Тема: Отражение как всеобщее свойство материи. Материальное и идеальное. Сознание и мозг — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Тема: Отражение как всеобщее свойство материи. Материальное и идеальное. Сознание и мозг

2019-08-04 117
Тема: Отражение как всеобщее свойство материи. Материальное и идеальное. Сознание и мозг 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема: Отражение как всеобщее свойство материи. Материальное и идеальное. Сознание и мозг


План

 

1. Понятие о материя

2. Душа и проблема единства духовно-идеального и материального.

3. Сознание.

4. О рассудке и разуме, уме и мудрости.

5. Сознание, язык, общение.

Заключение.

Терминологический словарь

Список используемой литературы.


1. Понятие материи

Первое, что поражает воображение человека, когда он наблюдает окружающий мир, - это удивительное многообразие предметов, процессов, свойств и отношений. Нас окружают леса, горы, реки, моря. Мы видим звезды и планеты, восхищаемся красотой северного сияния, поллетом комет. Разнообразие мира не поддается счету.

Наблюдая явление роста и распада, соединения и разложения, первые мыслители заметили, что некоторые свойства и состояние вещей во всех превращениях сохраняются. Эту постоянно сохраняющуюся основу вещей они назвали первоматерией, одни философы считали, что все вещи состоят из жидкой материи (воды), другие – из огненной материи, третьи – из воды, огня, земли и воздуха. Это естественное воззрение на происхождение всего многообразия мира положило начало научному объяснению многих явлений природы и общества. В дальнейшем представлении о материи углубляются, и одновременно утрачивает чувственно – конкретные черты, становится более абстрактным. Еще в Vв.до н.э. возникла идея об атомном строении материи. В XVII- XVIII вв. она становится господствующей. Материя мыслится в виде совокупности абсолютно плотных, неделимых частиц – атомов, совершающих механическое движение в пустоте. Исходя из идеи атомистического строения материи, И. Ньютон ввел в физику понятие массы, сформировал закон всемирного тяготения и основные законы динамики. Практическое воплощение знаний о строение и свойствах материи – это использование машин и пара в производственной деятельности людей.

В конце XIX в. атомистического строение материи перешла границы свого механического толкования: выяснилось, что атом делим и состоит из более элементарных электрически заряженных частиц – ядер, электронов.

За этими открытиями последовали другие. Среди них центральное место заняло представление об электрической природе материи, нашедшие широкое применение на практике – телеграф, телефон, радио, электрическое освещение и так далее. Наступил век электричества.

Все это подтолкнуло философию и естествознание к решению сложных вопросов определения дальнейших путей познания структуры материи.

Крушение механизма

Совокупность открытий объективно носила диалектический характер. Революция в естествознании потребовала от теоретической мысли более гибкого подхода к фактам, в частности, к пониманию связи материи, движение, пространства и времени. Мысление ученных все еще находилось в плену механических традиций. Новые события в науке взывали к глубоким изменениям в самом способе мышления людей. Однако в мышлении действует инерция: новые факторы втискивались учеными в рамки старых понятий. В течение двух столетий шел мучительный процесс ломки старых, привычных представлений.

Некоторые физики и философы считали, что материально лишь то, что вещественно, что можно непосредственно видеть, осязать, обонять. Но микроявления не доступны непосредственному восприятию органами чувств. В этом странном для обычных представлений мире материя предстала в новом свете – без цвета, запаха, твердости, без тех свойств, с которыми люди привыкли связывать понятие материального. На основании новых данных науки создавались новые концепции, противоречившие «очевидным» результатом наблюдения, но отвечавшие более точным экспериментам и более изощренному ходу научной мысли. Материя стала представляться кому как совокупность электронов, кому как энергия, а кому как устойчивый комплекс ощущений. Трудно было понять, что там, в бесконечной глубине изчезающе малого мира, есть своя мера материальности.

Раньше масса считалась мерой количества материи. Открытие не постоянства массы, ее изменения в связи с изменением скорости движение тела было истолковано так, будто материя исчезает и материализм терпит крах. Истины науки оказались изменчивыми, и это привело к выводу об отсутствии всяких недостоверных знаний.

Разумеется, наивно представлять себе, будто ученые вообще «потеряли мир».

Они, конечно, не сомневались в его эмпирической реальности. С точки зрения диалектики, материя есть объективная реальность – причина, основа, содержание и носитель (субстанция) всего своеобразия мира. Она проявляется в бесчисленных свойствах. Наиболее координальные свойства материи – объективность существования, структурность, Ниуничтожимость, движение, пространство, время, отражение. Это атрибуты материи, т.е. всеобщие, непреходящие ее свойства, без которых невозможно ее бытие.

У всех предметов и процессов внешнего мира есть такой общий признак: они существуют вне и независимо от сознания, отражаясь прямо или косвенно в наших ощущениях. Другими словами они объективны. Прежде всего, по этому признаку философия объединяет и обобщает их в одном понятии материя. Когда говорится о том, что материя дана нам в ощущениях, то имеется в виду не только прямое восприятие предметов, но и косвенное, мы не можем видеть, осязать, например, отдельных атомов. Но мы ощущаем действие тел, состоящих из атомов.

Материю нельзя противостоять отдельным вещам как нечто неизменное – изменчивому. Материю вообще нельзя видеть, осязать, пробовать на вкус. То, что видят, осязают, есть определенный вид материи. Материя не есть одна из вещей, существующих наряду с другими, внутри или в основе их. Все существующие конкретные материальные образования и есть материя в различных ее формах, видах, свойствах и отношениях. Не существует «безликой» материи. Единственным, относительно отличным от материи свойством является лишь сознание, дух.

