Методы диагностики мотивации учащихся — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Методы диагностики мотивации учащихся

2019-08-04 129
Методы диагностики мотивации учащихся 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Психолого-педагогическая диагностика готовности ребенка к школе. Для успешной работы очень важно иметь представление о степени умственного и речевого развития, сенсорного развития, развития наблюдательности, памяти и воображения будущих первоклассников. Не менее важно оценить запас знаний ребенка, его отношение к школе, к сверстникам и взрослым. Наиболее существенным для педагогической деятельности является определение сформированности предпосылок к овладению грамотой и математикой, уровня развития устной речи, состояния зрительного восприятия, состояния моторики.

Выявление умения передавать форму фигуры, умение рисовать прямолинейные отрезки и углы, оценку твердости; определение умения ориентироваться на плоскости, пересчитывать клетки; выявление умения выбирать и выполнять операции сложения и вычитания, правильное понимание текста задач; выявление понимания терминов «внутри» и «вне»; выявление умения сравнивать; выявление умения классифицировать, находить признаки; обследование состояния моторики, умение копировать заданный образец; определение фонематического слуха.

После проведения диагностики анализируются полученные результаты, принимаются меры по регулированию и коррекции.

Большую помощь по выявлению мотивированных детей и развитию творческих способностей у учащихся оказывает психологическая служба школы. Психологическое сопровождение осуществляется следующим образом:

· тестирование учащихся по выявлению имеющихся знаний, умений, навыков (мониторинг);

· диагностика мотивации достижения и наличия творческого потенциала у учащихся;

· диагностика индивидуальных способностей учащихся;

· тестирование самооценки своих способностей.

Работу по изучению возможностей ребенка и созданию условий для его оптимального развития проводят поэтапно:

1-й этап – сбор предварительных данных об ученике (наблюдение за поведением на уроке и во внеурочной деятельности);

2-й этап – диагностика;

3-й этап – сопоставление полученных данных и определение возможных причин школьной неуспешности;

4-й этап – выбор средств для совершенствования учебной деятельности.

Приемы деятельности учителя, которые помогут учащимся перейти от мотивации избегания неудач к мотивации учения:

· прежде всего надо отмечать и поощрять малейшие удачи ребенка в учебной деятельности, даже незначительные сдвиги к лучшему;

· подробно обосновывать отметки, выделяя критерии оценки, чтобы они были понятны ученикам, постепенно воспитывать у учащегося с трудностями в обучении уверенность в себе и своих возможностях, изменяя тем самым его самооценку;

· формированию учебной мотивации способствуют занимательность изложения, эмоциональность речи учителя, познавательные игры;

· контроль используется как средство мотивации учащихся.

Тест – наиболее удобная форма проверки качества знаний учащихся. Технология обработки результатов заключается в следующем: отслеживание фактического усвоения учебного материала проводится на уровне поэлементного анализа. Если проверочный элемент выполнен 70% учащихся класса, считается, что элемент усвоен на базовом уровне. Более наглядно выглядит такой способ оценки качества знаний учащихся, выполненный графически.

Учащиеся относятся к тестированию очень серьезно. Диагностика уровня знаний на основе мониторинга показывает повышение уровня обученности учащихся.

Также важен мониторинг индивидуальных достижений учащихся, которые могут служить основой портфолио ученика школы, которое в большей степени, чем традиционное, нацелено на выявление:

· объективно существующего уровня владения умениями и навыками;

· пробелов в подготовке;

· трудностей усвоения;

· уровня сформированности умений и их совершенствования путем внесения коррекции в учебный процесс;

· положительных моментов учения;

· интереса к предмету;

· развития мыслительной деятельности;

· критического отношения к учебной деятельности

Мотив не может возникнуть сам по себе – необходим внешний толчок (стимул).

К числу стимулов познавательного интереса могут быть отнесены:

· новизна информационного материала – стимулирующий фактор внешней среды, который возбуждает состояние удивления, озадаченности;

· демонстрация незавершенности теоретических знаний. Учащиеся при изучении того или иного предмета должны понять, что в школе изучаются лишь первоначальные основы науки. Многие школьные темы позволяют ставить новые проблемы; решение некоторых из них непосредственно связано с изучаемым в школе материалом, решение других потребует дополнительных знаний.

· Учитель, развивая творческие способности учеников, должен видеть потенциальные способности в каждом ученике, внимательно реагировать на все проявления творческой активности. Только благодаря такой работе повышается уровень учебной мотивации, формируются навыки самостоятельности, самоконтроля, интерес к учебным предметам.

Формирование и развитие творческих способностей учащихся требует длительной и целенаправленной работы, поэтому эпизодическое использование творческих задач не принесет желаемого результата. Познавательные задания должны включать в себя всю систему познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с воспитанием, запоминанием, осмыслением, кончая операциями логического и творческого мышления.

