Исторические, географические и лингвистические сведения о финляндских шведах и Аландских островах — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Исторические, географические и лингвистические сведения о финляндских шведах и Аландских островах

2019-08-04 179
Исторические, географические и лингвистические сведения о финляндских шведах и Аландских островах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КУРСОВАЯ РАБОТА

РЕШЕНИЕ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА НА ПРИМЕРЕ АЛАНДСКИХ ОСТРОВОВ

Г.

С О Д Е Р Ж А Н И Е:

ВВЕДЕНИЕ... 3

ГЛАВА 1.СТАНОВЛЕНИЕ АЛАНДСКОЙ АВТОНОМИИ В ФИНЛЯНДИИ: ИСТОРИЯ ВОПРОСА ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ФИНЛЯДСКИХ ШВЕДОВ... 6

1.1.Исторические, географические и лингвистические сведения о финляндских шведах и Аландских островах.. 6

1.2.Предпосылки и развитие этнополитического конфликта в Финляндии: роль России в самоопределении финского народа, решение о статусе Аландских островов.. 9

ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ РЕШЕНИЯ ЭТНИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ НА ПРИМЕРЕ АЛАНДСКИХ ОСТРОВОВ... 15

2.1.Международный опыт решения вопросов этничности в Европе.. 15

2.2.Особенности публичного управления на Аландских островах.. 20

2.2.Аландское законодательство.. 22

ВЫВОДЫ.... 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ... 26

ЛИТЕРАТУРА... 28

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.. 30

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность работы. В современном мире насчитывается около 3500 этнических групп и около 200 государств. Практически все современные государства в основном полиэтничны, однако степень полиэтничности повсюду разная. Представители различных этносов отличаются своим традиционным бытом и культурой. Все члены полиэтнического общества, являются ли они представителями этнического большинства или меньшинства, должны иметь одинаковые права и обязательства перед государством. Поэтому фундаментальными основами современного международного права являются, с одной стороны, суверенитет государства, с другой - право на самоопределение народа, согласно которому все народы могут свободно определять, без вмешательства извне, свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие.

Неотъемлемой частью высокой политической культуры общества являются правовые гарантии и ограждение интересов этнического меньшинства, цивилизованное решение проблем жизнедеятельности, сохранения культур и самобытности отдельных этнических групп. Но практически в современном мире невозможно найти страну, в которой бы все население говорило на одном языке, исповедовало одну религию, имело одинаковые культурные традиции. В этой связи вопрос о положении этнических меньшинств, обеспечении их прав имеет особое значение. Защита меньшинств должна базироваться на недопущении коллективной дискриминации и равных коллективных прав. Это позволит меньшинствам развивать свою самобытность, но не повредит процессам интеграции и даже ассимиляции, если этническое меньшинство этого пожелает. Защита прав национальных меньшинств должна обеспечить им равные с доминирующим этносом права во всех сферах жизни, но, с другой стороны, и создать благоприятные условия для сохранения их этнического своеобразия. Для Северной Европы это уже реальность.

Межэтнические отношения - чрезвычайно сложная сфера общественной жизни. Складываясь под влиянием особенностей исторического развития той или иной страны, этнического состава населения и других факторов, межэтнические взаимодействия во многом предопределяют формирующиеся в обществе экономические, социальные и политические контакты. Межэтнические отношения всегда конкретны, имеют свою специфику в каждой отдельно взятой стране и требуют регулирующей деятельности государства. Мировая практика уже не одно десятилетие разрабатывает систему мер для обеспечения прав человека на основе принципов этнического равенства. В настоящее время можно говорить, что сложился международно-правовой институт прав и свобод этнических меньшинств. Характерной чертой большинства развитых западных стран является наличие долговременной национальной политики.

Мы будем говорить, главным образом, о европейских государствах в свете норм международного права и их частных позиций. Именно правовая доктрина этих стран внесла наибольший вклад в разработку понятийного аппарата и концепций. Кроме того, в Северной Европе работа над проблемой прав этнических групп и меньшинств продвинулась дальше, чем в остальных частях мира. Особенно показателен в этом отношении пример решения этнополитической проблемы в Финляндии по определению статуса финляндских шведов, населения автономной области Аландских островов.

