Цели и общественная необходимость профильного обучения — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Цели и общественная необходимость профильного обучения

2019-08-04 123
Цели и общественная необходимость профильного обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования

1.1. Цели и общественная необходимость профильного обучения

1.2. Отечественный и зарубежный опыт профильного обучения

1.3. Психолого-педагогические требования к разработке

элективных курсов

Глава 2. Разработка, апробация и диагностика элективных курсов по литературе в 11 классах

2.1. Разработка и экспертиза программ элективных курсов

2.2. Тематический план элективных курсов по литературе в 11 классе

2.3. Планы-конспекты занятий


Введение

 

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р «Об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.», на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания «системы специализированной подготовки (про­фильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования».

Прежде всего, следует разграничить понятия «профильное обучение» и «профильная школа».

Профильное обучение — средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильная школа есть институциональная форма реализации этой цели. Это основная форма, однако, перспективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации профильного обучения, в том числе выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за стены отдельного общеобразовательного учреждения.

Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориен-тированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории. Реализация идеи обязательной профильности старшей ступени ставит выпускника основной школы перед необходимостью совершения ответственного выбора. Этот выбор подросток должен совершить и в отношении «...индивидуальной образовательной (или профессиональной, если основная школа становится последним этапом школьного образования) траектории», и, в какой-то степени, относительно предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления соб­ственной деятельности.

Одним из условий высокого качества обучения является наличие специально созданной для этого программы. Появление программ - это признак развитого образовательного процесса, а также результат специальных административных мер.

Типичным и традиционным, как в науке, так и в практике, является представление о программе только как о документе, указывающим на способ распределения учебного материала по разделам и темам. При этом, как пра­вило, распределение материала по темам, как и его отбор, осуществляется чисто интуитивно и избирается произвольно, без увязывания с функциями и назначением программы, с целями подготовки учащихся. К сожалению, не­редко анализируется и оценивается именно эта внешняя сторона программы, то есть оценивается соблюдение некой формы ее написания как документа без проникновения в ее сущность, в то, каким образом она выполняет свои функции.

Для того, чтобы компетентно оценить программы учебных курсов, не­обходимо владеть содержанием той учебной дисциплины, по которой раз­рабатывалась программа, разбираться в сущности понятия «программа», то есть знать ее функциональное назначение и принципы построения, владеть методикой ее оценки, разбираясь в том, какие смыслы вложены в тре­бованиях к качеству программы и каким образом при разработке достигается ее соответствие указанным требованиям. Иными словами, эксперт должен сам уметь разрабатывать программы в соответствии с определенными требованиями, а затем уметь оценивать их качество, выявляя их соответствие данным требованиям, в чем и заключается актуальность данного исследования.

Цель работы: разработать и апробировать методику проектирования и экспертизы элективных курсов по гуманитарному направлению в 11 классах.

Предмет исследования – применение методов и приемов проектирования и экспертизы элективных курсов.

Объект исследования – элективные курсы по литературе в 11 классах.

Задачи исследования:

- проанализировать существующие в педагогике подходы к разработке и применению разработки и диагностики элективных курсов;

- разработать тематический план и планы-конспекты занятий с применением методов диагностики элективного курса по литературе в 11 классах.

Методы исследования:

– анализ теоретических источников по теме исследования;

– обобщение передового опыта ученых-педагогов;

– наблюдение;

– беседа;

– поиск решения педагогических ситуаций;

– анализ работы учащихся.

 


Глава 1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования

 

Элективных курсов

 

При разработке содержания и методической системы элективного курса важно показать, каково место курса в соотношении как с общеобразовательными, так и с базовыми профильными предметами:

• какие межпредметные связи реализуются при изучении элективного курса;

• какие общеучебные и профильные умения и навыки при этом развиваются;

• каким образом создаются условия для активизации познавательного интереса учащихся, профессионального самоопределения;

• как введение курса в учебный план конкретной школы поможет в выявлении и решении проблем школьного сообщества (например, развитие школьного самоуправления; организация досуга учащихся; усиление взаимодействия семьи и школы; школы, местной администрации, общественности; учет регионального компонента; улучшение имиджа и повышение конкурентоспособности школы).

