Взгляды педагогов, теоретические основы формирования читателя — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Взгляды педагогов, теоретические основы формирования читателя



 

Хорошая книга и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению: "Чтобы воспитать, тут нужен беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение". (А.П. Чехов). Интересы нынешних маленьких детей часто сводятся к телевизору, электронным игрушкам, компьютерным "стрелкам", и "ужастикам". Поэтому книги уходят на задний план. А родители бьются над тем, чтобы научить и заставить ребенка читать. Но как, когда вокруг столько соблазнов? После обследования 100 тысяч 15-летних подростков в 32 европейских стран немецкие ученые пришли к выводу, что чем больше ученики пользуются компьютерами в школе и дома, тем хуже их результат в изучении языков и математики. В то же время наличие дома у учащихся большой библиотеки положительно влияет на успехи в школе.

Дома компьютеры очень часто отвлекают детей от домашнего задания. И в школах, где занятия проходят на компьютерах, ученики показывают худшие результаты. Чтобы книга помогла дать ребенку заряд добра и светлого взгляда на мир, родители должны придерживаться двух правил в отношении ребенка: - во-первых, воспитывать маленького читателя личным примером;

во-вторых, ничего не делать за ребенка, если он все умеет делать сам.

Основное условие успешного формирования ребенка - читателя в семье - это единство книжного окружения и книжных интересов детей и родителей.

В доме должны быть книги - и у взрослых, и у детей, т.к "дом без книг, подобен телу, лишенному души". Истина, которая была известна древним римлянам.

Книги должны быть разнообразными и необходимыми. На полках необходимо разместить: книги-справочники, научно-популярную литературу, любимые в семье книги для взрослых и детей. Многие учителя, да и родители тоже недовольны тем, что дети не любят читать.

Заставить учиться нельзя, учёбой надо увлечь. И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остаётся в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. А ведь каждая книга должна прийти к ребёнку в определённом возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться. Меняется отношение к чтению у детей.

Для чтения детей характерно:

постепенное снижение интереса к печатному слову, падение престижа чтения;

сокращение чтения в свободное время;

изменение характера чтения;

преобладание "делового" чтения над "свободным";



возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе.

Педагоги всерьёз озабочены проблемой детского чтения. Многие родители не знают, что читают их дети и не интересуются, какими книгами они увлекаются. Родители в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Сами же школьники предпочитают покупать сканворды.

При таком положении школа, а не сам ребёнок, определяет необходимость чтения и его репертуар. Ученик идёт в библиотеку, чтобы выполнить задание учителя. Общение с книгой дома или в библиотеке он воспринимает как продолжение урока за рамками класса.

Это так называемое “изучающее чтение” по мотивации - вынужденное чтение. Принудительное чтение отрицательно сказывается на его качестве. Отсюда спрос на книги с готовыми домашними заданиями и сочинениями, на свёрнутую энциклопедическую информацию, на скачивание рефератов из компьютера.

Если мотив идёт не от личности школьника, то результат чтения её не касается. А между тем привитие детям интереса к чтению на 90% зависит от родителей.

Искусство и литература развивают память, мышление, фантазию, воображение и способность к творчеству. В своё время Дидро справедливо утверждал: "Люди перестают думать, когда перестают читать. Они теряют способность сострадать, сочувствовать, если не приобрели или потеряли интерес к чтению". От того, какие книги читает ребёнок, во многом зависит, каким человеком он станет. Книга воспитывает и формирует нравственные качества личности, духовный мир школьника, так как через неё происходит передача нравственных ценностей и норм от одного поколения к другому поколению.

С.Я. Маршак писал: "Литературе так же нужны талантливые читатели, как и писатели. Именно на них и рассчитывает автор, когда напрягает свои душевные силы. Художник - автор берёт на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник - читатель".



Таким образом, чтение - это своеобразный диалог между человеком и книгой, требующий усердия, работы ума и сердца. Но зато он даёт незабываемые впечатления и знания. Книги делают человека лучше, а это одно из основных условий, чуть ли не единственная цель искусства. Все вышесказанное обусловило необходимость целенаправленной работы по привитию интереса к книге.

