Разработка и экспертиза программ элективных курсов — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Разработка и экспертиза программ элективных курсов

2019-08-04 153
Разработка и экспертиза программ элективных курсов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Для того, чтобы компетентно оценить программы учебных курсов, не­обходимо владеть содержанием той учебной дисциплины, по которой раз­рабатывалась программа, разбираться в сущности понятия «программа», то есть знать ее функциональное назначение и принципы построения, владеть методикой ее оценки, разбираясь в том, какие смыслы вложены в тре­бованиях к качеству программы и каким образом при разработке достигается ее соответствие указанным требованиям. Иными словами, эксперт должен сам уметь разрабатывать программы в соответствии с определенными требованиями, а затем уметь оценивать их качество, выявляя их соответствие данным требованиям.

Рассмотрим те основания, которые делают деятельность эксперта по оценке программ компетентной: это, прежде всего, понятие программы (ее функции, способ проектирования, требования к качеству разработки) и методику экспертизы программы. Вопросы проектирования программ относятся к общедидактическим. Это означает, что можно и следует говорить об общем понятии программы, не зависимо от содержания учебной дисциплины, для изучения которой она была разработана.

Программа является тем главным документом, который определяет содержание учебною материала, а также способ его структурирования, то есть развертывания и изучения во времени, благодаря которому и реализуются определённые в ней цели обучения. Основаниями для определения и структурирования содержания программы являются цели общего образования, которые задают границы или требования к определению элементов содержания школьных учебных программ. Помимо целей такими ограничениями и одновременно источниками для проектирования содержания являются:

научные знания и наиболее ценный опыт практической деятельности человека;

- уровень исходной подготовки обучающихся;

- психолого-педагогические закономерности обучения школьников.

Качество программ обусловлено степенью их надежности. Так, если учит ель не владеет знанием целей образования, содержанием учебной дисциплины, знанием психологических закономерностей усвоения содержания образо­вания детьми и т.д., он не сможет разработать качественную программу.

Основным источником для определения содержания учебного материала являются научные знания и опыт практической деятельности человека, а уро­вень их разработанности выступает одним из основных ограничений. Отбор того содержания, которое должно будет стать предметом усвоения для обуча­ющихся, осуществляется в соответствии с целями и стандартами общего образования. При этом содержание тех знаний, которые включаются в программу, должно отвечать требованиям полноты, субъективной новизны, обобщеннос­ти, научности, дифференцированности, логической строгости, однозначности и непротиворечивости, а также быть представленным в деятельностной форме. Эти требования к содержанию подготовки определяются новыми образовательными стандартами, целями общего образования и психологическими закономерностями обучения школьников.

Так, необходимость обобщенности знаний вытекает как и из их многообразия, так и из потребности формирования у обучающихся обобщенных способов деятельности, на основе которых базируется их умение решать разнообразные, в том числе и неалгоритмизированные по своему характеру задачи.

В зависимости от целей подготовки и разработанности содержания научных знаний, в программу включаются эмпирические или теоретические, то есть содержательные обобщения. Тип обобщений обуславливает способ их развёртывания в программе. Например, если в программу включаются эмпирические обобщения, то освоение знаний осуществляется в соответствии с принципом от частного к общему, то есть методом подведения под понятие. Если в программу будут включены содержательные или теоретические обобщения, то содержание разворачивается согласно принципу от общего к частному, то есть частные знания выводятся из общих. Например, изучая литературу как вид искусства, школьники знакомятся с ее видами и жанрами, рассматривая, как постепенно исторически происходило их развитее. Затем они учатся анализировать произведения различных видов и жанров с точки зрения освоенных ими понятий. В первом случае создаются условия для формирования мышления эмпирического типа, а во втором теоретического, более системного и обобщенного.

