Суть понятия конкурентоспособности, его трактовки различными научными школами — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Суть понятия конкурентоспособности, его трактовки различными научными школами

2019-08-04 188
Суть понятия конкурентоспособности, его трактовки различными научными школами 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Концепция по конкурентоспособности по своей сути строится на базе использования в мировом разделении труда определенных преимуществ национальных экономик в частности (заниженная стоимость трудовых затрат, обладание собственными природными ресурсами, способствующие географические, климатические, инфраструктурные факторы и прочее) для экспорта продукции в другие государства, где таких преимуществ не существует, и импорта продукции из стран, которые имеют достаточное количество преимуществ по отношению к национальной экономики страны-импортера.

Конкуренция – это база для динамичного развития индустриального сообщества, которая приняла изначально форму свободной конкуренции производителей на доступных рынках и в основном, ценовые рычаги ее реализации есть как на внутреннем, так и на зарубежных рынках. При всем при этом сама суть конкуренции в индустриальном обществе, прогрессирующем на протяжении трех веков, меняется довольно-таки динамично [12, с. 183].

Высокий уровень производства и потребления ВВП – валового внутреннего продукта на душу населения, дает толчок в развитых рыночных странах созданию наиболее комфортных условий для взаимодействия и здоровой конкуренции в мировом экономическом сообществе.

В ходе промышленного развития в рыночном секторе зреют новые конкурентные условия, кардинально изменяющие общий вектор конкуренции начиная от преимущественного использования национальных преимуществ до использования довольно быстро меняющихся конкурентных преимуществ, которые зиждятся на научно-техническом прогрессе, инновациях на самых различных этапах – от создания самого товара до продвижения его от непосредственного производителя к конечному потребителю.

Сравнительные преимущества даются стране сугубо от природного расположения, они статичны, но вовсе не вечны и, в основном, никогда не воспроизводимы. Конкурентные преимущества динамичны, тесно переплетены с инновациями, развитием капитала отдельно взятых людей, интеллекта и по самой своей природе в общем-то безграничны. Ни в коем случае нельзя противопоставлять сравнительные и конкурентные преимущества, но их следует четко различать. Интеграция в одном государстве сравнительных и конкурентных преимуществ только увеличивает конкурентоспособность в глобальной экономике. В современной экономике подобные преимущества непосредственно связаны с информационной революцией: телекоммуникационные компании, изменившие наш мир, в XXI в. вышли в лидеры по капитализации, оказавшись намного впереди по этому показателю от традиционных фирм нефтяной, автомобильной и металлургической промышленностей. В Российской Федерации видится прямо противоположная картина: в первом десятке крупных компаний по капитализации: семь из них – это энергетические конгломерации, сегодня очевидно, что нефтяные компании в долгосрочной перспективе конкурентных преимуществ в ближайшем будущем страны не имеют шансов [12, с. 184].

Во второй половине XX в. конкуренция приобрела новые особенности: конкуренция частных производителей на открытых рынках превалировала в разнообразные формы в сочетании с конкуренцией монополистических и олигополистических структур на рынках, открытых далеко не для всех, в том числе при помощи протекционизма; отсюда и происходил сдвиг от использования ценовых методов конкуренции к неценовым, хотя и в ныне существующей экономике всегда видится их сочетание; изменение состава по спросу от использования массовой унифицированной продукции к удовлетворению личностного потребительского и инвестиционного спроса меняет рынки на все более и более отдаляющие их сегменты с нарастающей конкуренцией.

