Источники нарнийскойметодики — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Источники нарнийскойметодики



Источники методики моей программы можно разделить на книжные и биографические.

Биографические – это опыт участия в кружках в школьную пору и затем опыт руководства детскими объединениями.

На собственном опыте было обнаружено, что любой прикладной кружок (будь то киностудия или библиотечный кружок) превращался для нас в образовательный и воспитательный клуб. По-видимому, любая деятельность школьника может и должна становиться этапом воспитания. Кроме того, кружковая жизнь делала моё детство по-настоящему счастливым. И, став взрослым, я старался создавать детям условия для счастливого детства, продолжая эстафету, переданную моими учителями – Валерием Петровичем Чекулаевым, Жанной Владимировной Богдановой и другими.

В области методики и педагогических технологий в библиотечной кружке Дубровской школы у Жанны Владимировны Богдановой я почерпнул приём постижения сущности книги через её материальные качества: мы на занятиях кружка разбирали и собирали книги (для ремонта) и одновременно обсуждали содержание любимых книг. Духовный разговор, таким образом, сопровождался материальными действиями. Конечно, тогда я такого анализа не проводил, да и не это лежало в основе нашего интереса: участники кружка объединились и приходили 2 раза в неделю в библиотеку, чтобы разговаривать о книгах, журналах, фантастических фильмах и прочем. Это был клуб по интересам, куда приходили интересующиеся. Но и, с другой стороны, наш интерес к книгам поддерживался общением друг с другом и со взрослым наставником. В среде школьной библиотеки в целом работал принцип косвенного педагогического действия (он же «сарафанное радио»), когда ту или иную книгу советует взять товарищ, а не библиотекарь.

Любительская киностудия под руководством В.П. Чекулаева научила меня организации коллективных творческих дел. Занятия в ней на практике показали, что сложный творческий продукт (фильм) можно сделать только сообща, при этом каждый вкладывает в фильм то, что может (по способностям), а получает «взамен» цельный результат – фильм. Также и на занятиях студии, во время съёмок и между ними, происходило творческое общение детей-участников между собой и с руководителем на темы искусства, культуры, истории.Работа в студии была организована в несколько этапов, которые хотя и не фиксировались нормативно, реально осваивались участниками: это этап знакомства с процесом производства любительского фильма, выбор участником конкретной «специальности» из числа кинопрофессий, работа в выбранной области (сочинения сценария, изготовление антуража или декораций, кукол для мультфильмов, киносъемка, освещение), коллективное производство фильма, обсуждение сделанной работы и совместное с руководителем планирование дальнейших действий. Как мы увидим дальше, подобный алгоритм описан в методике КТД И.П. Иванова (хотя В. Чекулаев вряд ли изучал его труды) и действует в нашей нарнийской программе.



Мой личный до-нарнийский педагогический и клубный опыт, если не брать во внимание организацию дружеских кружков и малых групп по интерасам в детстве, выражался в малоудачном руководстве кинокружками в начале 90-х годов и затем в более удачном «Тайвелсюле», литературно-творческой и образовательной студии. При организации «Тайвелсюла» я использовал и опыт детского участия в киностудии, библиотечном кружке, и свои практические наработки начала 90-х, и опыт других детских объединений и педагогов-новаторов по книжным источникам и радиопередачам, а также оригинальные педагогические технологии.

Книжными источниками были разработки Ш. Амонишвили и «Фрунзенской коммуны» (И.П. Иванов с коллегами). Использовался также опыт знакомых детских объединений – литературной студии «Пегасик» Светланы Ивановой, детской поэтической студии Вяч. Лейкина, на позднем этапе - РВО (разновозрастного отряда) «Рыцари Круглого Стола» Д.В. Жукова.

Ключевыми технологиями в «Тайвелсюле» были сотворчество руководителя и участников и титулование участников за те или иные успехи, реальные или преувеличенные.

Параллельно с выполнением программы «Тайвелсюла» и в рамках этой студии возникал нарнийская программа. Её первоначальной целью было знакомство со сказочной литературой и мифологией и усиление командного духа с помощью ролевых игр.

Ещё одним источником нарнийской программы была идея детской страны. В вариантах от детского королевства до детской республики эта идея кочует из книги в книгу (от «Кондуита и Швамбрании» Л. Кассиля и «Хроник Нарнии» до «Бронзовой птицы» Рыбакова, «Тимура и его команды» Гайдара и книг Крапивина), из одной педагогической программы в другую (Шацкий, Макаренко, Крапивин). В своём детстве я, как и многие другие, производил многочисленные детские команды, организовывал «штаб», патрули, экспедиции. Детской страной я пытался сделать и литературную студию «Тайвелсюл». Аналогичной детско-взрослой страной был и клуб «Рыцари круглого стола».