Изучение государственно-правового опыта стран Северной Европы в сфере регулирования межэтнических отношений имеет не только познавательное, но и прикладное значение, поскольку может сыграть полезную роль при решении межэтнических проблем в России, а также для выработки линии поведения по отношению к соотечественникам за рубежом.

Цель данной курсовой работы состоит в изучении подходов к решению этнополитического конфликта на примере Аландских островов.

В задачи работы входит:

1)Исследовать историю вопроса национально-культурной идентичности финляндских шведов.

2)Изучить международный опыт решения этнополитического конфликта на примере Аландских островов.

3)Сделать краткие выводы по результатам исследования «аландского вопроса».

До настоящего времени отсутствуют комплексные исследования по обобщению опыта различных стран по решению межэтнических вопросов. Существуют лишь отдельные работы, специально посвященных заявленной проблематике. При выполнении цели и задач, поставленных в данной работе, автор опирался на исследования таких отечественных и зарубежных авторов, как Г.И.Анохин, Г.В.Елисеева, А.С.Кан, М.Ю.Мартынова, С.В.Соколовский, Э.Хобсбаум, Н.В.Шлыгина, Э.Ютиккала и других.

 


ГЛАВА 1.СТАНОВЛЕНИЕ АЛАНДСКОЙ АВТОНОМИИ В ФИНЛЯНДИИ: ИСТОРИЯ ВОПРОСА ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ФИНЛЯДСКИХ ШВЕДОВ

ГЛАВА 2.  МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ РЕШЕНИЯ ЭТНИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ НА ПРИМЕРЕ АЛАНДСКИХ ОСТРОВОВ  

Аландское законодательство

 

Гражданство на Аландских островах человек получает его при рождении, если оно имеется у одного из родителей. В 1996 г. в Финляндии были введены в обращение новые паспорта, в которых, помимо финского гражданства, ставится отметка о наличии регионального аландского гражданства (или права жительства). Получить такое гражданство весьма непросто.

Во-первых, оно предоставляется лишь гражданам Финляндии.

Во-вторых, чтобы его получить, необходимо прожить на островах пять лет. В то же время аландцы, прожившие вне территории островов пять лет, лишаются своего гражданства. В-третьих, чтобы ходатайствовать о получении аландского гражданства, необходимо знать шведский язык и сдать соответствующий экзамен.

Брак с аландцем тоже не упрощает процедуру. Наоборот, она может затянуться лет на 8 - 10, поскольку по выполнении всех вышеперечисленных условий ходатайство подается президенту Финляндии и может пролежать у него несколько лет.

По аландским законам вся земельная собственность переходит по наследству, и каждый аландец уже с рождения является крупным землевладельцем. Жители островов убеждены, что сохранение земельных угодий в руках коренных жителей - непременный залог их экономического успеха. Следует заметить, что весь ход развития показал правомерность такого решения. Буквально за считанные годы Аландские острова превратились в «острова миллионеров», оставив далеко позади многие страны ЕС.

Каждый аландец занимается несколькими видами деятельности. У них очень развито «чувство аландственности». Не считая себя ни шведами, ни финнами, они с большим недоверием относятся ко всем, без исключения, чужестранцам. И хотя внешне это никак не проявляется, того, что человек «чужой», они никогда не забывают.

Несмотря на то, что вопросы внешней политики относятся к прерогативе государственных властей Финляндии, в Законе о самоуправлении имеется параграф о действии международных соглашений. Если Финляндия заключает международный договор, касающийся внутренних дел Аландских островов, требуется согласие лагтинга, чтобы договор имел силу и на их территории.

Особое значение это положение приобрело в связи с процессом интеграции в Европе. Когда встал вопрос о вступлении Финляндии в Европейский Союз, возникла необходимость в согласии лагтинга. Перед принятием решения на Аландских островах был проведен референдум. Абсолютное большинство населения (73,6%) проголосовало за вступление в ЕС. На результаты референдума повлияло и положительное решение Швеции по данному вопросу. ЕС и Финляндия подписали специальный протокол, согласно которому Аландским островам было гарантировано полное сохранение их статуса самоуправляющейся провинции. ЕС пошел на принятие особых условий в отношении Аландских островов, которые стали возможны благодаря их статусу, основанному на международных соглашениях.

