Ключевые педагогические технологии в нарнийской методике — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Ключевые педагогические технологии в нарнийской методике

2019-08-04 119
Ключевые педагогические технологии в нарнийской методике 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В методике нарнийской программы используется разработанная ранее в «Тайвелсюле» технология титулования участников за успехи, (учебную и научную) работу и взятую ими на себя ответственность задругих; методы Макаренко (принцип сменных командиров) и И.П. Иванова (сформулированные на базе методов Макаренко), идеи Татьяны Бабушкиной.

 

Ключевыми технологиями нарнийской методики является метод коллективных творческих дел (автор И.П. Иванов) и принцип игровой иерархии с зонами ответственности игроков.

На базе принципа коллективно-творческих дел Игорем Петровичем Ивановым была в своё время разработана целая методика КТД (методика коллективной организации деятельности, «методика Иванова»).

Принципы (признаки) КТД по И.П. Иванову:

Во-первых, в КТД люди добровольно объединились для его осуществления;

 во-вторых, они чувствуют друг перед другом ответственность за происходящее;

 в-третьих, дело направлено на пользу людям и каждый участник общего дела понимает, для кого и почему оно важно, видит смысл собственного участия и испытывает духовное удовлетворение от того, что он делает (третье условие в нашей программе в полной мере может быть выполнено лишь на заключительных этапах её освоения).

Эти принципы базируются на

1) Самодеятельности участников;

2) Полезности дела, которым они занимаются (в том числе педагогической полезности);

3) Педагогического измерения: наличия более и менее опытных участников дела и способа передачи знаний, опыта и навыков от старших к младшим;

Для того, чтобы механизм КТД заработал, необходимо наличие всех стадий и сторон воспитательного и организационого процесса. Это:

1) Предварительная подготовка и планирование работы организатором.

2) Коллективное планирование (группа организаторов или большинство участников программы).

3) Коллективная подготовка.

4) Проведение КТД.

5) Коллективное подведение итогов, анализ и оценка сделанного.

6) Последействие (выполнение сформулированных по итогам дела рекомендаций и заданий).

7) Во всех пунктах необходимо применение товарищеской воспитательной, добровольной и бескорыстной заботы.

В рамках своей методики И.П. Иванов открыл и сформулировал т. наз. «закон заботы» как одну из ведущих закономерностей воспитания:

«Чем успешнее строятся и укрепляются отношения общей заботы воспитателей и воспитанников, тем полнее и глубже развивается товарищеская самодеятельность воспитанников, т.е. идущая под их собственным воздействием на себя, творческая забота об окружающих людях и о себе как их товарище.

Это общая забота об улучшении окружающей жизни, жизни школы, класса, родного края, далеких людей;

это общая практическая и обучающая забота воспитателей и воспитанников о своем едином коллективе, друг о друге, о каждом отдельном воспитаннике;

это общая забота о воспитательском коллективе как самих воспитателей (о коллективе в целом, друг о друге, о каждом воспитателе), так и воспитанников, их родных и других педагогов».

(Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994. — c.22)

Аналогом «закона заботы» И.П. Иванова в нарнийской методике является правило ответственности за свои владения, за порученную должность, а также творческая забота о нарнийском мире в целом.

Согласно принципу "коллективных творческих дел" и «закону заботы» наша игра и другие дела организуются сообща, всеми вместе, каждый вносит свою долю участия в оформление, приготовление декораций, придумывание сюжетов, организацию быта в игровых лагерях.

При этом в рамках нарнийской программы методика коллективных творческих дел используется не как единственный принцип, а в качестве одной из технологий, котораятем не менее является структурообразующей.

 

Технология иерархичности(игровой иерархии с зонами ответственности) базируется на идее сменных командиров А. Макаренко,идее титулования учащихся в студии «Тайвелсюл», христианской идее царского достоинства человека.

Согласно принципу«сменных командиров» все участники школьного возраста проходят через руководство каким-либо владением или отвечают за какое-то дело (имеют игровую должность), даже если не играют лордов и владетельных леди. Участники программы также отвечают за подготовку к играм и ответственны за свой участок работы.

«Сменные командиры» в коммуне и колонии А.С. Макаренко назначались из числа «нетитулованных» членов объединения для руководства каким-нибудь конкретным разовым делом. При этом в своей зоне ответственности такой разовый командир мог отдавать приказы своему непосредственному постоянному начальнику. В рамках нашей игровой программы аналогом макаренковских сменных командиров являются лица, выполняющие различные игровые должности: конюший, герольд, начальник охраны замка, музыкант-аккомпаниатор и т.д. При этом обладатели таких должностей трудятся не только на игре, но и в процессе подготовки к ней и облечены определённой властью, позволяющей требовать некоторых усилий со стороны других (например, конюший требует, чтобы жители замка придумали имена для своих игровых коней и выбрали масть).

