования: элементарная нравственность (что со мной сделают?), конвенциональная нравственность (что обо мне подумают?), автономная нравственность (что я сам о себе подумаю?). Структура нравственной культуры личности: культура этического мышления, культура чувств, культура поведения, этикет.
18. Понятие общественного прогресса.
Интересно? Расскажите друзьям

1. Различные взгляды на направленность общественного развития
1.1. Платон, Аристотель, Дж. Вико, О. Шпенглер, А. Тойнби – движение по определенным ступеням в рамках замкнутого цикла, т.е. теория исторического круговорот.
1.2. Религиозные течения – преобладание регресса во многих сферах общества.
1.3. Французские просветители — непрерывное обновление, совершенствование всех сторон жизни общества.
1.4. Современные исследователи – положительные изменения в одних сферах общества могут сочетаться с застоем и регрессом в других, т.е. вывод о противоречивости прогресса. Человечество в целом никогда не регрессировало, но его движение вперед могло задерживаться и даже на время останавливаться, что называется стагнацией (застоем).
2. Понятие прогресса и регресса.
Прогресс (от лат. progressus — движение вперед, успех) — тип развития от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному.
Регресс (от лат. regressus — обратное движение) — тип развития от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.
3. Традиционные критерии прогресса:
- развитие человеческого разума
- совершенствование нравственности людей
- прогресс науки и техники
- развитие производительных сил, включая самого человека
- возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку
4. Относительность прогресса: Есть области, к которым понятие прогресса не применимо
5. Противоречивость прогресса: совершенствование в одних областях оборачивается потерями в других. Одним социальным силам прогресс в данной области может быть выгоден, а другим нет.
6. Гуманистические критерии прогресса:
- средняя продолжительность жизни человека,
- детская и материнская смертность, состояние здоровья,
- уровень образования,
- развитие различных сфер культуры,
- чувство удовлетворенности жизнью,
- степень соблюдения прав человека,
- отношение к природе и др.
19 Многовариантность общественного развития (типы обществ)
Интересно? Расскажите друзьям
