Тема: вводный урок. Культура и Организация труда. Материалы, инструменты — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Тема: вводный урок. Культура и Организация труда. Материалы, инструменты

2019-08-03 128
Тема: вводный урок. Культура и Организация труда. Материалы, инструменты 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема: ВВОДНЫЙ УРОК. КУЛЬТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА. МАТЕРИАЛЫ, ИНСТРУМЕНТЫ

(упражнения в обращении с инструментами, подставка)

    Цели: познакомить с задачами, стоящими при изучении предмета «Технология», планом работы на год, с разнообразием материалов и инструментов, используемых на уроках, правилами безопасной работы; учить организовывать рабочее место; воспитывать желание мастерить, делать работу своими руками, уважение к труду других людей.

    Оборудование (для учителя): образцы материалов, используемых на уроках технологии; инструменты (ножницы, линейка, угольник, канцелярский нож, иглы, кисточки, циркуль, отвертка); разные виды клея; образцы изделий, спецодежда (фартук, блуза); учебник, рабочая тетрадь.

Словарь: бумага, нитки, соломка, фольга, засушенные растения, яичная скорлупа, бисер, ножницы, линейка, угольник, игла, кисть, циркуль, клей.

Ход урока

I.    Организация урока: приветствие, проверка готовности учащихся к занятию.

II.   Вступительное слово учителя.

- Совсем недавно вы стали учениками, но уже познакомились почти со всеми предметами, которые будете изучать в первом классе. И вот сегодня у вас первое занятие по предмету «Технология». Что же вы будете познавать на уроках технологии? Попробуйте догадаться сами, посмотрев на учебник. (Учащиеся листают учебник.) Учебник имеет свое второе название «Умелые руки». Так что же вы будете делать на этих уроках?

Ответы учащихся.

- Правильно, вы будете мастерить самые разные предметы, поделки. Чтобы этому научиться, надо многое знать. Ведь умелыми руками должна руководить очень умная голова. Важно не только уметь быстро забить гвоздь, но забить его в нужном месте. Изучая данный предмет, вы узнаете, как правильно выполнять некоторые технологические операции, научитесь думать и придумывать новое. Технология - очень увлекательный предмет еще и потому, что так здорово держать в руках красивые, полезные вещи, сделанные самостоятельно. А смастерить их вам предстоит много. Посмотрите, какие разные аппликации, елочные игрушки, открытки предлагают вам выполнить авторы учебника. Я думаю, что эта прекрасная книга поможет вам ощутить «магическое могущество», скрытое в ваших руках. И тогда из вороха листов цветной бумаги, обрезков картона, ленточек, коробочек, засушенных листьев вдруг появятся картины, солонки, игрушки.

        

   III. Изучение нового материала.

Материалы для работы на уроках технологии.

   Учитель. Для того чтобы мы смогли что-то смастерить, нам нужно подготовить материалы. Материалы - это то, из чего мы изготавливаем изделия. Какие же материалы нам потребуются? Некоторые из них вам хорошо знакомы. Назовите материалы, отгадав загадки.

 

1.    Поле бело, Поле гладко, Кто умеет, Тот и сеет. Что это? (Бумага.)

Сделан он из воска, глины, Мягок очень и липуч. Из него леплю фигурки, Необычные скульптурки.                                                                                         (Пластилин.)

Тонко скрученная пряжа, и длинна, и прочна.

 За иголкой потянется, След за ней останется.                                                                      (Нитка.)

Липок он, но без него не соединить нам ничего.             

(Клей.)

Учитель показывает называемые детьми материалы.

-     Да, эти материалы вы знаете. Но нам потребуются и другие. Давайте посмотрим, какие же.

Учащиеся под руководством учителя рассматривают образцы изделий и называют материалы, из которых они изготовлены.

-При изготовлении поделок нам нужны будут и засушенные

цветы, листья, и фольга, и пуговицы, и яичная скорлупа, и ткань.

Игровой момент: дети должны с завязанными глазами на ощупь узнать материалы: бумагу, скорлупу, ткань, нитки, фольгу, засушенные цветы.