Сразу следует отметить, что построение программ методом от общего к частному значительно экономит время обучения, однако данный вид программы требует наличия развитого научного (теоретического) знания и его специального структурирования. Если программа будет содержать эмпирические обобщения, то в основу ее построения, как правило, может быть положен предметно-тематический принцип группировки содержания по темам. В этом случае знания группируются вокруг основных изучаемых эмпирических понятий. Последовательность изучения тем в курсе избирается произвольно. Если программа строится по принципу от общего к частному, то знания группируются по темам вокруг содержания теоретических понятий, логика изучения которых обусловливается эволюцией научного знания и процессом развертывания материала от общего к частному или от абстрактного к конкретному.

Полнота знаний при разработке программы состоит в определении необходимых и достаточных знаний для достижения поставленных в программе целей. Помимо знаний, на основе которых у учащихся формируются различные способы практической деятельности, в программы рекомендуется включать знания по оценке. Например, учащихся нужно научить решать задачи и проводить проверку правильности их решения, писать сочинения и оценивать качество их написания, применять орфографические и пунктуационные правила – писать грамотно и самостоятельно проверять написанное и т. д.

Дифференцированный характер знаний означает, что в программе должны быть не только представлены, но и продифференцированы различные уровни и виды знаний. Не только учитель, но и обучаемый должен понимать особен­ности каждого вида усваиваемых знаний, специфику их построения и исполь­зования как в науке, так и в практике. В этом случае будет повышаться степень осознанности их применения, то есть достигаться понимание. Обычно учебные программы включают следующие виды знаний: теоретические (обобщенные), методические (способы деятельности) и технологические (приемы, алгоритмы, правила выполнения действий), а также различного рода информацию (даты, факты, события, характеристики и др.).

Эффективность деятельности и мотивация учащихся существенно опреде­ляется степенью новизны знаний по отношению к уже усвоенным ранее. Осо­бенно важно добиться новизны при проектировании дополнительных курсов по выбору. Без этого не будет возникать нужного интереса к изучению предлагаемых курсов.

Следующее требование к содержанию образования - это логическая строгость и непротиворечивость знаний. Под непротиворечивостью понимается использование однозначных языковых и других знаковых единиц. На эту сторону программы при анализе её содержания необходимо обратить внимание эксперту. Большую роль в освоении знаний играет форма их представления. Пред­ставления об изучаемом объекте или явлении, которые складываются у обучаемого по памяти, обычно расплывчаты и неустойчивы. Между тем наличие схем, моделей изучаемого объекта способствует гораздо более эффективному усвоению знаний. Моделирование имеет большое значение и в освоении теоретических, то есть обобщенных знаний. В модели отражаются свойства, связи, функции, то есть раскрывается содержание изучаемого понятия. Именно поэтому в школьные программы целесообразно включать теоретические знания, представленные в форме моделей, схем, классификаций и др. В целях повышения практической направленности учебных курсов включаемые в программу знания следует представить в деятельностной форме, тем самым перенеся акцент в преподавании с вербальных методов обучения на активные.

Может оказаться, что объективно та область научных знаний или практи­ческой деятельности человека, для изучения которой разрабатывается учебная программа, является новой и поэтому недостаточно разработанной. Поэтому учитель, готовящий программу, столкнется с проблемой недостатка содержания, которое можно было включить в учебную программу. Примером могут служить учебные курсы по новым развивающимся в последние годы наукам, например, космической медицине, некоторым новым вопросам генетики и т. д. Между тем эти курсы интересны своей новизной, простором для постановки исследовательских задач.

Следующим после определения содержания этапом разработки програм­мы является отбор методов обучения. Определение методов осуществляется в соответствии с целями и содержанием подготовки, логикой его развертывания в программе. Помимо этого, выбор методов обусловливается условиями, временем протекания процесса обучения, особенностями индивидуального стиля преподавания и восприимчивостью обучающихся. Учет всех перечисленных здесь условий - трудная и одновременно творческая задача. К сожалению, очень часто авторам программ и преподавателям приходится определять методы исходя из внешних условий, например, заданного нормативными требованиями времени обучения, игнорируя или заменяя его цели.

