Основы педагогического менеджмента. Методология педагогической науки и деятельности — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Основы педагогического менеджмента. Методология педагогической науки и деятельности

2019-08-04 228
Основы педагогического менеджмента. Методология педагогической науки и деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРОГРАММА

для подготовки абитуриентов к вступительному собеседованию

 

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В УПРАВЛЕНЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Управленческая деятельность, ее сущностные характеристики. Особенности профессионально-педагогической деятельности руководителя образовательной системой на современном этапе.

Сущностные характеристики управленческой деятельности. Специфика управленческой деятельности (ее цель, содержание, результат, сфера применения, значение в жизни современного человека). Профессионально-педагогическая и непедагогическая управленческая деятельность. Управление в сфере образования.

Особенности профессионально-педагогической деятельности руководителя образовательной организации на современном этапе. Спектр управленческих функций в сфере образования. Методологическая культура современного руководителя в сфере образования.

Понятие профессиональной компетентности в деятельности менеджера в сфере образования – руководителя образовательной организации (сущность, структура, содержание, развитие компетентности). Перспективы развития профессиональной компетентности современного руководителя в сфере образования  в новых социально-экономических и информационных условиях. Профессионализм в работе руководителя образовательной системы. Ценностные ориентации, этические установки руководителя образовательной организацией. Система знаний в области управления развитием образования. Профессиональные умения современного руководителя, его мастерство и педагогическая позиция. Деловая коммуникация как условие успешной управленческой деятельности в педагогическом коллективе. Современные социально-педагогические проблемы управленческой деятельности в образовании.

Образование как сфера управленческой деятельности.

Образовательная политика в России. Основные направления инновационного развития российского образования. Образование как отражение экономического, социокультурного, духовного развития общества. Образование как приобщение к ценностям культуры. Образование как сфера педагогической и управленческой деятельности. Современная система отечественного образования. Виды и типы учебных заведений. Источники педагогических идей. Современная научно-педагогическая литература в сфере менеджмента в образовании.

 

 

РАЗДЕЛ 2. ТЕОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Основы педагогического менеджмента. Методология педагогической науки и деятельности

Сущность и характеристика основных компонентов педагогического менеджмента. Место менеджмента в образовании в системе наук о человеке, ее связь с педагогикой, кибернетикой, управления.

Цели и задачи педагогического менеджмента. Функции управления образовательной системой. Принципы управления образовательной организацией. Особенности управления образовательным и воспитательным процессами.

Методы педагогического менеджмента. Факторы, определяющие эффективность управления образовательной организацией. Результаты деятельности субъектов педагогического менеджмента.

Соотношение педагогической науки и теории педагогического менеджмента. Инновационные процессы в управлении развитием образования. Методология педагогики. Методологическая культура менеджера в сфере образования. Методы и логика научно-педагогических исследований.

Критерии оценивания

 

Поступающий в магистратуру по направлению подготовки: 38.04.02 Менеджмент, профиль: Менеджмент в образовании

должен знать:

 

основные категории менеджмента в образовании, методологические основы управления образовательной организацией; историю и теорию менеджмента в сфере образования (зарубежную и отечественную);

наиболее значимые современные научные концепции управления образовательной системой;

основные международные, Федеральные и региональные нормативные документы о правах человека в системе образования и приоритетных направлениях развития российского образования (Всеобщая Декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Закон РФ "Об образовании" (2012 г.), Национальный проект «Образование 2019-2024, Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2000 годы, Государственная программа развития российского образования до 2020 г., профессиональный стандарт «Педагог» (2013 г.) и др.);

сущность инновационных процессов в образовании;

первоначальные сведения о методах научно-исследовательской работы;

о сущности и ценностях педагогического менеджмента; способы управления учебно-воспитательным процессом, технологии диагностики качества образования;

на междисциплинарной основе важнейшие понятия управления образовательной системой: целостная образовательная система, управление образовательной организацией, функции управления в сфере образования, методы управления организацией, образовательная среда, управление воспитательным процессом и др.