2. Инструменты, используемые на уроках технологии.

Учитель. Подготовив нужные материалы, мы все же не сможем приступить к работе. Почему? Чего нам не хватает? (Ответы учащихся.) Правильно, нам нужны помощники - инструменты. Какие инструменты вы знаете?

                                              Загадки-подсказки.

Инструмент бывалый - небольшой, не малый. У него полно забот: он и режет, и стрижет.   (Ножницы.)

Тонконогая Ненила всех одела-нарядила. На самой, бедняжке, даже нет рубашки

                                                  (Игла.)

3.   Я, планочка прямая, из дерева, пластмассы. Черточки и цифры Вы видите на мне. Отмерьте мной отрезок, пусть даже самый малый, и вы тогда узнаете нужный вам размер.

                                                  (Линейка.)

Свою косичку без опаски она обмакивает в краски. Потом окрашенной косичкой в альбоме водит по страничке.

                                                 (Кисточка.)

Не похож на человечка, но имеет он сердечко, и работе круглый год он сердечко отдает.

                                                (Карандаш.)

Работы с ними.

Игра «Что сделано не так?».

Учитель выполняет какие-либо технологические операции или действия с инструментами (вырезание детали ножницами, передача ножниц другому, нанесение клея на деталь), учащиеся должны рассказать, что во время показа было сделано неправильно.

IV. Демонстрация приемов работы.

Учитель предлагает учащимся изготовить подставку для кисточек (из заранее вырезанной заготовки) и показывает приемы ее изготовления путем сгибания листа плотной бумаги или тонкого картона.

Физкультминутка

Землянику ищем

Мы шли-шли-шли,

 Землянику нашли.

 Раз, и два, и три, и четыре, и пять,

Начинаем искать опять.

  Руки на поясе, ноги на ширине плеч. Наклоняясь, надо левой рукой коснуться кончиками пальцев правой ноги, правая рука остается на поясе - выдох. Выпрямиться - вдох. «Собираем» землянику. Теперь ягодка у левой ноги - быстро «собираем» ее. Придется опять наклониться.

V. Практическая работа: подставка для кисточек.

Учитель контролирует правильность приемов работы, объем и качество выполненного изделия, соблюдение норм безопасности во время работы, помогает учащимся, испытывающим трудности в процессе деятельности.

Грянул гром, веселый гром,

Засверкало все кругом!

Рвутся в небо неустанно

Разноцветные фонтаны,

Брызги света всюду льют!

Это праздничный... (салют).

-Конечно, это салют, его еще называют фейерверком. Вот мы сегодня и изобразим такой салют на своих картинах. Сделаем мы это в технике аппликации.

III. Повторение пройденного материала: опрос.

-     Назовите материалы, с которыми вы будете работать на уроках технологии.

-     Какие инструменты вам потребуются для работы?

-     Как правильно хранить инструменты (иглу, ножницы и др.)?

-     Как вы понимаете выражение «золотые руки!»

-     Какие правила вы должны соблюдать при организации рабочего места?

IV. Изучение нового материала.

1. Понятие о технике аппликации.     

-     Знаете ли вы, что означает слово «аппликация»?

Аппликация - значит прикладывание, приклеивание, пришивание чего-либо на основу. Аппликация является одним из древних способов украшения самых разных предметов: одежды, обуви, предметов быта и др.

-Аппликация делается из разных материалов: цветной бумаги, соломки, ткани, засушенных цветов, листочков и др. Для фона можно использовать бумагу, картон, срезы деревьев, ткани, кожу.

2. Рассматривание изделий, выполненных в технике аппликации.

  Учащиеся под руководством учителя рассматривают представленные на выставке изделия, выполненные в технике аппликации, называют материалы, использованные при их изготовлении.

   V. Актуализация знаний учащихся.

1. Обсуждение вариантов аппликаций по теме.