Цели и задачи изучения курса желательно формулировать в терминах, понятных и учителю, и учащимся: для чего изучается курс, какие потребности субъектов образовательного процесса удовлетворяет. Необходимо продумать цели всех субъектов образовательного процесса: учащихся, учителей, школьного сообщества, общества в целом, ориентируясь на необходимость развития образования как «открытой государственно-общественной системы на основе распределения, ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения» [1].

В соответствии с целями формулируются задачи изучения курса - что необходимо для достижения целей; над чем конкретно предстоит работать учителю и учащимся при изучении курса. Традиционное разделение задач на три группы - обучение, воспитание, развитие - не обязательно, поскольку оно зачастую является довольно искусственным и не отражает целостности обра­зовательного процесса.

При отборе содержания курса необходимо ответить на следующие вопросы:

• в чем основная суть теоретических и практических занятий, а также самостоятельной работы учащихся: основные знания (факты, понятия, представления, идеи, принципы), умения и навыки, методы и виды деятельности, опыт их освоения;

• каким образом данное содержание будет способствовать внутрипрофильной специализации обучения и формированию профильных умений и навыков;

• для каких профессий (областей деятельности) полезны формируемые умения и навыки;

• какие разделы и из каких школьных курсов должны быть освоены (как учащимися, так и учителем) предварительно, перед началом изучения элективного курса;

• в каких материалах реализуется содержание курса (учебное пособие, рабочая тетрадь для учащихся, методическое пособие для учителя, хре­стоматия, электронные/мультимедийные пособия, Интернет-ресурсы и т.п.).

Методы и формы обучения должны определяться требованиями профилизации обучения, учета индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные приоритеты методики изучения элективных курсов:

• междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;

• обучение через опыт и сотрудничество;

• учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;

• интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, метод проектов);

• личностно-деятельностный и субъект-субъектный подход (большее внимание к личности учащегося, а не к целям учителя, равноправное их взаимодействие);

• фасилитация.

Ведущее место в обучении следует отвести методам поискового и исследовательского характера, стимулирующим познавательную активность учащихся. Значительной должна быть доля самостоятельной работы с различными источниками учебной информации. При этом главная функция учителя - фасилитация - лидерство, основанное на совместной деятельности, направленное на достижение общей образовательной цели. Такой подход позволяет создать лишенный духа соперничества, конкуренции, агрессивности, доверительный психологический климат, в основе которого - взаимообучение, взаимопомощь, сотрудничество. Из единственного источника знаний в традиционном обучении учитель-фасилитатор превращается в «проводника» в мир знаний: эксперта и консультанта - при изучении теоретического материала и выполнении самостоятельных заданий, ведущего - в имитационной игре и тренинге, координатора и консультанта - при выполнении учебного проекта.

При определении форм организации учебных занятий следует исходить прежде всего из специфических целей курса. Поскольку в принципе не исключается изучение элективного курса даже одним учащимся, необходимо предусмотреть варианты изучения как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах. В то же время, если содержание курса может быть освоено только в групповых или коллективных формах, то сле­дует оговорить минимальную численность учебной группы.

Важно предусмотреть использование таких методов и форм обучения, которые давали бы представление учащимся об условиях и процессах бу­дущей профессиональной деятельности в соответствии с выбранным профилем обучения, т.е. в какой-то степени моделировали бы их.

Тематический план включает в себя основное содержание всех разделов/тем курса с указанием бюджета времени на их изучение. Отдельно выделяются практические и лабораторные работы, экскурсии, учебные проекты и т.п.

Дополнительные обобщающие материалы: литература для учителя и для учащихся (основная и дополнительная), электронные издания (компакт-диски, обучающие компьютерные программы), Интернет-ресурсы.

Важным элементом методической системы элективного курса является определение ожидаемых результатов изучения курса, а также способов их диагностики и оценки. Ожидаемый результат изучения курса - это ответ на вопрос: какие знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании, будут получены, какие виды деятельности будут освоены, какие ценности будут предложены для усвоения. Результаты должны быть значимы в первую очередь для самих учащихся, что необходимо для обеспечения привлекательности курса на этапе первоначального знакомства с ним и его выбора школьниками.

Результаты обучения могут быть сформулированы как в терминах «учащийся должен знать (иметь представление, приводить примеры), уметь, иметь опыт», так и в терминах компетентностей. В последнем случае, в соответствии с тремя основными видами учебных компетентностей - работа в группе, работа с информацией, решение проблем [7], - необходимо описать уровень достижений учащихся в каждой из указанных областей деятельности по окончании изучения курса.

