II. Консультирование родителей и педагогов. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

II. Консультирование родителей и педагогов.



При проведении медицинского и психолого-педаго­гического обследования детей с целью решения вопроса о типе учреждения, в котором должен находиться ребе­нок, могут возникать разные ситуации. В одних случаях действительно необходим перевод ребенка в специаль­ное учреждение (специальный детский сад, специаль­ную школу и др.). В других случаях бывает достаточ­ной правильно организованная работа в условиях уч­реждений общего типа при условии помощи со стороны семьи. В тех случаях, когда у ребенка устанавливается глубокое снижение интеллекта, а родители не соглаша­ются с направлением его в детские дома для детей-ин­валидов, особенно важна помощь родителям. Врач дает советы по проведению оздоровительных мероприятий (закаливание, зарядка, специальные упражнения, ре­жим питания и т. д.) и, если требуется, назначает ле­чение. Дефектолог отмечает, на что прежде всего нуж­но обратить внимание в работе с ребенком. У одних детей: на первый план выступает развитие их общей двигательной активности, у других — формирование произвольного внимания и т. д. Безусловно, параллель­но проводится и развитие мыслительных операций, ре­чи, формирование навыков целенаправленной деятель­ности и др. Важно, чтобы помощь детям со стороны родителей была адекватной и имела коррекционно-развивающую направленность.

Полезны советы дефектолога по использованию мер воспитательного воздействия, по установлению правиль­ного отношения родителей к детям с отклонениями в развитии. Порой наблюдаются крайности. В одних семьях на ребенка смотрят как на больного и несчаст­ного, которому подчиняется вся жизнь семьи. За него делают все, даже то, что он смог бы сделать сам. Его ограждают от сверстников, боясь инфекций или насме­шек. Ребенок привыкает к полной бездеятельности. Он не приобретает элементарных навыков самообслужива­ния, не умеет общаться с детьми. У него появляется не­уверенность в своих силах, полная безынициативность. Бывают и другие случаи, когда к ребенку в семье предъявляют слишком высокие требования, не учитывая его психофизические возможности. Перегрузка, особен­но интеллектуальная, может привести к резкому сни­жению работоспособности, к срывам в поведении, к по­явлению нежелательных черт характера. Сформирован­ная родителями завышенная самооценка приводит к тому, что ребенок берется за явно непосильные для него дела, не может их выполнить, нервничает, дает агрессивные вспышки, теряет веру в свои силы. Встре­чаются семьи, в которых дети заброшены. Родители считают, что «все равно они ничего не могут», и совсем не уделяют им внимания. Во всех приведенных случаях нужна большая разъяснительная работа с родителями, которую проводят в консультации.



Не менее важны рекомендации по подготовке ребен­ка к школе. Известно, что для успешных занятий в шко­ле ребенка нужно не просто научить грамоте, а развить у него качества, обеспечивающие обучение в школе, не­обходимо сформировать устойчивую произвольную и це­ленаправленную деятельность. Родителям следует по­казать, как в процессе игровых занятий можно разви­вать восприятие, осмысленную память, учить навыкам самоконтроля и т. д. Дефектолог обращает внимание родителей на необходимость систематической работы по развитию речи и мышления ребенка. Для этой цели предлагаются доступные игровые задания, специальные упражнения.

Если состояние ребенка требует длительного наблю­дения специалистов, он назначается на повторное об­следование, а родителям на этот период даются рекомендации. В зависимости от состояния речевого разви­тия логопед дает свои советы.

За помощью в консультацию могут обратиться и воспитатели, учителя, работающие с детьми. Специа­листы консультации, вскрыв причины и характер тех или иных трудностей, дадут конкретные рекомендации по их преодолению, корригированию в условиях учреж­дений, где находятся эти дети.

В обязанности членов ПМПК входит И пропаганда необходимых медицинских, психолого-педагогических, дефектологических знаний среди родителей, педагогов детских садов, школ, среди населения. Эта работа должна способствовать профилактике аномалий разви­тия и оказанию своевременной коррекционной помощи тем, кто в ней нуждается.

