Умственно отсталых детей за рубежом — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Умственно отсталых детей за рубежом



 

За последние десятилетия наметились новые тенден­ции как в понимании сущности умственной отсталости, так и в использовании методов ее выявления. Это свя­зано прежде всего с успехами наук, занимающихся указанными проблемами. Клинические исследования этиологии и анатомо-физиологических механизмов ум­ственной отсталости, новейшие технические средства диагностирования, утверждение принципов детерминиз­ма в медицине и психологии способствовали выработке наиболее рациональных путей и методов отбора умст­венно отсталых детей в специальные учреждения. Ут­вердился личностный подход при обследовании детей с отклонениями в развитии. Сейчас специалисты стре­мятся к всестороннему, целостному и более углублен­ному изучению детей, а также ранней диагностике ум­ственной отсталости. Все большая роль отводится обу­чению, социальной среде.

Материалы XXIII Международной конференции, со­стоявшейся в Женеве в 1960 г., свидетельствуют о раз­нообразных организационных формах комплектования специальных школ для детей, отстающих в умственном развитии.

В большинстве государств вопросами отбора зани­маются не отдельные лица (только учителя, или только врачи, или только психологи), а группы специалистов, входящих в состав так называемых комиссий, бригад, медико-психосоциальных центров и других органов, но­сящих в разных странах разное название. Приведем сведения по некоторым странам.

В США (2д) отбор умственно отсталых детей про­водится приемными комиссиями, в состав которых вхо­дят врачи, школьные психологи, учителя-дефектологи, школьные медицинские сестры, специалисты по слуху и речи, представители школьной администрации.

Приемная комиссия наряду с тестовым исследова­нием интеллекта проводит психологическое обследова­ние, которое включает в себя изучение речевого разви­тия ребенка, а также исследование его эмоциональной сферы и личностных качеств. С этой целью использу­ются различные опросники и проективные методики. При неврологическом обследовании выясняются причи­ны имеющихся у ребенка затруднений и определяется метод лечения. Комиссия обобщает материалы исследо­вании и вырабатывает единые пути педагогических коррекционных занятий с ребенком. Основными показате­лями умственной отсталости считают величину интел­лектуального коэффициента (IQ) и социального коэф­фициента (SQ). Под SQ понимается степень коммуни­кабельности ребенка, способность ориентироваться. При исследовании IQ, т. е. способности к учению, исследу­ется уровень овладения чтением, счетом, художествен­ное развитие. С этой целью широко используются раз­личные «батареи» тестов. В основе большинства тестов лежат тесты Бине — Симона разной модернизации. Наи­более распространены шкала Стенфорд — Бине и дет­ская шкала Векслера.



Следует указать, что все чаще ставятся требования разностороннего изучения детей с отклонениями в раз­витии и повторных обследований.

В Англии (2д) существует следующий порядок от­бора. Все дети, начиная с 5-летнего возраста, направ­ляются в обычные школы. Если в течение 1,5—2 лет они не усваивают программу, то с подробной характе­ристикой учителя направляются к психоневрологу, а также исследуются психологом. Показателем неуспе­ваемости считают то, что ребенок не научился считать к 7 годам. Психологи исследуют ребенка с помощью тестов.

Если у детей в 6 лет обнаруживаются явные черты умственной отсталости, то они сразу направляются в специальные школы. Таким образом, обучение умст­венно отсталых начинается с 6—7 лет.

В Англии, как и в США, расширено само понятие умственной отсталости. В него включают детей педа­гогически запущенных, малоразвитых, с замедленным психофизическим развитием и т. д.

Основным показателем умственной отсталости яв­ляется величина 10. При этом если ребенок отстает от сверстников на 20%, то считают возможным обучение его во вспомогательной школе или в специальных клас­сах при массовых школах. Если он отстает больше чем на 50%, то его признают необучаемым и помещают в специальные интернаты, находящиеся в ведении орга­нов социального обеспечения.

Многие прогрессивные олигофренопедагоги и психо­логи Англии выступают против тестовых обследований при установлении типа школы, считая, что они прове­ряют не столько умственные способности, сколько об­щее развитие, связанное с условиями воспитания ре­бенка, с той социальной средой и культурой, которые его окружают.



