Глава 2. Средства массовой информации как источник формирования общественного мнения — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Глава 2. Средства массовой информации как источник формирования общественного мнения

2019-08-04 158
Глава 2. Средства массовой информации как источник формирования общественного мнения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В современный период развития российского общества успешное решение политических, экономических и социальных задач все больше зависит от действия такого субъективного фактора как социальная активность личности, важную роль, в формировании которой играют средства массовой информации. О возрастающей роли печати, радио и телевидения, а так же других каналов, в общественной жизни страны свидетельствуют их бурный рост, распространенность и доступность массовой информации. Печатное и устное слово, телевизионное изображение, способны в кратчайшие сроки достигнуть самых отдаленных районов, проникнуть в любую социальную среду.

Средства массовой информации – мощная сила воздействия на сознание людей, наиболее эффективное средство влияния на эмоции человека, способное убеждать реципиента наилучшим образом. Потребности в информации социальны по своей природе и обусловлены в первую очередь содержанием, структурой повседневной деятельности человека, в том числе объективными характеристиками его профессиональной и общественной деятельности. Тематические интересы зависят от содержания предлагаемой информации и от ситуативных социально-психологических факторов (таких, как популярность, злободневность, престижность). Современная аудитория включена во всю систему общественных отношений. Поэтому, по мнению Виталия Ситникова, СМИ для наиболее эффективной реализации целей своей деятельности необходимо учитывать потребности, интересы, мотивы, установки и соответствующие им характеристики аудитории, включающие и ряд специфических, формируемых при прямом участии средств массовой информации. При таком подходе аудитории отводится деятельная, целевая роль, являющаяся результатом коммуникативного процесса. [15, с.21 - 27]


2.1 Печатные издания

 

Каждая группа СМИ занимает свое место в их единственном комплексе, у каждой из них свои достоинства и недостатки. Специфика печати, выражающей свое содержание через письменное слово и различные изобразительные средства, заключена прежде всего в большей аналитичности текстов [5, с.77].

К печатным изданиям относятся журналы, газеты, бюллетени, сборники, альмонахи, также издания, имеющие постоянное название, текущий номер, выпускаемые с указанной периодичностью и тиражом. Вышедшая из-под печатного станка продукция несет информацию в виде напечатанного буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем, графиков и других изобразительно-графических форм, которые воспринимаются читателем-зрителем без помощи каких-либо дополнительных средств. Это объясняется тем, что:

Во-первых, имеется возможность быстрого, обзорного ознакомления со всем “репертуаром” сообщений, включенных в номер или книгу. Благодаря этому можно составить общее впечатление о содержании выпуска. Кроме того, у человека есть возможность самому анализировать информацию.

Во-вторых, можно пользоваться возможностями “отложенного чтения" - после первичного ознакомления оставить материал для внимательного и подробного прочтения в удобное время и в подходящем месте. [13, с.69 - 72] Однако и у печати есть свойства, по которым она проигрывает другим средствам коммуникации. Если телевидение и особенно радио способны передавать информацию практически непрерывно и в высшей степени оперативно, то печать самой технологией обречена на дискретность выпуска номеров и книг. [10, с.70 - 75]

Ведь невозможно избежать значительного разрыва во времени между подготовкой номера, печатанием тиража, доставкой и получением его"потребителем". Это особенно касается прессы, распространяемой по всей стране.

 

Радиовещание

 

Вторым по времени и практическому способу применения средство массовой коммуникации, является радиовещание, которое динамично развивается в России и обладает рядом специфических особенностей. Во-первых, носители информации являются радиоволны, передающие звук всех типов – речь, музыка, фон, шумы. Во-вторых, различные типы радиоволн способны передавать сигнал любого качества (включая стереофоническое звучание) на любые расстояния в момент совершения события или с любой задержкой. В-третьих, реализуется возможность передачи «чистого звука», что составляет основу его специфики [15 с. 10-14].

Если анализировать структуру современного отечественного радиовещания, можно выделить ряд важных тенденций в его развитии:

1. Специализация каналов, поиск своей вещательной ниши, своего формата программ, своей аудитории — важные направления развития вещания.

2. Определилась и консолидировалась аудитория различных станций.

3. Новый импульс получило развитие информационного радиовещания, возросла его оперативность, достоверность, динамичность благодаря использованию постоянно расширяющегося спектра источников информации, новейших технологий.

4. Прямой эфир и как его следствие — интерактивность радиовещательных программ стали повседневной вещательной практикой. Радиослушатель не только активен в выборе канала, он непосредственно включается в процесс создания передачи как его участник.

5. Жесткое форматное программирование заключается в верстке плей-листов и позволяет добиваться более строгой специализации коммерческой станции, гарантирует защиту от размывания формата, помогает удерживать аудиторию [5, с.90-91].

Каким же образом радио удается сохранить свою привлекательность в действительно очень трудных для него условиях жесточайшей конкурентной борьбы за внимание аудитории? Здесь правомерно выделить три природных свойства радиовещания, обусловливающих его жизнедеятельность.

