Религиозные организации. Типы религиозных организаций. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Религиозные организации. Типы религиозных организаций.



Содержание

1. Вступление ..............................................................................................................................2

2. Религиозные организации. Типы религиозных организаций ...............................................5

3. Свобода совести российское законодательство о религиозных организациях .................12

3.1. История формирования представлений о свободе совести ........................................12

3.2. Законодательное обеспечение свободы совести в современной России ..................17

4. Диалог и сотрудничество верующих - основа формирования светского

харак­тера Российского государства .....................................................................................22

4.1. Понятие “диалог”, субъекты и цели диалога по религиозному вопросу ...................22

4.2. Гуманизм как ценностная основа диалога верующих и не верующих .......................27

5. Примечание ...........................................................................................................................32

6. Используемая литература .....................................................................................................35

7. Приложения ..........................................................................................................................40

Вступление

Говорить о взаимоотношении политики и религии - это значит, по существу, обсуж­дать особую, притом важную область многообразных отношений личности и общества. С одной стороны, тут неизменно встают сугубо интимные для каждого человека вопросы, касающиеся его личных убеждений, взглядов, совести. С другой же стороны - неизбежно раскрываются качественные характеристики данного общества, государствен­ного строя, его способность обеспечить демократические права своих граждан, исключить всякое - правовое и практическое - насилие над их убеждениями, ущемление интересов личности, народных масс, любое исполь­зование личных убеждений и взглядов в ущерб их носителям, в ущерб социальному прогрессу. Уже сказанное позволяет понять, что тут речь идёт о важ­нейшем показателе демократичности и гуманности общества.

 Упомянутые вопросы тем более требуют внимательного рассмотрения, что каждое общество, государ­ство (точнее, правящие круги) по-своему понимают, по-разному толкуют и, главное, осуществляют практиче­ские действия в сфере взаимоотношения религии и по­литики. Именно поэтому лишь тщательное и объектив­ное изучение позволяет понять, чем вызваны эти различные трактовки и действия, насколько они на деле де­мократичны и гу­манны, наконец, в чьих интересах они осуществляются. Например, без учёта религиозного фактора трудно понять подоплёку ряда политических действий, наблюдаемых сегодня в тех или иных странах, регионах и, даже в мировой политике. Известно, например, что в разных районах планеты периодически воз­никают острые социально-политические катаклизмы (например, в Латинской Америке, Северной Ирландии, Индии), вплоть до военных дейст­вий (Иран-Ирак), где в качестве ведущей причины (по крайней мере на по­верхности собы­тий) фигурируют религиозные мотивы.



Разумеется, более широко подобные явления наблюдались в прошлом. Достаточно вспомнить антикато­лическое движение в Европе в XVI веке - Реформацию, которая была важным этапом борьбы буржуазии ряда европейских стран против феодализма. Все участ­вующие в движении Реформации силы (бюргерство, часть дворянства, стремящиеся огра­ничить власть церкви и присвоить её земельные владения, крестьянство) подни­мали рели­гиозное знамя, выступая при этом с определёнными политическими требованиями. Для ев­ропейской истории Реформация была, одной из наиболее характерных революций в рели­гиозной одежде.

У каждого, следящего за современной мировой политикой и наблюдающего актив­ную роль в ней рели­гиозного фактора , могут возникнуть вопросы: насколько прочно сего­дня сплетаются религия и политика, ка­ковы объективные и субъективные основания этого симбиоза и сколь продолжительным будет это сосущест­во­вание?

Очевидно, ответы на эти вопросы будут тем содержательнее, чем глубже будут рас­крыты как общие причины переплетения религии и политики, так и исторические особен­ности, те конкретные условия, в рамках которых наблюдается их взаимодействие.

Религия и политика на протяжении долгих веков так или иначе соприкасались и со­прикасаются друг с другом. При этом степень и характер воздействия религиозного фак­тора на политику различны, но его присут­ствие в политических действиях и движениях далеко не случайное явление. И это объясняется сущностными характеристиками как рели­гии, так и политики.



Религия неизменно опирается на довольно большие массы своих последователей. Это - форма общест­венного сознания. В определённые исторические периоды, в тех или иных регионах планеты это - форма соз­нания, наиболее распространённая в массах, а иногда она довлеет над всеми другими формами общественного сознания. Поэтому во всех случаях, когда речь о религии, вопрос касается более или менее значительных людских масс.