Учитель. Посмотрите на картинки с изображением фейерверков самой разной формы. Что они вам напоминают? (Ответы учащихся.) Некоторые из них очень похожи на огромные разноцветные одуванчики, другие представляются огненными фонтанами. Как же нам перенести эту красоту на бумагу? Какие подобрать для этого материалы? Варианты могут быть самыми разными. Вот, например, все вы видели, как переливается, сверкает фейерверк разноцветными огнями. Этот сверкающий блеск я могу изобразить маленькими кружочками, используемыми для украшения одежды. Они называются пайетками (блестками).

Учитель показывает пайетки и аппликацию, сделанную с их использованием.

- Так же красиво и ярко блестит бисер, из которого обычно плетут различные украшения (демонстрирует бисер и аппликацию, изготовленную из него).

  Но ничуть не хуже выглядят работы, выполненные из бумаги. Посмотрите: какую форму могут иметь детали, изображающие летящие цветные огоньки? (Ответы учащихся.) Это могут быть полоски цветной бумаги или кружочки. Какими способами можно сделать заготовку таких деталей? (Ответы учащихся.) Детали для нашей аппликации могут быть вырезаны ножницами. Но их можно получить и способом обрыва (показывает детали аппликации, полученные разными способами).

  Обязательно ли бумагу нужно размечать перед разрезанием се на полоски? Нет, это можно сделать и на глаз. Но при этом стоит постоянно контролировать ширину полоски.

А знаете ли вы, из какой геометрической фигуры можно вырезать круг без предварительной его разметки? (Ответы учащихся.) Правильно, круг можно вырезать из квадрата путем округления его углов. Теперь вы знаете, как можно выполнить заготовку деталей разной формы. Но приступать к изготовлению аппликации еще рано. Сначала давайте составим последовательность работы над ней.

2. Последовательность работы над аппликацией.

- Как вы думаете: с чего нужно начать работу? (Ответы учащихся.) Вначале продумаем композицию нашей картины. Для этого возьмем лист картона черного или темно-синего цвета или заранее вырезанные заготовки из рабочей тетради. Это будет фон нашей картины. Затем нужно светлым карандашом нарисовать на основе линии салюта. Рисуя, помните, что салют должен располагаться по всей поверхности листа основы. После этого можно приступить к заготовке деталей аппликации одним из способов. Что же нужно сделать дальше? (Ответы учащихся.) Теперь нужно разложить детали на основе и еще раз посмотреть, насколько удачен получающийся рисунок, равномерно ли расположены по листу детали. Если картина вам нравится, можно приступать к наклеиванию.

   В процессе обсуждения учитель ориентирует учащихся на предметно-технологическую карту, акцентируя их внимание на каждом этапе деятельности.

Физкультминутка

Каждый день по утрам  

Делаем зарядку.                                        Ходьба на месте   

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Весело шагать,                                           Ходьба

Руки поднимать,                                       Руки вверх

 Приседать и вставать ,                           Приседание 4-6 раз

 Прыгать и скакать.                                  10 прыжков

VII. Практическая работа: аппликация из цветной бумаги.

    Учитель контролирует правильность приемов работы, объем и качество выполненного изделия, соблюдение норм безопасности во время работы, помогает учащимся, испытывающим трудности в процессе деятельности.

VIII.      Итог урока: выставка работ учащихся, уборка рабочего места.

Учитель.

Вокруг все было тихо,

И вдруг - салют!

 Салют!

 Ракеты в небе вспыхнули

 И там, и тут!..

О. Высотская

  -Действительно, необыкновенные фонтаны и цветы буквально полыхают разноцветьем на ваших картинах. И вовсе не

только из-за того, что для аппликации выбрана бумага яркого цвета, а еще и потому, что работы выполнены очень аккуратно, полоски имеют одинаковую ширину и длину. Очень красиво! Молодцы!

     Домашнее задание: в учебнике на с. 16-24.

 

Ход урока

II.  Сообщение темы урока.

Учитель. Аппликация - это один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении детали и закреплении ее на другом материале, принятом за фон. Об этом вы узнали на прошлом уроке и даже сделали свои первые работы в этой технике. А сегодня вы научитесь выполнять декоративную аппликацию, в которой одну из деталей мы изготовим не обычным вырезанием, а путем складывания.