Не менее важно продумать систему форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Необходимо разработать как формы промежуточного контроля, так и формы итоговой зачетной работы по курсу. Оценка может выставляться как в форме «зачтено/не зачтено», так и по балльной шкале. С целью повышения привлекательности курса для учащихся и повышения шансов его продвижения на рынке образовательных услуг желательно, чтобы формы и содержание контроля уровня достижений учащихся в рамках элективного курса согласовывались с требованиями контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по базовым предметам.

Для контроля уровня достижений учащихся могут быть использованы такие способы, как наблюдение активности на занятии, беседа с учащимися, родителями, экспертные оценки педагогов по другим предметам (особенно по курсам, которые направлены преимущественно на личностный рост учащихся, развитие общеучебных компетентностей), анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради, анкетирование, тестирование. Важно использовать оценку промежуточных достижений прежде всего как ин­струмент положительной мотивации, а также своевременной коррекции деятельности как учащихся, так и учителя.

Для проведения итоговой аттестации по результатам изучения курса можно использовать как специальную зачетную работу (экзамен, тест), так и портфолио ученика, т.е. совокупность самостоятельно выполненных работ (схемы, чертежи, макеты, рефераты, отчеты об исследованиях, эссе) и документально подтвержденных достижений (грамоты, дипломы). Итоговая оценка может быть накопительной, когда результаты выполнения всех предложенных заданий оцениваются в баллах, которые суммируются по окончании курса. При этом можно использовать и рейтинг, когда конкретные рамки по количеству баллов для получения той или иной оценки заранее не ставятся, а оценка определяется по завершении изучения курса в зависимости от актуального уровня подготовки учащихся.

Таким образом, основные требования к содержанию и методике изучения элективных курсов следующие:

• личностно-актуальная и социально значимая тематика;

• поддержка базовых курсов, а также возможность для углубленной профилизации и выбора индивидуальной траектории обучения;

• опора на методы и формы организации обучения, отвечающие образовательным потребностям учителя и учащихся, а также адекватные будущей профессиональной деятельности учащихся;

• включение учащихся в теоретически обоснованную практическую деятельность, соответствующую профилю обучения;

• обеспечение формирования и развития об­щеучебных, интеллектуальных и организационных способностей и навыков;

• система диагностики и оценивания, стимулирующая стремление к личностному росту и профессиональному самоопределению.


Классе

 

Программа факультативного курса по теме: «Русская литература в живописи, музыке, киноискусстве»

Данный элективный курс выстраивается на уровне меж предметных связей. Его цель - расширить рамки понимания изучаемого произведения художественной литературы, познакомиться с работами художников, композиторов, кинорежиссёров. Художник, композитор, кинорежиссёр имеет своё видение произведения, по-своему осмысливает его, помогает читателю представить того или иного героя произведения посредством художественного полотна, иллюстрации, романса, оперы, кинофильма.

Требования:

1. Степень новизны для учащихся. Программа включает материал, не содержащийся в базовых программах.

2. Мотивирующий потенциал программы. Программа содержит знания, вызывающие познавательный интерес программы.

3. Развивающий потенциал программы. Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьника.

4. Здоровьесберегающие характеристики. Программа не создает учебных перегрузок для школьников (отсутствие или не обязательное домашнее задание), предлагает широкое использование интерактивных метод обучения.

5. Полнота содержания. Программа содержит все необходимое для достижения запланированных в ней учебных целей.

6. Связанность и систематичность изложенного материала. Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими или знаниями базовых курсов; между частичными и общими знаниями прослеживаются связи.

7. Методы обучения. Программа основывается преимущественно на интерактивных методах обучения (проектных, исследовательских, игровые).

8. Степень контролируемости. В программе конкретно определены ожидаемые результаты обучения и методы их достижения.

9. Реалистичность с точки зрения ресурсов. Программа различна с точки зрения использования учебно-методических и материально-технических средств, кадровых возможностей школы.

10. Формальная структура программы.

Наличие в программе необходимых разделов: пояснительной записки (с обязательным целеполаганием) основного (тематического) содержания, ожидаемых результатов обучения, списка литературы.

Цели и задачи курса.

1. Способность к развитию чувственно-эмоциональной сферы школьников.