Будучи связана с классовыми интересами, с проблемой власти, политика, в свою оче­редь, начинается тогда, когда речь идёт об определённых социальных группах, классах, нациях. Политика, таким образом, тоже неизбежно связана с огромными массами населе­ния.

Следовательно нетрудно отсюда заключить, что если объекты и носители у них по сути одни и те же, то религия и политика неизбежно должны перекрещиваться. Как исто­рия, так и современность убедительно по­казывают, что так оно и было, так оно и есть. Следовательно, долго ещё будут перекрещиваться судьбы двух рассматриваемых явлений общественной жизни, а ещё точнее - пока они будут существовать. Поэтому важно трезво и реалистично подходить к этой проблеме, избегать, встречаясь в сфере политики с религией, какой бы то ни было торопливости, необоснованного стремления быстрее избавится от “досадного” сочетания, равно как и любой недооценки этого явления.

Более того, саму сущность ряда социально-политических движений в некоторых ре­гионах планеты не­возможно понять без учёта особенностей их идеологических религиоз­ных обрамлений. Практика развёрты­вающихся сегодня социально-политических движений, связанных с религией, вновь подтверждает давнишнею противоречивую традицию. Соци­альный эффект и политические последствия их деятельности не одинаковы, порою даже противоположны. Здесь и связь с господствующими классами, освящение классового не­ра­венства, социального гнёта и развитие освободительных движений, в специфической форме выражающих те или иные устремления народных масс. Разумеется, это объясняется тем, что религия имеет широкую межклассовую ос­нову; как правило, её приверженцы при­надлежат к противостоящим друг другу социальным группам, классо­вым силам.

Следует отметить, что демократические освободительные движения нередко руково­дствуются ненауч­ными иллюзорными программами. Обращение радикальных, обладающих определёнными революци­онно-демократическим потенциалом, слоёв населения к религии усугубляет остроту проблемы взаимоотноше­ния религии и политики, делает необходимым её углубленное и всестороннее рассмотрение. Поэтому всё дело в том, чтобы объективно выявить действительную функцию религии в политических движениях, реальный по­лити­ческий и идеологический смысл современной повышенной активности различных кругов и направлений в религиозных организациях.

Примечание

стр.2. Реформация (от лат. reformatio -преобразование), общественное движение в За­падной и Цен­тральной Европе в 16 веке, направленное против католической церкви. На­чало Реформации положило выступ­ление в 1517 году в Германии М.Лютера. Идеологи Ре­формации выдвинули тезисы, которыми фактически от­рицалась необходимость католиче­ской церкви с ее иерархией и духовенства вообще, отвергалось католическое Священное Предание, отрицались права церкви на земельные богатства и др. Основные направления Реформа­ции: бюргерское (Лютер, Ж.Кальвин, У.Цвингли); народное, соединявшее требо­вание упразднения католиче­ской церкви с борьбой за установление равенства (Т.Мюнцер, анабаптисты); королевско-княжеское, отражав­шее интересы светской власти, стремив­шейся укрепить власть, захватить земельные владения церкви. Под идейным знаменем Ре­формации проходили Крестная война 1524-25 г. в Германии, Нидерландская и Англий­ская революции. Реформация положила начало протестантизму (в узком смысле Реформация - проведение религиозных преобразований в его духе).

стр.5. Бахофен (Bachofen) Иоганн Якоб (1815-1887), швейцарский историк права. По­ложил начало изу­чению истории семьи и проблем матриархата.

стр.7. Вебер (Weber) Макс (1864-1920) - немецкий социолог, разрабатывавший во­просы методологии социального познания, культорологии, экономики. Большое влияние на буржуазное общество оказали его ис­следования по социологии религии и исторической роли протестантизма. В концепции Вебера религия обрела характер автономного и ре­шающего фактора исторического развития. Основные сочинения: "Аграрная исто­рия древнего мира", "Протестантская этика и дух капитализма ", "Хозяйство и общество".

