Как связывает Горький идеи Ленина с жизнью пролетариата? — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Как связывает Горький идеи Ленина с жизнью пролетариата?

2019-08-03 123
Как связывает Горький идеи Ленина с жизнью пролетариата? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Горький оценивает идеи Ленина как несбыточные мечты на чудо и верит в то, что "разум рабочего класса, его осознание исторических задач скоро откроют пролетариату глаза на всю несбыточность обещаний Ленина" (76). В ноябре 1917 года Горький не видел особой разницы между действиями царского правительства и Советской властью: те же тюрьмы, угнетенные демократии, "свобода" слова: "Самодержавие истощило духовную мощь страны, война физически истребила сотни тысяч молодежи", революция продолжает этот процесс, "Ленинская власть хватает и тащит в тюрьмы всех несогласномыслящих", в России "не остается людей талантливых, или даже способных просто работать" (82).

По определению Горького, Ленин "не всемогущий чародей, а хладнокровный фокусник, не жалеющий ни чести, ни жизни пролетариата" (77). Вместе с тем Горький отмечает исключительную силу Ленина: "25 лет он стоял в первых рядах борцов за торжество социализма, он является одной из наиболее крупных и ярких фигур международной социал-демократии: человек талантливый, он обладает всеми свойствами "вождя", а также необходимым для этой роли отсутствием морали и чисто барским, безжалостным отношением к жизни народных масс" (84).

Другими словами: Ленин - вождь есть русский барин, не знавший чаяний народа. Как барин, заботящийся о собственном подушном благосостоянии, он считает себя вправе проделать с русским народом жестокий опыт, заранее обреченный на неудачу (84).

Ленин, по мнению Горького, только по книжкам узнал, как можно поднять народ на дыбы, как разъярить звериные инстинкты толпы. Он работает как химик в лаборатории, ставя опыты над живым материалом - людьми: "Рабочий класс не может понять, что Ленин на его шкуре, на его крови производит только некий опыт, стремится донести революционное настроение пролетариата до последней крайности и посмотреть, что из этого выйдет?" (76).

И снова публицист предостерегает: "Рабочие не должны позволять авантюристам и безумцам взваливать на голову пролетариата позорные, бессмысленные и кровавые преступления, за которые расплачиваться будет не Ленин, а сам же пролетариат" (77).

Учителя старшего поколения невольно вспомнят очерк Горького "В. И. Ленин", даже в полном издании которого отрицательные свойства вождя представлены не в столь "красном" свете, и зададутся, вероятно, вопросом: чем объяснить перемены в оценке Горьким "политика, вождя и человека"?

По определению Ленина Горький "никудышный политик". Ленину в высшей степени было присуще свойство всех практических политиков: встать на точку зрения противника, "если такая обещала большую перспективу, - не только не признавшись в этом, но еще и лишний раз противника за это обругав". Позднее "верный ученик Ленина", "борясь с троцкизмом", принял все главные пункты программы Троцкого. Деятельность Ленина до 1917 года - это особая позиция по организационным вопросам партийного строительства (не философия!).

В этот отрезок времени Горький и Ленин на равных пытаются организовать переустройство общества: один во главу всего ставит культуру, другой - науку, "как единственно правильное учение" - социалистическое сознание масс. Не случайно в ответ на выступление публициста Ленин убежденно заявляет, что у Горького и большевиков нет расхождения в политике или в идеях, а есть лишь "расхождение настроения" (ПСС, т. 51, с. 27). Более того, эти два таких разных человека счастливо дополняли друг друга в решении многих вопросов: Ленин оперативно оказывал помощь Горькому как председателю комиссии по улучшению быта ученых, организатору новых издательств. По просьбе писателя на заседании Политбюро ЦК РКП(б) 11. 9. 1919 г. обсуждался вопрос об арестах буржуазных интеллигентов и об освобождении "кого можно" (8). Но, откликаясь на многие просьбы Горького, Ленин так и не позволил возобновить "Новую жизнь", а "Несвоевременные мысли" Ленин даже ни разу не упоминает, будто бы их и не существовало. Горький оставался в этих "потрясших мир" днях воплощением эмоций, Ленин - теоретиком, политиком. Первый - преисполнен тревогой, горечью, недовольством собой, отчаянием. Второй - холоден, деловит, с железной волей исполняет "адски трудную" работу репрессий. Все-таки у них было общее: общность цели (социалистическая перестройка общества), вера в духовное перерождение народа, вера в завтрашний счастливый день.

Тактика Ленина в отношении к первому пролетарскому писателю несколько охладила тот полемический запал, который диссонансом звучал хвалебному хору в честь Ленина. Покушение на Ленина Горький уже переживает как потрясение, несколько иначе теперь относится к революционной эпохе.

В истории русской литературы уже есть пример тому, как судьба одной личности влияет на переворот в мировоззрении другой. Известно, что А. И. Герцен долго не принимал учения Н. Г. Чернышевского о необходимости крестьянской революции. Но пережив стыд за Россию, поставившую к позорному столбу человека, имеющего свои собственные взгляды на будущее страны, Герцен посчитал своим долгом бить в "Колокол", сбирая единомышленников Чернышевского на будущую борьбу.

В нашем случае отношения между Горьким и Лениным сложились не менее сложно. "Не заметив" "Несвоевременных мыслей", Ленин "не услышал" резких выпадов в свой адрес. Вероятно, Горький немало пережил в тот момент, когда серьезно заболев, ощутил заботу и внимание со стороны Ленина (именно он настоял на лечении за границей). Вероятнее, что выражения "прост как правда", "человечен" и прочие, что встречаются в очерке о Ленине, навеяны этими впечатлениями. Горький поверил в то, что Ленин единственный, кто сможет переустроить Россию.