Необходимо отметить, что в Англии изучение детей идет не только через школу, но в некоторых случаях и через специальные диагностические центры. Эти цент­ры проводят работу по отграничению детей-дебилов от имбецилов 6—8-летнего возраста. В центре могут быть 1—2 группы (15—30 детей), с которыми занимаются от 6 месяцев до 2 лет. С группой занимаются учитель и ассистент, что позволяет вести глубоко индивидуализи­рованную работу по изучению детей.

Дети проводят в группе 6 часов (кроме занятий у них обед и прогулка). Во время пребывания в диагно­стических центрах дети усваивают элементы грамоты, а также точно выявляется, кто из них может обучаться во вспомогательной школе, а кто не может.

В последние годы имеется тенденция к раннему вы­явлению умственной отсталости у детей и своевремен­ному переводу их в специальные школы.

Во Франции(2д) отбор умственно отсталых детей в специальные школы осуществляется медико-педаго­гическими комиссиями, всю работу которых организу­ет старшин школьный инспектор. В состав комиссии входят также директор специальной школы, воспита­тель, врач, психолог. Для обследования используются тесты Бине — Симона, Заззо, Портеуса. В то же время имеют место тенденции к изучению качественного свое­образия развития детей.

В Норвегии (2д) вопрос о переводе ребенка во вспо­могательную школу решается после длительного и тща­тельного исследования, в котором принимают участие врачи, педагоги, психологи. В тех случаях, когда обу­чение ребенка в массовой школе оказывается безуспеш­ным и возникают сомнения в умственных способностях, его помещают на 3—4 недели в диагностическую груп­пу при вспомогательной школе. За ребенком ведут спе­циальные наблюдения. Психолог наряду с психометри­ческими тестами проводит наблюдения и эксперимен­тальные исследования восприятия, мыслительных про-цессов, эмоций, изучает домашнюю среду и т. п. Затем эти материалы поступают к детскому психоневрологу, и после его обследования комиссия принимает оконча­тельное решение.

В Дании, Швеции, Голландии большое внимание уделяется ранней диагностике умственной отсталости. Ведущим методом диагностики умственной отсталости здесь являются психометрические тесты.

В Дании (2д) имеются специальные дошкольные яс­ли и детские сады, которые являются диагностически­ми учреждениями. Но так как в них практически нахо­дятся дети с явной умственной отсталостью, то в даль­нейшем решается вопрос лишь о возможности обучения их во вспомогательных школах или о направлении в дома для глубоко отсталых. Окончательное решение о направлении во вспомогательную школу выносит спе­циальный комитет, куда входят врач, педагог и соци­альный работник.

В Швеции(2д) при отборе во вспомогательные шко­лы также пользуются тестами. И на консультацию для перевода во вспомогательную школу направляются те дети, которые безуспешно обучаются в обычной школе.

Положительным следует считать то, что в Дании и Швеции при массовых школах создаются специальные классы для детей «замедленно обучающихся», с по­граничными состояниями (между дебильностью и нор­мой). В этих классах за детьми ведут специальные на­блюдения.

В Голландии (2д) дети-дебилы диагностируются обычно на первых годах обучения в массовых школах. После этого ребенка направляют на комиссию, кото­рая проводит обследование и решает вопрос о типе школы. В состав комиссии входят директор специальной школы, врач-психиатр, психолог и социальный работ­ник. Для обследования используются психометричес­кие тесты. Дети-имбецилы диагностируются значи­тельно раньше — в дошкольном возрасте и направля­ются в специальные детские сады.

Представляет интерес организация помощи умст­венно отсталым детям в Бельгии. Специальное обуче­ние и воспитание детей в Бельгии продолжается с 2,5— 3 лет до 21 года; с 2,5—3 лет до 6 лет дошкольное образование, с 6—8 лет до 13 лет обучение в началь­ной школе и с 13 лет до 18—21 года — в средней школе.