Дюркгейм (Durkheim) Эмиль (1858-1817), французский социолог, основатель фран­цузской социологи­ческой школы. Выступил против индивидуально-психологического и биологического направлений, рассматри­вал общество как реальность, несводимую к сово­купности индивидов. В то же время отводил определяющую роль в обществе "коллективному сознанию”. Разделение труда считал основой общественной солидарности и трактовал социальные конфликты как патологическое явление. Основные сочинения: "О разделении общест­венного труда" (1893), "Самоубийство" (1897), "Элементарные формы религиозной жизни" (1912).

стр.14. “Соборное уложение” 1649, свод законов Русского государства; принят Зем­ским собором 1648-49. Впервые выделены государственные преступления, окончательно оформлено крепостное право. Ос­новной закон в России до первой половины 19 века.

Лютер (Luther) Мартин (1483-1546) - теолог и общественный деятель эпохи Реформа­ции, основатель немецкого протестантизма. В 1517, протестуя против продажи индульген­ций в Германии, обнародовал в Вит­тенберге 95 тезисов, которые отвергали основные дог­маты католицизма. Основатель лютеранства. Перевел на немецкий язык Библию, утвердив нормы общенем. литературного языка.

Локк (Locke) Джон (1632-1704), английский философ, основатель либерализма. В "Опыте о человече­ском разуме" (1690) разработал эмпирическую теорию познания. Отвер­гая существование врожденных идей, утверждал: все человеческое знание проистекает из опыта. Развил учение о первичных и вторичных качествах и теорию образования общих идей (абстракций). Социально-политическая концепция Локка опирается на естественное право и теорию общественного договора. В педагогике исходил из решающего влияния среды на воспитание. Основоположник ассоциативной психологии.

Вольтер (Voltaire) (настоящее имя Мари Франсуаза Аруэ, Arouet) (1694-1778), фран­цузский писатель и философ-просветитель, деист, ин. почетный член Петербургской АН (1746). Лирика молодого Вольтера про­никнута эпикурейскими мотивами, содержит вы­пады против абсолютизма. Зрелая проза разнообразна по те­мам и жанрам: философские повести "Макромегас" (1752), "Кандид, или Оптимизм" (1759), "Простодушный" (1767), трагедии в стиле классицизма "Брут" (1731), "Танкред" (изд. 1761), сатирические поэмы ("Орлеанская девственница", 1735, изд. 1755), публицистика, исторические сочинения. Дея­тельность Вольтера связана с борьбой против религиозной нетерпимости и мракобесия, критикой феодально-абсолютистской системы: "Философские письма" (1733), "Философский сло­варь" (1764-69). Сыграл значительную роль в развитии ми­ровой , в том числе русской, фи­лософской мысли, в идейной подготовке Французской революции конца 18 века. С именем Вольтера связано распространение в России так называемый вольтерь­янства (дух свободо­мыс­лия, пафос ниспровержения авторитетов, ирония).

стр.15. "Билль о правах", в США, первые 10 поправок к конституции 1787; приняты в 1789; вступил в силу в 1791. Провозглашал свободу слова, печати, собраний, религиоз­ного исповедания, отделение церкви от государства, неприкосновенность личности и др.

стр.30. Ясперс (Jaspers) Карл (1883-1969), нем. философ, представитель религиозного экзистенциа­лизма, психиатр. Ясперс обосновывал мысль о внутреннем родстве филосо­фии и религии. Считал, что познавательная способность разума ограничивается внешней объективностью, чуждой сфере человеческого существования. Религия всегда мифоло­гична, ибо догматически абсолютизирует свою священную историю. Основные труды: "Философия" (т. 1-3, 1931), "Истоки и цель истории" (1949), "Великие философы" (т. 1-2, 1957).

 

6. Используемая литература

1. Законодательство о религиозных организациях. М., 1997

2. Конституция Российской Федерации // М., 1997

3. Ковальский Н.А., Империализм. Религия. Церковь // М., 1986

4. Мчедлов М.П., Политика и религия // М., 1987

5. Ожегов С.И., Словарь русского языка // М., 1988

6. Полосин В., Российская религия или введение в новую социологию // Общест­вен­но-политический и научный журнал “Россия”, 1994, № 1-2, С. 54-61

7. Попов А., Народная церковь Латинской Америки: уроки для России? // Общест­вен­но-политический и научный журнал “Россия”, 1994, № 9-10, С. 28-43

8. Радугин А.А., Введение в религиоведение // М., 1996

9. Религии мира // Под ред. чл.-корр. РАН Щапова Я.Н. М., 19941

10. Христианство. Словарь // Под. ред. Л.Н.Митрохина. М., 1994

Соварь

Аккумулирование [<лат. accumulatio накопление] -накопление, собирание. [Ожегов С.И., Словарь русского языка // М., 1988].

