Семантические (символические) технологии, или использование символики нарнйиских образов. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семантические (символические) технологии, или использование символики нарнйиских образов.

2019-08-04 122
Семантические (символические) технологии, или использование символики нарнйиских образов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Помимо переписки (в которую входит также рассылка лордами своих указов), наша программа производит и использует другие знаковые системы: географические карты игрового мира и дорожные указатели на игровом поле. Слово-топоним на табличке, указывающее игровую территорию, превращает обычный лес в горы, а поляну в замок (как игровое имя и титул сразу, одномоментно, без психологического погружения и актерских приемов сразу превращает ребенка в нарнийца). Таблички создают игровое пространство на месте, а географические карты позволяют ребенку играть в Нарнию в своем воображении и оперировать ее пространствами, например, в игровой переписке и планировании своих игровых действий. Дарение титулов и земель может осуществляться королями в игровой переписке заочно.

Семантические технологии связаны с содержанием игр и воспитательной программы и изнутри игры указывают на то, во что мы играем и о чём идёт речь. Таким образом, семантические технологии указывают на содержание концепции программы, но в свёрнутом виде, а иногда и раскрывают это содержание.

Например, специальные обращения в переписке и игровых разговорах, «высокий нарнийский стиль»,равно как и роли лордов, указывают на высокое, королевское, царское достоинство человека, обусловленное, по словам Льюиса, происхождением от Адама и Евы и непосредственно Бога. В реальности царское достоинство приобрести нелегко, в игре исполнитель получает его проективно и может оценить его значение и происхождение, при необходимом комментарии на учебных занятиях и в беседах (см. подробнее об этом доклад «О концепции нарнийской программы»).

Своё значение имеет и нарнийская топография (например, семантика столицы НарнииКэр-Паравела), и топографическая игротехника (например, сказочное представление дороги героя как пути, указанного верёвкой, или скручивание после окончания игры верёвочных дорог, которое ассоциируется с завершением мировой истории после завершения всех необходимых «сюжетов»).

К семантическим технологиям относятся также игровой этикет, игровые ритуалы и традиционные сюжетно-ритукальные блоки,а также игровая эстетика.

А) Правила игрового этикета призваны отучить детей от панибратства с окружающими, научить уважительному отношению друг к другу, получить навыки контроля над своими эмоциями и желаниями, выработать стойкость в трудных ситуациях. Выполнению правил этикета и тренировке навыков вежливого обращения должен способствовать игровой интерес детей к своей роли, осознание игровой важности и весомости совершённых поступков и произнесённых слов.

Простейшим средством игровой воспитательной программы является запрещение обращения на «ты» для всех играющих, независимо от возраста. Именно это простое средство является тем переключателем, которое возводит участника-ребёнка и подростка на более высокую степень ответственности. В системе школьного образования такой переход с обращения к учащимся с «ты» на «вы» происходит в старших классах, что является «признанием их зрелости»[3]. В система нашей игры переход на «вы» является фактом проективного, игрового пока взросления личности, проективного «воцарения».Вот показательный отрывок из отзыва о нарнийских играх Елизаветы Сливинской(участницы первых серий игр 1998-2000 годов): «ребята были не такие как вокруг. Все, по моим ощущениям, старше меня. Обращение на "Вы", а то и "сир". Наверно со стороны было очень смешно, когда семи-, восьмиклашки друг другу "выкают". Но с нашей перспективы метра пятидесяти все было крайне серьезно. Длинные платьюшки, мечи, бороды, королевские приемы и балы и конечно письма! Всем же хотелось поскорее стать взрослыми, умными, серьезными. А тут в игре столько серьезных дел надо было переделать».

Игровой этикет проявляется в ритуальных и обрядовых игровых формах. Среди них ведущее место занимают:

коронация и оммаж (принесение вассальной клятвы),

пир и бал

суд лорда

турниры и поединки

Каждая из этих форм имеет незыблемую, традиционную основу, которая опирается на исторические формы этих действий, но в то же время постоянно изменяется в деталях от игры к игре. Игровые традиции и стандартность этикетных речевых формул позволяют автоматизировать навыки вежливости, сделать вежливое отношение к окружающим настолько укоренённым в душе ребёнка и отрока, чтобы эти навыки затем могли бы без затруднений использоваться и в реальной жизни. В то же время они позволяют игрокам проявлять самостоятельность, творчество, изобретать новые формы этих ритуалов.