ВЫВОДЫ

 

Представленный краткий обзор международного опыта решения проблемы национальных меньшинств в развитых европейских странах на примере Аландских островов позволяет предположить, что «аландская модель» может быть использована далеко не во всех странах, однако именно эта модель является наиболее ярким примером, демонстрирующим лучшие традиции международного законодательства в урегулировании столь сложных вопросов.

Нет единых принципов, обеспечивающих и в демократических обществах решения этнокультурных проблем этничности, они разные и к тому же меняются в пределах каждого государства, в зависимости от конкретной ситуации. В национальных, этнических меньшинствах больше всего вызрело сознание мультикультурной Европы и лучше всего развита восприимчивость к различному образу мыслей и жизни. Сегодня вопрос об этнической чистоте считается в развитых странах некорректным. Во многих развитых странах люди живут культурными общинами. Страна, закрытая в культурном отношении, обречена на отставание или перерождение. Тормозом в их развитии будет именно своеобразие их великих культур и языков, потому что общая тенденция в мировом сообществе направлена в сторону сглаживания различий. Понимание этих процессов особенно важно для многонациональной России, стремящейся построить гражданское общество в новых политических и экономических реалиях.

Человечество сегодня существует как бы в двух культурах: с одной стороны - это чёткие рамки национальных культур, а с другой - широкий контекст международного культурного общения. Необходимо сохранить культурное многообразие как величайшее достояние человечества.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итог работе, следует подчеркнуть следующие существенные моменты.

Как свидетельствует опыт Аландских островов, реализация социально-экономических и культурных аспектов этничности, положение национальных меньшинств в стране - важный показатель, свидетельствующий об уровне демократии, межнационального согласия и культуры этой страны. Реализация социально-культурных аспектов этничности способствует поддержанию политической стабильности в государстве, созданию гражданского общества, избежанию конфликтов и напряженности.

Для России большое значение имеют зарубежные параллели, опыт решения этнических проблем и разработка норм межнациональных отношений в странах Северной Европы, но Россия должна учитывать свою специфику, исторические условия. Права лиц, принадлежащих к меньшинствам, являются интеграцией и неотъемлемой частью фундаментальных прав и свобод всех членов общества. Положение меньшинств - важный тест зрелости демократии, поскольку взаимная терпимость к различиям является существенной частью демократического мироощущения. Демократия не обеспечена, если жизненные интересы и права меньшинств - не защищены наряду с интересами и правами большинства. Действительно, история показывает, что неуважение прав меньшинств зачастую является прелюдией к попранию прав большинства. Защита национальных прав - необходимая составная часть утверждения и развития демократии, существенный фактор политической и социальной стабильности. В демократическом обществе национальное меньшинство - активные участники становления политического плюрализма, а их представительные и культурные учреждения - важный компонент общественной жизни. Ни в одном государстве не может быть демократии и согласия, если проживающим в нем национальным меньшинствам не будут предоставлены необходимые права и свободы. Не могут чувствовать себя счастливыми, свободными люди, если рядом с ними живут соседи, права которых ограничиваются, которым создаются разнообразные препятствия. Как показала история, игнорирование таких проблем лишь усиливает напряжение в странах, от которого остается всего один шаг до серьезного конфликта. Национальные меньшинства должны осознаваться не как источник проблем, а как узы между государствами, как фактор, стимулирующий совместное создание благосостояния многонационального государства.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Анохин Г.И. Скандинавские народы // Системы личных имен у народов мира. М.: Наука, 1986.

2. Бауэр О. Национальный вопрос и социал-демократия. - Спб., 1909.

3. Елисеева Г.В. Сохранение национальных традиций в малых группах в иноэтнической среде обитания (объективные факторы реализации традиций) // История мировой культуры: традиции, инновации, контакты. - М., 1990.