III. Повторение пройденного материала: опрос.

- Назовите способы заготовки деталей из бумаги.

- Расскажите о технике аппликации.

- Какие материалы используются при изготовлении работ

в технике аппликации?

- Какими способами можно закрепить детали аппликации

на основе?

- Что означает выражение вырезать детали на глаз"?

Физкультминутка

Игра «Домик»

- Дети делятся на группы по рядам. Каждая из групп имитирует звуки, которые издают птицы или животные.

Например: I группа - гуси («га-га-га»); II - голуби («гуля-гуля-гуля»); III - ослики («и а - и а»); IV - собачки («гав-гав»).

  Учитель, проходя мимо каждого ряда, стучит по парте и спрашивает: «Кто-кто в этом домике живет?» (Дети отвечают.)

  Потом он говорит: «Гуси, встаньте! Вытяните шейки и покрутите ими три раза». («Гуси» встают и выполняют задание.)

  «Голуби, помашите своими крылышками»; «Ослики, сделайте три прыжка вперед и три шага назад»; «Собачки, на корточках сделайте два шага назад, потом два шага вперед».

Складывания квадрата.

Учитель контролирует правильность приемов работы, объем и качество изделия, соблюдение норм безопасности во время работы, помогает учащимся, испытывающим трудности в процессе деятельности.

VI. Итог урока: выставка работ, уборка рабочего места.

Учитель. Посмотрите, какие разные породы собачек предстали на ваших веселых картинах! Тут и болонки с красивыми бантиками на голове, и смешные щенята грозных овчарок, и совсем удивительные (зеленые, розовые, голубые) сказочные собачки, как будто только что прибежавшие со съемок нового мультфильма. Еще мне очень понравились составленные вами композиции, то  есть   на  ваших картинах   нет  пустых мест, фигурки расположены так, что композиция выглядит очень выразительно. На многих работах удачно подобраны цвета для фигурок собачек и фона. Молодцы, хорошо поработали сегодня!

Домашнее задание: в учебнике на с. 33-36.

     Тема: РАЗРЕЗАНИЕ БУМАГИ ПО ЛИНИЯМ РАЗМЕТКИ. ПРИЁМЫ НАКЛЕИВАНИЯ ДЕТАЛЕЙ

(аппликация из геометрических фигур «Парусник»)

  Цели: учить определять треугольники, получать треугольники разных размеров из квадрата, приемам разметки деталей треугольной формы, составлять композицию из геометрических фигур «Парусник», добавляя дополнительные детали, ориентироваться по предметно-технологической карте; совершенствовать приемы работы с ножницами; формировать приемы работы с учебником; развивать умение планировать свою работу; воспитывать самостоятельность при выполнении работы.

  Оборудование:  цветная бумага, клей, простой карандаш,  кисть, образцы аппликации, ножницы, линейка, фломастеры,  предметно-технологическая карта изготовления изделия, картинки по теме.

Словарь: квадрат, треугольник, разметка.

Ход урока

I. Организация урока: приветствие, проверка готовности к занятию.

П. Сообщение темы урока.

На доске прикреплены картины по теме.

Учитель.       

 Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

Играют волны - ветер свищет,

И мачта гнется и скрипит...

                             М. Ю. Лермонтов

        Кто из вас не представлял себя стоящим у руля парусника, летящего навстречу вздымающимся волнам? Многие об этом мечтают. Может быть, у кого-то эта мечта и сбудется, но это произойдет не скоро. А я вам предлагаю сегодня построить парусник, на котором вы в своих мечтах сможете покорять волшебные моря даже сейчас. Парусник будет не простым, а сборным. Построим мы его из треугольных деталей.

    III. Повторение пройденного материала: опрос.

-     Из какой заготовки мы размечали квадрат сгибанием?

-     Расскажите о последовательности изготовления собачки,

Представленной на  рисунке.

     IV. Актуализация знаний учащихся.

  1. Деление квадрата на треугольники.

  Учитель. Для изготовления сегодняшнего изделия - парусника - нам потребуется всего один квадрат. Вам кажется, что это невозможно? (Обращает внимание учащихся на изображение парусника в учебнике на с. 39.)

