Теоретические основы нейропсихологии детского возраста — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Теоретические основы нейропсихологии детского возраста

2019-08-04 181
Теоретические основы нейропсихологии детского возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РЕСПУБЛИКИ КОМИ

«Санаторий «Лозым»

 

Методические рекомендации по формированию компетентностей у педагогов и родителей по использованию нейропсихологических игр и упражнений в работе с детьми дошкольного возраста

 

Составитель:

Сямтомова Эльвира Владимировна

Логопед ГАУ РК «Санаторий «Лозым»

 

 

с. Пажга, 2018 г.

 

 

Аннотация

Данные методические рекомендации содержат теоретические и практические материалы, которые адресованы педагогам и родителям по использованию нейропсихологических игр и упражнений в работе с детьми как с нарушениями, так и с нормой в развитии. Нейропсихологические игры и упражнения помогут решить педагогам и родителям важные задачи нейропсихологического подхода: улучшить (скорректировать) внимание, память, ориентировочно- пространственное восприятие и др. Рекомендации можно использовать в различных режимных моментах, как во время уроков, так и в свободное от занятий время.

В основу рекомендаций заложен положительный опыт отечественных ученых, как результаты многолетних исследований, А.Р. Лурии, Л.С. Цветковой, Семенович А.В., Хомской Е. Д., Л.С. Выготского.

 

 

Составитель: логопед ГАУ РК «Санаторий«Лозым» с. Пажга, Сямтомова Э. В.

 

 

Содержание

 Пояснительная записка………………………………………………………….4 с.

1. Теоретические основы нейропсихологии детского возраста.....................5 с.

2. Влияние нейропсихологических игр и упражнений на развитие детей.....7 с.

3. Общие рекомендации по проведению нейропсихологических игр и упражнений………………………………………………………………………9 с.

4. Инструкции по проведению некоторых нейропсихологических игр и упражнений………………………………………………………........................10 с.

Заключение……………………………………………………………………….13 с.

Рекомендуемая литература……………………………………………………..14 с.

Приложение ……………………………………………………………………..15 с.

 

Пояснительная записка

По данным ВОЗ, с каждым годом в мире рождается все больше детей с отклонениями в развитии. До сих пор многие специалисты переоценивают роль левого полушария и логического мышления в становлении мыслительной деятельности ребенка. А такая продукция правого полушария, как интуиция, ритм, создание образов и др., в современной системе образования, к сожалению, не ценится. Школьные и дошкольные методики развивают главным образом левое полушарие, игнорируя вторую половину умственных возможностей ребенка. Однако известно, что именно правое полушарие связано с развитием творческого мышления ребенка. Левое логическое полушарие задействовано не в полной мере. Можно говорить о дискриминации правополушарных детей и, особенно, детей, не прошедших полностью нейропсихологическую петлю развития. Они заранее обречены на неуспех в логической системе образования. Соответственно, развитие межполушарных и нейронных связей являются одной из важных задач нейропсихологической коррекции. Нейропсихологический подход занимает значительное место в коррекционной работе с детьми. Суть его заключается в том, чтобы посредством определенной двигательной активности дать возможность незрелым участкам мозга пройти необходимый путь развития.

Цель составления методических рекомендаций- оказать методическую помощь педагогам и родителям по использованию нейропсихологических игр и упражнений в работе с детьми.

В результате реализации методических рекомендаций предполагается, что у педагогов и родителей появится понимание в применении нейропсихологических игр и упражнений в работе с детьми, у детей улучшится эмоционально- волевая и познавательная сфера, лучше разовьется мелкая и общая моторика, быстрее пройдет этап оптико- пространственного развития.

 

 

Влияние нейропсихологических упражнений и игр

На развитие детей.

Развитие межполушарных и нейронных связей являются одной из важных задач нейропсихологической коррекции. Для достижения данной цели наиболее целесообразно использовать двигательные упражнения, так как именно наше тело играет интегрирующую роль во всех интеллектуальных процессах, начиная с самого раннего возраста и до глубокой старости.

Таким образом, тело выступает посредником учения, поскольку оно собирает все ощущения, сообщающие нам о мире. Ведь для того чтобы закрепить мысль, необходимо совершить какое‐ либо действие (такой подход наблюдался в школе: пишем и проговариваем). Мышечная активность, в частности координационные движения, стимулируют продукцию нейротропинов, которые отвечают за увеличение нервных связей в головном мозге.

Психические функции ребёнка не даны ему изначально, они преодолевают длительный путь, начиная с внутриутробного развития. Нейропсихологическое направление исходит из того, что воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций (ВПФ). Так как нейропсихологическое направление является базовым для дальнейшего развития ВПФ, логично в начале отдать предпочтение именно двигательным методам, не только создающим некоторый потенциал для будущей работы, но и активизирующим, восстанавливающим и простраивающим взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности.