Выявление детей с отклонениями в развитии про­водится региональными психолого-медико-социальными центрами (РМS). Ранняя диагностика и помощь (с рождения) осуществляется центрами развития и ори­ентации. Главная задача РМS — консультативная ра­бота с родителями детей, у которых выявлены те или иные трудности в обучении, поведении или отклонения в психофизическом развитии. В центре родители полу­чают рекомендации, где лучше обучаться ребенку. В случае необходимости РМS направляет его на комис­сию для перевода в специальную школу. В состав ко­миссии входят врачи, психологи, учителя специального обучения, родители. В штате РМS наряду с указанны­ми специалистами находятся физиотерапевт, логопед, социальный работник, тестолог, ассистент, секретарь. РМS дает заключение о целесообразности домашнего обучения тем, кто не может учиться в школе. РМS про­водят динамическое изучение детей методом тестов в течение всего периода обучения их в школе.

Во всех этих и других странах наметился постепен­ный отказ от использования интеллектуальных тестов как единственного метода при отборе детей в школы. Все чаще ставится вопрос о пересмотре теоретических основ тестирования, о необходимости опираться на пси­хологическую теорию умственного развития человека. Утвердилась тенденция к осуществлению длительного изучения детей. Ведутся интенсивные поиски путей, обеспечивающих более углубленное изучение детей. Важное место отводится обследованию детей психо­логами. Большое значение придается определению прог­ноза развития каждого обследуемого ребенка. Отметим, что во всех указанных странах осуществляется интег­рированное обучение умственно отсталых. Родители сами выбирают тип учебного заведения для ребенка, но при условии обеспечения помощи специалистов.

Особый интерес представляет система организации обследования детей в восточной части Федеративной Республики Германии (бывшей ГДР), где наметилась четкая тенденция длительного и всестороннего иссле­дования ребенка. В проекте об отборе умственно от­сталых детей, разработанном Институтом специальной педагогики еще в 1952 г., указывалось на необходи­мость с целью точного диагностирования помещать об­следуемого в специальные группы при вспомогательной школе, где в течение недели опытные педагоги и врач должны проводить с детьми занятия и вести наблюде­ния. В 1973 г. было издано постановление министра народного образования ГДР об отборе детей во вспо­могательные школы. В нем также указывалось на не­обходимость обязательного недельного обследования детей, состояние которых ниже нормы. В период этой отборочной недели каждый ребенок проходит медицин­ское и психологическое обследование. В группе обычно работают два дефектолога: один ведет занятия, другой протоколирует наблюдения, которые передаются в ме­дико-педагогические комиссии.

В медико-педагогическую комиссию поступают так­же заключение врачей, данные психолога, характери­стика учителя. В самой комиссии используются следую­щие методы: наблюдение, беседа, экспериментально-психологические задания. Следует сказать, что отбо­рочная неделя считается и сейчас обязательной для де­тей при отборе их в специальные школы.

Серьезное внимание здесь уделяют ранней диагно­стике умственной отсталости. При некоторых школах есть специальные подготовительные классы для детей 6 лет. Эти классы выполняют функции детского сада и в то же время являются диагностическими. Длительные наблюдения дополняются психологическими исследо­ваниями.

В ряде районов практикуется следующая система изучения детей. Перед началом учебного года окруж­ные школьные отделы проводят совещания с директо­рами вспомогательных школ по вопросам организации приема детей в эти школы. Директорам вспомогатель­ных школ дается задание разработать систему занятий по оказанию помощи массовым школам в работе с не­успевающими и «трудными» в поведении учащимися, так как успех ее во многом будет зависеть от того, на­сколько педагоги массовых школ осведомлены в воп­росах умственной отсталости.

Директора массовых школ к началу учебного года должны выделить самых опытных учителей начальных классов для специальной работы по связи со вспомо­гательной школой. Эти учителя-«связисты» утвержда­ются на окружном школьном совете. В их обязанности входит посещение вспомогательной школы, где для них устраиваются лекции, беседы, консультации, на кото­рых раскрываются причины умственной отсталости, особенности психики умственно отсталых детей, рас­сказывается о личностных особенностях детей, не успе­вающих в массовой школе, и т. д. Учителя имеют воз­можность наблюдать за умственно отсталыми детьми на занятиях и в перемены. Полученные сведения они передают учителям начальных классов своих школ. Они же следят за тем, каких детей учителя направля­ют на комиссию. В результате значительно уменьши­лось число детей, ошибочно направленных на медико-педагогическую комиссию.