Апологеты - раннехрист. богословы и философы, пропагандировавшие преимущество но­вой религии по сравнению с политеистическими верованиями Римской империи и обос­новывающие её высокие нравственные принципы и полезность для общества. В сочине­ниях А. доказывалось, что христианство не противоречит античной философии и науке, что оно во многом сходно с господствующими официальными воззрениями. Наиболее из­вестными А. были Юстин (умер около 165) - автор таких сочинений, как “Апология”, “Беседы с Трифоном-иудеем” и др., Татиан, Афинагор (умер около 177). Другое течение в раннехристианской апологетике, возглавляемое Тертуллианом, утверждало принцип несо­вместимости веры и языческой мудрости, призывало к решительной борьбе церкви с ан­тичной наукой и культурой, пропагандировало последовательные аскетизм, отрицательное отношение к искусству. [Христианство. Словарь // Под. ред. Л.Н.Митрохина. М., 1994].

Вероисповедание - принадлежность к какой-либо религии, церкви, деноминации; религи­озное объединение, имеющее своё разработанное вероучение, культ и устойчивую органи­зационную структуру. [Христианство. Словарь // Под. ред. Л.Н.Митрохина. М., 1994].

Клерикализм [<ср.-лат. clericalis церковный] - реакционное политическое направление в капиталистических странах, ставящее целью усиление влияния церкви (главным образом католи­ческой) и духовенства в политической и культурной жизни страны в интересах мо­нополи­стического капитала и борьбу с революционным и демократическим движением. [Ожегов С.И., Словарь русского языка // М., 1988].

Конгрегация [лат. congregatio - соединение] - в широком смысле слова - объединение представителей одного исповедания или собрание верующих для отправления религиоз­ной службы или церемонии. В католицизме термин используется для обозначения: 1) объ­единения родственных религиозных организаций или институтов, например нескольких следующих одному уставу монастырей или группы общин и учреждений, составляющих структурное подразделение одной организации; 2) одобренных церковью сообществ ве­рующих, связанных формальным (“торжественным”) или неформальным (“простым”) по­жизненным или временным обетом, осуществляющих миссионерскую, просветительскую или милосердную деятельность; 3) центральных органов римской курии по управлению конкретными сферами деятельности Ватикана. [Христианство. Словарь // Под. ред. Л.Н.Митрохина. М., 1994].

Конфессия [лат. confessio - признание, исповедание] - то же, что вероисповедание. [Христианство. Словарь // Под. ред. Л.Н.Митрохина. М., 1994].

Конфессиональный [лат. confessionalis] - вероисповедный, церковный. [Ожегов С.И., Сло­варь русского языка // М., 1988].

Метафизика [<гр. meta ta physika после физики (название философского произведения Аристотеля, помещённого в первом собрании его сочинений после раздела “Физика”)] - 1) антинаучный метод мышления, противоположный диалектике; метафизика рассматривает явление не в их развитии и взаимной связи, а разрозненно, изолированно, в состоянии по­коя и неподвижности, застоя и неизменяемости; служит для обоснования консервативной и реакционной идеологии; 2) в идеалистической философии - антинаучные измышления о “духовных первоначалах” бытия, о предметах, недоступных чувственному опыту (о боге, душе и т.д.). [Ожегов С.И., Словарь русского языка // М., 1988].

Метафизический - относящийся к метафизике, следующий метафизике, антидиалектиче­ский. [Ожегов С.И., Словарь русского языка // М., 1988].

Партикуляризм [<лат. particularis отдельный] - стремление отдельных частей, областей государства к возможно большей независимости от центра, к неприкосновенности мест­ных, частных прав.[Ожегов С.И., Словарь русского языка // М., 1988].