Конкурирующим компаниям необходимо достигать всё лучших целей в прибыльности производства и эффективности по использованию человеческого труда и капитала при стремительно меняющемся спросе, все более сложной структуре рынков. Конкуренция за доходы потребителя делается все более агрессивной – одержать победу может сильнейший инноватор. Зачастую конкурентная борьба выглядит избыточной, приобретает разрушительный характер, потому и формируется новый, более высокий уровень конкурентоспособности, конкуренты вынужденно вступают в партнерские отношения. Создание гибких союзов, взаимный обмен конкурентов-партнеров последними достижениями, инновациями взаимно привлекают их и усиливает их обоюдную конкурентоспособность. Государство, в свою очередь, изыскивает новые способы урегулирования для создания альянсов с необходимой монополизацией производства исключительно для защиты «добросовестной» конкуренции [17, с. 115].

Стремительный рост совокупного спроса и прогрессирующее повышение эффективности материального производства в индустриальном мире обнаружили, с одной стороны, границу по наращиванию материальных потребностей, а с другой стороны, спроектировали базу для перехода значительной части рабочей силы в область услуг. В рамках индустриального сообщества назревают условия для скачка к постиндустриальному обществу, которое характеризует XXI в.

Постиндустриальное общество, сформировавшееся в середине 1970-х гг., взрастает на основе наукоемкого продукта и интеллектуальных услуг; самая большая оценка дается знаниям, информации, собственно, на основе которых и получают развитие информационные технологии – основа нового производства на основе цифровых технологий, принципиально других, нежели ранее, управленческих систем, инфраструктурных сетей и финансовых потоков. В современном мире интерес представляет конкурентоспособность в условиях глобализации мировых рынков и формирования «новой экономики». Самой продвинутой частью «новой экономики» служит Интернет-экономика. Глубина вопроса заключается в использовании самими развитыми странами новых конкурентных достижений, связанных с Интернет-технологиями, дающими возможность захватить первенство по выгодным сегментам стремительно расширяющегося Интернет-пространства. В конечном итоге (по преобразованию предпринимательских структур) взаимодействовать и конкурировать на рынках начинают не только организованные структуры, представляющие компании, а просто ноу-хау и владеющие ими брэнды.

В отличие от российской, иностранная экономическая наука акцентировала внимание на изучение конкурентоспособности и видела это понятие в более широком аспекте. Как пример, по определению гарвардского словаря «Field Guide to Business Terms» базой конкурентоспособности есть товары и услуги, которые успешно конкурируют на мировых рынках. Российские эксперты поставили акцент на проблему конкурентоспособности. «Микроконкурентоспособность – соотношение цены и качества конкретных товаров, которые производятся некоторыми предприятиями и компаниями, или оказываемых ими услуг»; «Мезоконкурентоспособность – эффективность работы отдельных взятых отраслей национального хозяйства, которая может быть оценена помимо традиционных баллов по показателям, характерным для данной отрасли и показывающим картину по степени ее живучести и динамичности развития при самых разных вариантах развития экономики данного государства и мира в целом». В базу разделения на подобном уровне был положен отраслевой подход [17, с. 117].

В нынешней теории по проблемам конкурентоспособности есть два видения по выделению степени конкурентоспособности: территориальный и отраслевой. Если смотреть на территориальный подход, то выделяют конкурентоспособность союзов международных и транснациональных корпораций (международный уровень), государства, отдельно взятые (макроуровень), конкурентоспособность регионов (мезоуровень) и конкурентоспособность отдельно взятой компании (микроуровень). Отраслевой сегмент ставит ударение на национальную конкурентоспособность (макроуровень), конкурентоспособность отрасли (мезоуровень) и конкурентоспособность производимого товара (микроуровень). Схематически такую градацию можно представить следующим образом как на рисунке 1.

 

 


Рисунок 1 – Градация понятия конкурентоспособности в зависимости от уровня анализа

Источник: составлено автором

 

Следует заметить, что современной тенденцией является «универсализация» подобного понятия. Если изначально в понятии конкурентоспособности превалировал коммерческий «оттенок», то сейчас данное понятие применятся в самом широком смысле. Эта категория «конкурентоспособность» применима не просто к самому образовательному учреждению и его сопутствующим услугам, но и к отдельному человеку (выпускнику этого заведения), его компетенциям, его навыкам, которые он должен был получить в этом учреждении. Следует сказать о конкурентоспособности отдельного учебного курса, специальности или даже профессии.