  Ведь в паруснике мы видим треугольные детали. Как же их можно получить, имея только один квадрат? (Ответы учащихся.)

  Да, это возможно, если мы сумеем правильно разметить его. Причем мы можем получить треугольники разной величины. Рассмотрим рисунок на с. 37 в учебнике «Технология». Как видите, в квадрате проведены линии, которые поделили его на несколько треугольников. Можете ли вы найти и сосчитать все треугольники, которые образовали проведенные линии? (Ответы учащихся.) Именно по нанесенным линиям мы будем разрезать квадрат. Сколько треугольников при этом получится? Будут ли они различаться по величине? (Ответы учащихся.)

2.   Последовательность изготовления изделия.

-  Вырезанные заготовки нужно сложить так, чтобы у нас получился парусник. Как это сделать?

   Учащиеся на магнитной доске складывают из треугольников фигурку парусника, опираясь на имеющийся образец.

  -А можно ли придумать другие варианты складывания парусника? (Ответы учащихся.)

   Построенный парусник необходимо спустить на воду. Для это-ГО нам нужен картон. Какого цвета он у нас будет? (Ответы учащихся.) Сложив на основе из треугольников парусник, нам Нужно приклеить все детали так, чтобы не оставались просветы между деталями. Только в этом случае ваша картина получится красивой. Но если на вашей картине будет изображен один парусник, то он будет смотреться очень одиноко, прямо как в стихотворении М. Ю. Лермонтова. А ведь пополнив картину всего несколькими дополнительными деталями, вы можете создать Панно на тему «В волшебном море».

Учитель показывает варианты аппликаций по теме.

-     Детали можно не только вырезать, но и дорисовать.

Инструктаж по охране труда.

-     Какие инструменты нам потребуются сегодня?

-     Какой из них наиболее опасен?

-     Расскажите правила работы с ножницами.

-     Чем опасен клей?

Физкультминутка

Силачи».

    Исходное положение - руки свободно опущены, голова наклонена вперед. Согнуть руки, локти в сторону, пальцы сжать кулаки, голову и туловище выпрямить. Расслабив мышцы, вернуться в исходное положение.

Совушка».

-     День наступает, все оживает!

Дети изображают летающих птичек,  жуков,  бабочек  (машут руками  

 «крылышками»). Учитель - «совушка» наблюдает. Через некоторое время он говорит: «Ночь»,- и все дети должны замереть на месте. V Практическая работа; аппликация парусника из треугольников по теме «В волшебном море».

  Учитель контролирует правильность приемов работы, объем и качество выполненного изделия, соблюдение норм безопасности во время работы, помогает учащимся, испытывающим трудности в процессе деятельности.

Ход урока

     I. Организация урока: приветствие, проверка готовности к занятию.

             Задание: закончить предложения.

                                 На уроке будь старательным,

                                 Будь спокойным и... (внимательным).

                                 Всё пиши, не отставая,

                                Слушай не... (перебивая).

                                Говорите чётко, внятно,

                                Чтобы было всё... (понятно).

                                  Если хочешь отвечать,

                                Надо руку... (поднимать).

                                                                                Л. П. Луговая

         П. Сообщение темы урока.

  На доске - выставка изделий, украшенных фигурками в геометрическом  стиле.

   Учитель. Если внимательно посмотреть на различные предметы домашнего быта, украшенные узором, орнаментом, то мы увидим, что часто узор составлен из геометрических фигур. (Оказывается,   из треугольников, квадратов, кругов и овалов можно сложить множество изображений - деревьев, домов, людей, зверей. Вот и вы сегодня научитесь составлять из треугольников и квадратов фигурку собачки.

  III. Создание фигурок из геометрических фигур.

  Учитель. На предыдущих уроках мы с вами из простейшей геометрической фигуры - квадрата - путем складывания получали либо прекрасный цветок, либо зернышко. Чтобы выполнить работу, мы немного изменяли изображаемый предмет, то есть стилизовали его. Вот и сегодня нам потребуется наше умение, чтобы выявить характерные детали фигурки собачки, а затем из известных геометрических фигур сложить того или иного животного. Вот, например, несколько вариантов

такой переработки.