2. Формировать духовно богатую личность через цели и задачи литературно-эстетического образования.

3. Способствовать становлению духовного мира человека, создавать условия для развития личности в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих возможностей.

4. Содействовать становлению образных представлений о литературном произведении.

5. Содействовать умению воплощать собственные представления, впечатления, переживания через связную монологическую речь, через поэтическое творчество.

 

Учебно-тематический план 11-х классов

 

  Тема Кол- во ч. Методы и приемы Виды деятельности учащихся
1.     2. Характеристика литературы XX века. Многообразие литературных направлений, стилей, школ, групп. Развитие традиций русской классики в реалистической литературе начала века. Декаданс и модернизм.   И.А. Бунин 1час     1час Работа над эпиграфом А.А. Блока "неслыханные перемены, невиданные мятежи.." работа над портретом К.А. Сомова " Портрет А.А. Блока" - как понимаете слова М. Горького: "нравиться мне его строгое лицо и голова флорентийца эпохи возрождения   Скорбь об уходящей деревне. Новелла "Деревня" Гуманистический пафос произведений И.А. Бунина Комментарии к дружеским шаржам на К. Бальмонта, 3. Гиппиус, Д. Мережковского, Д. Философа, Ф. Соллогуба, помещенные в журналах "Рампа и жизнь", "Сатирикон" Акмеизм как национальная форма неоромантизма. Создание самостоятельных рисунков, ассоциации при работе над стихами Н. Гумилева, А. Ахматовой.     Комментарии к картинам А.Е. Архипова "Радуница" (Перед обедней), 3-Е. Серебряковой «Крестьянская девушка Поля»

3.

Л.И Куприн

Формулировка ответов на

вопросы:

Как складывается отношения

Олеси и Ивана Тимофеевича в

повести «Олеся»

Доказать, что Олеся -дитя

природы

Формулирование ответов на

вопросы:

- совпадают ли предыстория

рассказа с художественным

произведением «Гранатовый

браслет»?

- что нового внёс А. Роом в

экранизацию рассказа?

Фрагменты из кинофильма Алова и

Наумова «Полесская легенда»;

Обмен мнениями о игре Людмилы

Чурсиной в главной роли.

Просмотр

Кинофильма А. Рома «Гранатовый

Браслет», мастерство игры актеров

(обмен мнениями),

Прослушивание грамзаписи сонаты

Людвига ван Бетховена

«Соната № 2» (из фильма «Гранатовый

браслет»)

4.

Символизм

Анализ стихотворение В.

Мережковского «Парки» «Дети

ночи» З.Гиипиус

«Песня» «Посвящение» «Пауки»

; В.Брюсова «Юному поэту»,

«Кинжал», «Грядущие гунны»,

Учащиеся, посещавшие или закончившие

музыкальную школу, могут создать

романс на стихи поэтов, рассказать о

звучание стихов в наши дни.

5.

Поэзия В.Брюсова

Образ страшного мира в стихах

В.Брюсова Анализ

стихотворения «Грядущие

гунны». Формулирование ответа

на вопрос:

Как В.Брюсов передаёт в

стихах время перемен,

предчувствует грядущие бури?

Сообщения учащихся об офорте.

Комментарий к офортам И.Нивинского

«Святой Себастьян», Н.С.Гончарова

«Христолюбивое воинство».

6.

Мир образов Николая Гумилёва.

1ч.

Образы моря и героических

людей в цикле стихов

«Капитаны»

Формирование ответов на

вопросы:

-как рисуют море Н.Гумилев и

И.Айвазовский;

-в чем эффект времени и

пространства у поэта и

художника?

Комментарий к картинам И.Айвазовского

«Девятый вал», «Море»

7.

Творчество А.М.Горького

Романтические герои

А.М.Горького.

 

 

Пьеса А.М.Горького «На дне».

2ч.

1ч.

 

1ч.

«Песня о Соколе», «Песня о

Буревестнике», «Старуха

Изергиль»

-Устное рисование героев

(создание портрета под

впечатлением прочитанного).

 

«Правда» Луки и Сатина.

-Как эту правду «передают

актеры разных поколений (из

воспоминаний современников

об игре В.И.Качалова,

И.М.Москвина в роли Луки,

К.С.Станиславского в роли

Сатина)?

Комментарий к портрету Максима

Горького выполненному В.А.Серовым.

