Выработка стереотипов поведения — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Выработка стереотипов поведения



В бытовых ситуациях

И постепенное их усложнение

Можно выделить основные направления работы:

Стереотипы поведения — это совокупность способов взаимодействия аутичного ребенка с окружающей сре­дой. Для выработки их в бытовых ситуациях предлагает­ся следующая последовательность:

1. Сначала взрослый делает все сам, сопровождая действия эмоциональным комментарием (от лица взрос­лого и ребенка вместе: «Ну-ка, наденем кофточку, пуго­вичку застегнем—вот так! Как у нас хорошо получи­лось!»), подключая ребенка лишь на самые легкие опе­рации (при этом можно действовать руками ребенка).

2. Постепенно, когда ребенок уже многому научился, его участие в происходящем увеличивается: взрослый побуждает ребенка самостоятельно осуществить все операции, которые тот способен выполнить сам.

3. Ребенок действует по речевой инструкции, сопро­вождающейся побуждениями и подбадриванием (нужно быть готовыми к тому, что ребенку еще долго будет не­обходима ваша помощь в виде одобрения, даже перед выполнением ставшего привычным действия он все рав­но будет спрашивать вашего разрешения, словно сверя­ясь снова и снова, правильно ли он действует).



 

При обучении ребенка стереотипам поведения в бы­ту следует соблюдать следующиеправила:

—требовать от ребенка выполнить какое-либо дей­ствие допустимо только в том случае, если он это может, и выоб этом точно знаете;

—соблюдайте принцип «от простого к сложному»;

—обучение требует постепенности, не старайтесь обучить всему сразу;

—при обучении необходим положительный настрой: радуйтесь успеху ребенка, игнорируйте неуспех, направ­ляйте по верному пути, предупреждая ошибки;

—все взрослые, которые участвуют в обучении ре­бенка навыку, должны действовать в одном ключе—схе­ма действий (повторение одних и тех же шагов) должна быть во всех случаях одинаковой.

По принципу «от простого к сложному» вначале усва­ивается упрощенный вариант стереотипного поведения в определенной бытовой ситуации. Когда же такой ва­риант усвоен, можно приступать к его усложнению. На­пример, когда ребенок научится более или менее акку­ратно есть, сидя за столом, можно приучать его убирать за собой посуду — отнести и поставить в мойку грязную тарелку. Затем — учить помогать маме накрывать на стол, мыть посуду после обеда и т.д.

Аутичных детей нужно специально учить просить о помощи. Из-за особенного психического развития у такого ребенка может начаться аффективный приступ вследствие того, что не получается что-то сделать самому, но он не попросит ему помочь. Он просто не умеет этого! Иногда ребенок начинает жалобно заглядывать в глаза, настойчиво тянуть за руку, подталкивать. Это уже серьезная попытка попросить о помощи. Но она часто ни к чему не приводит, ведь ребенок не умеет выразить просьбу с помощью слов и жестов. Поэтому трудно, а иногда — невозможно догадаться, чего хочет ребенок. Необходима специальная работа по обучению аутичного ребенка умению выражать свои просьбы.




На начальном этапе близким нужно быть особенно чуткими к поведению ребенка, стараясь по скудным внешним проявлениям понять, чего он хочет. А поняв, не спешите выполнить его просьбу; используйте этот мо­мент для обучения ребенка новым способам поведения. В значимой для него ситуации можно показать, что новые способы действительно эффективны. Например, ребенок хочет достать какую-то вещь и, крича, бегает по комнате, а затем подталкивает вас к этой вещи. Скажите: «Давай попросим: "Мама, дай конфетку!" Покажем ручкой, как мы просим — дай, дай! Как хорошо попросил — молодец! Вот тебе конфетка!» Сложность предлагаемой инструкции зависит от возраста и уровня развития ребенка. Совсем маленький ребенок выразит просьбу жестом и звуком, ребенок постарше — с помощью слова, фразы. При затруднении предложите ребенку выбор. Например, если он настойчиво указывает на шкаф, требуя что-то достать, спросите: «Что достать? Коробочку? Шарик?» Так как ребенку важен результат, он с благодарностью примет такую помощь и постарается отве­тить кивком головы, голосовой реакцией, словом — в общем, любым доступным ему способом.

Если же вещь запретная (спички, лекарства, острые или бьющиеся предметы) или ребенок хочет сделать что-то потенциально опасное для себя и окружающих (свеситься из окна, выбросить в окно стеклянную банку, вылить ведро с водой на пол), близкие ведут себя иначе - ребенку надо сказать: «Нет!» и твердо стоять на своем.




При этом нужно быть готовыми к тому, что реакция ребенка будет остро-негативной. Однако для безопасности ребенка нужно формировать у него систему необходи­мых запретов и правил. Чтобы сгладить остроту реакции на запрет, попробуйте переключить его интерес со спи­чек на игру со свечами, предложите вылить воду из вед­ра в ванную и т.п. Близким ребенка нужно научиться переключать внимание малыша, сглаживать эмоцио­нальный накал. Это необходимо, чтобы не допустить на­копления у ребенка опыта отрицательных переживаний.


организациячеткого распорядка дня

Жизнь ребенка в течение дня наполнена самыми разнообразными бытовыми ситуациями. При зтом временная организация дня тесно переплетается с последователь­ной работой по формированию стереотипов поведения в быту. Так, каждое утро мы умываемся, чистим зубы, днем ходим гулять, вечером убираем на место игрушки и т.п. Поначалу ребенок не умеет осуществить эти действия сам, нуждается в обучении и помощи, но со вре­менем навыки закрепляются и усложняются.

Для аутичного ребенка освоение бытовых ритуалов сложно. Чтобы при формировании бытовых умений и навыков жизнь ребенка не превратилась в утомительное повторение одних и тех же неприятных ему действий, постарайтесь наполнить такое обучение чем-то, что ему нравится. Эмоциональный комментарий представит дей­ствия, требующие от ребенка серьезных усилий, в привлекательном для него свете: одеваемся, «чтобы пойти в магазин за конфеткой»; убираем посуду со стола, чтобы заняться лепкой и т.п. При этом полезно использовать прибаутки, песенки, картинки. Со временем ребенок к ним привыкнет, они станут символизировать то или иное событие, действие. С этого момента пение знакомой песенки или показ любимой картинки поможет на­чать выполнять это действие.

Организация четкого распорядка дня помогает в ус­воении бытовых навыков: со временем ребенок начина­ет осознавать, что пока не оденется, на прогулку не пойдет, пока не помоет руки, не сядет есть, и т.д.

 






Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.008 с.