 - Узнаваемы ли изображенные животные? Назовите их. Какие геометрические фигуры потребовались для их изготовления? (Ответы учащихся.)

  IV. Актуализация знаний учащихся.

Учитель. Сегодня для изготовления фигурки собачки будем использовать две геометрические фигуры: квадрат и треугольник,        Причем треугольники нам нужны разных размеров. Из  какой фигуры нам легко будет раскроить треугольники разных  размеров? (Из квадрата.) Для этого нам нужно уметь пополнять разметку. Какими способами мы это можем сделать? (Ответы учащихся.) Разметку квадрата можно выполнить как с  помощью линейки, так и сгибанием. Чтобы изготовить фигурку собачки, нам необходимо разрезать квадрат на несколько частей по схеме, приведенной на с. 40 учебника «Технология». Какие фигуры у нас получатся при этом? Сколько треугольников? квадратов? (Ответы учащихся.)

    Начнем разметку со складывания квадрата по диагонали. Теперь по намеченной сгибанием линии легко разрезать квадрат на два больших треугольника. Складывая полученные треугольники по схеме, приведенной на с. 41 учебника, а затем вырезая их, мы подготовим нужные нам детали. Теперь сложим из них фигурку собачки по образцу. Из этого квадрата у нас получилась большая собачка. Что нам нужно изменить, чтобы выполнить аппликацию собачки меньшего размера? (Ответы учащихся.) Верно, необходимо взять квадрат меньшего размера.

    Но если мы просто наклеим фигурки собачек на основу, то вряд ли про нашу картину скажут, что она очень выразительна. Конечно, панно заиграет совсем другими новыми красками, если мы к имеющимся главным деталям добавим дополнительные и составим из них композицию.

-     Какие дополнительные детали, были изготовлены для панно, представленных  на выставке?

  Учитель показывает варианты аппликаций.

-     Как вы будете выполнять разметку этих деталей и их раскрой?

    Учитель показывает приемы разметки квадрата сгибанием для получения треугольников разной величины, вырезания основных и дополнительных деталей.

V. Инструктаж по охране труда.

-     Какими инструментами вы сегодня будете работать?

-     Какие из них опасны и чем?

-     Какие правила необходимо выполнять, чтобы избежать

травм во время работы с опасными инструментами?

-     Чем опасен клей? Как надо работать с клеем?

           VI. Практическая работа.

Задание 1: выполнить разметку и нарезку треугольников (по схеме в учебнике на с. 41).

Задание 2: изготовить аппликацию из геометрических фигур.

       Учитель контролирует правильность приемов работы, объем и качество изделия, соблюдение норм безопасности во время работы, помогает учащимся, испытывающим трудности в процессе деятельности.

Учитель.

              Взяли мы квадратик и много треугольников.

              Подумали: ну что же мы сделаем из них?

              Сложили их по схеме, в учебнике рисованной,

              Собачек изготовили красивых и смешных.

-     Назовите последовательность операций по изготовлению

фигурки  собачки из геометрических фигур (с опорой на предметно-технологическую карту).

-     Какие предметы домашнего быта можно украсить изображением такой собачки?

- Что изображено на старинном полотенце? Какие предметы были мастерами упрощены для украшения изделия вышивкой?

     Домашнее задание: в учебнике на с. 40-41; подготовить

Ход урока

  I. Организация урока: приветствие, проверка готовности к занятию.

  П. Сообщение темы урока.

Учитель.       

              Карусели, карусели!

              Всюду листья полетели.

              С крепких веток сорвались -

              Закружились, понеслись.

              Желтые...

              Розовые...

              Кленовые...

              Березовые...

                                           Ю. Щербаков

   Вот они, эти листья, раскрашенные осенью в красные и желтые тона! Недолог их век. Полетают, полетают немного, полежат на земле и рассыплются. Можем ли мы сохранить эту красоту подольше? Попробуем это сделать сегодня на уроке.