- ■'

 

 

Театр М.Горького, пьеса «На дне» на

сцене Московского художественного

театра.

8.

Творчество А.А.Блока.

2ч.

1 ч.Романтический мир раннего

Блока.

Формулирование ответов на

вопросы:

Работа над портретом Л.Менделеевой

(фотография), портретом А.Блока,

выполненным Сомовым.

 

 

 

-как любовь привела Блока к

мысли о Вечной

Женственности, которая готова

изменить, преобразить всё

сущее на Земле;

-как понимаете тезис

В.Соловьева: «В

индивидуальной любви

проявляется любовь мировая, и

сама любовь к миру открыта

через любовь к женщине»; как

воспринял этот тезис А.Блок;

как эти мысли отражаются в

стихах поэта?

1ч.ПоэмаА.Блока

«Двенадцать».

-почему художник показал

Блока, глядящего на

красногвардейцев «со стороны».

-почему Блок верил в родство

революционных и христианских

истин?

 

Работа над картиной К.Сомова «Блок и

революция».

Рисунки Ю.П.Анненкова к поэме

«Двенадцать».Просмотр учебного фильма.

Понятие о метафизике. Смысл

поэмы, образы.

9.

Сергей Есенин как

национальный поэт.

2ч.

1ч. Анализ самостоятельно

выбранного произведения.

 

2ч. Поэма «Анна Снегина»,

переложенная на музыку

Г.Свиридовым.

Произведения композиторов на стихи

С.Есенина.

Г.Свиридов «поэма памяти С.Есенина».

Г.Пономаренко «Отговорила роща

золотая», В.Липатов «Письмо матери» в

исполнении Л.Лещенко.

10.

 

11.

В.В. Маяковский

 

Творчество М.А.Булгакова.

1ч.

 

2ч.

Анализ лирического текста.

 

1ч.Новаторство в темах, идеях,

стилистике, судьба

произведений писателя.

Работа над рисунками В.Маяковского.

 

Просмотр фрагментов фильма «Собачье

сердце». Живучесть шариковщины как

социального и морального явления.

12.

А.Н.Толстой

1ч.

1ч.Тема российской истории в

творчестве писателя.

Образ Петра в романе «Петр Первый»

Фрагменты из кинофильма Пудовкина

«Петр Первый».

13.

А. А. Ахматова.

2ч.

1ч. Художеетвенное своеобразие

и поэтическое мастерство лирики А.Ахматовой.

2 ч. Работа над поэмой

«Реквием».

-доказать, что лирика

Ахматовой-это сплав мгновения

и вечности;

-показать глубину и яркость

переживаний;

-тема Родины и гражданского

мужества.

Просмотр учебного фильма «Анна

Ахматова».

14.

М.А.Шолохов

Зч.

1ч. «Тихий Дон»- роман-эпопея

о всенародной трагедии:

-глубина постижения

исторических процессов;

-правдивое изображение

гражданской войны.

2 ч.Трагедия Григория Мелехова.

Зч.Женские судьбы в романе

Просмотр кинофильма С.Герасимова

«Тихий Дон».

ОГигре актёров в главных ролях: Элины

Быстрицкой, Петра Глебова, Зинаиды

Кириенко, Людмилы Хитяевой и других.

I5.

Поэзия военных лет.

1ч.

Лирика Н.Тихонова, М.Исаковского, А.Суркова, К.Симонова, О.Бергольц.

Музыка М.Блантера, Н.Богословского, Э.Колмаковского на стихи поэтов о войне.

 
16.

А.Т.Твардовский

1ч.

Поэма-сказка, поэма-сатира «Тёркин на том свете». Осмеяние уродливостей бюрократизма, формализма, казёнщины, рутины.

«По праву памяти» поэтическое и гражданское осмысление трагических событий прошлого.

 
17.

Б.Л.Пастернак

2ч.

1ч.Тема поэта и поэзии в творчестве. 2ч.Тема интеллигенции и революции в романе «Доктор Живаго».

Просмотр учебного фильма «Борис Пастернак».

 
18.

А. И. Солженицын

2ч.

1ч.Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве («Один день Ивана Денисовича»)

Просмотр фрагментов из кинофильма Г.Тодоровского «Холодное лето пятьдесят третьего года»

 
19.

Авторская песня Булата Окуджавы, В.Высоцкого.