Следует отметить также, что многие из широко распространенных в практике активных методов, например, таких, как анализ ситуаций, деловые игры, формируют у обучаемых лишь частный способ ориентировки и, следовательно, частные, недостаточно обобщенные способы действий. В этом случае введение обобщений является заключительным этапом игры, постановки лабораторного опыта, анализа ситуации, проблемного задания. Если, как уже было сказано выше, авторы программы будут ставить иные цели - сформировать обобщенные способы деятельности, то в обучении будет необходимо использовать такие методы, с помощью которых учащиеся будут учиться выстраивать обобщенные понятия и уже затем переносить их на частные ситуации.

 

2.2. Тематический план элективных курсов по литературе в 11

Классе

 

Программа факультативного курса по теме: «Русская литература в живописи, музыке, киноискусстве»

Данный элективный курс выстраивается на уровне меж предметных связей. Его цель - расширить рамки понимания изучаемого произведения художественной литературы, познакомиться с работами художников, композиторов, кинорежиссёров. Художник, композитор, кинорежиссёр имеет своё видение произведения, по-своему осмысливает его, помогает читателю представить того или иного героя произведения посредством художественного полотна, иллюстрации, романса, оперы, кинофильма.

Требования:

1. Степень новизны для учащихся. Программа включает материал, не содержащийся в базовых программах.

2. Мотивирующий потенциал программы. Программа содержит знания, вызывающие познавательный интерес программы.

3. Развивающий потенциал программы. Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьника.

4. Здоровьесберегающие характеристики. Программа не создает учебных перегрузок для школьников (отсутствие или не обязательное домашнее задание), предлагает широкое использование интерактивных метод обучения.

5. Полнота содержания. Программа содержит все необходимое для достижения запланированных в ней учебных целей.

6. Связанность и систематичность изложенного материала. Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими или знаниями базовых курсов; между частичными и общими знаниями прослеживаются связи.

7. Методы обучения. Программа основывается преимущественно на интерактивных методах обучения (проектных, исследовательских, игровые).

8. Степень контролируемости. В программе конкретно определены ожидаемые результаты обучения и методы их достижения.

9. Реалистичность с точки зрения ресурсов. Программа различна с точки зрения использования учебно-методических и материально-технических средств, кадровых возможностей школы.

10. Формальная структура программы.

Наличие в программе необходимых разделов: пояснительной записки (с обязательным целеполаганием) основного (тематического) содержания, ожидаемых результатов обучения, списка литературы.

Цели и задачи курса.

1. Способность к развитию чувственно-эмоциональной сферы школьников.

2. Формировать духовно богатую личность через цели и задачи литературно-эстетического образования.

3. Способствовать становлению духовного мира человека, создавать условия для развития личности в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих возможностей.

4. Содействовать становлению образных представлений о литературном произведении.

5. Содействовать умению воплощать собственные представления, впечатления, переживания через связную монологическую речь, через поэтическое творчество.

 

Учебно-тематический план 11-х классов

 

  Тема Кол- во ч. Методы и приемы Виды деятельности учащихся
1.     2. Характеристика литературы XX века. Многообразие литературных направлений, стилей, школ, групп. Развитие традиций русской классики в реалистической литературе начала века. Декаданс и модернизм.   И.А. Бунин 1час     1час Работа над эпиграфом А.А. Блока "неслыханные перемены, невиданные мятежи.." работа над портретом К.А. Сомова " Портрет А.А. Блока" - как понимаете слова М. Горького: "нравиться мне его строгое лицо и голова флорентийца эпохи возрождения   Скорбь об уходящей деревне. Новелла "Деревня" Гуманистический пафос произведений И.А. Бунина Комментарии к дружеским шаржам на К. Бальмонта, 3. Гиппиус, Д. Мережковского, Д. Философа, Ф. Соллогуба, помещенные в журналах "Рампа и жизнь", "Сатирикон" Акмеизм как национальная форма неоромантизма. Создание самостоятельных рисунков, ассоциации при работе над стихами Н. Гумилева, А. Ахматовой.     Комментарии к картинам А.Е. Архипова "Радуница" (Перед обедней), 3-Е. Серебряковой «Крестьянская девушка Поля»

3.