 

 

1.2. Определение уровня конкурентоспособности организации, механизмы определения конкурентоспособности

 

 

Как мы уже говорили, понятие конкурентоспособности в полной мере является понятием синтетическим. В значении охвата очень большого и довольно-таки проблемного поля, и предполагают разные аспекты. Можно говорить о компоненте конкурентоспособности с самых разных позиций: это зависит от того, применительно к какой области анализировать понятие конкурентоспособности. В данной работе конкурентоспособность рассматривается применительно к образовательной области. Анализ работ, которые вплотную рассматривают вопросы сущности, содержания, факторов конкурентоспособности, конкретизация и структурирование итогов подобных исследований представляют нам возможность обособить основные черты конкурентоспособности [34, с. 17]:

1) конкурентоспособность представляет собой именно способность победить конкуренцию, противопоставить себя конкурентам, отличающуюся активной направленностью и успешностью в профессиональном поиске;

2) конкурентоспособность – это личностная характеристика: она не может существовать вне её;

3) конкурентоспособность заранее предполагает наличие у человека общих и профессиональных и специальных знаний, умений, коммуникабельности, эрудиции. Совершенствование профессионализма человека уходит как в сторону расширения и углубления уже полученных знаний и навыков, так и в сторону новых, которые он может успешно применить в профессиональной деятельности;

4) конкурентоспособность означает направленность личности на творческую самореализацию и самоанализ. Человек в полной мере реализует на практике свои профессиональные качества, стремясь соответствовать требованиям по его профессиональной деятельности;

5) конкурентоспособность определяет качество самих услуг, представляемых человеком на рынке труда. Понятно, что чем выше качество исполненной работы, тем и активнее процесс самореализации;

Схематически структуру понятия конкурентоспособности можно изобразить следующим образом как на рисунке 2:

 

 

 


Рисунок 2 – Структура понятия конкурентоспособности в образовательной сфере.

Источник: составлено автором

 

6) конкурентоспособность имеет под собой ориентированность в быстро изменяющемся экономическом пространстве, адаптацию, способность к постоянной обучаемости, развитию, обладанием самоанализа;

7) конкурентоспособность видна в прогрессивной динамике профессиональной деятельности и активности в трудовых отношениях.

В наше время ключевыми позициями при изучении и оценке деятельности организации любого вида является конкуренция и конкурентоспособность. Присутствие конкуренции на рынке товаров или услуг, в области которого функционирует предприятие, заставляет обращать внимание на обеспечении конкурентоспособности, ибо, если оно отсутствует, то впоследствии приведёт к вытеснению его со всех рынков. Конкуренция и конкурентная борьба определяют содержание функционирования всей экономической системы, основанной на рыночных механизмах, ключевыми факторами в общей картине категорий рыночного свойства [34, с. 20].

Как было уже давно определено известными экономистами, конкуренция – движущая сила развития любого общества, главный механизм экономии ресурсов, улучшения качества товаров и качественного уровня жизни населения. Поэтому, одним из основных факторов успешного реформирования экономики России является (как составляющая), конкурентоспособность образовательных заведений. Задача по управлению конкурентоспособностью профессиональных образовательных организаций за последнее время активно решается специалистами в различных научных исследованиях. Актуальность этой тематики обусловлена наблюдающимися в стране социально-экономическими преобразованиями, возникновением сегмента негосударственных ВУЗов, а также иных образовательных организаций в области российского образования, стремлением России к единому образовательному пространству.