Особенно ярко творческие способности учащихся проявляются и развиваются в исследовательской работе.

В процессе исследовательской деятельности должны быть решены следующие задачи:

· овладение учащимися технологически законченным циклом выполнения проектных работ;

· формирование умений публичной защиты собственных идей.

· В результате выполнения проектных работ у учащихся должны быть сформулированы умения:

· планировать свою работу, заранее просчитывая возможные результаты;

· использовать различные источники информации;

· самостоятельно отбирать и накапливать материал;

· анализировать, сопоставлять факты;

· аргументировать мнение;

· устанавливать социальные контакты (распределять обязанности, взаимодействовать друг с другом);

· создавать “конечный продукт” – носитель проектной деятельности;

· представлять созданное перед учащимися;

· оценивать себя и других.

Метод проектов опирается на уже имеющийся опыт ребенка, его собственный путь искания, преодоления затруднений, формирует прежде всего самостоятельность, сознательность обучения.

В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться. Причем учиться хорошо, отлично. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, ведущими являются мотивы «доставить радость родителям», «хочу больше знать», «на уроке интересно». Имея знания, ученик получает высокие отметки, которые, в свою очередь – источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости. Когда ребенок успешно учится, его хвалят и учитель, и родителя, его ставят в пример другим детям. Более того, в классе, где мнение учителя – не просто решающее, но единственное авторитетное мнение, с которым все считаются, эти аспекты выходят на первый план. И хотя в какой-то мере абстрактное для учащегося начальной школы понятие «хорошо работать» или далекая перспектива получить образование в вузе непосредственно побуждать его к учебе не могут, тем не менее, социальные мотивы важны для личностного развития школьника, и у детей, хорошо успевающих с первого класса, они достаточно полно представлены в их мотивационных схемах.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.

Для того чтобы понять роль потребностей в формировании личности, необходимо учитывать, что в процессе жизни у ребенка возникают и развиваются новые социальные потребности, что приводит к обогащению и усложнению его мотивационной сферы. Здесь можно выделить два основных пути. Во – первых, путь изменения положения ребенка в жизни, в его взаимоотношениях с окружающими людьми. Это порождает потребности, специфичные для каждого возрастного этапа. Так, у детей младшего школьного возраста возникает целая система потребностей, связанных с новым положением школьника; у подростков с их положением в коллективе сверстников; а у старших школьников – с их будущим положением как членов общества. Такой путь возникновения потребностей характерен не только для ребенка, но и для взрослого.

Во – вторых, формирование потребностей происходит в связи с усвоением новых форм поведения и деятельности. Ярким примером этого является возникновение разнообразных, в том числе и культурных, привычек, когда усвоенные способы поведения сами начинают побуждать человека к их осуществлению.

Но наиболее существенно для человека как личности возникновение в его мотивационной сфере совершенно новых по своему строению психологических образований, освобождающих его от непосредственных ситуативных влияний. К ним относятся цели, побуждающие человека действовать в том или ином направлении. Принятые им решения, нравственные чувства и убеждения.

В заключение хочется отметить, искусство воспитания все-таки заключается в создании правильного сочетания «понимаемых» мотивов и мотивов «реально действующих» и вместе с тем в умении вовремя придать более высокое значение успешному результату деятельности, чтобы этим обеспечить переход к более высокому типу внутренних мотивов, управляющих жизнью личности.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 1999. -224с. (Серия "Психологи отечества").

2 Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. (Психологические исследования) М., Просвещение, 1968. – 464с.

3 Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии 1976 №6

4 Выготский Л.С. Психология – М.:2000.

5 Гуревич К.М. Психологическая диагностика. Учебное пособие. М., 1997.

6 Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. И сред. Пед. Учеб. Заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2000.-176с.

7 Петровский А.В. Развитие личности и проблемы ведущей деятельности // Вопросы психологии 1987 №1.

8 Педагогическая энциклопедия. Гл. ред.:Каиров, Ф.Н. Петров и др., т. 3. Н-См – М., «Советская энциклопедия», 1966. – 880столб. с илл.

9 Психология. Словарь /Под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.- 2-е изд., испр и доп.- М.: Политиздат,1990-494с.

10 Леонтьев А.Н. Деятельнось,сознание,личность М.: Политиздат, 1975

11 Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1972. С. 513

12 Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещенеи, 1990. - С. 5-11

13 Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. - М., 1984

14 Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М., 1983.

15 Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика, №2, 1979г. С. 5.

16 Щукина Г.И, Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М., 1979. С. 97

17 Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. –

18 М.,1971.С. 29

19 Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе/ Науч.-исслед.ин-т и педагогической психологии. Акад. Пед. Наук СССР. - М.: Педагогика,1989.-208с.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.