Л.И Куприн

Формулировка ответов на

вопросы:

Как складывается отношения

Олеси и Ивана Тимофеевича в

повести «Олеся»

Доказать, что Олеся -дитя

природы

Формулирование ответов на

вопросы:

- совпадают ли предыстория

рассказа с художественным

произведением «Гранатовый

браслет»?

- что нового внёс А. Роом в

экранизацию рассказа?

Фрагменты из кинофильма Алова и

Наумова «Полесская легенда»;

Обмен мнениями о игре Людмилы

Чурсиной в главной роли.

Просмотр

Кинофильма А. Рома «Гранатовый

Браслет», мастерство игры актеров

(обмен мнениями),

Прослушивание грамзаписи сонаты

Людвига ван Бетховена

«Соната № 2» (из фильма «Гранатовый

браслет»)

4.

Символизм

Анализ стихотворение В.

Мережковского «Парки» «Дети

ночи» З.Гиипиус

«Песня» «Посвящение» «Пауки»

; В.Брюсова «Юному поэту»,

«Кинжал», «Грядущие гунны»,

Учащиеся, посещавшие или закончившие

музыкальную школу, могут создать

романс на стихи поэтов, рассказать о

звучание стихов в наши дни.

5.

Поэзия В.Брюсова

Образ страшного мира в стихах

В.Брюсова Анализ

стихотворения «Грядущие

гунны». Формулирование ответа

на вопрос:

Как В.Брюсов передаёт в

стихах время перемен,

предчувствует грядущие бури?

Сообщения учащихся об офорте.

Комментарий к офортам И.Нивинского

«Святой Себастьян», Н.С.Гончарова

«Христолюбивое воинство».

6.

Мир образов Николая Гумилёва.

1ч.

Образы моря и героических

людей в цикле стихов

«Капитаны»

Формирование ответов на

вопросы:

-как рисуют море Н.Гумилев и

И.Айвазовский;

-в чем эффект времени и

пространства у поэта и

художника?

Комментарий к картинам И.Айвазовского

«Девятый вал», «Море»

7.

Творчество А.М.Горького

Романтические герои

А.М.Горького.

 

 

Пьеса А.М.Горького «На дне».

2ч.

1ч.

 

1ч.

«Песня о Соколе», «Песня о

Буревестнике», «Старуха

Изергиль»

-Устное рисование героев

(создание портрета под

впечатлением прочитанного).

 

«Правда» Луки и Сатина.

-Как эту правду «передают

актеры разных поколений (из

воспоминаний современников

об игре В.И.Качалова,

И.М.Москвина в роли Луки,

К.С.Станиславского в роли

Сатина)?

Комментарий к портрету Максима

Горького выполненному В.А.Серовым.

- ■'

 

 

Театр М.Горького, пьеса «На дне» на

сцене Московского художественного

театра.

8.

Творчество А.А.Блока.

2ч.

1 ч.Романтический мир раннего

Блока.

Формулирование ответов на

вопросы:

Работа над портретом Л.Менделеевой

(фотография), портретом А.Блока,

выполненным Сомовым.

 

 

 

-как любовь привела Блока к

мысли о Вечной

Женственности, которая готова

изменить, преобразить всё

сущее на Земле;

-как понимаете тезис

В.Соловьева: «В

индивидуальной любви

проявляется любовь мировая, и

сама любовь к миру открыта

через любовь к женщине»; как

воспринял этот тезис А.Блок;

как эти мысли отражаются в

стихах поэта?

1ч.ПоэмаА.Блока

«Двенадцать».

-почему художник показал

Блока, глядящего на

красногвардейцев «со стороны».

-почему Блок верил в родство

революционных и христианских

истин?

 

Работа над картиной К.Сомова «Блок и

революция».

Рисунки Ю.П.Анненкова к поэме

«Двенадцать».Просмотр учебного фильма.

Понятие о метафизике. Смысл

поэмы, образы.

9.

Сергей Есенин как

национальный поэт.

2ч.

1ч. Анализ самостоятельно

выбранного произведения.

 

2ч. Поэма «Анна Снегина»,

переложенная на музыку

Г.Свиридовым.

Произведения композиторов на стихи

С.Есенина.