III. Коррекционная работа с детьми.

На базе ПМПК могут проводиться занятия с деть­ми, которые из-за особой тяжести своего состояния не могут посещать детские учреждения. Такие занятия мо­гут быть индивидуальными и групповыми.



Содержание и методика работы с детьми в каждом конкретном случае определяются специалистами кон­сультации, исходя из психофизического развития ре­бенка, его возраста, поставленных задач (подготовка к школе, преодоление трудностей в усвоении того или иного материала, формирование навыков саморегуля­ции и т. д.).

Важнейшим фактором, стимулирующим развитие высших психических функций, является двигательное развитие ребенка, поэтому в коррекционной работе на­ряду со специальными упражнениями по развитию дви­гательной сферы ребенка следует заниматься и укреп­лением мышц кисти рук, мелкой моторики пальцев рук. Для этих целей полезны такие упражнения: лепка из глины, пластилина, сжимание поочередно левой и пра­вой рукой сначала не тугих, а затем более тугих рези­новых предметов (груши, мяча, эспандера и т. п.), шнуровка, развязывание узелков, нанизывание на про­волоку пуговиц и т. п.; открывание и закрывание пу­зырьков; прокалывание картона по пунктирным линиям, по точкам; обводка по контурам, по трафарету, через прозрачную бумагу; штриховка, раскрашивание; выре­зание; сгибание бумаги, упражнения с пальцами, заня­тия мозаикой и др.

Для развития ориентировки в пространстве можно рекомендовать следующие задания: определение пра­вой - левой стороны у себя, на своем изображении в: зер­кале, на картинке; определение местоположения пред­метов по отношению к ребенку; ориентировка на плос­кости листа бумаги (слева, справа, вверх, вниз посере­дине и т. д.); симметричное дорисовывание предмета, восприятие «зашумленных» предметов, букв, цифр; со­ставление фигур из палочек, полосок (по образу, по памяти).

Для развития памяти полезны игры типа: найти предъявленные фигуры, предметы в числе других (пока­зать 4—5 предметов и затем выбрать их из 8—10 пред­метов), сказать, что изменилось. Рекомендуется выкла­дывать узоры по памяти, повторять слова, цифры, а также тренировать преднамеренное запоминание, учить приемам запоминания.

Развитию всех видов мышления способствуют заня­тия рисованием (декоративным, с натуры, по воображе­нию, тематическим), лепкой, аппликацией, конструиро­ванием и т. п. Эти занятия развивают и сенсорные спо­собности ребенка, пробуждают познавательные инте­ресы.

В процессе всех занятий необходимо развивать и корригировать речь детей, формировать планирующую и регулирующую функции речи. В случаях, когда это необходимо, проводится логопедическая работа.

При этом следует помнить, что коррекционная ра­бота с детьми не сводится только к развитию отдельных психических процессов, к тренировке тех или иных уме­ний и навыков, она должна быть направлена на кор­рекцию всей личности.

Таковы некоторые направления и содержание дея­тельности специалистов ПМПК.

 

Контрольные вопросы

1. Какие специалисты входят в состав ПМПК?

2. Назовите направления деятельности ПМПК.

3. Какие виды обследования детей проводятся в ПМПК?

4. Кака,я документация ведется в ПМПК?

5. Какая обязательная документация оформляется на ребенка при направлении его в консультацию?

 

Литература

обязательная

1. Принципы отбора детей во вспомогательные шко­лы/Под ред. Г. М. Дульнева и А. Р. Лурия. — М.: Про­свещение, 1973.

2. Отбор детей во вспомогательные школы (опыт работы по комплектованию вспомогательных школ)/ Под ред. С. Д. Забрамной.— М.: Просвещение, 1971.— Гл. II, § 2.

3. Отбор детей во вспомогательную школу /Сост. Т. А. Власова, К. С. Лебединская, В. Ф. Мачихина.— М.: Просвещение, 1983.

 

 

Методы психолого-педагогического

Исследования детей






Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.007 с.