Под конкурентоспособностью эксперта-профессионала подразумевается «комплекс содержательных, профессиональных и культурных свойств, которые могут обеспечить престижность личности в какой-то сфере деятельности и складывающихся в условиях нормального образования, воспитания и развития в общем, сплетения различных видов деятельности, подразумевающих профессиональный рост, стабильность на рынке труда, в социальных сферах жизнедеятельности, возможности трудоустройства и занятости». Понятие конкурентоспособности как интегральное качество личности концентрирует умственные и физические способности людей, интересы и стремления в самых разных областях деятельности, социальные и профессиональные свойства, духовное развитие, деятельность сугубо профессиональную, насколько возможно высокий уровень общего и культурного развития, волевые качества, профессиональную выдержку и адаптивность к этому миру.

В условиях негарантированного предоставления работы, когда действуют во всю свою силу рыночные механизмы отбора сотрудников, особую значимость приобретают социально- профессиональные и личностные характеристики специалиста. Из-за этого конкурентоспособность видится сугубо как социально-профессиональная и психологическая характеристика сотрудника, куда входят его и качества, и свойства Довольно актуальны подобные личностные свойства обучающегося, как способность к ориентации по основным социально-политическим и экономических условиям, социальная и профессиональная активность, повышенный субъективизм, свобода выбора и только поэтому, вариативность поведения, опора на свои собственные силы - это важно, профессиональная пригодность, правовая и нравственная ответственность за все свои поступки и результаты деятельности, мобильность, скорость реакции на различные социальные изменения [62, с. 78].

Растет «удельный вес» профессиональных характеристик, как, например, мастерство, профессиональная зрелость, повышение уровня профессионального восприятия, профессионально-трудовых навыков, степень обладания профессиональной этикой, уровнем сформированности собственного стиля деятельности, понимается рубеж профессиональной направленности личности, ее и интересов, и склонностей, и намерений, и притязаний на все в целом. Конкурентоспособность складывается на пути всей жизни человека, но самый главный момент - это период обучения будущих специалистов в учебном заведении, причем, правильно выбранном (если такое возможно). Понятие конкурентоспособности специалиста видится в одном плане с такими понятиями, как «образованность», «профессиональная компетентность», «культура». Образованность – это не просто грамотность, приводящая до общественно и личностно максимума. Профессионально ориентированная образованность обязательно предполагает наличие просто эрудиции, информированности по самым различным вопросам жизни людей и мира в целом, а в данной работе еще и по профессиональной деятельности.

Всем известно, что профессиональная компетентность понимается, в основном, как уровень профессионального образования, индивидуальными свойствами, богатым опытом, мотивацией к любому труду, профессии, как таковой, к постоянному самообразованию и самосовершенствованию в целом, творческим и ответственным отношением к выбранному делу. Исходя из этого, конкурентоспособность характеризуется личностными качествами (по профессионализму, взятие ответственности на себя и за других, в том числе, настойчивость, мобильность, коммуникабельность, стремление к новым знаниям, умениям и навыкам, возможностью овладеть сразу несколькими профессиями, поведение человека в рамках общепринятой культуры поведения, эстетическое восприятие окружающей действительности и прочее.) и уровнем образования, воспитания, и еще много чего другого [62, с. 77].

Нужной составляющей конкурентоспособности является непосредственное владение общественной и профессиональной культурой. В профессиональной области деятельности как никогда, востребовано сознательное и уважительное отношение к событиям прошлого, развитие наития по творческому восприятию, пониманию и принятию окружающей действительности. Так что конкурентоспособность сотрудника состоит из общей и профессиональной и его компетентности, его культурного развития, его уровня профессиональных достижений, умения делового общения.