Партикулярный [<лат. particularis отдельный] - 1) частный, не состоящий на государст­вен­ной службе; 2) штатский, не форменный. [Ожегов С.И., Словарь русского языка // М., 1988].

Пиетет [<лат. pietas (pietatis) благочестие] - глубокое уважение к кому-либо или чему-либо, почитание. [Ожегов С.И., Словарь русского языка // М., 1988].

Регулятивный [<лат.] - направляющий, вносящий порядок, планомерность во что-либо. [Ожегов С.И., Словарь русского языка // М., 1988].

Сакральный1 [<лат. sacer (sacri)] - священный, относящийся к религиозному культу и ри­туалу. [Ожегов С.И., Словарь русского языка // М., 1988].

Сакральный2 [<лат. os sacrum крестец] - крестцовый, относящийся к крестцу.[Ожегов С.И., Словарь русского языка // М., 1988].

Секуляризация [<ср.-лат. saecularis светский] - процесс освобождения всех сфер общест­венной и личной жизни из-под влияния религии и церкви. Этот процесс сопровождается отчуждением церковной собственности в пользу государства и частных лиц, сужением сферы социального воздействия религии и церкви, освобождением от религиозного санк­ционирования государственно-правовых отношений, изъятием из ведения церкви образо­вания, развитием светского искусства и культуры, эмансипацией от религиозно-церковного влияния быта людей, их сознания и поведения, падением популярности религии у различ­ных слоёв населения, своеобразным “обмирщением” религиозного комплекса, проявляю­щимся в ориентации религии и деятельности церкви на решение реальных, земных про­блем, трансформацией религиозного сознания в сторону замены ортодоксальных пред­став­лений научными взглядами на мир и т.д. Значительными этапами в развитии этого процесса были эпоха Возрождения, период Реформации, французское. Просвещение, рево­люции 18-19 вв. в Европе. Основоположники протестантизма М.Лютер, Т.Мюнцер, Ж.Кальвин выступали против церковного и монастырского землевладения, поскольку в бо­гатствах клира и монастырей видели главную причину “порчи” церкви. [Христианство. Словарь // Под. ред. Л.Н.Митрохина. М., 1994].

Синкретизм [<гр. synkrёtismos соединение] - 1) слитность, нерасчленённость, характери­зующая первоначальное, неразвитое состояние чего-либо, например синкретизм первобыт­ного искусства, в котором пляска, пение и музыка существовали в единстве, нерасчле­нённо; 2) в философии - разновидность эклектизма; сочетание разнородных, противоречи­вых, несовместимых, воззрений. [Ожегов С.И., Словарь русского языка // М., 1988].

Трансцендентный [<лат. transcendens (transcendentis) выходящий за пределы] - 1) в идеа­ли­стической философии - “потусторонний”, по самому существу своему недоступный по­знанию, находящийся за пределами всякого возможного опыта. Диалектический мате­риа­лизм отрицает непознаваемость реально существующих вещей, допуская лишь факти­че­скую непознанность на данной ступени исторического развития познания.[Ожегов С.И., Словарь русского языка // М., 1988].

Эзотерический[<гр. osöterikos внутренний] - тайный, скрытый, предназначенный исклю­чительно для посвященных (о религиозных обрядах, мистических учениях, магических формулах); противоп. экзотерический. [Ожегов С.И., Словарь русского языка // М., 1988].

Экуменизм [ср.-лат. cecumenicus вселенский <гр. oikumenë обитаемая земля ] - движения за объединение всех христианских церквей, возникшее в начале 20 в., ставящее своей целью усиление влияния религии, ограничение роста атеизма, выработку общехристианской со­циальной программы, пригодной для верующих, живущих в странах с разным социальным строем.[Ожегов С.И., Словарь русского языка // М., 1988].