Помимо работы, которую ведут с учителями своих школ учителя-«связисты», дефектологи устраивают спе­циальные конференции для педагогов начальных клас­сов массовых школ. На этих конференциях они знако­мят учителей с проблемами умственной отсталости, с тем, как работать с детьми, у которых отклонения в развитии. Особое внимание уделяется тому, как вести наблюдение за ребенком, какой материал следует от­бирать для составления психолого-педагогической ха­рактеристики. Считается обязательным, чтобы в харак­теристике детей указывалось, какую помощь им оказы­вали и насколько она была эффективной. Учителей пре­дупреждают о необходимости давать объективную оцен­ку возможностям учащихся в обучении.

Важным вопросом является оформление докумен­тации детей, направленных на комиссию. Один из чле­нов комиссии, выделенный специально для этой рабо­ты, знакомит учителей массовой школы с тем, как должна быть составлена характеристика и какие доку­менты необходимо представить в комиссию.

Большую работу проводят и с родителями, дети ко­торых подлежат обследованию, а затем переводу в спе­циальную школу. Кроме того, ведется работа и по ли­нии повышения квалификации самих членов медико-педагогических комиссий. Все это заслуживает поло­жительной оценки.

Следует указать, что после объединения ГДР с ФРГ указанная система отбора умственно отсталых детей сохранилась.

В Болгарии (2д) во вспомогательные школы при­нимают детей с 7 лет. На первом этапе выявление ум­ственно отсталых проводится учителями массовых школ совместно с врачами. Учитываются данные наблюде­ний за ребенком в школе, в семье. После этого дети направляются в медико-педагогические комиссии, кото­рые работают при психоневрологических диспансерах. В состав комиссии входят директор школы, врач-пси­хоневролог, учитель-олигофренопедагог, логопед и учи­тель массовой школы. Проводится всестороннее обсле­дование детей. Если обследование оказывается недо­статочным, ребенка исследуют повторно, направляя в летние диагностические лагеря сроком на 20 дней. Ме­дико-педагогическая комиссия обязательно дает реко­мендации о путях и приемах дифференцированного под­хода к ребенку с учетом его состояния.

В Румынии (2д) начинают обучение умственно от­сталых с 7 лет. Существуют детские сады для умствен­но отсталых, вспомогательные школы, профессиональ­ные школы. Есть дома для имбецилов и госпитали для идиотов.

Система отбора предусматривает всестороннее ком­плексное изучение детей. Детей обследуют в специаль­ных отборочных комиссиях при нервно-психиатричес­ких отделениях клиник. В составе комиссии—врачи, олигофренопедагог, логопед, учителя массовых школ или воспитатели детских садов. В отборочные комис­сии направляются дети, которые не усваивают про­грамму массовой школы, а также глубоко умственно отсталые дети, у которых умственная отсталость выяв­ляется уже в дошкольном возрасте. Этих детей направ­ляют органы социального обеспечения.

В Венгрии (2д) дети обследуются в отборочных ко­миссиях, созданных во всех областях. В состав комис­сии входят педагог-дефектолог, два учителя из массо­вой школы, врач. Детей тщательно обследуют в психо­логической лаборатории при Институте им. Г. Барци в Будапеште. Наряду с диагностикой оказывается и консультативная помощь родителям по организации занятий с детьми. При обследовании используются те­сты, но специалисты считают, что нужны и иные све­дения о ребенке, которые помогают вскрыть причины имеющихся трудностей. Все больше дефектологов вы­сказывается за длительное психолого-педагогическое изучение ребенка.

В Польше (2д) отбором детей ведают специальные медико-психосоциальные центры. Обследование прово­дят врачи, педагоги, психологи. При отборочных цент­рах существуют школы для более углубленного изуче­ния детей. Центры проводят диагностическую работу, а также консультируют родителей по воспитанию де­тей, имеющих отклонения в развитии. Для установле­ния уровня умственного развития используются тесты. Сами работники отборочных центров критически отно­сятся к тестовым показателям и стремятся тщательнее изучить ребенка с учетом медицинских и педагогичес­ких данных обследования.

 

 

Разработка методов изучения






Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.012 с.