Чтобы правильно вывести определение конкурентоспособности образовательного учреждения, нам потребуется описать все разнообразие подходов к пониманию смысла «конкуренция» и «конкурентоспособность организации». Современное описание конкуренции началось в конце ХХ в. по исследованиям М. Портера, А. Стрикленда, А. Томпсона, И. Ансоффа, которые хорошо известны в нашей стране. Теперь уже есть исследования отечественных ученых, таких, как Г. А. Азорев, А. П. Челенков, Н. К. Моисеева, В. Е. Хруцкий и др. В зарубежных странах развитая конкуренция существует давным-давно, и считается обыденным явлением. Россия в силу всем хорошо известным исторических причин в этом спектре остается до сих пор неуправляемой. Поэтому и нужно в самом начале создания механизма конкуренции и обеспечения конкурентоспособности, как таковой, определиться с её понятиями [36, с. 84].

Конкуренция, по уверениям разных авторов – термин, состоящий в колоссальном количестве значений. Термин «конкуренция» исходит от корней латинского слова «concurrere» – сталкиваться и является рычагом соперничества, борьбы рыночных сегментов за «своего» покупателя и за возможность существования на рынке. Для среднестатистического человека термин «конкуренция», заключается в понятии о людях, расталкивающих друг друга локтями, каждый из которых стремиться оставить позади своих конкурентов. Чтобы правильно понимать экономическую суть понятия «конкуренция», как правило, определяют три подхода: поведенческий, структурный, функциональный. Помимо этого, в экономической науке превалируют отличные точки зрения понимания конкуренции, как таковой.

Одни рассматривают конкуренцию,как ситуацию, в которой любой покупатель или продавец имеет право выбора. Иные предлагают понимать под этим понятием «процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для победы или достижения иных целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных и субъективных потребностей в рамках законодательства, либо в естественных условиях». Если же возможно объединить разные определения, то напрашивается еще одно понятие «конкуренции»: это вариант, когда имеется довольно-таки большое число независимых покупателей и продавцов (или компаний), при которой последние используют свои конкурентные преимущества, для успешной реализации своих товаров и удовлетворения потребительского спроса.

Термин «конкурентоспособность» незаметно, но прочно вошел в наш научный лексикон. Он применяется к создаваемой продукции, и к сегментам экономических систем, т.е. сейчас исследователи в основном изучают конкурентоспособность продукции конкретно взятых предприятий, городов, регионов, самих технологий, сотрудников, вплоть до нормативных актов. Сейчас этот термин рассматривается как товар предприятия, отрасли или даже страны. Традиционно принято считать, что конкурентоспособный объект – это продукт, определяющий бизнес-проект и от него зависит прибыль на конкурентных рынках [36, с. 85].

Между понятиями конкурентоспособности есть принципиальные различия. Понятие «конкурентоспособность страны» и «конкурентоспособность предприятия» существенно отличаются: во-первых, неодинаковыми целями объектов. А во-вторых, сами целевые задачи по развитию стран, зависимых от традиций населения, могут отличаться кардинально. Многие страны мира развивались по своей хозяйственной спирали и по своим моделям. В-третьих, страны мира отличны по масштабам территорий, их исторической роли, экономическим и геополитическим принципам. Этим объясняется непохожесть их интересов, внешнеэкономической политики. Но при всём при этом существует достаточно тесная внутренняя и внешняя взаимосвязь по конкурентоспособности.

Несмотря на то что, конкурентоспособность страны зиждется на ее жизнеспособности, т.е. на фундаменте национальной производственной базы, всё-таки конкурентоспособность напрямую зависит от того, насколько интегрирована социально-экономическая среда, в которой приходится существовать. Этот принцип не достигается просто собственными усилиями, но и действующей в стране системой взаимосвязей между предпринимателями и государственными структурами.

Конкуренция в значении образовательных услуг – это состязание между образовательными заведениями за количество и качество привлекаемых клиентов в свои тенета. На рынке ведётся серьёзная конкурентная борьба между вузами, предлагающими практически одинаковые образовательные услуги. Причём, каждый из вузов хочет всячески опередить конкурента, представляя всё более развёрнутый спектр услуг и льгот. Причём конкуренция между вузами всё более обостряется, и успешность образовательного процесса зависит теперь от научно-педагогического состава и конкурентоспособности выпускников на рынке труда. Естественно, что вузы напрямую заинтересованы в востребованности своих выпускников, и работа по специальности и, опять же, карьерные возможности.