   Ш. Повторение пройденного материала: опрос.

-     Чем симметричная деталь отличается от  несимметричной?

(Симметричную деталь можно сложить пополам.)

-     Каким способом можно вырезать симметричную деталь?

(Симметричную  деталь можно вырезать из заготовки, сложенной пополам.)

-     Как называется узор, выполненный из листьев? (Растительный.)

     IV. Изучение нового материала.

     1. Беседа о художественных особенностях природного материала.

      Учитель. Вы уже не раз выполняли аппликации из бумаги, а вот сегодня мы будем работать с природным материалом  -осенними засушенными листьями. Засушенные растения, солому, тополиный пух, камешки, песок и другие материалы художники используют очень давно, создавая из них интересные пейзажи,  натюрморты, портреты. Изготовленные таким образом Панно превосходны и по живописному решению, и по изяществу, и по богатству красок. Посмотрите на их разнообразие, представленное на выставке.

        Учащиеся под руководством учителя рассматривают образцы аппликаций из разных природных материалов, определяя вид материала, используемого в каждом изделии.

        Но  работать с рядом природных материалов очень непросто,, поэтому для получения хорошего результата необходимо знать технологию их обработки.

        2. Свойства природного материала и технология работы с  ним.

    Учитель. Сегодня мы с вами будем работать с одним из видов природных материалов - засушенными листьями. Эти осенние листочки подготовлены были заранее. Сначала вы собрали самые  красивые листья, затем высушили их под прессом. И вот они, разноцветные, лежат сейчас перед вами. Расскажите, с каких деревьев упали собранные вами листочки? (Ответы учащихся.)

   Но хотя листья с разных деревьев, они имеют одно свойство,  которое затрудняет работу с ними. Подскажите: какое? (Ответы учащихся.) Правильно, этот природный материал хрупкий. Поэтому при попытках распрямить листочек или сильно прижать при приклеивании, вы можете его повредить. Листик потрескается и рассыплется. Чтобы этого не случилось, необходимо выбирать только качественный материал (без изгибов, трещин и т. п.), работать с ним аккуратно, лишь слегка приглаживая лист при приклеивании.

   V. Актуализация знаний учащихся.

   Учитель. Давайте попытаемся всего лишь одним осенним листочком передать и наше настроение, и красоту этого времени года. Что для этого нужно? Выберем из коллекции листьев один-единственный листок, но такой, который, по вашему мнению, способен рассказать нам об осени лучше других. Далее необходимо подготовить основу нашей аппликации - лист цветного картона. На подготовленный фон прикладываем выбранный лист, стараясь расположить его как можно более эффектно. Затем, подложив снизу макулатуру, аккуратно смажем листочек клеем и приклеим его к фону, слегка пригладив через лист сухой чистой бумаги.

Готовую аппликацию необходимо высушить под прессом, тогда она будет долго радовать вас.

     VI. Демонстрация приемов работы.

     Учитель демонстрирует приемы работы с засушенными листьями, обращая внимание учащихся на аккуратность при работе с хрупким материалом.

Физкультминутка

Листочки

    Во время чтения стихотворения дети кружатся, машут руками, а затем медленно приседают.

                                        Мы листочки осенние,

                                        На ветках мы сидим.

                                          Дунул ветер — полетели.

                                        Мы летели, мы летели

                                        И на землю тихо сели.

VII. Практическая работа: аппликация из засушенных листьев.

  Учитель контролирует правильность организации рабочего места, приемов работы, объем и качество изделия, соблюдение норм безопасности во время работы, помогает учащимся, испытывающим трудности в процессе деятельности.

VIII. Итог урока: выставка работ, уборка рабочего места.

Учитель. Посмотрите, какие красивые панно у вас получились. Вроде бы один листик, а как он прекрасно передает всю прелесть осенней поры, описанной в стихотворении Ф. Тютчева!

                                     Есть в осени первоначальной

                                     Короткая, но дивная пора -

                                     Весь день стоит как бы хрустальный,

                                     И лучезарны вечера...