4. Закон «О правах национальных и этнических меньшинств» XXXVIII /Перевод с венгерского. 1993.

5. Кан А.С. Великое княжество Финляндское под властью царской России. Вопросы истории Европейского Севера. Петрозаводск, 1980.

6. Мартынова М.Ю. Политика государств Европы в сфере защиты прав этнических меньшинств // Этнические проблемы и политика государств Европы. - М., ИЭА РАН, 1998.

7. Нам И.В. Национально-персональная автономия. Вопросы теории и практики. // Национально-культурные автономии и объединения. Историография. Политика. Практика. Антология. Том 1.- М.,1995.

8. Полиэтническое общество и конфликт. / Отв. ред. Л. Меликишвили. - Тбилиси, 1998.

9. Соколовский С.В. Международно-правовые проблемы защиты культуры меньшинств // Права и статус национальных меньшинств в бывшем СССР.- М., 1993.

10. Соломещ И.М. Финляндская политика царизма в годы первой мировой войны. (1914-февр.1917 гг.). Петрозаводск, 1992.

11. Такала И.Р. А.И. Арвидссон о положении Финляндии в составе Российской империи (рубеж 30-40-х гг. ХIХ в.) // Скандинавский сборник. Таллинн, 1988. Вып.32.

12. Тейстре У.В. Вопрос об общегосударственном законодательстве и наступление царизма на финляндскую автономию в 1907-1910 гг.// Скандинавский сборник. Таллинн, 1972. № 17.

13. Хобсбаум Э. Введение к книге «Нации и национализм после 1780 г.: «Программа, миф, реальность» //Современные методы преподавания новейшей истории. М., 1996.

14. Шлыгина Н.В. Финляндские шведы // Этнические меньшинства в современной Европе. М.: Восточная литература, 1997.

15. Ютиккала Э. История Финляндии с древности до стабилизации самостоятельности в 1939 г. // Прибалтийско-финские народы. Ювяскюля, 1995.

Литература на иностранных языках

16. Haugen E. The Scandinavian languages as cultural artifacts // Fishman J.A., Ferguson C.A., Das Gupta J. (eds.). Language problems of developing nations. New York: John Wiley & Sons, 1968.

17. Krusius-Arenberg.L. Finnischer Separatismus und Russischer Imperialismus im vorigen Jahrhundert // Historische Zeitschrift, 1959. Bd 187.H.2.

18. Zetterberg S. Die Liga der Fremdvоlker Russlands. Helsinki, 1978.

19. Wingstedt M. Language ideologies and minority language policies in Sweden. History and contemporary perspectives. Stockholm: Stockholm University, 1998.

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

 

Карта Финляндии

 

 

 

 

 


[1] Шлыгина Н.В. Финляндские шведы // Этнические меньшинства в современной Европе. М.: Восточная литература, 1997. С. 172-193.

[2] Ютиккала Э. История Финляндии с древности до стабилизации самостоятельности в 1939 г. // Прибалтийско-финские народы. Ювяскюля, 1995. с.56.

[3] Хобсбаум Э. Введение к книге «Нации и национализм после 1780 г.: «Программа, миф, реальность» //Современные методы преподавания новейшей истории. М., 1996. С. 37.

[4] Такала И.Р. А.И. Арвидссон о положении Финляндии в составе Российской империи (рубеж 30-40-х гг. ХIХ в.) // Скандинавский сборник. Таллинн, 1988. Вып.32. С.89.

[5] Ютиккала Э. Указ.соч. С.56-57.

[6] Zetterberg S. Die Liga der Fremdvоlker Russlands. Helsinki, 1978. S.37.

[7] Ibid.

[8] Цит по: Krusius-Arenberg.L. Finnischer Separatismus und Russischer Imperialismus im vorigen Jahrhundert // Historische Zeitschrift, 1959. Bd 187.H.2. S.273.

[9] Паасивирта Ю. Северный бастион Родины. 1995. № 12. С.25.