Повышение конкурентоспособности выпускников – это цель, маячащая перед ориентированными, в значении рынка, образовательными заведениями. Потому что в конкурентоспособность вуза входит целый комплекс характеристик, определяющих позицию в образовательной и культурной сфере: качество образования, атмосфера внутри коллектива, внешний образ, востребованность нынешних студентов на рынке труда. Тут нужно подчеркнуть, что именно качество образования, являющееся обязательным условием конкурентоспособности, определяет повышение для человека качество жизни. Качество образования, как таковое, обладает множеством аспектов измерения в системе педагогических, социальных, экономических и прочих интересов. Наряду с этим, научное сообщество разработало целый ряд универсальных способов, позволяющих делать стандартизированные оценки качества и применять таковые для сравнительного анализа позиций учебных заведений в значении их статуса. Непосредственно качество подготовки студентов в нынешних условиях и определяет последующую линию вузов. Вузы РФ хорошо подготовлены к конкурентной борьбе как за рынки поставщиков, так и за рынки потребителей своей выпускаемой «продукции» [43, с. 215].

В образовательных учреждениях понимают, что необходимо создать условия подготовки кадров соответствующего уровня, и научиться ими управлять. Как видится учёным, проблема качественной подготовки кадров в затянувшийся переходный период по поводу рыночных отношений, стала во главу угла в силу нижеперечисленных причин: аннулирование распределения выпускников вузов; дефицит выпускников реально затребованных специальностей, несбалансированного спроса на специалистов на рынке; сокращения финансирования науки и образования, признания автономности вузов. Подобную ситуацию в значении качества высшего образования никак не назовёшь благополучной, хотя и для выравнивания ситуации уже сделано немало и на федеральном, и институциональном этапах.

Для того, чтобы оценить качество результатов услуги, к которым непосредственно относятся образовательные и научно-исследовательские учреждения, помимо оценки результатов процесса предъявляемым требованиям, нужно ещё и заключение о качестве предоставленных услуг, т.е. в какой мере он совершенен, организован, обеспечен, ориентирован на всевозможные отклонения и несоответствия. Качественным показателем подобных процессов, как правило, выступает мера обеспечения, которая должна соответствовать предъявленным требованиям, в первую очередь потребителей. При всем том, что само мнение потребителей крайне субъективно, именно поведение этой категории населения прямо влияет на функционирование системы образовательных учреждений, и поэтому является определяющим. То есть, каким бы субъективным и нерациональным не было мнение потребителей, именно оно – ключевой критерий.

 

 

1.3 Стратегическое планирование в организации и построение конкурентной стратегии

 

 

Не обращая внимания на то, что образовательное учреждение можно по разным позициям прировнять к иным учреждениям, которые вполне могут предлагать другие услуги, показатель степени конкурентоспособности образовательного учреждения по своей сути может вполне отличаться от аналогичной концепции в значении среднестатистической компании.

В современных экономических учебниках понятие «конкурентоспособность» напрочь связано с борьбой независимых объектов, которые хотят обладать основными экономическими ресурсами. Конкурентоспособность определяет возможность участника рыночных сделок преодолевать задачи, стоящие перед ним в подобной ситуации. Нужно всего лишь отметить довольную относительность такого понятия, как конкурентоспособность. Особенность этого понятия состоит в том, что она относится и как к объекту конкуренции уже готовой продукции, так и к объекту конкуренции образовательного учреждения, региона и даже государства в целом [25, с. 97].