Понятие грамотности претерпело ряд изменений и воспринимается иначе, чем 10 лет назад: это не только умение читать, писать, считать, владеть основами работы с компьютером и умение работать с информацией. Однако и сегодня в основе грамотности лежит читательская деятельность, от умения и навыков чтения зависит, насколько успешно читатель сможет жить в информационном обществе. Осознание важности поддержки чтения стало предметом заботы государства и общества во многих странах мира.

В настоящее время и российские школьники перестали читать, на досуге играют в компьютерные игры, эта тема стала предметом обсуждения в средствах массовой информации. В России в 2007 году впервые был проведён Всероссийский урок чтения.

Однако создать полную и достоверную картину чтения детей сегодня очень сложно, это связано с тем, что государство недостаточно озабочено проблемами детского чтения. Не было проведено ни одного всероссийского исследования детского чтения. В грядущем обществе "экономики знаний" чтение и "человек читающий" всё больше осознаётся как национальная ценность. Читающие нации создаются из читающих детей. Сегодня в России необходимо осознание проблемы чтения детей.

Педагоги, которые работают с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Ведь складывать из букв слова и овладеть техникой чтения ещё не значит стать читателем. Главное, организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность испытывает потребность в чтении, как в источнике дальнейшего развития. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни в гимназии, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом. Формы работы с книгой разнообразны и определяются творчеством педагога.

В гимназии работа по формированию читательского интереса осуществляется через уроки литературного чтения, внеклассное чтение, а также через внеурочную деятельность. Группы продлённого дня, которые существуют в каждом классе начальной школы, предоставляют широкие возможности для познавательного развития учащихся, для воспитания интереса к книгам и стремления к чтению.

Изучив литературу по данной теме, обобщив собственный опыт и опыт коллег по теме "Воспитание интереса к книге", выстроили систему внеклассных занятий и внеурочной деятельности.

Внеклассные занятия.

Часы общения с книгой.

Библиотечные часы.

Экскурсии в музеи.

Клуб "Наследие".

Конкурсы сочинений и рисунков.

Конкурсы чтецов стихотворений.

Дидактические игры.

Работа с родителями.

Данная система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности. Также позволяет развить речь учащихся, повышает учебную мотивацию детей и, главное, воспитывает грамотного читателя. Использование компьютерных технологий в учебной и внеклассной работе позволяет значительно повысить эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.

Можно проводить интересные, познавательные игры, викторины, различные диспуты, знакомить детей с писателями и их произведениями и т.д. С использованием мультимедийных технологий на основе телевизионных игр "Звёздный час", "Своя игра", "Счастливый случай", "Большие буквы", "Что? Где? Когда?", созданы игры-занятия, которые способствуют развитию познавательного интереса, развивают мышление, воспитывают интерес к книге. Они могут быть использованы на уроках и во внеурочное время. Внеклассные занятия предоставляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного роста.

Для формирования интереса к чтению в нашем арсенале есть разнообразные формы внеклассных занятий: занятие-диспут, занятие-спектакль, занятие-праздник, занятие-интервью, интегрированное занятие, конференция, устный журнал, конкурсы, литературные встречи, литературная гостиная; литературный ринг и т.д. Они проходят интересно, несут в себе большой эмоциональный заряд.

Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Очевидно, что пробудить интерес детей к творческому чтению способны только творческие люди, сами испытывающие радость от общения с книгой, способные вести диалог с автором. Когда воспитатель и библиотекарь - единомышленники и работают вместе, это приносит положительные результаты.

Заботясь о качестве обучения младших школьников-читателей, о воспитании интереса к книге не стоит забывать о среде, которая существенно влияет на весь процесс формирования личности учащегося, и в первую очередь, о семье, в которой ребенок растет.

Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет педагогу обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей любовь к книгам и самостоятельному чтению. Ведь единство книжного окружения и книжных интересов детей и родителей - основное условие успешного формирования ребенка-читателя в семье, поэтому необходимо использовать воспитательный потенциал семьи, устанавливать контакты с родителями, оказывать им необходимую помощь.

Как же воспитывать и поддерживать интерес к книге в семье? Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно проанализировать читательские умения, запросы учеников, результаты проверки техники чтения. Для родителей проведены консультации на тему: "Книга в нашей семье", "Моя настольная книга", "Книга моего детства" и др., что позволило выявить уровень развития читательской самостоятельности учащихся, читаемость семьи. Все это помогло нам при планировании работы с родителями в данном направлении.

Воспитать любовь к книге и чтению помогают родительские собрания: "Роль чтения в жизни ребенка", "Правильное чтение - залог успешного обучения учащегося", собрание - практикум "Как помочь ребенку овладеть связной речью", праздник "Папа, мама, я - читающая семья", индивидуальные консультации и информационные уголки для родителей, где помещена "Памятка для родителей по воспитанию интереса к книге".

Работа с книгой богата и разнообразна как по форме, так и его содержанию. Долг каждого педагога - научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать её. В обучении, воспитании и развитии ребенка огромную роль играет книга. Но книга учит только тогда, когда ребенок умеет с ней работать, умеет читать в истинном смысле этого слова, т.е. понимает прочитанное, от этого во многом зависит и его воспитанность, и умственное развитие.

Нужно помнить, что работа эта очень важная и её нужно проводить систематически. Оттого, насколько дружно мы будем ей заниматься, зависит будущее наших детей: какими они вырастут взрослыми читателями и какими людьми. Подтверждением сказанного могут служить слова С. Лупана: "Привить ребёнку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать".


Заключение

 

Если раньше дети читали много художественной литературы для собственного удовольствия, то сейчас, когда программы в школах поменялись (их стало много), читатели больше уделяют внимания литературе познавательной, дающей им какую-то полезную информацию, - объясняет она. Но мы не должны занимать нишу школьной библиотеки, наша задача вырастить читателя как такового, который будет понимать, что через книгу можно получить не только информацию, но и новые чувства, эмоции.

Первая проблема, с которой я и мои коллеги столкнулись при подготовке проекта состояла в том, что уровень развития детского чтения в стране, увы, снижается. Детское чтение как культура досуга, описано во многих исследованиях и статьях. Результаты свидетельствует о том, что наши дети довольно много читают до 10 лет, а к 15 годам уровень чтения и понимания текста резко снижается.

Школьная библиотека - уникальная по своему положению структура в системе образования и воспитания, обязанная чутко реагировать на все перемены в обществе и в то же время призванная сберегать и приумножать опыт и наследие поколений. Большая часть сообщества школьных библиотекарей не просто осознаёт миссию школьной библиотеки, но мыслит себя только "в библиотечных координатах".

И очень хочется надеяться, что самоотверженная работа наших школьных библиотекарей будет замечена и поощрена не только речами и аплодисментами по случаю профессиональных праздников и конференций, но и путём выработки целостной, долгосрочной, непротиворечивой политики, направленной на поддержку всех аспектов деятельности школьных библиотек резко снижается.


Список литературы

 

1. Хрестоматия по возрастной психологии. Д.И. Фельдштейна. Под ред. М., 1994.

2. Дворкина М.Я. Библиотечное обслуживание: новая реальность: лекции. Москва, 2003.

3. Тихомирова И.И. Методический словарь-справочник для библиотекарей. М. 2004 г.

4. "Библиотека и юный читатель", практическое пособие, М., издательство "книжная палата", 1987 г.

5. Афанасьев В.Д. Библиотека и юный читатель", практическое пособие, М., издательство "книжная палата", 1987 г.

6. Коршунова О.П. Библиография / под ред. - М.: Книга, 2004.

7. Чернышев Л.Г. // Библиотечное дело. - 2004.






Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.012 с.