Нейропсихологические упражнения и игры актуализируют и закрепляют любые телесные навыки, что предполагает востребованность извне таких психических функций, как, например, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т. д. Следовательно, создается базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями.

Таким образом, можно сделать вывод, что в результате использования нейропсихологических игр и упражнений в работе с детьми должно наблюдаться:

-развитие и/или коррекция познавательной деятельности;

-развитие оптико- пространственного восприятия;

-развитие и/или коррекция эмоционально- волевой сферы;

-развитие и/или коррекция общей и мелкой моторики;

-развитие коммуникативных и речевых функций.

 

3. Общие рекомендации по проведению

Заключение

Проанализировав научную литературу по нейропсихологии и из своего опыта работы замечено, что нейропсихологический подход в работе с детьми как с нарушениями, так и с нормой в развитии.

 В работе с детьми во время проведения данных игр и упражнений важно учитывать следующие моменты:

- ребенок выполняет действия за взрослым, т.е. по подражанию

- по возможности, проговаривать чистоговорки, скороговорки, стихи и др.

- выполнять несколько действий одновременно

- все игры и упражнения выполнять от простого к сложному.

Варианты нейропсихологических игр и упражнений различны. Можно использовать в работе с детьми карточки, тетради, пальчиковые игры, двигательные упражнения, дыхательные упражнения и др.

Использование в работе с детьми нейропсихологических игр и упражнений помогает развивать общую и мелкую моторику, способствует развитию оптико- пространственного восприятия и, что более важно, развивает познавательную деятельность детей. Так же невозможно не заметить, что происходит развитие коммуникативных, речевых функций и улучшение эмоционально- волевой сферы. Для достижения желаемых результатов нужно правильно подбирать нейропсихологические игры и упражнения в соответствии с индивидуальным развитием каждого ребенка, его темперамента, настроения и др. Что немаловажно, необходимо учитывать нарушения в развитии каждого ребенка.

В результате проведения нейропсихологических игр и упражнений должно наблюдаться:развитие и/или коррекция познавательной деятельности, оптико- пространственного восприятия; развитие и/или коррекция эмоционально- волевой сферы, коммуникативных и речевых функций; развитие и/или коррекция общей и мелкой моторики.

 

Рекомендуемая литература:

1. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1989.- 127 с.

2. Гончарова К. Черткова А.В. Нейропсихологические игры: 10 волшебных занятий на развитие памяти, внимания, моторики. - Ростов- на- Дону.: Феникс, 2018

3. Михаматулина Е. А., Михеева Н. Е. Попробуй повтори! Нейропсихологическая игра.- Издательство Генезис, -2018

4. Нейропсихологическая диагностика. Учебное пособие. Под ред. Е.Д. Хомской. М., 1994

5. Праведникова И.И. Нейропсихология. Игры и упражнения.- М.: АЙРИС- Пресс, 2018

6. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М.: Академия, 2002

7. Хомская Е. Д. Нейропсихология: 4-е издание. - СПб.: Питер, 2005. - 496 с: ил. - (Серия «Классический университетский учебник»).

8. Щетинина А.М., Смирнова Н.П. Формирование умственных действий у дошкольников: Методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 116 с.

 

 

Приложение

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РЕСПУБЛИКИ КОМИ

«Санаторий «Лозым»

 

Методические рекомендации по формированию компетентностей у педагогов и родителей по использованию нейропсихологических игр и упражнений в работе с детьми дошкольного возраста

 

Составитель:

Сямтомова Эльвира Владимировна

Логопед ГАУ РК «Санаторий «Лозым»

 

 

с. Пажга, 2018 г.

 

 

Аннотация

Данные методические рекомендации содержат теоретические и практические материалы, которые адресованы педагогам и родителям по использованию нейропсихологических игр и упражнений в работе с детьми как с нарушениями, так и с нормой в развитии. Нейропсихологические игры и упражнения помогут решить педагогам и родителям важные задачи нейропсихологического подхода: улучшить (скорректировать) внимание, память, ориентировочно- пространственное восприятие и др. Рекомендации можно использовать в различных режимных моментах, как во время уроков, так и в свободное от занятий время.

В основу рекомендаций заложен положительный опыт отечественных ученых, как результаты многолетних исследований, А.Р. Лурии, Л.С. Цветковой, Семенович А.В., Хомской Е. Д., Л.С. Выготского.

 

 

Составитель: логопед ГАУ РК «Санаторий«Лозым» с. Пажга, Сямтомова Э. В.

 

 

Содержание

 Пояснительная записка………………………………………………………….4 с.

1. Теоретические основы нейропсихологии детского возраста.....................5 с.