Образовательные услуги на ныне существующих рынках, как и любой товар, реализуются при условиях суровой конкуренции. Вследствие этого, образовательные организации вынуждены повсеместно увеличивать конкурентное преимущество, преследуя лидирующие позиции на рынке. А тот, в свою очередь, вынужден включить взаимодействие спроса на образовательные услуги со стороны главных объектов (отдельных субъектов, компаний и организаций, стран) с их прокламацией, которую могут представить различные образовательные организации

Товышева И.З. в своей конкретике конкурентоспособности по образовательной компании ставит ударение на сохранение уже «имеющихся конкурентных преимуществ» в сатисфакции определенных потребностей конкретных потребителей «в определенной совокупности общекультурных и профессиональных компетенций». Следовательно, вся совокупность конкурентных преимуществ дает возможность определить направления повышения конкурентоспособности образовательной организации и подчеркнуть отсутствие или недостаточную развитость отдельных из них. Таким образом, конкурентоспособность «представляет собой совокупную характеристику процесса производства и отражает уровень ее соответствию конкретной общественной полезности».

Р. А. Фатхутдинов пишет, что под конкурентоспособностью образовательной организации понимается просто его свойство создавать высококвалифицированных специалистов, которые вполне смогут обеспечить «конкурентную борьбу на выверенном направлении по внешнему и внутреннему рынке труда», внедрить и осмысленно проработать конкурентоспособные инновации в своей области «уметь внедрить эффективную воспроизводственную политику по всем параметрам своей деятельности».

Определенное понятие предоставляет И.Б. Романова, которая говорит, что конкурентоспособность – это просто свойство образовательной организации, «определяющим долю релевантного рынка образовательных услуг», принадлежащих данной образовательной организации, и «возможность препятствовать перераспределению рынка в пользу других субъектов». Из этого следует, что конкурентоспособность образовательной компании нужно исследовать просто, как способность быть особенным посреди иных образовательных организаций из-за лучших показателей, понятно: качество образования, ценовая политика, методы и способы обучения, возможности по предоставлению услуг, географическая расположенность, престиж, что не мало важно, маркетинговые плюсы и прочее [25, с. 97].

В определении Н.И. Пащенко ставятся ударения на подобные составляющие. Он делает упор на конкурентоспособность образовательной организации в значении потенциальных возможностей по предоставлению «надлежащего уровня образовательных услуг, которые могут вполне удовлетворить потребности общества по подготовке профессионалов, в том числе потребности по развитию, созданию и реализации научно-методической и инновационной базы как в наше время, так и в будущем».

Получается, что конкурентоспособность образовательного учреждения вполне может рассматриваться с помощью концепции конкурентоспособности выпускающихся специалистов (их знаний, умений и, конечно навыков) на рынке трудовых соотношений, «полноты реализации сформированных в процессе обучения профессиональных личностных свойств». Некоторые авторы подразумевают под понятием конкурентоспособностью выпускника «востребованность его труда руководителем в силу видимых налицо конкурентных преимуществ». В силу этих обстоятельств востребованность человека, получившего надлежащее образование гласит о востребованности в сформированном спектре определенных компетенций, и также «абсолютность их реализации в определенных условиях и местах реализации профессиональной деятельности». В современном мире в специальной литературе часто встречаются определения конкурентоспособности как вероятности образовательной позиции по удовлетворению нужд потребителей в сфере образовательных услуг в своеобразной совокупности профессиональных знаний, умений и наработок в условиях конкурентной борьбы, таблица 1.

 

Таблица 1 Различные подходы к определению понятия конкурентоспособности

 

Автор Подход к определению
1 2
Г.Л. Азоев, П.С. Завьялов Конкурентоспособность образовательного учреждения – это способность учебного заведения конкурировать на рынке образо вательных услуг посредством обеспечения более высокого качества, доступности (бесплатности) образования
Г.Я. Киперман Конкурентоспособность образовательного учреждения – способность противостоять на рынке другим образовательным учреждениям как по степени удовлетворения своими образовательными услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности научно-образовательной деятельности
Н.И. Перцовский Конкурентоспособность образовательного учреждения – это возможность эффективной научно-образовательной деятельности и ее эффективной практической реализации в условиях конкурентного рынка; это обобщающий показатель жизнестойкости образовательного учреждения, его умения эффективно методический, финансовой материально использовать свой кадровый, научно-технический, информационный потенциал
В.Е. Хруцкий Конкурентоспособность образовательного учреждения – способность успешно оперировать на конкретном рынке. Данный период времени путем предоставления конкурентоспособных образовательных услуг