[10] Эти проблемы нашли отражения в работах: Соломещ И.М. Финляндская политика царизма в годы первой мировой войны. (1914-февр.1917 гг.). Петрозаводск, 1992. С.7-9; Тейстре У.В. Вопрос об общегосударственном законодательстве и наступление царизма на финляндскую автономию в 1907-1910 гг.// Скандинавский сборник. Таллинн, 1972. № 17. С. 94-96; Кан А.С. Великое княжество Финляндское под властью царской России. Вопросы истории Европейского Севера. Петрозаводск, 1980. С.122-124.

[11] Krusius-Arenberg.L. Finnischer Separatismus und Russischer Imperialismus im vorigen Jahrhundert // Historische Zeitschrift, 1959. Bd 187.H.2. S.249.

[12] Бауэр О. Национальный вопрос и социал-демократия. - Спб.,1909, с.353.

[13] Нам И.В. Национально-персональная автономия. Вопросы теории и практики. // Национально-культурные автономии и объединения. Историография. Политика. Практика. Антология. Том 1.- М.,1995, с.30.

[14] Соколовский С.В. Международно-правовые проблемы защиты культуры меньшинств // Права и статус национальных меньшинств в бывшем СССР.- М., 1993, с.30.

[15] Полиэтническое общество и конфликт. / Отв. ред. Л. Меликишвили. - Тбилиси, 1998, С.34.

[16] Мартынова М.Ю. Политика государств Европы в сфере защиты прав этнических меньшинств // Этнические проблемы и политика государств Европы. - М., ИЭА РАН, 1998. C. 8 - 39.

[17] Закон “ О правах национальных и этнических меньшинств” XXXVIII / 1993. Перевод с венгерского, С.42.

[18] Елисеева Г.В. Сохранение национальных традиций в малых группах в иноэтнической среде обитания (объективные факторы реализации традиций) // История мировой культуры: традиции, инновации, контакты. - М., 1990, с.90.

КУРСОВАЯ РАБОТА

РЕШЕНИЕ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА НА ПРИМЕРЕ АЛАНДСКИХ ОСТРОВОВ

Г.

С О Д Е Р Ж А Н И Е:

ВВЕДЕНИЕ... 3

ГЛАВА 1.СТАНОВЛЕНИЕ АЛАНДСКОЙ АВТОНОМИИ В ФИНЛЯНДИИ: ИСТОРИЯ ВОПРОСА ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ФИНЛЯДСКИХ ШВЕДОВ... 6

1.1.Исторические, географические и лингвистические сведения о финляндских шведах и Аландских островах.. 6

1.2.Предпосылки и развитие этнополитического конфликта в Финляндии: роль России в самоопределении финского народа, решение о статусе Аландских островов.. 9

ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ РЕШЕНИЯ ЭТНИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ НА ПРИМЕРЕ АЛАНДСКИХ ОСТРОВОВ... 15

2.1.Международный опыт решения вопросов этничности в Европе.. 15

2.2.Особенности публичного управления на Аландских островах.. 20

2.2.Аландское законодательство.. 22

ВЫВОДЫ.... 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ... 26

ЛИТЕРАТУРА... 28

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.. 30

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность работы. В современном мире насчитывается около 3500 этнических групп и около 200 государств. Практически все современные государства в основном полиэтничны, однако степень полиэтничности повсюду разная. Представители различных этносов отличаются своим традиционным бытом и культурой. Все члены полиэтнического общества, являются ли они представителями этнического большинства или меньшинства, должны иметь одинаковые права и обязательства перед государством. Поэтому фундаментальными основами современного международного права являются, с одной стороны, суверенитет государства, с другой - право на самоопределение народа, согласно которому все народы могут свободно определять, без вмешательства извне, свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие.