*Радугин А.А., Введение в религиоведение // М., 1996, С. 49

*Радугин А.А., Введение в религиоведение // М., 1996, С. 50

*Радугин А.А., Введение в религиоведение // М., 1996, С.54

Содержание

1. Вступление ..............................................................................................................................2

2. Религиозные организации. Типы религиозных организаций ...............................................5

3. Свобода совести российское законодательство о религиозных организациях .................12

3.1. История формирования представлений о свободе совести ........................................12

3.2. Законодательное обеспечение свободы совести в современной России ..................17

4. Диалог и сотрудничество верующих - основа формирования светского

харак­тера Российского государства .....................................................................................22

4.1. Понятие “диалог”, субъекты и цели диалога по религиозному вопросу ...................22

4.2. Гуманизм как ценностная основа диалога верующих и не верующих .......................27

5. Примечание ...........................................................................................................................32

6. Используемая литература .....................................................................................................35

7. Приложения ..........................................................................................................................40

Вступление

Говорить о взаимоотношении политики и религии - это значит, по существу, обсуж­дать особую, притом важную область многообразных отношений личности и общества. С одной стороны, тут неизменно встают сугубо интимные для каждого человека вопросы, касающиеся его личных убеждений, взглядов, совести. С другой же стороны - неизбежно раскрываются качественные характеристики данного общества, государствен­ного строя, его способность обеспечить демократические права своих граждан, исключить всякое - правовое и практическое - насилие над их убеждениями, ущемление интересов личности, народных масс, любое исполь­зование личных убеждений и взглядов в ущерб их носителям, в ущерб социальному прогрессу. Уже сказанное позволяет понять, что тут речь идёт о важ­нейшем показателе демократичности и гуманности общества.

 Упомянутые вопросы тем более требуют внимательного рассмотрения, что каждое общество, государ­ство (точнее, правящие круги) по-своему понимают, по-разному толкуют и, главное, осуществляют практиче­ские действия в сфере взаимоотношения религии и по­литики. Именно поэтому лишь тщательное и объектив­ное изучение позволяет понять, чем вызваны эти различные трактовки и действия, насколько они на деле де­мократичны и гу­манны, наконец, в чьих интересах они осуществляются. Например, без учёта религиозного фактора трудно понять подоплёку ряда политических действий, наблюдаемых сегодня в тех или иных странах, регионах и, даже в мировой политике. Известно, например, что в разных районах планеты периодически воз­никают острые социально-политические катаклизмы (например, в Латинской Америке, Северной Ирландии, Индии), вплоть до военных дейст­вий (Иран-Ирак), где в качестве ведущей причины (по крайней мере на по­верхности собы­тий) фигурируют религиозные мотивы.

Разумеется, более широко подобные явления наблюдались в прошлом. Достаточно вспомнить антикато­лическое движение в Европе в XVI веке - Реформацию, которая была важным этапом борьбы буржуазии ряда европейских стран против феодализма. Все участ­вующие в движении Реформации силы (бюргерство, часть дворянства, стремящиеся огра­ничить власть церкви и присвоить её земельные владения, крестьянство) подни­мали рели­гиозное знамя, выступая при этом с определёнными политическими требованиями. Для ев­ропейской истории Реформация была, одной из наиболее характерных революций в рели­гиозной одежде.

У каждого, следящего за современной мировой политикой и наблюдающего актив­ную роль в ней рели­гиозного фактора , могут возникнуть вопросы: насколько прочно сего­дня сплетаются религия и политика, ка­ковы объективные и субъективные основания этого симбиоза и сколь продолжительным будет это сосущест­во­вание?

Очевидно, ответы на эти вопросы будут тем содержательнее, чем глубже будут рас­крыты как общие причины переплетения религии и политики, так и исторические особен­ности, те конкретные условия, в рамках которых наблюдается их взаимодействие.

Религия и политика на протяжении долгих веков так или иначе соприкасались и со­прикасаются друг с другом. При этом степень и характер воздействия религиозного фак­тора на политику различны, но его присут­ствие в политических действиях и движениях далеко не случайное явление. И это объясняется сущностными характеристиками как рели­гии, так и политики.

Религия неизменно опирается на довольно большие массы своих последователей. Это - форма общест­венного сознания. В определённые исторические периоды, в тех или иных регионах планеты это - форма соз­нания, наиболее распространённая в массах, а иногда она довлеет над всеми другими формами общественного сознания. Поэтому во всех случаях, когда речь о религии, вопрос касается более или менее значительных людских масс.

Будучи связана с классовыми интересами, с проблемой власти, политика, в свою оче­редь, начинается тогда, когда речь идёт об определённых социальных группах, классах, нациях. Политика, таким образом, тоже неизбежно связана с огромными массами населе­ния.