ü Радио остается наиболее оперативным в системе СМИ. Соответственно это обстоятельство облегчает приглашение к микрофону в качестве комментаторов наиболее актуальных и социально значимых фактов и явлений представителей общественности и, конечно же, самих участников событий. Во всем этом, как показывает мировая практика вещания, включая и российскую, радио уверенно опережает и прессу и телевидение.

ü Из всех видов СМИ радио является самым удобным для восприятия аудиторией. Слушание радио, как правило, не требует отказа от повседневных дел. Его можно совместить с производственной занятостью и с бытовыми реалиями.

ü Радиовещание оказывает несомненное психологическое влияние на людей. В системе СМИ радио, ориентированное, прежде всего на слуховое восприятие, воздействует более других на воображение человека. Процесс этот неизбежен, он не зависит от желания человека, ибо выражает объективную закономерность природы восприятия окружающего мира. Высвобождая воображение, радио определенным образом компенсирует тот эмоциональный и мыслительный застой, те навыки автоматизма в поведении и реакции, которые выработаны привычным жизненным опытом [20, с.105-107].

Однако радио обладает некоторыми негативными свойствами: прослушивание радиопередачи невозможно отложить на удобное время; радиослушатель в определенный отрезок времени способен воспринимать только одну программу. Поэтому радиостанция должна иметь четко рассчитанную программную политику, сокращающую до минимума «наложения» программ для конкретной аудитории; рекламные тексты должны быть небольшими по размеру и хорошо восприниматься на слух [11, с.92].

Радиовещание способно удовлетворить стремление аудитории получить оперативную информацию, практические советы, интересно провести свободное время. Поэтому радиожурналисты оперативно освещают события уходящего дня, причем активным фоном этой информации служит музыка, сведения о погоде, программа передач, реклама или развлекательные программы[15, с. 10-14].

Телевидение

 

На сегодняшний день телевидение является самым совершенных видом массовой информации. Оно представляет собой богатейший источник информации, удобный инструмент изучения общества, его развития.

Важным фактором развития телевизионного вещания следует признать стремительное движение к единому общемировому информационному процессу, который превратится в реальность благодаря утверждению всемирного телевидения [5, с.92].

За пределами влияния других средств массой коммуникации, телевидение способно охватить самые широкие слои населения. Эта способность телевидения объясняется особенностями его физической природы, определяющими специфику телевидения как средства создания и передачи сообщения [13, с.29].

Телевидение в глазах своей аудитории ближе других средств массовой информации стоит к прямому, непосредственному, личностному и двустороннему общению. Такое восприятие создается эффектами присутствия, доверительности и диалогичности телекоммуникаций.

Телевидение обладает своей спецификой:

а) сочетает звук, движение, визуальность, цвет;

б) в развитых странах телевидение – доминирующее средство развлечений, а в развивающихся – это элитное СМИ;

в) производство телепрограмм требует много времени и средств, в отличие от радио;

г) телевидение требовательно к визуальной экспрессии и привлекательности материала. Поэтому выбор Сп по СсО объектов и предметов показа по телевидению (процессов, людей, зданий) должен быть продуманным. Сп по СсО следует, в частности, подбирать персону для интервью, учитывая ее визуальные характеристики – поскольку телезрители не только будут ее слушать, но и наблюдать ее внешность, стиль одежды, манеру поведения. Человек, плохо выглядящий по телевизору, может много потерять от своего неудачного появления на экране;

д) время телеэфира дорого, поэтому информация имеет временные лимиты для представления;

е) тележурналисты часто не склонны посещать пресс – приемы или совершать визиты на объекты. Тележурналистам нужно особо значимое и визуально – экспрессивное событие – то, что аудитория захочет смотреть по телевизору в данный момент времени. Телевидению нужна впечатляющая телезрителя «картинка».

Мотивы обращения к телевидению на первое место выдвигают желание провести свободное время, а получение информации для большинства аудитории уходит на второй план, за исключением авторских программ. Недаром характеристика телевидения одним американцем как жевательной резинки для глаз получила одобрение большинства опрошенных телезрителей США. Российские тележурналисты, учитывающие ориентацию зрителя на проведение свободного времени у экранов телевизоров, имеют наибольшую популярность [15, с. 10-14].


Интернет

Интернет – глобальная компьютерная информационная сеть, - сеть, объединяющая множество сетей. Это гигантская сеть компьютеров, размещенных по всему миру и коммуникатирующих друг с другом. Интернет создает новое глобальное информационное пространство, киберпространство.

Основной вклад в становление и развитие Интернета был сделан научными и военными организациями США в годы «холодной войны» между США и СССР, длившейся с середины 1940-х до начала 1990-х годов. В 1969г. по заказу министерства обороны США был осуществлен один из первых проектов стратегической коммуникационной системы, способной устойчиво работать в условиях ядерного конфликта [19, с.387].