Неотъемлемой частью высокой политической культуры общества являются правовые гарантии и ограждение интересов этнического меньшинства, цивилизованное решение проблем жизнедеятельности, сохранения культур и самобытности отдельных этнических групп. Но практически в современном мире невозможно найти страну, в которой бы все население говорило на одном языке, исповедовало одну религию, имело одинаковые культурные традиции. В этой связи вопрос о положении этнических меньшинств, обеспечении их прав имеет особое значение. Защита меньшинств должна базироваться на недопущении коллективной дискриминации и равных коллективных прав. Это позволит меньшинствам развивать свою самобытность, но не повредит процессам интеграции и даже ассимиляции, если этническое меньшинство этого пожелает. Защита прав национальных меньшинств должна обеспечить им равные с доминирующим этносом права во всех сферах жизни, но, с другой стороны, и создать благоприятные условия для сохранения их этнического своеобразия. Для Северной Европы это уже реальность.

Межэтнические отношения - чрезвычайно сложная сфера общественной жизни. Складываясь под влиянием особенностей исторического развития той или иной страны, этнического состава населения и других факторов, межэтнические взаимодействия во многом предопределяют формирующиеся в обществе экономические, социальные и политические контакты. Межэтнические отношения всегда конкретны, имеют свою специфику в каждой отдельно взятой стране и требуют регулирующей деятельности государства. Мировая практика уже не одно десятилетие разрабатывает систему мер для обеспечения прав человека на основе принципов этнического равенства. В настоящее время можно говорить, что сложился международно-правовой институт прав и свобод этнических меньшинств. Характерной чертой большинства развитых западных стран является наличие долговременной национальной политики.

Мы будем говорить, главным образом, о европейских государствах в свете норм международного права и их частных позиций. Именно правовая доктрина этих стран внесла наибольший вклад в разработку понятийного аппарата и концепций. Кроме того, в Северной Европе работа над проблемой прав этнических групп и меньшинств продвинулась дальше, чем в остальных частях мира. Особенно показателен в этом отношении пример решения этнополитической проблемы в Финляндии по определению статуса финляндских шведов, населения автономной области Аландских островов.

Изучение государственно-правового опыта стран Северной Европы в сфере регулирования межэтнических отношений имеет не только познавательное, но и прикладное значение, поскольку может сыграть полезную роль при решении межэтнических проблем в России, а также для выработки линии поведения по отношению к соотечественникам за рубежом.

Цель данной курсовой работы состоит в изучении подходов к решению этнополитического конфликта на примере Аландских островов.

В задачи работы входит:

1)Исследовать историю вопроса национально-культурной идентичности финляндских шведов.

2)Изучить международный опыт решения этнополитического конфликта на примере Аландских островов.

3)Сделать краткие выводы по результатам исследования «аландского вопроса».

До настоящего времени отсутствуют комплексные исследования по обобщению опыта различных стран по решению межэтнических вопросов. Существуют лишь отдельные работы, специально посвященных заявленной проблематике. При выполнении цели и задач, поставленных в данной работе, автор опирался на исследования таких отечественных и зарубежных авторов, как Г.И.Анохин, Г.В.Елисеева, А.С.Кан, М.Ю.Мартынова, С.В.Соколовский, Э.Хобсбаум, Н.В.Шлыгина, Э.Ютиккала и других.

 


ГЛАВА 1.СТАНОВЛЕНИЕ АЛАНДСКОЙ АВТОНОМИИ В ФИНЛЯНДИИ: ИСТОРИЯ ВОПРОСА ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ФИНЛЯДСКИХ ШВЕДОВ

Исторические, географические и лингвистические сведения о финляндских шведах и Аландских островах

 

История финляндских шведов, это - история Финляндии, поскольку они населяют ядро страны. Как свидетельствуют научные исследования[1], точно не известно, когда первое германоязычное население появилось на территориях, ныне принадлежащих Финляндии. В V – IХ столетиях н. э. они уже населили Аландские острова. Вообще, считается, что происхождение нынешних германоязычных поселений в прибрежных областях относится к ХIII столетию. Начиная с того времени, население разделилось на две группы: сельское население (крестьяне и рыбаки в прибрежных деревнях) и городской господствующий класс (сначала дворянство, затем буржуазия), который управлял Финляндией как частью Шведского королевства, Российской империи и, наконец, при независимой (с 1917) Финляндской Республике. Социальные различия всегда были более значимы, чем этно-лингвистические, и до конца Х1Х-го столетия имело место очень немного контактов (если они вообще были) между сельским населением (обоих языков) и шведоязычной элитой. Кроме того, важно учитывать, что политические движения за независимость Финляндии и признание финского языка (а позднее также движение за полную финнизацию страны) были организованы и возглавлены шведоязычной буржуазией.