2. Влияние нейропсихологических игр и упражнений на развитие детей.....7 с.

3. Общие рекомендации по проведению нейропсихологических игр и упражнений………………………………………………………………………9 с.

4. Инструкции по проведению некоторых нейропсихологических игр и упражнений………………………………………………………........................10 с.

Заключение……………………………………………………………………….13 с.

Рекомендуемая литература……………………………………………………..14 с.

Приложение ……………………………………………………………………..15 с.

 

Пояснительная записка

По данным ВОЗ, с каждым годом в мире рождается все больше детей с отклонениями в развитии. До сих пор многие специалисты переоценивают роль левого полушария и логического мышления в становлении мыслительной деятельности ребенка. А такая продукция правого полушария, как интуиция, ритм, создание образов и др., в современной системе образования, к сожалению, не ценится. Школьные и дошкольные методики развивают главным образом левое полушарие, игнорируя вторую половину умственных возможностей ребенка. Однако известно, что именно правое полушарие связано с развитием творческого мышления ребенка. Левое логическое полушарие задействовано не в полной мере. Можно говорить о дискриминации правополушарных детей и, особенно, детей, не прошедших полностью нейропсихологическую петлю развития. Они заранее обречены на неуспех в логической системе образования. Соответственно, развитие межполушарных и нейронных связей являются одной из важных задач нейропсихологической коррекции. Нейропсихологический подход занимает значительное место в коррекционной работе с детьми. Суть его заключается в том, чтобы посредством определенной двигательной активности дать возможность незрелым участкам мозга пройти необходимый путь развития.

Цель составления методических рекомендаций- оказать методическую помощь педагогам и родителям по использованию нейропсихологических игр и упражнений в работе с детьми.

В результате реализации методических рекомендаций предполагается, что у педагогов и родителей появится понимание в применении нейропсихологических игр и упражнений в работе с детьми, у детей улучшится эмоционально- волевая и познавательная сфера, лучше разовьется мелкая и общая моторика, быстрее пройдет этап оптико- пространственного развития.

 

 

Теоретические основы нейропсихологии детского возраста

Формирование мозговой организации психических процессов в онтогенезе происходит от стволовых и подкорковых образований к коре головного мозга, от правого полушария мозга к левому, от задних отделов мозга к передним. Но, к сожалению, все эти процессы станут попросту невозможными или искажёнными, если не будет нейробиологической предуготованности мозговых систем и подсистем, которые их обеспечивают. Иными словами, развитие тех или иных аспектов психики ребенка однозначно зависит от того, достаточно ли зрел и полноценен соответствующий мозговой субстрат. При этом следует иметь в виду, что мозг - это не только известные всем кора, подкорковые образования, мозолистое тело и т.д., но и различные нейрофизиологические, нейрохимические и другие системы, каждая из которых вносит свой специфический вклад в актуализацию любой психической функции.

Различные виды кинестетического праксиса полностью доступны детям уже в 4 -5 лет, а кинетического лишь в 7. Тактильные функции достигают своей зрелости к 4 - 5 годам, в то время как соматогностические - к 6. Различные виды предметного зрительного гнозиса перестают вызывать затруднения у ребенка к 4 —5 годам. До 6 — 7 лет дети демонстрируют затруднения при восприятии и интерпретации сюжетных (особенно серийных) картинок. В сфере пространственных представлений раньше всех созревают структурно-топологические и координатные факторы (6 — 7 лет), в то время как метрические представления и стратегия оптико- конструктивной деятельности — к 8 и 9 годам соответственно. Объем как зрительной, так и слухоречевой памяти (т.е. удержание всех шести эталонных слов или фигур после трех предъявлений) достаточен у детей уже в 5 лет; к 6 годам достигает зрелости фактор прочности хранения необходимого количества элементов вне зависимости от ее модальности. Однако лишь к 7-8 годам достигает оптимального статуса избирательность мнестической деятельности. Так, в зрительной памяти ребенок, хорошо удерживая нужное количество эталонных фигур, искажает их первоначальный образ, разворачивая его, не соблюдая пропорции, не дорисовывая какие-то детали, путая заданный порядок. То же в слухоречевой памяти: вплоть до 7-летнего возраста даже четырехкратное предъявление не всегда приводит к полноценному удержанию порядка вербальных элементов, имеет место много парафазии, т.е. замен эталонов словами, близкими по звучанию или значению.

Таким образом, можно сделать вывод, что дошкольный возраст- важный период в развитии детей, в котором необходимо благополучное протекание нейрофизиологических, нейрохимических и других систем, каждая из которых вносит свой специфический вклад в актуализацию любой психической функции. Соответственно, решая вопросы по развитию и/ или коррекции нарушений у детей, важно подбирать игры и задания в зависимости от возраста и уровня развития ребенка.

 

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.