Следовательно нетрудно отсюда заключить, что если объекты и носители у них по сути одни и те же, то религия и политика неизбежно должны перекрещиваться. Как исто­рия, так и современность убедительно по­казывают, что так оно и было, так оно и есть. Следовательно, долго ещё будут перекрещиваться судьбы двух рассматриваемых явлений общественной жизни, а ещё точнее - пока они будут существовать. Поэтому важно трезво и реалистично подходить к этой проблеме, избегать, встречаясь в сфере политики с религией, какой бы то ни было торопливости, необоснованного стремления быстрее избавится от “досадного” сочетания, равно как и любой недооценки этого явления.

Более того, саму сущность ряда социально-политических движений в некоторых ре­гионах планеты не­возможно понять без учёта особенностей их идеологических религиоз­ных обрамлений. Практика развёрты­вающихся сегодня социально-политических движений, связанных с религией, вновь подтверждает давнишнею противоречивую традицию. Соци­альный эффект и политические последствия их деятельности не одинаковы, порою даже противоположны. Здесь и связь с господствующими классами, освящение классового не­ра­венства, социального гнёта и развитие освободительных движений, в специфической форме выражающих те или иные устремления народных масс. Разумеется, это объясняется тем, что религия имеет широкую межклассовую ос­нову; как правило, её приверженцы при­надлежат к противостоящим друг другу социальным группам, классо­вым силам.

Следует отметить, что демократические освободительные движения нередко руково­дствуются ненауч­ными иллюзорными программами. Обращение радикальных, обладающих определёнными революци­онно-демократическим потенциалом, слоёв населения к религии усугубляет остроту проблемы взаимоотноше­ния религии и политики, делает необходимым её углубленное и всестороннее рассмотрение. Поэтому всё дело в том, чтобы объективно выявить действительную функцию религии в политических движениях, реальный по­лити­ческий и идеологический смысл современной повышенной активности различных кругов и направлений в религиозных организациях.

Религиозные организации. Типы религиозных организаций.

Первичным звеном института религии является религиозная группа. Она возникает на основе совмест­ного отправления религиозных обрядов, то есть символических действий, в которых воплощаются те или иные религиозные представления.

Историки свидетельствуют, что в первобытном обществе культовые действия были вплетены в процесс материального производства и общественной жизни и не выделялись в самостоятельный вид деятельности. Круг участников культовых действий совпадал с кру­гом участников трудовых и иных социальных действий. Поэтому религиозная группа по своему объёму совпадала с другими социальными группами - племенами, родом, соседской общиной и т.п. Одним из существенных признаков, отделявших один род или племя от дру­гого, было совместное отправление членами данного рода или племени религиозных обрядов.

Первоначально в культовых действиях участвовали на равных основаниях все члены первобытной об­щины. Дифференциация их функций при отправлении обрядов происходит лишь по полу и возрасту. В зави­симости от уровня развития данных общностей ведущую роль в культовой деятельности играют либо жен­щины, либо мужчины. Однако по мере ус­ложнения общественной жизни выделяются специальные люди, ко­торые играют всё более важную роль в обрядах. Постепенно в религиозных группах вычленяются специали­сты по проведению культовых действий: колдуны, шаманы. Они образуют своеобразную профес­сиональную группу, занятую таким видом деятельности, как организация и проведение об­рядов.

Вначале эти профессионалы по-видимому избирались общиной и не имели никаких привилегий. Од­нако, позднее, по мере монополизации культовой деятельности, этот про­фессиональный слой превращается в особую социальную группу и становится частью ро­довой верхушки. Развитие процесса институциализации религии приводит к формирова­нию такой системы отношений, при которой руководители общин, старейшины племён и другие деятели, осуществляющие в них функции управления, одновременно играли веду­щую роль в религиозной жизни общины. Как отмечает немецкий историк И.Г.Бахофен*, в Древней Греции на стадии раз­ложения родового строя военный руководитель являлся од­новременно и верховным жрецом. Это связано с тем обстоятельством, что вся обществен­ная жизнь на данном этапе была сакрализована. Все наиболее важные со­бытия внутриоб­щинной жизни и межобщинных отношений сопровождались совершением культовых дей­ст­вий. Однако, здесь ещё имеет место совпадение религиозной и социальной общности.