 

 

Продолжение таблицы 1

1 2
М.Д. Дмитриев Конкурентоспособность образовательного учреждения ВПО – это способность вуза приспосабливаться к изменяющимся условиям конкуренции в определенном сегменте рынка с помощью повышения экономической эффективности своей деятельности (внутренняя экономическая конкурентоспособность) и высокой степенью удовлетворения спроса потребителей на выпускников и отдельные вузовские услуги (образовательные, научные), которые по своим качественным и стоимостным характеристикам более привлекательны, чем образовательные продукты конкурентов (внешняя социальная конкурентоспособность)

Источник: составлено на основе [17, с 20].

 

Если подытожить имеющиеся в наличии точки зрения по данному вопросу, то конкурентоспособностью вполне могут обладать такие образовательные организации, которые продуктивно работают и предоставляют нашему потребителю конкурентоспособные качественные услуги в области образования. В итоге, под конкурентоспособностью нужно понимать набор характеристик образовательной организации и произведенной ей продукцией, т. е. услугой в области образования. Такой набор характеристик имеет под собой качество производимой продукции, маркетинговые ситуации, внутрикорпоративную среду и прочее.

Таким образом, подобные характеристики вносят некоторые изменения в саму сущность конкурентоспособности образовательных учреждений по сравнению с их конкурентами на том же рынке образовательных услуг. Поэтому требуется уточнить понятие конкурентоспособности образовательной организации. С определенной точки зрения, конкурентоспособность образовательного учреждения – это многогранный процесс сотрудничества и противоречий между организациями-конкурентами для принятия главных целей в значении качества и разнообразия предоставляемых образовательных услуг, в том числе по реализации уже существующих и совершенно новых инновационных образовательных программ, по продвижению современных технологий и быстрой адаптации на постоянно меняющиеся условия рынка как во внутренней, так и во внешней сфере [4, с. 17].

Понятно, что основное свойство, необходимое для постоянного роста по конкурентоспособности, есть способность достичь в этом стремительном процессе реализации образовательных услуг таких вершин, которые будут соответствовать потребностям и смогут получить направление на наиболее полное их достижение. Следовательно, нужно иметь точное знание запросов потребителей, ибо без этого невозможна сатисфакция полного набора потребностей и нужд. В данном случае поддержание конкурентоспособности образовательных услуг реально лишь на базе освоения комплекса управленческих и маркетинговых планов, направленных на удовлетворение уже существующих и потенциальных потребителей. В свою очередь, формирование конкурентной среды призывает к высокой конкурентоспособности учреждения образовательных услуг, а следствие мирового экономического кризиса и плавного перехода на европейскую систему образования ждут решения проблемы интеграции в мировую систему образовательных услуг. Из всего вышесказанного следует, что в условиях неопределенности и изменчивости нашего мира нужно использовать такие подходы и методы управления конкурентоспособностью, которые могут позволить решить наболевшие проблемы, стоящие в настоящее время перед образовательными организациями.

Подписание Россией Болонской декларации ещё больше обострило проблему конкурентоспособности в системе образования РФ. Ее усовершенствование связано с глобализацией и интеграцией в мировое образовательное сообщество. Нынешняя действительность заставила российские образовательные учреждения углубить пространство взаимодействия с субъектами образовательной сферы, качественно поднять уровень образовательных услуг при помощи образовательных инноваций, повысить мобильность студентов и преподавательского состава, сделать конк


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.