Методическая последовательность освоения нарнийской программы — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Методическая последовательность освоения нарнийской программы



Методика нарнийской программы включает несколько этапов. Эти этапы с одной стороны указаны в последовательности КТД И.П. Иванова, с другой стороны – каждый раз должны выходить за её рамки и включаться в более широкую систему, в более крупное КТД и вообще дело.

Рассмотрим эти этапы на индивидуальном уровне, уровне конкретного участника школьного возраста. Вообразим идеального участника, который хочет и может освоить все уровни программы.

1 этап –подготовка к игре самостоятельно и\или на занятиях нарнийского университета. Знакомство с литературным первоисточником, выбор роли. Цель участника на этом этапе: попасть в игру, поиграть, познакомиться с другими нарнийцами. Средство для достижения цели – творческая работа (придумывание роли, создание бутафории), учебная работа (изучение материалов, сдача экзамена).

2 этап - участие в игре и последействие. Цель на этом этапе – добиться успеха в игре, добиться заслуг, титула или звания, в целом – «выиграть», что-то получить.Средство для достижения цели – игровая взаимовыручка, игровое самопожертвование, выполнение игровых правил и игрового этикета. В начале этого этапа участником движет зачастую азарт или иной личностный интерес, при завершении этого этапа участника больше интересует освоение собственной зоны ответственности лорда или своей должности и связь со своими подданными и товарищами – «социальный» или групповой, командный интерес.

3 этап – участие в игре в качестве лорда или владетельной леди.Этот этап состоит из нескольких последовательныхмикроэтапов, выраженных в движении по лестнице нарнийских титулов. С каждой ступенью всё бо́льшее значение приобретает процесс подготовки игры, забота о виртуальном владении или организация своих подданных. Цель –помочь своим подданным добиться успеха, создать условия для успеха игроков, для чего от лорда требуется самопожертвование и благочестивое поведение.Средства достижения цели –организационная работа по подготовке своих подданных, самоотдача, восприятие и осознание этических ценностей игры. При этом подспудно зреет в сознании участника переход к следующему этапу и начинает формироваться первый сдвиг мотива на цель[4]. –преобладание цели организации (заботы об успехе других) над целью участия (заботы о собственном удовольствии) или же преобладание интереса к организационному творчеству над азартом.

4 этап –Интерес теперь концентрируется не на самом участии непосредственно, а на подготовке и организации игры, то есть на организационном творчестве. Работа в качестве организатора игры (помощника организатора), сочинение и проведение игр, анализ проведённых дел, планирование будущих дел. Целью становится – сделать игру интереснее и содержательнее, работать для других. Для этого, конечно, необходимо знать как потребности участников, так и, хотя бы в общем виде, «нарнийское» мировоззрение, «средневековую» культуру, командную и православную педагогику. Таким образом внутри 4-го зреет следующий этап,второй сдвиг мотива на цель. Средством становятся игровые механизмы, игровые процессы, образование и самообразование, а целью – создание условий для образования и воспитания других, забота о товарищах.



5 этап –Сознательное изучение методических, концептуальных и философских основ программы, перенос интереса с организационной части программы на содержательную часть, интерес к истинам, предъявленным в игре в притчевом виде. Целью становится сначала учебная работа, а затем - научное творчество, духовная жизнь, а средством – организационный опыт.При этом 4-й и 5-й этап взаимозаменяемы по очерёдности.

6 этап – создание и реализация собственной педагогической программы, организация клуба или учебной группы, в которой на основе какой-либо предметной деятельности формировалась духовная основа личности.

 

Эти же этапы можно описать как этапы последовательной социализации участников.

1 и частично 2 этап – индивидуальные, участник зачастую представляет себя как отдельную, для себя-живущую личность, при этом нравственные истины, заключённые в тексте К.С. Льюиса и предшествующей христианской культуре, воспринимаются образно, как нечто вне-лежащее, но интересное.

Завершение 2 этапа и третий этап – это периоды частичной, или «командной», социализации, когда выработаны определённые поведенческие и субкультурные ценности, которые разделяются всеми участниками команды. Здесь происходит биологическая социализация, в том числе детская дружба, но в ней зарождается и основа нравственной социализации.



4 и 5 этапы – это процесс нравственной, или истинной, социализации: восприятие духовных истин и установление связи с предками и предшественниками (отцами церкви, писателями, педагогами, учёными, родителями, руководителями программы). Полностью осуществить пятый этап можно лишь в православной церкви – принимая участие в таинствах и при изучении святоотеческой литературы.

6 этап – это формирование нового центра социализации в лице бывшего участника программы, а затем сотрудника организатора.

 

Последовательность реализации программы можно описать также как последовательность освоения разных элементов и составных частей человеческой духовной и материальной культуры.

Тогда 1 этап – это освоение литературных образов (знакомство с книгой-первоисточником игры) и материальных предметов, с помощью которых моделитурется игра, материального мира средневековья.

2 и 3 этап – это практическое освоение этикета и игровой этики, организующего межличностное общение, а также более близкое знакомство не только с материальной, но и с духовной культурой средневековья.

4 этап – это постижение научно-педагогического богатства: педагогики, в том числе командной, приобретения навыков руководства.

5 этап – освоение историографии, философии истории, духовных богатств православия.

 

Наконец, эти этапы соотвествуют, хотя и с большим люфтом, биологическим возрастам участников.

Так, дошкольники и младшие школьники способны только к индивидуальному участию (в том числе в номинальном статусе королей, королев, принцесс), это роль потребителя(однако важно, чтобы и на этом этапе у участника был уже заложен интерес к творчеству, науке, духовной жизни, иначе дальнейшие этапы вряд ли осуществятся).

Школьники 8-14 лет способны справиться с обязанностями действующих лордов или «сменных командиров» на разных должностях, это роль ответственного участника.

4 и 5 этапы могут начаться с возраста в 12-13 лет и, как показывает практика, до 24-25, это статус «вожатого».

Последний этап начинается не раньше 18-19 лет, но чаще после 20 или даже 30 лет.Это роль руководителя нового клуба или детской организации.

При этом возможны как последовательное восхождение по этапам, так и разного рода остановки и даже возвращения на предыдущие этапы, чего, конечно же, не хотелось бы. Каждый этап в значительной степени отрицает предыдущий, окончание каждого этапа связано зачастую с внутренними или внешними конфликтами, чего можно избежать, если участники хорошо понимают цели программы и её содержание и стремятся к добрым делам, отвергая злые. Иными словами, участникам требуется воспитать в себе целую систему внутренней безопасности, сформировать внутреннего самодержца, который не позволит совершать деструктивные шаги (каковые всегда представляют собой «перенос мотива на дурную цель»). Но как раз воспитанием самодержца и должна заниматься наша программа (см. доклад о концепции программы).






Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.01 с.