Любая должность является не только трудовой повинностью, но и дарует почёт. Например, почётной службой объявляются кухонные дежурства кострового и келаря. Стать дежурным могут только титулованные особы. Почётно быть и знаменосцем, и герольдом, и конюшим.

Аналогичным образом назначал ответственных за какое-либо дело А.С. Макаренко:

«Знаменщик считался у нас самым почётным человеком в коллективе. Его нельзя наказывать, ему нельзя было объявить выговор. Он был неприкосновенен. Он был примером для остальных во всех отношениях. (…) мы выбирали лучшего из всего коллектива. Знаменщик – это самый симпатичный товарищ, это самый лучший ученик, это самый лучший стахановец.

Знамя служило как бы предлогом для выдвижения человека». [1]

Мы в нашей работе также должны использовать любой предлог для выдвижения того или иного участника: это может быть должность/поручение, его личные умения и навыки, в том числе приобретённые в других клубах и занятиях или самостоятельно (например, навыки, полученные в музыкальной школе, в отрядах скаутов, в школе искусств и тп), его интересы и хобби, вообще любой, даже едва выраженный, личностный потенциал. Он может стать фундаментом для возведения своего рода «королевского дворца личности».

 

Нарнийское общество в игре построено иерархически. Оно является моделью традиционных обществ, скреплённых вертикальными и горизонтальными связями. Нарнийское общество — это совокупность команд различных лордов, само по себе являющееся цельной командой под руководством Верховного короля.

Каждый член этого общества имеет свою зону ответственности. При этом чем выше титул игрока-ребёнка, или подростка, тем больше у него обязанностей. Эти обязанности простираются за пределы игры: по желанию ребёнок может заниматься организацией своих подданных, изготовлением игровых декораций и антуража, игровой перепиской.

Зона ответственности — это те возможности, которые открыты в игре и в ходе подготовки к ней, а также в межигровой период для конкретного персонажа. От личного вклада участниковзависят разные этапы подготовки игры, определённые стороны жизни игрового мира, конкретные параметры игры (например, от умения фехтовать и мужества рыцаря зависит благополучие королевства, от знаний и мудрости советника зависит политика, а от забот старосты — порядок в деревне; точно так же игроки будут ожидать пользы от волшебников, разведчиков, врачей и т.п.).

При этом нужно разделять организаторскую ответственность участников, где она возлагается непосредствено на человека, и игровую ответственность: она накладывается не на самого ребёнка, а на его персонажа, создавая ситуацию «героического комфорта». Эта психологическая уловка позволит пробудить дремлющие в ребенке организационные и другие таланты, не обременяя его непосильной для его возраста ношей. Существуют и зоны ответственности, где совмещены обязанности персонажей и исполнителей: такова, например, игровая переписка между играми.

Чем больше зона ответственности игрока, тем больше возможностей реализовать свои творческие способности он имеет.

Самая протяжённая зона ответственности — у игровых лордов, роли которых мы поручаем детям школьного возраста. Их зона ответственности — это всё владение (королевство, графство и т. п.) со всеми реальными и виртуальными персонажами. Ответственность лордов может также распространяться во времени: на игровое прошлое (если ребёнок выдумывает предысторию своего владения) и будущее (когда игрок планирует дальнейшие шаги для следующей игры). Несомненно, интереснее и полезнее, если эти шаги игрок предпринимает в контакте со своими игровыми партнерами (членами рода, подданными, советниками, врагами). Есть возможности и для распространения игровых действий детей в пространстве: путем игровой переписки от лица персонажа с другими персонажами (до игры, на игре и после неё).

Отличительной особенностью нарнийской иерархии титулов является то, что, в отличие от поздней феодальной системы западной Европы (или России после Петра Первого), нарнийские лорды являются служилым сословием и получают титулы за службу. Каждый из них является подчинённым другого, вышестоящего лорда, вплоть до Верховного короля, который является подданным льва Аслана, создателя Нарнии (его роль исполняет руководитель игры или другой взрослый, знакомый с концепцией и методикой программы). Аслан, в свою очередь, подчиняется воображаемому персонажу – Императору Заморской Страны, который воплощает нравственное начало и сыном которого, по игре, является Аслан.

На вершине детской игровой иерархии помещается Верховный король (который, впрочем, подчинён Льву Аслану, создателю мира, а Аслан отдаёт себя всем обитателям этого мира и фактически служит им). В игровом мире существуют и другие короли, вассалы Верховного.

Конкретная разработка игровой иерархии:

Очертить границы зон ответственности, упорядочить их помогает игровая феодальная иерархия: от простолюдина и простозверина до Верховного короля Нарнии и Льва Аслана. У разных персонажей имеются различные, чётко определённые игровые обязанности.