Г.Свиридов «поэма памяти С.Есенина».

Г.Пономаренко «Отговорила роща

золотая», В.Липатов «Письмо матери» в

исполнении Л.Лещенко.

10.

 

11.

В.В. Маяковский

 

Творчество М.А.Булгакова.

1ч.

 

2ч.

Анализ лирического текста.

 

1ч.Новаторство в темах, идеях,

стилистике, судьба

произведений писателя.

Работа над рисунками В.Маяковского.

 

Просмотр фрагментов фильма «Собачье

сердце». Живучесть шариковщины как

социального и морального явления.

12.

А.Н.Толстой

1ч.

1ч.Тема российской истории в

творчестве писателя.

Образ Петра в романе «Петр Первый»

Фрагменты из кинофильма Пудовкина

«Петр Первый».

13.

А. А. Ахматова.

2ч.

1ч. Художеетвенное своеобразие

и поэтическое мастерство лирики А.Ахматовой.

2 ч. Работа над поэмой

«Реквием».

-доказать, что лирика

Ахматовой-это сплав мгновения

и вечности;

-показать глубину и яркость

переживаний;

-тема Родины и гражданского

мужества.

Просмотр учебного фильма «Анна

Ахматова».

14.

М.А.Шолохов

Зч.

1ч. «Тихий Дон»- роман-эпопея

о всенародной трагедии:

-глубина постижения

исторических процессов;

-правдивое изображение

гражданской войны.

2 ч.Трагедия Григория Мелехова.

Зч.Женские судьбы в романе

Просмотр кинофильма С.Герасимова

«Тихий Дон».

ОГигре актёров в главных ролях: Элины

Быстрицкой, Петра Глебова, Зинаиды

Кириенко, Людмилы Хитяевой и других.

I5.

Поэзия военных лет.

1ч.

Лирика Н.Тихонова, М.Исаковского, А.Суркова, К.Симонова, О.Бергольц.

Музыка М.Блантера, Н.Богословского, Э.Колмаковского на стихи поэтов о войне.

 
16.

А.Т.Твардовский

1ч.

Поэма-сказка, поэма-сатира «Тёркин на том свете». Осмеяние уродливостей бюрократизма, формализма, казёнщины, рутины.

«По праву памяти» поэтическое и гражданское осмысление трагических событий прошлого.

 
17.

Б.Л.Пастернак

2ч.

1ч.Тема поэта и поэзии в творчестве. 2ч.Тема интеллигенции и революции в романе «Доктор Живаго».

Просмотр учебного фильма «Борис Пастернак».

 
18.

А. И. Солженицын

2ч.

1ч.Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве («Один день Ивана Денисовича»)

Просмотр фрагментов из кинофильма Г.Тодоровского «Холодное лето пятьдесят третьего года»

 
19.

Авторская песня Булата Окуджавы, В.Высоцкого.

1ч.

Темы, идеи поэзии. В. Высоцкий на сцене.

Просмотр учебного фильма «Владимир Высоцкий», «Булат Окуджава».

 
20.

В.М.Шукшин

2ч. -

1ч.Шукшин как писатель, актер, сценарист.

2 ч. Подвиг человеческого духа в романе «Калина красная».

 

Мастерство В.М.Шукшина как постановщика фильма, как актёра. (просмотр кинофильма).

 

21.

Творчество В.Г.Распутина.

2ч.

1ч.Проблема отцов и детей в повести «Последний срок». 2ч. О гражданской ответственности в романе «Живи и помни».

Просмотр кинофильма «Алова и

Наумова». «Живи и помни».

22.

«Тихая лирика» Н.Рубцова.

1ч.

Особенности поэзии Н.Рубцова.

Современные художники о России.

                                   

Планы-конспекты занятий элективного курса

 

План-конспект №1. Символизм ранних произведений А.А.Блока.

ЦЕЛИ:

1. Дать представление о символизме ранних произведений А. А. Блока. Показать многозначность символов в стихотворениях разных лет.

2. Совершенствовать умение учеников делать самостоятельные выводы после знакомства с несколькими произведениями поэта.