Становление раннеклассового общества приводит к существенному усложнению об­щественной жизни, в том числе и религиозных представлений, а также к изменению соци­альных функций религии. На передний план выходит задача по регулирования помыслами и поведением людей в интересах правящих кругов, доказа­тельству сверхъестественного происхождения власти правителей. И тогда начинают формироваться относи­тельно само­стоятельные системы культовых действий - богослужение и вместе с ним организация слу­жителей культа - жреческие корпорации. Жреческая корпорация - это непросто профессио­нальная организация людей, занятых однотипным трудом, а социальная прослойка, или точнее, сословие. В разных странах и регионах формирование этого сословия происходит не одинаково. В одних странах жреческое сословие формируется как особое сословие внутри знати, из которой выделяется группа семей, специализирующихся в данной области, и передающая своё знание и социальное положение по наследству. В других странах это сословие образует замкнутую касту, занимающую господствующее положение в общест­венной жизни (например, брахманы в Индии).

Но и на данном этапе вряд ли следует говорить об образовании религиозной органи­зации как самостоя­тельного социального института. Здесь ещё осуществляется тесное пе­реплетение хозяйственно-экономической деятельности, государственно-правового регули­рования и культовой практика. В раннеклассовых обществах храмы были собственностью государства и в них накапливались огромные богатства. Жреческое сословие в определён­ной степени является составной частью государственного аппарата. Но экономическая мощь храмов и роль жречества как обладателя и распределителя этого богатства создаёт основу для его автономии в рамках государства, превращает жречество в своеобразное “государство в государстве”.

В исторической, социологической и философской литературе довольно развёрнуто показана опреде­ляющая роль жрецов в становлении государственной правовой системе общества. Однако, эта роль, главным образом, связывается с тем, что жрецы были самым образованным слоем раннеклассового общества. М.Вебер и Э.Дюркгейм* убедительно по­ка­зывали, что ведущая роль жрецов определялась не только тем, что они были самым об­ра­зованными людьми своего времени, а той ролью, которую в общественной жизни ран­неклассового общества играл сакральный элемент. Государственно-правовая регламента­ция в этих обществах являлась со­ставной частью культовой системы. Идеологическое ре­гулирование носило синкретическую форму, включаю­щую в себя, наряду с моральными, и характер религиозного, и государственного - правового регулирования.

По мере усложнения общественных отношений и представлений преобразуется и ус­ложняется вся об­ще­ственная система, в том числе и религиозная надстройка. Усложнение общественного сознания и соци­аль­ных институтов, связанное также с усложнением рели­гиозного сознания и культовой деятельности, привело к тому, что последние уже не могут функционировать в рамках прежних синтетических отношений и институ­тов. Постепенно вместе с самоопределением других надстроечных систем происходит самоопределение ре­ли­гиозной системы. Этот процесс связан с конституированием религиозных отношений.

Важнейшей целью религиозных организаций является нормативное воздействие на их членов, форми­рование у них определённых целей, ценностей, идеалов. Осуществление этих целей достигается посредством выполнения ряда функций: 1) Выработка систематизиро­ванного вероучения; 2) Разработка систем его защиты и оправдания; 3) Руководство и осу­ществление культовой деятельности; 4) Контроль и осуществление санкций за исполне­нием религиозных норм; 5) Поддержка связей со светскими организациями, государствен­ным аппа­ратом.

Появление религиозных организаций объективно обусловлено развитием процесса институционализа­ции, одним из следствий которого является усиление системных качеств религии, появление собственной формы опредмечивания религиозной деятельности и от­ношений. Решающую роль в этом процессе сыграло выделение устойчивого социального слоя, противостоящего основой массе верующих - служителей культа, которые становятся во главе религиозных институтов и которые сосредотачивают в своих руках всю деятель­ность по производству, трансляции религиозного сознания и регуляции поведения массы верующих.

В развитой форме религиозные организации представляют собой сложный социаль­ный институт. Внут­ренняя структура такого института представляет собой организационно оформленное взаимодействие различных систем, функционирование каждой из которых связано с формированием социальных организа­ций, также имеющих статус социальных институтов. В частности, на уровне церкви уже чётко разделяются управляющая и управ­ляемая подсистемы. Первая подсис






Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.033 с.