В обязанности лордов (сеньоров, королей и королев) входит предводительство в войне, суд и проявление щедрости. Эти три функции: судьи, полководца и дарителя — лорды обязаны проявить в каждой игре.

В обязанности придворных входит (в зависимости от их должности) защита господина, дача ему советов, выполнение поручений, подготовка и организация пиров, судов, состязаний, коронаций, уведомление других нарнийцев о распоряжениях властелина.

Обязанности рыцарей — борьба с врагами, дежурство на воротах и другие воинские подвиги.

Говорящие животные играют в Нарнии роль «крестьянства»: это нарнийский народ. Как правило, они занимаются какими-то бытовыми делами, пока труба не призовёт их на службу королю (или своему герцогу, графу и т.п.). Всякий представитель нарнийского народа мечтает стать придворным в Кэр-Паравеле. Юноши стремятся стать рыцарями, девушки — придворными дамами.

Промежуточную роль между крестьянами и магами занимают сказочные герои, низшие божества: нимфы, сатиры, эльфы. Это народ, который в случае необходимости оказывает поддержку лорду мечом, но они и волшебники, которые исполняют свои магические обязанности.

Иерархия помогает разделять ответственность между персонажами и делегировать её по феодальной лестнице. Феодальная иерархия в игровой форме учит подчинению и руководству, без которых невозможен никакой созидательный труд, показывает способы делового и семейного (насколько семья представляет собой иерархию) общения. Поэтому детей, исполняющих роли рыцарей и простолюдинов («простозверинов», «простодухов»), надо заранее подготовить к необходимости подчиняться в игре их лордам, относиться к своим обязанностям добросовестно, ставить интересы королевства или других владений выше своих собственных.

Важным элементом игры являются также восхваления, приветствия, тосты, которые подданные произносят в честь своих лордов. Такие действия необходимо производить всякий раз в торжественных случаях (победа, заключение мира, коронация), при прибытии или отбытии лорда и т.д. Но и в игровом быту ни в коем случае нельзя пренебрегать этикетом: например, персонажи могут сесть, только если сел лорд, начинают кушать, только когда начал кушать лорд и т.п. Даже отход лорда ко сну и пробуждение можно обставить приветствиями, пожеланиями, звуками труб и т.п. В Нарнии больше, чем где-либо, «короля играет свита». Если подданные пренебрегают этими этикетными жестами, формами, игра тут же разваливается. Для регуляции этикетных жестов при каждом лорде должен присутствовать свой глашатай или церемониймейстер.

Такие же формы почтения нарнийцы должны оказывать их «верховному лорду» Аслану.

С другой стороны, нарнийские лорды должны уметь относиться к своим подданным милостиво, со щедростью и любовью. Для проявления этих качеств недостаточно «доброй интонации»: чувства и отношения в игре выражаются в основном через символические предметы и символические действия. Например, королевская щедрость к подданным проявляется путём дарения подарков (большей или меньшей реальной ценности), раздачи вкусной еды, дарения титулов и земель наиболее отличившимся персонажам. Ни одной игры не может пройти без того, чтобы лорд не подарил кому-либо из подданных за боевые или иные заслуги рыцарский титул или титул благородной дамы («леди»). Дарить лорды могут также праздники, объявляя бал, пир или состязание.

Любовь лордов к подданным проявляется в самопожертвовании (например, в добровольной отдаче себя в залог, в плен к врагам, если враги обещают за это помиловать подданных).

Милость лорд может проявить на суде, пощадив провинившегося, которого по закону надлежит наказать.

При исполнении своих игровых обязанностей нарнийские лорды и их подчинённые должны разделять зоны ответственности по вассальной системе. Верховные лорды осуществляют общее руководство, при этом те или иные обязанности они передают своим вассалам, за собой оставляя контроль. Во время войны между отдельными вассалами распределяются фронты, направления, рода войск, а в мирное время — обязанности по подготовке пиров, балов, оформления дворцов и т.п. действий.

Верховные лорды могут (и даже должны) начинать распределять ответственность между подданными ещё до начала игры, на этапе подготовки, путём переписки, в игровой или реальной форме. Точно так же их подданные, ещё не начиная игры, уже должны относиться к лордам как к капитанам игровых команд. Лорды распределяют между членами команды нагрузку по изготовлению игровой бутафории, а также распределяют игровые должности и сообщают игрокам, какие предметы те должны подготовить для полноценной игры, какие знания от них потребуются.

Не стоит забывать, что система отношений в игровойНарнии перевёрнута относительно реальной: взрослые, как правило, играют простолюдинов, а дети — господ. Поэтому перед детьми-лордами встаёт дополнительная трудность — как управлять родителями? В то же время этот момент может представлять особый интерес для детей: они получают право временно оказаться на месте взрослого.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.