1ч.

Темы, идеи поэзии. В. Высоцкий на сцене.

Просмотр учебного фильма «Владимир Высоцкий», «Булат Окуджава».

 
20.

В.М.Шукшин

2ч. -

1ч.Шукшин как писатель, актер, сценарист.

2 ч. Подвиг человеческого духа в романе «Калина красная».

 

Мастерство В.М.Шукшина как постановщика фильма, как актёра. (просмотр кинофильма).

 

21.

Творчество В.Г.Распутина.

2ч.

1ч.Проблема отцов и детей в повести «Последний срок». 2ч. О гражданской ответственности в романе «Живи и помни».

Просмотр кинофильма «Алова и

Наумова». «Живи и помни».

22.

«Тихая лирика» Н.Рубцова.

1ч.

Особенности поэзии Н.Рубцова.

Современные художники о России.

                                   

Планы-конспекты занятий элективного курса

 

План-конспект №1. Символизм ранних произведений А.А.Блока.

ЦЕЛИ:

1. Дать представление о символизме ранних произведений А. А. Блока. Показать многозначность символов в стихотворениях разных лет.

2. Совершенствовать умение учеников делать самостоятельные выводы после знакомства с несколькими произведениями поэта.

3. Учить чувствовать стихи и видеть созданные в них картины – образы.

4. Совершенствовать выразительное чтение и умение анализировать поэтический текст.

5. Воспитывать внимание к слову, формировать интерес к лирике А. А. Блока.

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет А. А. Блока, сборники стихов, рукописная литературная газета.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Ученики разделены на четыре группы, каждая из которых дома готовила самостоятельный анализ двух предложенных стихотворений по вопросам. Всем предлагалось законспектировать отрывки из статей литературоведов в “Практикуме…” Журавлева (с. 98 –101) “Влияние философской теории Соловьева на мировоззрение и поэтику Блока”; повторить основные признаки символизма. Начинается занятие с беседы по законспектированному материалу.

Учитель: В чём смысл учения Владимира Соловьёва?

Основными принципами его учения считаются следующие:

- отрицание существования объективной реальности;

- проповедь идеи мира внутреннего, который отражается во внешнем мире;

- идея Мировой Души, Вечной Женственности (всё земное следует рассматривать через его отношения к небесному, вечному, бесконечному);

- в индивидуальной любви проявляется любовь мировая, любовь к миру открыта через любовь к женщине.

Учитель: Какое влияние на раннее творчество Блока оказала философия Соловьева и символизм как литературное направление?

В “Автобиографии” Блок записывал: “В связи с острыми мистическими и романтическими переживаниями всем существом моим овладела поэзия Владимира Соловьева. До сих пор мистика, которой был насыщен воздух последних лет старого и первых лет нового века, была мне не понятна; меня тревожили знаки, которые я видел в природе, но всё это я считал субъективным и бережно оберегал от всех…”

Учитель: Повторим основные черты символизма: отношение к реальному миру, отношение к слову, цель творчества.

Учитель: Обратимся к ранней лирике А. Блока и посмотрим, в чём характерные признаки символизма в стихах поэта (первая группа работала со стихотворениями из сборника “Стихи о Прекрасной Даме”: “Вступление”, “Предчувствую Тебя”. Предлагались вопросы для наблюдения).

По стихотворению “Вступление”:

1. Какие зримые образы присутствуют в этом стихотворении? Какую картину они создают?

2. Какие символы – предметы вы обнаружили и что, по-вашему, оно могли обозначать?

3. Какие цвета сочетаются в этом стихотворении, в чём их символический смысл? Выберите цветовую доминанту. Что она вносит в стихотворение?

4. Каков лирический герой этого стихотворения, его мысли, настроение, чувства? Как создается образ Прекрасной Дамы?

5. Обратите внимание на графику отдельных слов. Случайно ли такое написание? В чём его смысл?

Ответы – наблюдения учеников. Мы видим высокий терем, необыкновенно красивый, с узорной резьбой. Купол этого терема устремлен ввысь. Терем окружён воротами, к нему ведёт крутая дорога.

