Введение. Актуальность исследования — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Введение. Актуальность исследования

2019-08-04 110
Введение. Актуальность исследования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Мотив – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности. Определение понятия «мотив» представляет определенную научную проблему. Одни под мотивом понимают побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта, другие — осознаваемую причину, лежащую в основе выбора действий и поступков личности. Мотив — это то, что, отражаясь в голове человека, побуждает к деятельности, направляет ее на удовлетворение определенной потребности. При этом подчеркивают, что в качестве мотива выступает не сама потребность, а предмет потребности (А. Н. Леонтьев). Отсюда вытекает центральная закономерность: развитие мотивации происходит через изменение и расширение круга деятельности, преобразующей предметную деятельность.

Термин "мотивация" представляет более широкое понятие, чем термин "мотив". Слово "мотивация" используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Мы будем использовать понятие "мотивация" преимущественно в первом значении, хотя в некоторых случаях, когда это необходимо (и оговорено), будем обращаться и ко второму его значению. Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Мотивация как ведущий фактор регуляции активности личности, ее поведения и деятельности представляет исключительный интерес для всех людей.

В теории мотивации, разрабатываемой в отечественной психологии, принято считать, что, говоря о мотивах, следует иметь в виду именно опредмеченную потребность. Таким образом, резкое противопоставление категорий «потребность» и «предмет» в вопросе о мотивах вряд ли целесообразно. Автор психологической концепции деятельности А. Н. Леонтьев отмечал, что предмет деятельности, являясь мотивом, может быть как вещественным, так и идеальным, но главное, что за ним всегда стоит потребность, что он всегда отвечает той или иной потребности.

Итак, под мотивом мы будем понимать внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанной с удовлетворением определенной потребности.

Исходя из современных психологических представлений по поводу категории мотивация (В. К. Вилюнас, В. И. Ковалев, Е. С. Кузьмин, Б. Ф. Ломов, К. К. Платонов и др.), мы будем понимать под мотивационной сферой личности совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности.

Таким образом, мотивация выступает тем сложным механизмом соотношения личностью внешних и внутренних факторов поведения, которая определяет возникновение, направление, а также способы осуществления конкретных форм деятельности. Понятие мотивации у человека включает в себя все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки или диспозиции, идеалы и т.д.

Актуальность исследования.

У многих учащихся возникают проблемы с успеваемостью. Зачастую это связано не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивации. Необходимо знать наиболее и наименее осознаваемые мотивы учения для того, чтобы бороться с неуспешностью в обучении.

Цель исследования – изучение диагностики и мотивации учащихся.

Объект исследования – процесс диагностики и развития мотивации учащихся.

Предмет исследования – мотивация учащихся.

Задачи исследования:

1. изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме диагностики и развития мотивации учащихся

2. раскрыть методы изучения мотивации учащихся

3. наметить методику диагностики мотивации учащихся.

Гипотеза – мы предполагаем, что диагностика мотивации учащихся повысит эффективность выявления уровня развития мотивации.

Методологической основой проведенного исследования являются такие общенаучные принципы психологии, как принцип единства сознания и деятельности (С.Л.Рубинштейн), принцип развития, основные положения культурно-исторической концепции, а также построенные на её основе периодизации психического развития (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин), принцип субъекта (предложенный С.Л.Рубинштейном, развитый К.А Абульхановой-Славской). Положения педагогической и возрастной психологии о деятельностном подходе к развитию личности, роли социального опыта, (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, Л.В.Занков, В.С.Мухина, В.Н.Мясищев, СЛ.Рубинштейн, Д.И.Фельдштейн, Д.Б.Эльконин); работы в области методики обучения и воспитания (Ю.К.Бабанский, В.П.Беспалько, А.А.Бударный, М.В.Кларин, В.М.Коротов, ИЛ.Лернер, А.С.Прутченков, М.Н.Скаткин, Р.М.Цымбал);Методы исследования:

Теоретический анализ, психолого-педагогической литературы по теме;

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: - выявлены и раскрыты –психолого-педагогические условия диагностики и развития мотивации учащихся.

 



Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.