Поэтому особой тревогой он преисполнился после смерти Ленина: "...обливался слезами. Так я не горевал даже о Толстом". И дальше объяснял свое состояние: "На душе - тяжело. Рулевой ушел с корабля. Я знаю, что остальная команда - храбрые люди и хорошо воспитаны Ильичом. Знаю, что они не потеряются в сильную бурю. Но - не засосала бы их тина, не утомил бы штиль - вот что опасно.

Все-таки Русь талантлива. Также чудовищно талантлива, как несчастна. Уход Ильича - крупнейшее несчастие ее за сто лет" (ПСС, т. 20, 529).

Какова главная идея "Несвоевременных мыслей"?

К власти приходили вчерашние рабы, и Горький в "Несвоевременных мыслях" опасался, как бы эта масса, не подготовленная ни в культурном, ни в нравственном отношении к работе с людьми, не загубила бы революционных идей. Он был убежден в необходимости культурного воспитания масс, считал, что при всем своеобразии истории России нужно сохранить ее мирового значения памятники, освоить научный и интеллектуальный опыт Запада и, прежде всего научиться хорошо работать.

Главная идея Горького и сегодня весьма злободневна: он убежден, что лишь научившись трудиться с любовью, лишь поняв первостепенное значение труда для развития культуры, народ сможет действительно творить свою историю.

Он призывает оздоровить болота невежества, потому что на гнилой почве не привьется новая культура. Горький предлагает, по его мнению, действенный способ преобразований: "Мы относимся к труду, точно он проклятие нашей жизни, потому что не понимаем великого смысла труда, не можем любить его. Облегчить условия труда, уменьшить его количество, сделать труд легким и приятным возможно только при помощи науки... Только в любви к труду мы достигнем великой цели жизни" (46).

Высшее проявление исторического творчества писатель видит в преодолении стихии природы, в умении с помощью науки управлять природой: "Будем верить, что человек почувствует культурное значение труда и полюбит его. Труд, совершаемый с любовью, становится творчеством" (107).

Облегчить человеческий труд, сделать его счастливым поможет, по убеждению Горького, наука: "Нам, русским, особенно необходимо организовать наш высший разум - науку. Чем шире, глубже задачи науки - тем обильнее практические плоды ее исследования" (47).

Выход из кризисных положений он видит в бережном отношении к культурному достоянию страны и народа, в сплочении работников науки и культуры в развитии промышленности, в духовном перевоспитании народных масс.

Таковы идеи, образующие единую книгу "Несвоевременных мыслей", книгу актуальных проблем революции и культуры.

Нашли ли "Несвоевременные мысли" Горького свое продолжение в его художественном творчестве?

Жизнь корректировала мировоззрение Горького, "усмиряла" его романтическое нетерпение, обманывала и обнадеживала, как впрочем, у всех нас. В 1928 году Горький писал, что когда-то он преклонялся перед русским интеллигентом, перед каждым "культурным деятелем", веря в то, что любой из них беззаветно любит свой народ. "Когда-нибудь я расскажу, как... интеллигенция вытравила из меня эту веру" ("О белоэмигрантской литературе"). Частично это он изложил в своем огромном романе "Жизнь Клима Самгина", конспект характера героя был намечен Горьким в "Несвоевременных мыслях".

В цикле очерков он упрекал строителей храма жизни в незнании духовных свойств материала: рядом с талантливостью - леность ума, нелюбовь к труду, равнодушие к добру и злу. Спасительное значение труда Горький считал главным в деле построения светлого будущего. В "Деле Артамоновых" он покажет потом, как любовь к труду подчеркивает красоту души Ильи Артамонова, а равнодушие к делу разлагает разум и душу Петра Артамонова.

Уже в 1917 году Горький открывает оригинальнейшую черту русского человека: "...в каждый данный момент он искренен. Именно эта оригинальность, - пишет он, как бы намечая характер героя и его окружения, которые изобразит потом в "Жизни Клима Самгина", - и является источником моральной сумятицы, среди которой мы привыкли жить. Вы посмотрите: ведь нигде не занимаются так много, упорно вопросами и спорами, заботами о личном "самоусовершенствовании, как занимаются этим, очевидно, бесплодным делом у нас" (40). И далее: "Мне всегда казалось, что именно этот род занятий создает особенно густую, удушливую атмосферу лицемерия, лжи, ханжества... Морали,... как инстинктивного тяготения к чистоте душевной... нет в нашем обиходе" (41).

Здесь прочитывается и сегодня актуальная мысль: при воспитании человека самое главное - воспитание чувств. Вспомним: Клима Самгина воспитывали "по правилам", "от ума", он вращался в затхлой атмосфере российской провинции. Бездушный человек, глядящий на ближнего "косым и зорким взглядом врага", был намечен в публицистике и выразился в облике "интеллигента средней стоимости". В "Несвоевременных мыслях" такого человека Горький называет "революционером на время", в романе нравственная пустота героя подчеркивается фамилией: "Ты еси Клим, ты еси Сам!" Он являет собой "печальное, часто трагикомическое зрелище существа, пришедшего в люди как бы нарочно для того, чтобы исказить, опорочить... общечеловеческое содержание революционных идей" (188).

Мотив недоверия мужика к интеллигенции, восприятие им интеллигентских ценностей как маскарадных масок звучит в "Дачниках", "Проходимце", а богостроительские идеи зафиксированы в повести "Исповедь".


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.