Можно выделить несколько преимуществ глобальной сети на сегодняшний день:

а) обмениваться посланиями за секунды с одним или множеством людей в любой точке земного шара, подключенной к Интернет;

б) получать доступ к отдаленному (в том числе на другом конце земли) компьютеру, располагающему базами данных, и использовать эти данные;

в) подписаться на дискуссионный лист (или создать такой лист) и участвовать в обсуждении различных вопросов, в том числе, в интерактивном режиме;

г) получать и рассылать регулярные выпуски – новостей, пресс–релизов по конкретной тематике;

д) представлять организации, персоны, идеи, товары и услуги, а также покупать и продавать товары и услуги.

По данным статистического исследования, на 2009 год, пользователями интернета на территории России являются 50 млн. человек, что говорит о широкой популярности Интернета.

Развитие глобальной сети позволило осуществлять одновременную коммуникацию в режиме реального времени (чаты, форумы, игры, видеоконференции, радиовещание в сети), последовательную коммуникацию (сетевую IP телефонию, пейджинговую связь, электронную почту) и иметь постоянно наличествующие данные в архивах, которые время от времени обновляются. Интернет позволил расширить возможности традиционных периодических изданий через создание электронных версий на сайтах (выпуски газет и журналов, информационные ленты агентств). Вместе с тем сама сеть стала источником новостей для традиционных СМИ (телепередачи, колонки в газетах, журналы, освещающие тему интернета).

Интернет все больше способствует глобальным коммуникациям: он функционирует как огромная библиотека, и как СМИ, и как бизнес-пространство, к тому же предоставляет огромные возможности в сфере развлечений. [19, c.299]

 

Информационные агентства

Информационные агентства — специализированные информационные предприятия (организации, службы, центры), обслуживающие СМИ. Их основная функция — снабжать оперативной политической, экономической, социальной, культурной информацией редакции газет, журналов, телевидения, радиовещания, а также другие учреждения, организации, частных лиц, являющихся подписчиками на их продукцию. Функционирование агентств ориентировано на сбор новостей. В соответствии с законом РФ "О средствах массовой информации" в отношении информационных агентств на них одновременно распространяются статус редакции, издателя, распространителя и правовой режим средства массовой информации.

Наиболее известные информационные агентства России:

- ИТАР-ТАСС;

- «Интерфакс»;

- «РИА Новости».

- PrimaMedia

Международная информационная группа «Интерфа́кс» (англ. Interfax Information Services Group) была создана в 1989 году и стала первым негосударственным информационным агентством в СССР. Сегодня «Интерфакс» является одним из трех крупнейших информагентств России.

Тысячи российских компаний пользуются услугами «Интерфакса» по эффективному раскрытию информации для участников рынка ценных бумаг. Ежегодно через «Интерфакс», который с 2001 года является уполномоченным агентством Федеральной службы по финансовым рынкам, публикуется более 100 тысяч оперативных сообщений эмитентов.

Российское агентство международной информации «РИА Новости» (ФГУП РАМИ «РИА Новости») — одно из крупнейших информационных агентств России. Оно обладает широкой корреспондентской сетью на территории Российской Федерации, СНГ и более чем 40 стран мира. Ежедневно, в сети Интернет и по каналам электронной связи, РИА Новости распространяет общественно-политическую, экономическую, научную, финансовую информацию на русском языке, на пяти европейских (английский, немецкий, французский, испанский, сербский. РИА Новости служит также информационной площадкой для проведения пресс-мероприятий. Агентство располагает крупнейшей в России фотослужбой и фотобанком, насчитывающим более 1 000 000 фотографий. Среди проектов агентства — информационно-аналитический ресурс «РИА Новости — Недвижимость».

Тексты агентских сообщений также имеют ряд особенностей. Текущая хроника поступает в форме коротких заметок, построенных по жесткой схеме. У каждого агентства есть собственные требования к текстам, но можно выделить и общие черты: ответ на вопросы, что, когда и где произошло, кто принимал в этом участие; обязательна ссылка на источник информации; детали (как, почему, с какими последствиями) отсутствуют или сообщаются во вторую очередь. Такая схема облегчает как работу корреспондента над сообщением, так и восприятие текста адресатом. Из других жанров используется комментарий, обзор, интервью, репортаж, политический портрет (преимущественно в тематических вестниках и бюллетенях).

Если на первых этапах своего существования агентства снабжали газеты и журналы исключительно хроникой и официальными сообщениями, то в настоящее время сфера информационных услуг значительно расширилась. Современные агентства, помимо хроники текущих событий и анонсов, готовят подписчикам и справочно-аналитический материал, специализированную информацию; проводят пресс-конференции, делают заявления, организуют акции. В структуре агентств нередко представлены как особые подразделения теле- и радиокомпании, редакции газет и журналов, рекламные компании, PR-службы. Крупные и влиятельные агентства предлагают подписку на десятки и сотни информационных продуктов различного содержания, периодичности и формы.[24]


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.