В совокупности эти обряды и ритуалы формируют «тормозную доминанту» и навыки вежливого поведения (обрядовые формы известны во всех традиционных обществах и даже в животном мире, где являются главными регуляторами общественного поведения). По отдельности каждое обрядовое действие имеет свой собственный смысл.

Б) Так, коронация или объявление одного из игроков лордом (принесение клятвы сеньору), восхождение по феодальной лестнице Нарнии знаменуют взросление игрока, а взросление означает расширение зоны ответственности, которое требует дополнительных волевых усилий.

В) Пир представляет собой проходящий по правилам приём пищи, во время которого главное внимание участников обращено на вопросы этикета. Пир начинается с правильного рассаживания гостей в соответствии с их иерархией (при этом участники трапезы должны учитывать, кто перед кем может садиться первый, а кто вынужден стоять, пока не сядут старшие по титулу) и обмена самодельными дарами в знак уважения участников пира друг к другу. В начале пира участники должны внимательно следить за хозяевами (лордом) и проявлять терпение, не прикасаясь к еде, пока не начинают трапезу лорды или старшие по титулу леди. В течение пира участники обмениваются здравицами и тостами, смысл которых состоит в том, чтобы проявить к сотрапезнику выраженный в словах интерес и уважение. Таким образом пир можно считать риторическим упражнением.

Г) Пир может продолжаться балом или турниром. Значение бала, на котором исполняются парные танцы, заключено в тренировке навыков вежливого общения между полами и проявлении уважения друг другу мальчиками и девочками. Хороводы и другие непарные танцы проводятся с целью гармонизации эмоционального состояния участников ритмичными движениями и музыкой. В этом случае этикет выражается не словами, а ногами и заключается в подчинении отдельного танцора общему движению.

Д) На турнире не только выявляется сильнейший или наиболее меткий и умелый воин, но и происходит тренировка навыков вежливости к противнику, приобретается умение выступать по очереди, подчиняться решениям судьи (маршала турнира) и т.д. Как и в других игровых ритуалах, участникам турнира приходится использовать речевые формулы (при объявлении участников, провозглашении девизов и обетов), что помогает развитию речи.

Е) Суд лорда — это заключительный момент игры, когда участники, дети и подростки, самостоятельно подводят итог игровых действий (войн, походов, магических взаимодействий). Лорд (чаще всего Верховный король или королева) должны научиться выслушивать мнения пострадавших и обвиняемых и выносить справедливый приговор, имея в виду не только судьбу подсудимого и истца, но и королевства в целом. От решения лорда зависят последующие игровые события.

В большой нарнийской игре используются обычно все эти ритуальные блоки, а малые, промежуточные игры могут иметь своим содержанием один из ритуалов, например пир, бал или турнир.

Ж) Воспитательное значение имеет семантика средневековой материально-художественной культуры, с которой дети знакомятся в ходе игр и подготовки к ним. Эту культуру (в частности, костюм) отличает красочность и простота, то есть эстетическая ценность в сочетании с доступностью для самостоятельного изготовления. Многие старинные бытовые предметы дети могут создать самостоятельно или при помощи взрослых. Эстетические качества старинных предметов учат ценить цвет и форму, соединённые с пользой. В общем материальные предметы, которые используются в игре, призваны приносить радость. Это свойство материального мира особенно ярко проявляется в ситуации дарения, когда участники программы дарят друг другу самостоятельно изготовленные игровые предметы (украшения, одеяния, детали защитного вооружения). Участникам игры и их родителям надо стремиться к изготовлению максимально красивых (насколько это доступно) и ярких игровых предметов, чтобы стимулировать образное восприятие игровых событий.

Важное значение имеет семантика нарнийского костюма. Вообще любая одежда имеет два значения: 1) Физическое значение одежды: она защищает нас от холода, осадков, солнца, ветра.

2) Культурное значение одежды: она прикрывает наготу,обозначает принадлежность к той или иной вере, культуре, сообщает о статусе человека, его поле и возрасте.