3. Учить чувствовать стихи и видеть созданные в них картины – образы.

4. Совершенствовать выразительное чтение и умение анализировать поэтический текст.

5. Воспитывать внимание к слову, формировать интерес к лирике А. А. Блока.

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет А. А. Блока, сборники стихов, рукописная литературная газета.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Ученики разделены на четыре группы, каждая из которых дома готовила самостоятельный анализ двух предложенных стихотворений по вопросам. Всем предлагалось законспектировать отрывки из статей литературоведов в “Практикуме…” Журавлева (с. 98 –101) “Влияние философской теории Соловьева на мировоззрение и поэтику Блока”; повторить основные признаки символизма. Начинается занятие с беседы по законспектированному материалу.

Учитель: В чём смысл учения Владимира Соловьёва?

Основными принципами его учения считаются следующие:

- отрицание существования объективной реальности;

- проповедь идеи мира внутреннего, который отражается во внешнем мире;

- идея Мировой Души, Вечной Женственности (всё земное следует рассматривать через его отношения к небесному, вечному, бесконечному);

- в индивидуальной любви проявляется любовь мировая, любовь к миру открыта через любовь к женщине.

Учитель: Какое влияние на раннее творчество Блока оказала философия Соловьева и символизм как литературное направление?

В “Автобиографии” Блок записывал: “В связи с острыми мистическими и романтическими переживаниями всем существом моим овладела поэзия Владимира Соловьева. До сих пор мистика, которой был насыщен воздух последних лет старого и первых лет нового века, была мне не понятна; меня тревожили знаки, которые я видел в природе, но всё это я считал субъективным и бережно оберегал от всех…”

Учитель: Повторим основные черты символизма: отношение к реальному миру, отношение к слову, цель творчества.

Учитель: Обратимся к ранней лирике А. Блока и посмотрим, в чём характерные признаки символизма в стихах поэта (первая группа работала со стихотворениями из сборника “Стихи о Прекрасной Даме”: “Вступление”, “Предчувствую Тебя”. Предлагались вопросы для наблюдения).

По стихотворению “Вступление”:

1. Какие зримые образы присутствуют в этом стихотворении? Какую картину они создают?

2. Какие символы – предметы вы обнаружили и что, по-вашему, оно могли обозначать?

3. Какие цвета сочетаются в этом стихотворении, в чём их символический смысл? Выберите цветовую доминанту. Что она вносит в стихотворение?

4. Каков лирический герой этого стихотворения, его мысли, настроение, чувства? Как создается образ Прекрасной Дамы?

5. Обратите внимание на графику отдельных слов. Случайно ли такое написание? В чём его смысл?

Ответы – наблюдения учеников. Мы видим высокий терем, необыкновенно красивый, с узорной резьбой. Купол этого терема устремлен ввысь. Терем окружён воротами, к нему ведёт крутая дорога.

В каждом зримом образе заключен символ. Высокий терем, окружённый воротами, - символ недосягаемого и чего – то романтического, сказочного. Купол устремлен в лазурную высь – это мечта лирического героя о необычном, вечном, нетленном. В стихотворении преобладает цветовая доминанта – огонь. Она выражена и в существительных (заря), и в прилагательных (красная тайна), и в глаголах (поджигал). Здесь и “румянец”, и “зажглись”. Это огненная мечта героя, это огонь в его душе, огонь любви к неземной, таинственной и недосягаемой Царевне. Лирический герой стремится к этому терему, достигает его и стучится в ворота. Он близок к воплощению своей мечты. Та, к которой он стремится, напоминает сказочную героиню, Царевну Несмеяну. Мы не видим её, но терем, в котором она живет, помогает нам создать образ таинственной, загадочной, неземной женщины.

Вопросы к стихотворению “Предчувствую Тебя”:

1. Какова роль цветовой доминанты этого стихотворения?

2. Что можно сказать о лирическом герое, его настроении, отношении к героине?

3. В чем особенность композиционного повторения отдельных строк?

4. В чём особенность графики отдельных строк? На какую мысль это наводит?

5. Как эпиграф связан со смыслом стихотворения?