уметь:

выявлять, описывать и объяснять ситуации управления образовательной системой, факты, явления и процессы в реальном процессе развития образования в образовательной организации;

теоретически обоснованно описывать и объяснять реальное состояние и потенциал управляемой системы в образовательной организации

осуществлять первоначальную рефлексию в управлении организацией в контексте реализации задач стратегического и оперативного ее развития.

владеть:

алгоритмом принятия управленческого решения с позиций внедрения инновации в образовательную систему образовательной организации;

общепедагогическими умениями;

способами поиска информации, прогнозирования и анализа управляемой системы в образовательной организации

Примерные экзаменационные вопросы и задания:

1. Образовательная политика в России. Основные направления инновационного развития российского образования

2. Понятие профессиональной компетентности в деятельности менеджера в сфере образования – руководителя образовательной организации (сущность, структура, содержание, развитие компетентности.

3. Перспективы развития профессиональной компетентности современного руководителя в сфере образования в новых социально-экономических и информационных условиях

4. Принципы, методы и приемы разрешения конфликтов. Роль руководителя в конфликтной ситуации.

5. Особенности профессионально-педагогической деятельности руководителя образовательной организации на современном этапе. Спектр управленческих функций в сфере образования

6. Профессионализм в работе руководителя образовательной системы. Ценностные ориентации, этические установки руководителя образовательной организацией.

7. Психологические особенности подготовки и проведения бесед, педагогических совещаний, педагогических советов, переговоров. Методика проведения выступление и совещаний.

8. Психологические особенности делового общения. Этические нормы и принципы общения.

9. Коммуникативная культура в деятельности менеджера в сфере образования: виды, формы, функции общения, барьеры

10. Коллектив, группа, особенности их формирования. Характеристика групповых процессов. Педагогический коллектив в системе управления образовательной организацией.

11. Деловая коммуникация как условие успешной управленческой деятельности в педагогическом коллективе

12. Инновационные процессы в управлении развитием образования

13. Понятие и сущность конфликта, типы конфликтов. Основные причины возникновения конфликтов. Типичные конфликтные ситуации в педагогическом коллективе

14. Методы и логика научно-педагогических исследований.

15. Имидж образовательной организации в социокультурной среде. Типы и способы формирования имиджа.

16. Роль и значение личности руководителя в педагогическом коллективе.

Задания:

1. Какие педагогические и менеджерские способности Вы знаете? Осуществите краткий анализ своих способностей.

2.  Назовите известные Вам педагогические книги и управленческие по развитию сферы образования. Кратко изложите рассматриваемые в одной из них педагогические или управленческие проблемы.

3.  Какие педагогические и управленческие проблемы сферы образования более всего Вас интересуют. Какую педагогическую или управленческую литературу по этой проблеме Вы знаете?

4. Какие педагогические и управленческие факты, явления и процессы вы наблюдали в процессе обучения в школе, вузе? Приведите пример и осуществите краткий педагогический анализ этих явлений (процессов).

5.  Назовите назначение и общие идеи Всеобщей Декларации прав человека.

6. Назовите назначение и общие идеи Конвенции о правах ребенка.

 

Оценка ответа экзаменующегося:

 

Ответ оценивается по 100-балльной шкале. При ответе абитуриент должен представить суть того или иного подхода по рассматриваемой проблеме или явлению с научной точки зрения.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

2.  «КОНЦЕПЦИЯ Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020». http://docs.cntd.ru/document/420244216

3.  Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (действующая редакция, 2016) – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения – 23.10.2016г.)

4.  Профессиональный стандарт педагога. Электронный ресурс: http://docs.cntd.ru/document/499053710

5. Гончаров, М.А. Основы менеджмента в образовании: учебное пособие. – 2-е изд. – М.: КНОРУС, 2009. – 480 с.

6. Егоршин, А.П. Менеджмент образования – М., 2009.

7. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование: Уч. пос. для ст-в вузов. – М., 2008.

8. Пастернак, Н.А. Психология воспитания / Н. А. Пастернак; под ред. А.Г. Асмолова. – М., 2008.

9. Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студ. высш. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др. / под ред. С.А. Смирнова. – М., 2008.

10. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. М., - 2008. 

11. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2007. – 576 с.

12. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: Уч. пособие для ст-в вузов. – М., 2008.

13. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами / Под ред. Шамовой Т.И. (5-е изд., стер.), учеб. пособие, – М.: Академия, 2008.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Белухин, Д.А. Личностно ориентированная педагогика / Д.А. Белухин. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005.

2. Бордовская, Н.В. Педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2004.

3. Конвенция о правах ребенка / Гл. ред. Бим-Бад // Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2003. – С. 508-815.

4. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Профильная школа. – 2003. - №1.

5. Краевский, В.В. Общие основы педагогики: Учеб. / В.В. Краевский. – М.: Академия, 2003.

6. Ксензова, Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников / Г.Ю. Ксензова. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

7. Максимов, В.Г. Педагогическая диагностика в школе: Учеб. пос. / В.Г. Максимов. – М.: Академия, 2002.

8. Панферова, Н.Н. Управление в системе образования. – Ростов/ на Дону, 2010.

9. Симонов, В.П. Оценка качества обучения и воспитания в образовательных системах / В.П. Симонов. – М., 2006.

10. Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология / Н.Е. Щуркова, М.: Педагогическое об-во России, 2005.

 

Составители: доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и менеджмент в образовании __________________А.А. Петренко

Заведующий кафедрой педагогики и менеджмента в образовании

________________доктор педагогических наук, профессор Н.В. Мартишина

07.06.2019 г.

Научный руководитель магистерской программы по направлению подготовки 38.04.02 «Менеджмент», профиль «Менеджмент в образовании»

 

Согласовано:

Декан факультета социологии и управления

_____________________________доцент О.В. Василенкова

09.06.2019 г.

 

 

ПРОГРАММА

для подготовки абитуриентов к вступительному собеседованию

 

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В УПРАВЛЕНЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Управленческая деятельность, ее сущностные характеристики. Особенности профессионально-педагогической деятельности руководителя образовательной системой на современном этапе.

Сущностные характеристики управленческой деятельности. Специфика управленческой деятельности (ее цель, содержание, результат, сфера применения, значение в жизни современного человека). Профессионально-педагогическая и непедагогическая управленческая деятельность. Управление в сфере образования.

Особенности профессионально-педагогической деятельности руководителя образовательной организации на современном этапе. Спектр управленческих функций в сфере образования. Методологическая культура современного руководителя в сфере образования.

Понятие профессиональной компетентности в деятельности менеджера в сфере образования – руководителя образовательной организации (сущность, структура, содержание, развитие компетентности). Перспективы развития профессиональной компетентности современного руководителя в сфере образования  в новых социально-экономических и информационных условиях. Профессионализм в работе руководителя образовательной системы. Ценностные ориентации, этические установки руководителя образовательной организацией. Система знаний в области управления развитием образования. Профессиональные умения современного руководителя, его мастерство и педагогическая позиция. Деловая коммуникация как условие успешной управленческой деятельности в педагогическом коллективе. Современные социально-педагогические проблемы управленческой деятельности в образовании.

Образование как сфера управленческой деятельности.

Образовательная политика в России. Основные направления инновационного развития российского образования. Образование как отражение экономического, социокультурного, духовного развития общества. Образование как приобщение к ценностям культуры. Образование как сфера педагогической и управленческой деятельности. Современная система отечественного образования. Виды и типы учебных заведений. Источники педагогических идей. Современная научно-педагогическая литература в сфере менеджмента в образовании.

 

 

РАЗДЕЛ 2. ТЕОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Основы педагогического менеджмента. Методология педагогической науки и деятельности

Сущность и характеристика основных компонентов педагогического менеджмента. Место менеджмента в образовании в системе наук о человеке, ее связь с педагогикой, кибернетикой, управления.

Цели и задачи педагогического менеджмента. Функции управления образовательной системой. Принципы управления образовательной организацией. Особенности управления образовательным и воспитательным процессами.

Методы педагогического менеджмента. Факторы, определяющие эффективность управления образовательной организацией. Результаты деятельности субъектов педагогического менеджмента.

Соотношение педагогической науки и теории педагогического менеджмента. Инновационные процессы в управлении развитием образования. Методология педагогики. Методологическая культура менеджера в сфере образования. Методы и логика научно-педагогических исследований.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.