Любая «детская страна» представляет собой собрание детей (дошкольников, школьников), объединившихся по собственной воле вокруг какой-то содержательной деятельности (это может быть помощь людям, как у Тимура, самовоспитание, как у скаутов, поисковая работа и физическая тренировка (см. «Президент Каменного острова» В. Козлова), наука или творчество). В детской стране дети самостоятельно организуют свою жизнь (чаще – при участии и помощи взрослых). В детской стране обязательно существует и ведётся какая-то игра, в то же время эта игра всегда основана на каком-то серьезном деле, на содержании. Игра может быть как полноценная ролевая («Хроники Нарнии», «Кондуит и Швамбрания»), так и редуцированная до ритуалов и обрядов («Тимур и его команда», «Президент Каменного острова», Фрунзенская коммуна, скауты, пионеры).

«Детская страна» может быть создана как детьми без участия взрослых («Тимур и его команда»), так и при помощи «живущих рядом с детьми взрослых», по формулировке Т. Бабушкиной (Макаренковская колония, клуб «ЭТО» Т. Бабушкиной, «Республика ШКИД», Фрунзенская коммуна, клуб «Каравелла» В. Крапивина, персонажи главы «Мальчики» романа Достоевского «Братья Карамазовы» и т.д.).

Любая относительно долгоживущая «детская страна» имеет организационную структуру: внутреннюю иерархию, выборных или постоянных командиров, а также имеет традиции и ритуалы, которые подчеркивают отдельность и особость этого сообщества.

Для жителей «детской страны» важно осознание своей избранности, которая представляет собой оборотную сторону закрытости. Любое более-менее успешное детское сообщество должно быть в большей или меньшей степени «тайным», поскольку «приятное ощущение тайны» служит эмоциональным топливом для работы детского сообщества. Подчеркиванию таинственности могут служить ритуалы, определённые табу (например, на выездах РКС была табуированы фотосъемка и употребление в пищу не средневековых продуктов, включая картошку, на первых нарнийских играх была запрещена видеосъемка, и фотосъемка не приветствовалась. Запрет на участие в каких-то делах сообщества взрослых также связано с этим волнующим ощущением тайны.

Нормальная «детская страна» возникает на идеальной почве, её члены должны быть охвачены каким-то идеальным порывом. Трудно представить себе «детскую страну», созданную во имя прагматичных интересов. Это будет или банда, или учебное заведение. Идеальность заключается в том, что деятельность участников сообщества бескорыстна, а цели возвышенны (это может быть помощь людям, спасение природы, космос и вообще исследования окружающего мира, в крайнем случае – творчество и игра как частный случай творчества). Однако исторический опыт показывает, что некоторая доля прагматизма, при наличии других признаков детской страны (самостоятельность участников, творчество, иерархия, игра) не разрушает детскую страну, но этот прагматизм должен тоже иметь идеальный характер (пример – коммуна и колония Макаренко).

Опыт говорит, что «детская страна» может иметь более или менее короткую историю.Время её существования для каждого участника ограничено периодом взросления, но может быть укорочено, например, пробуждением половых интересов, конфликтом между взрослыми организаторами и детьми, честолюбием и тщеславием детских командиров (фильм «Клятва Тимура»). В то же время такое сообщество может воспроизводиться при постоянном обновлении участников или возобновляться, когда сообщество возрождают дети бывших участников сообщества. Наиболее долговечные «детские страны» – те, которые создавались с помощью взрослых, как колония и коммуна Макаренко, коммуна Шацкого, клуб «Каравелла». Взрослые организаторы детских стран – это как правило те взрослые, которые не забыли «песен своего детства», они представляют собой посредником между прагматичным миром взрослых и идеалистичным миром детей. В общем это тоже дети, только другого возраста. Вероятно, появление «детских стран» как специальных анклавов внутри цивилизации свидетельствует о нарушении каких-то фундаментальных принципов жизни в этой цивилизации. «Детские страны» являются своего рода заповедниками идеального внутри поглощённого материальными интересами общества.

Итак, методологически важные признаки «детской страны» - это

1) идеальность (наличие идеалов и стремление воплотить их в своей жизни, в своём сообществе),

2) самостоятельность и самодеятельность детей в области организации и целеполагания,

3) иерархия (наличие командиров, порядок смены командиров, взаимоотношения внутри сообщества по принципу подчинения и руководства, та или иная степень прямой демократии),

4) традиции и ритуалы,

5) игра, пронизывающая все дела сообщества,

6) помощь со стороны взрослых (не обязательное, но желательное условие).






Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.007 с.