В основе нарнийского костюма – раннесредневековый наряд, восходящий к костюму императорского двора Византии, или православной Римской империи. Этот костюм хорошо знаком нам не только по историческим изображениям, но в первую очередь из иконописи – большинство святых изображается в православной иконописи именно в византийском костюме. Таким образом, каждый участник игры, облаяаясьвнарнийский костюм, внешне уподобляется святым, и костюм требует соответствующего поведения.

Византийская «мода» показывает, что тело имеет меньшее значения, чем дух, и его следует стыдиться. Поэтому тело снизу доверху скрывается под плотными тяжёлыми одеждами.При этом одежда богато украшается у знати и шьётся из ярких тканей у простолюдинов. Это подчеркивает, что христианин по своей духовной природе благороден и предназначен царствовать (ему принадлежит Царство Небесное).

З) Важным элементом нарнийской семантики является замок лорда (леди). Замок – это очень детский образ, он воплощает весь детский внутренний мир. Это – большой «домик», в который дети привыкли играть с первых лет жизни, это своё пространство, родное, максимально защищённое. Вот почему детям нравится и строить домики-замки (крепости, снежные крепости), и изображения рыцарских замков. Но одновременно нарнийский замок предъявляет к их хозяевам гораздо больше требований, чем домашние самодеятельные игры, что позволяет участнику развивать чувство ответственности. В нарнийском замке происходит перенос навыков самоуправления на внешний мир и общество. И с другой, навыки управления подданными могут научить управлению внутренним миром.

 

Немалую роль имеет такой элемент нарнийской методики, как «уважение (или любовь) к малому» (термин педагога Татьяны Бабушкиной). Это уважение к малому требует от педагога (и родителей, участвующих в нарнийской программе) внимания к любым, даже самым неказистым проявлениям творческой активности детей. Это внимание должно сочетаться с пониманием того, что для ребёнка изготовление какой-нибудь неказистый на внешний взгляд игровой поделки по степени творческого усилия сопоставимо с созданием любого рыночного продукта взрослыми. Такая «любовь к малому» невозможна без настоящей заинтересованности в детской деятельности, без пробуждения в себе ребёнка. Конкретно в рамках нарнийской программы «любовь к малому» может проявляться в составлении вместе с детьми нарнийских писем без грубого вмешательства в детскую работу со стремлением сделать всё как можно красивее (со взрослой точки зрения), в уважении к результату детского творческого труда, будь то самодельные доспехи или костюмы, в организации нарнийского уголка, где сохранялись бы (в том числе и от детского стремления к уничтожению) детские поделки и архивные материалы. Чтобы проявить такое уважение, нам зачастую приходится умирять свои амбиции и поручать детям, например, оформление игровых замков или его частей, заведомо зная, что мы с этим справимся «лучше». Но мы и так умеем всё это делать, значит, необходимо уступить детям.

 

Нарнийская программа характерна своей синтетичностью и контекстным образованием и воспитанием. Воспитание, познание, научение навыкам происходит в ходе целостного процесса (игры, её подготовки и осмысления игровых образов и ситуаций) в общем контексте, где одни элементы тесно увязаны с другими. Например, даже такой элемент игры, как танцы-бранли, которые танцуют в нарнийских балах, не только учит чувству ритма, но и формирует навыки движения в группе (чувство партнёра, эмпатию и коммуникативность), а также воспитывает сдержанность, то есть волевые качества (которые требуются для того, чтобы держать нужную стройную позу). Какой бы элемент программы мы не взяли, он оказывается тесно увязан с другими. Например, изучение правил поведения нарнийских рыцарей и леди тут же реализуется на практике, а образы лордов, королей, королев и принцесс становятся затем предметом для пристального изучения и осмысления на занятиях нарнийского университета. Изучение средневековых шрифтов воплощается или может воплощаться в эпистолярной практике нарнийцев.Синтетическим делом является создание игровой летописи, где одновременно. В неразрывной связи нужно заниматься литературным творчеством, художественным творчеством, тренировать память и оценивать свою игровую работу и работу товарищей. В целом в нарнийской программе связаны воедино интересом (который вместе с игрой и средневековой культурной целостностью склеивает разнородные элементы между собой) поведенческие навыки, знания и творчество, или другими словами этика, рассудок и интуиция.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.