В каждом зримом образе заключен символ. Высокий терем, окружённый воротами, - символ недосягаемого и чего – то романтического, сказочного. Купол устремлен в лазурную высь – это мечта лирического героя о необычном, вечном, нетленном. В стихотворении преобладает цветовая доминанта – огонь. Она выражена и в существительных (заря), и в прилагательных (красная тайна), и в глаголах (поджигал). Здесь и “румянец”, и “зажглись”. Это огненная мечта героя, это огонь в его душе, огонь любви к неземной, таинственной и недосягаемой Царевне. Лирический герой стремится к этому терему, достигает его и стучится в ворота. Он близок к воплощению своей мечты. Та, к которой он стремится, напоминает сказочную героиню, Царевну Несмеяну. Мы не видим её, но терем, в котором она живет, помогает нам создать образ таинственной, загадочной, неземной женщины.

Вопросы к стихотворению “Предчувствую Тебя”:

1. Какова роль цветовой доминанты этого стихотворения?

2. Что можно сказать о лирическом герое, его настроении, отношении к героине?

3. В чем особенность композиционного повторения отдельных строк?

4. В чём особенность графики отдельных строк? На какую мысль это наводит?

5. Как эпиграф связан со смыслом стихотворения?

6. Попробуй прочитать последние строки каждой строфы. Какая тема прослеживается?

Наблюдения учеников. Как и в предыдущем стихотворении, цветов доминантой здесь является свет, огонь: “горизонт в огне”, “ясен нестерпимо”, “лучезарность близко”. Мечта героя чиста, ясна и прекрасна, она близка. Герой живет ожиданием, предчувствием появления Её. У неё даже нет имени, нет каких-то определённых черт, лишь поток света окружает Её, льётся над Ней, исходит от Неё, словно от святой, словно нимб над головой Матери Божией. Она соединяется с этим образом в “облике одном”. Для лирического героя любимая – носительница Вечной Женственности, духовности, красоты. Это идеал. Он ожидает Её пришествия, “тоскуя и любя”. Даже не любя, а боготворя. Тоска, страх охватывают героя, когда он чувствует близкое появление её. Он боится, что Её “привычные черты” вдруг изменятся, он не узнает своего идеала и его мечты окажутся лишь сном. Об этом говорит и эпиграф к стихотворению: “Тяжкий сон ты отряхнешь”. Свою мечту он называет “смертельной”, потому что с её крушением связана смерть героя. С образом Её связан такой семантический ряд, как “огонь”, “лучезарность”. А с символом крушения – “подозрение”, падение горестное и “смертельная мечта”.

Своими наблюдениями над символами, образами лирического героя и Прекрасной Дамы делятся ученики второй группы, которые анализировали стихотворения “Ты горишь над высокой горою”, “Вхожу я в тёмные храмы”.

Вопросы для анализа стихотворения “Ты горишь над высокой горою”.

1. Какие символы скрываются за зримыми картинами? Было ли повторение таких картин?

2. Какие цвета помогают создать настроение и нарисовать образ Прекрасной Дамы? Есть ли доминанта? Какая? Что за ней скрывается?

3. Каков лирический герой, его настроения, чувства? Как создается образ Прекрасной Дамы?

4. Сравни первую и третью строфы. Как меняется содержание?

Перед нами вновь высокая гора, терем, вечер. Кажется, картина знакомая. И те же самые цвета, среди которых доминирует яркий, цвет огня, горения: “ горишь”, “костер разводишь”, огневая игра”, “Искры”, “огневые круги”.

Лирический герой упоен своей мечтой, верен судьбе, полностью ей подвластен, желает постичь тайну, слиться со своей мечтой и “ настигнуть её в терему”. Он уверен в том, что его мечта воплотится, он сможет слиться с вечностью, стать частицей вечного огня и достичь идеала. Она, его мечта, недоступна, как Царевна, но всё – таки ждёт его, готовит ему встречу.

Вопросы для анализа стихотворения “Вхожу я в тёмные храмы”.

1. Как меняется место действия в этом стихотворении? Помогает ли место действия создать образ Прекрасной Дамы? Что нового появляется в её изображении?

2. Какой ассоциативный ряд можно подобрать к образу Прекрасной Дамы?

3. Каково отношение лирического героя к Ней? Каково его настроение?

4. Какие цветовые символы использует автор?

Перед нами – “тёмные храмы” с высокими колоннами и образом Божьей матери. Этот образ освещен ласковыми свечами. И кругом тишина.

Прекрасная Дама – это “сон”, мечта, идеал, “Величава


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.291 с.