6. Попробуй прочитать последние строки каждой строфы. Какая тема прослеживается?

Наблюдения учеников. Как и в предыдущем стихотворении, цветов доминантой здесь является свет, огонь: “горизонт в огне”, “ясен нестерпимо”, “лучезарность близко”. Мечта героя чиста, ясна и прекрасна, она близка. Герой живет ожиданием, предчувствием появления Её. У неё даже нет имени, нет каких-то определённых черт, лишь поток света окружает Её, льётся над Ней, исходит от Неё, словно от святой, словно нимб над головой Матери Божией. Она соединяется с этим образом в “облике одном”. Для лирического героя любимая – носительница Вечной Женственности, духовности, красоты. Это идеал. Он ожидает Её пришествия, “тоскуя и любя”. Даже не любя, а боготворя. Тоска, страх охватывают героя, когда он чувствует близкое появление её. Он боится, что Её “привычные черты” вдруг изменятся, он не узнает своего идеала и его мечты окажутся лишь сном. Об этом говорит и эпиграф к стихотворению: “Тяжкий сон ты отряхнешь”. Свою мечту он называет “смертельной”, потому что с её крушением связана смерть героя. С образом Её связан такой семантический ряд, как “огонь”, “лучезарность”. А с символом крушения – “подозрение”, падение горестное и “смертельная мечта”.

Своими наблюдениями над символами, образами лирического героя и Прекрасной Дамы делятся ученики второй группы, которые анализировали стихотворения “Ты горишь над высокой горою”, “Вхожу я в тёмные храмы”.

Вопросы для анализа стихотворения “Ты горишь над высокой горою”.

1. Какие символы скрываются за зримыми картинами? Было ли повторение таких картин?

2. Какие цвета помогают создать настроение и нарисовать образ Прекрасной Дамы? Есть ли доминанта? Какая? Что за ней скрывается?

3. Каков лирический герой, его настроения, чувства? Как создается образ Прекрасной Дамы?

4. Сравни первую и третью строфы. Как меняется содержание?

Перед нами вновь высокая гора, терем, вечер. Кажется, картина знакомая. И те же самые цвета, среди которых доминирует яркий, цвет огня, горения: “ горишь”, “костер разводишь”, огневая игра”, “Искры”, “огневые круги”.

Лирический герой упоен своей мечтой, верен судьбе, полностью ей подвластен, желает постичь тайну, слиться со своей мечтой и “ настигнуть её в терему”. Он уверен в том, что его мечта воплотится, он сможет слиться с вечностью, стать частицей вечного огня и достичь идеала. Она, его мечта, недоступна, как Царевна, но всё – таки ждёт его, готовит ему встречу.

Вопросы для анализа стихотворения “Вхожу я в тёмные храмы”.

1. Как меняется место действия в этом стихотворении? Помогает ли место действия создать образ Прекрасной Дамы? Что нового появляется в её изображении?

2. Какой ассоциативный ряд можно подобрать к образу Прекрасной Дамы?

3. Каково отношение лирического героя к Ней? Каково его настроение?

4. Какие цветовые символы использует автор?

Перед нами – “тёмные храмы” с высокими колоннами и образом Божьей матери. Этот образ освещен ласковыми свечами. И кругом тишина.

Прекрасная Дама – это “сон”, мечта, идеал, “Величавая Вечная Жена”. Для лирического героя она недосягаема, поэтому:

 

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны.

Она для него святая, в ней воплотился его идеал:

Но я верю: Милая - Ты.

 

Меняется и цвет: “Тёмные храмы”, “тень высокой колонны”, “мерцание красных лампад”. И лишь с образом Прекрасной Дамы связаны свет, яркий луч: “озаренный образ”, “ласковые свечи”. Герой очарован, в ожидании встречи он дрожит, он рад видеть неземные черты. В стихотворении реальное растворяется в мистическом, символическом. Церковь, образ Божьей Матери, полумрак, освещенные иконы, тишина, благоговение – и мечта об идеальной Жене, и неземное счастье.