До 1863 шведский был единственным официальным языком территории, которая составляет нынешнюю Финляндию. Только после обретения страной независимости в 1917 году финский язык был признан языком большинства. До этого Шведский был единственным языком, пригодным к употреблению на официальном уровне, тогда как финский юридически имел подчинённый статус (в течение короткого времени официальный статус имел русский язык).

Финляндские шведы - граждане Финляндии, для которых родным языком является шведский. Шведоязычное население Финляндии живет главным образом по побережью в четырех различных областях: Österbotten/Pohjanmaa в области Vasa/Vaasa, на западе архипелага Turku/Åbo и в городе Turku/Åbo (область Turku ja Pori / Åbo och Björneborg), в южной части Финляндии (область Uusimaa/Nyland с городом Helsinki/Helsingfors) и на Аландских островах (Åland) (Приложение 1). До начала ХХ-го столетия область расселения была сплошной, но прогресс финского населения и языка разделил её. Следует сказать, что положение шведоязычного населения на материке полностью отличается от такового на автономной территории Аландских островов. Население автономной области Аландских островов может юридически и социологически рассматриваться как обособленная этническая группа.

Аланды – архипелаг, расположенный в Ботническом заливе Балтийского моря между Финляндией и Швецией. Таких архипелагов в мире больше нет. Именно географическое положение островов, чрезвычайно удачное с точки зрения стратегической, и определило его неординарную историю.

Аланды - это исконно шведская территория, отошедшая в 1809 г. вместе с Финляндией к России. Именно России аландцы обязаны своей столицей, основанной в 1861 г. на узком мысе между мелководным заливом Слеммерн (Восточной гаванью) и глубоким, никогда не замерзающим Свибю (Западной гаванью). Город был заложен русским царем Александром II и получил название Мариехамн (гавань Марии) в честь его супруги Марии Александровны. Сейчас здесь проживают 10 тыс. человек, почти половина всего населения островов.

В 1829 г. русские же основали крепость Бомарсунд, которая должна была стать самой большой в Европе. Но волею судьбы в ходе Крымской войны 1854 г., не имеющей ни малейшего отношения к княжеству Финляндскому, России был нанесен чувствительный удар в самом неожиданном месте, и крепость была разрушена до основания англо-французским флотом. Сейчас от нее остались одни руины. Но тогда самим аландцам повезло в первый раз.

Шведский язык, на котором говорят на Аландских островах, весьма близок к стандартному шведскому. На Аландских островах население в основном моноязычное, шведское: Финский там - иностранный язык, вероятно, менее известный и реже используемый, чем английский.

Таким образом, шведский язык на Аландских островах - единственный язык местной общины. Однако, с общегосударственной точки зрения, 25000 аландцев являются лишь маленьким меньшинством в Финляндском государстве, составляя лишь 0.5 % населения. Аландские острова действительно пользуются большой степенью автономии, определенной финляндской конституцией. Острова пользуются автономией, помимо прочего, в области образования, культуры, здравоохранения, социальных вопросов, местной администрации, почтовых услуг, радио и телевидения, местного бизнеса и промышленности. Финский Закон о языках не имеет силы на островах, где единственным официальным языком и единственным языком образования является шведский. Практически, языком меньшинства на Аландских островах является финский, на нём говорит примерно 5% населения (по-видимому, все эти жители двуязычны). Известны случаи запрещения использования финского языка на Аландских островах. Особый статус Аландских островов имеет исторические корни в сепаратистском движении, которое возникло после провозглашения независимости Финляндии: аландцы хотели стать частью Швеции. Конфликт был разрешен Лигой Наций в 1921. Финляндия получила суверенитет над островами, но была обязана дать им большую степень автономии в ряде сфер, а шведскому языку гарантировать статус единственного языка области. Аландские острова можно назвать proto-государством.

 



Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.