    Домашнее задание: в учебнике на с. 45-48; собрать красивые осенние листочки и мелкие цветы, засушить их.

Ход урока

  I. Организация урока: приветствие, проверка готовности к занятию.

II. Сообщение темы урока.

Учитель.

               Пролетело лето,

               Стынет неба просинь.

               Много ярких красок

               Дарит лесу осень…

               Гибкая осинка

              Густо покраснела

              И шумит  листвою

              На ветру несмело.

              Рядом с ней, похожа

              Чем-то на подростка,

              Золотой  листвою

                 Машет мне березка.

                  Я в лесу заметил

                  Осени начало:

                 Все зеленым было –

                Многоцветным стало.

                                                           А. Бродский

Вот так описал осень поэт. Мы же постараемся передать образ осени с помощью собранных вами красивых осенних листочков и цветов, создав из них композицию.

     III. Повторение пройденного материала: опрос.

-     Расскажите об особенностях работы с засушенными листьями.

-     Как во время работы над аппликацией учитывается такое

свойство материала, как хрупкость?

-     Назовите деревья, с которых упали эти листочки.

Ответ:  а - березовый, б - кленовый, в - дубовый, г – ольховый, д - осиновый, е - каштановый.

    IV. Актуализация знаний учащихся.

Образцы аппликаций

 

 

  2. Последовательность изготовления аппликации из засушенных  листьев.

Учитель. Прежде чем начать работать с листьями, мы их ушили под грузом, чтобы избежать деформации. Хотя и из листьев, высохших в естественных условиях и принявших причудливую форму, можно изготовить объемные панно.

 Составлять аппликацию начинают с создания эскиза композиции. Затем подбирают листья по форме, размеру, цвету, раскладывают их на основе, проверяя гармоничность  композиции. Если составленная композиция вам понравилась, то детали можно приклеить. Для приклеивания берут клей ПВА, так как он не портит вид изделия и не меняет окраску листьев. Готовую аппликацию нужно накрыть бумагой, сверху положить дощечку и ни картон и придавить грузом. Через сутки изделие  высохнет  и не будет коробиться.

 

   V. Демонстрация приемов работы.

      Учитель демонстрирует приемы составления композиции, создания эскиза, приклеивания засушенных листьев.

Физкультминутка

У тропинки

У тропинки, у тропы

За ночь выросли грибы:             Дети шагают на месте.

Подосиновик – с осинку,             Делают наклоны, как бы собирая грибы                          

Подберезовик - с березку,

 А опенок - как бочонок,

А маслята — как ребята.

    VI. Практическая работа: аппликация из засушенных  листьев.

Учитель контролирует правильность организации рабочего места, приемов работы, объем и качество выполненного изделия, соблюдение норм безопасности во время работы, помогает учащимся, испытывающим трудности в процессе деятельности.

  V I I. Итог урока: выставка работ, уборка рабочего места.

     Учитель. Посмотрите, вроде бы у каждого из вас был практически одинаковый набор обыкновенных осенних листочков, а какие разные получились аппликации. Каждая работа отличается и цветовой палитрой, и способами украшения. Вот так из материала, который буквально валяется под ногами, вы смогли смастерить оригинальные изделия. Их нельзя сравнить с купленными в магазине, потому что нельзя ни с чем сравнить удовольствие от удачно воплощенного замысла, радости, которую вы доставите своим близким, подарив им прекрасные панно.

      Домашнее задание: в учебнике на с. 49-50.

Ход урока

I. Организация урока: приветствие, проверка готовности к занятию.

Выполнение задания на развитие пространственных

Представлений.

Собрать из предлагаемых деталей квадрат:  

II.  Сообщение темы урока.

Учитель. Из первого снега дети с удовольствием сделали великана:

                Палку в нос, провертели глаза

                И надели лохматую шапку.

                И стоит он, ребячья гроза, -

                Вот возьмет, вот ухватит в охапку!

                                                                     А. Блок

  -О каком же великане идет здесь речь? (Ответы учащихся.)  -Правильно, это снеговик. И сегодня на ур


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.256 с.