ВЫВОД (делает четвертая группа). Каков образ Прекрасной Дамы в ранних стихах А. Блока?

Вначале это образ сказочной царевны, живущей в высоком тереме. Может быть, он навеян русской песней “Живёт моя отрада в высоком терему”. Дорога к ней трудна. Прекрасная Дама окружена светом, сама излучает его. Затем её образ трансформируется в образ Божьей Матери, воплощающей всё самое лучше, символ совершенства, идеала и гармонии, “чистейшей прелести чистейший образец”.

Учитель: Переходим к третьей группе стихотворений. Изменяется ли образ Прекрасной Дамы? Как? Что нового появилось в нем? Исчезли ли символы или они получили новое наполнение?

Вопросы для анализа стихотворения “Встану я в утро туманное”.

1. В чём цветовое и звуковое наполнение стихотворения?

2. Каков лирической герой, его мысли, чувства, настроение?

3. Как меняется образ Прекрасной Дамы?

4. Что нового во взаимоотношениях лирического героя и Прекрасной Дамы?

В этом стихотворении нет цветовой доминанты. Сочетаются неяркие краски (“утро туманное”) и солнце. Мы слышим песни и чувствуем ветер, которые несут перемены. Прекрасная Дама перестаёт быть недосягаемой, она становится “подругой желанной”, которая восходит на крыльцо к герою. Мы не слышим таинственных колокольных звонов, вместо них – радостные песни. Недоумение героя в первой строфе сменяется восторгом во второй и третьей. Он словно приветствует произошедшие изменения. Это хорошо показано через синтаксис. Первая строфа заканчивается восклицательным предложением, передающим недоумение героя, не ожидавшего прихода “подруги желанной”. А в третьей – восклицательные предложения звучат гимном этой подруге. Всё стихотворение наполнено радостным чувством, новым мироощущением.

Вопросы для работы над стихотворением “Мы встречались с тобой на закате”.

1. Как изменился в этом стихотворении образ Прекрасной Дамы? Обрати внимание на цвет, звуки. Какое новое символическое содержание они принимают?

2. Какие изменения произошли в лирическом герое?

Изменился фон повествования: он снижен, может быть, тривиален: залив, лодка, двое влюбленных, вечер. Изменилась героиня. Это уже не Величавая Жена, а земная женщина.

Меняется и смысловое наполнение символов, их семантика. Это залив и коса. Это берег, у которого рябь и камыш. И теперь уже не лирический герой думает об идеале, а кто – то, а лирический герой “разлюбил утонченность мечты”. Его прошлые восторги “померкли, прошли, отошли”. В прошлом остались и “белый стан, голоса панихиды и золотое весло”. Меняется цвет, он становится приглушенным: “закат”, “вечерние свечи”, “бледная краса”, “вечерний туман”. А вот звуки, создающие грустное настроение, передающие печаль героя, его ностальгию по мечте: “безмолвные встречи”, “голоса панихиды”, “лазурная тишь”.

ВЫВОД (ученики четвёртой группы) по вопросам и проанализированным стихотворениям.

- Какую эволюцию претерпел образ Прекрасной Дамы в раннем творчестве Блока? Чем это объясняется?

Любовь рисуется блоком как обряд служения чему-то высшему. Вымышленный мир противопоставлен событиям реальной действительности. Вначале Прекрасная Дама является носительницей Божественного Начала, Вечной Женственности. Потом образ этот снижается, становится земным, приобретает реальные черты.

- Почему раннее творчество Блока тяготеет к символизму?

Тимофеев объясняет это так: “… уход в мечту, в мистику, в одиночество является своеобразной формой защиты от этого мира социальных противоречий и катастроф”. Анатолий Горелов определяет значимость стихов о Прекрасной Даме в “установлении таких идеальных ценностей жизни, которые в совокупности и выражали бы красоту бытия”.

План-конспект №2. Поэзия Владимира Высоцкого.

Цели: 1. Обучающие:

- изучить жанр авторской песни на примере песен В.Высоцкого как уникальное явление русской культуры, раскрыть ее связь с фольклором;

- научить уч


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.259 с.