Материальное единство мира

Каждое сколько-нибудь последовательное философское мышление может выводить единство мира либо из материи, либо из духовного начала. В первом случае мы имеем дело с материалистическим, а во втором – с идеалистическим монизмом.

Можно ли реальность, существование рассматривать как основание единства мира? Это зависит от того, как трактовать саму реальность: существование может быть материальным, объективным, духовным, субъективным, воображаемым. Наши чувства, мысли, стремление, цели тоже реальны – они существуют. Но это не объективное, а субъективное существование. Принцип материального единства мира означает эмпирическое сходство или тождество конкретных систем, элементов и конкретных свойств и закономерностей, а общность материи как субстанция, как носителя многообразных свойств и отношений.

Бесконечное мироздание как в великом, так и в малом, в материальном, так и в духовном неотступно подчиняется универсальным законам, связующим все в мире в единое целое. Между законами движения мира и сознанием человека нет непроходимой пропасти. Сознание принадлежит не к какому-то потустороненнему, а к материальному миру.

Структурность материи

Материя имеет разнообразие, зернистое, прерывистое строение. Материя не просто зерниста, дискретна - ее дискретные элементы являются неделимым в определенной области взаимодействий.

Под структурностью материи подразумевается внутренне расчлененная целостность, закономерной порядок связи элементов в составе целого.

Неуничтожимость материи

Одним из атрибутов материи является ее Неуничтожимость, которая проявляется в совокупности конкретных законов сохранения устойчивости материи в процессе ее изменения. Принцип неуничтожимости и несотворимости матрицы имеет большое методологическое значение. Руководствуясь им, наука открыла такие фундаментальные законы, как закон сохранения массы, энергии, заряда, четности и многие другие.

 

Структура сознания

Понятие «сознания» неоднозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности независимо от того, на каком уровне оно осуществляется – биологическом или социальном, чувственном или рациональном, тем самым, подчеркивая его отношение к материи без выявления специфики его структурной организации.

В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются, прежде всего, такие моменты, как осознание вещей, а также переживания, т.е. определенное отношение к содержанию того, что отражается. Развитие сознания предполагает, прежде всего, обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и самом человеке.

Воздействующие на нас предметы, события вызывают в нас не только познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные «бури», заставляющие нас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любить и ненавидеть.

Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личности включает в себя собственные чувства, представляющие собой отношения к внешним воздействиям (удовольствия, радость, горе) настроения, или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное) и аффекты (ярость, ужас, отчаяние). В силу определенного отношения к объекту познание знания получают различную значимость для личности, что находит свое наиболее яркое выражение в убеждениях: они проникнуты глубокими и устойчивыми чувствами. А это является показателем особой ценности для человека знаний, ставших его жизненным ориентиром. Чувства, эмоции суть компоненты структуры познания. Процессы познания затрагивает все стороны внутреннего мира человека-потребности, интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе как образное отражение, так и чувства.

Сознание не ограничивается познавательными процессами, направленностью на объект (внимание), эмоциональной сферой. Наши намеривания претворяются в дело благодаря усилиям воли.

В основе всех психических процессов лежит память.

Движущей силой поведения, и сознание людей является потребность. Такое состояние вызывает влечение, поисковую активность, волевого усилия. Когда потребность находит свой предмет, то влечение переходит в хотение, желание. Воля-это факт сознания, его фактическое обнаружение. Качественные сдвиги в характере потребностей – это основные вехи в эволюции психики от ее элементарных форм до высшего уровня сознания. У человека возникают социально обусловленные потребности и запросы к жизни и совершенно новые идеальные побудительные силы – жажда познания истины, чувство прекрасного, моральное наслаждение и т. д. Причина поступка лежит в потребностях людей. Цель есть отраженная в сознание потребность. Но потребность – это не конечная, а производная причина человеческих поступков. В возникновении потребностей, стремлений и желаний определяющую роль играет внешний мир.

Человеческие чувства – это факт познания, отражение мира и выражение отношения человека к удовлетворению или не удовлетворению его потребностей, интересов, соответствия или несоответствие чего-либо его представлениям и понятиям. Ничто в нашем сознании не совершается вне эмоциональной окраски, имеющей грамотный жизненный смысл. Эмоциональный стимул заставляет организовать наши мысли и действия для достижений определенной цели.

О бессознательном

Следует различать два вида неосознанных действий. К первому виду относятся действия, никогда не осознававшиеся, а ко второму – ранее осознававшиеся действия. Так, многие наши действия, находясь в процессе формирования под контролем сознания, автоматизируются и затем совершаются уже неосознанно

Сознание присутствует и в бессознательных формах духовной активности, не уделяя, однако, пристальное внимание всему, что совершается в глубинах духа, а наблюдая лишь за общей картиной. При этом сознание в большинстве случаев может взять под контроль привычные действия и ускорить, замедлить или даже остановить их.

Сознание, язык, общение

Язык также древен, как и сознание. У животных нет сознания в человеческом смысле слова. Нет у них и языка, равного человеческому. То многое, о чем животные хотят сообщить друг другу, не требует речи. Многие животные ведут стадный и стайный образ жизни, обладая голосовыми органами. Животные располагают и мимико-жестикулярными средствами взаимной сигнализации.

Однако все эти средства сигнализации имеют принципиальное отличие от человеческой речи: они служат выражением субъективного состояния, вызываемого жаждой, голодом, страхом,. Язык животного некогда не достигает в своей функции акта полагания некоего абстрактного смысла в качестве предмета общения. Содержанием общения животных всегда является наличная в данный момент ситуация. Человеческая же речь «оторвалась» в месте с сознанием от своей ситуативности. У людей существует потребность что-то сказать друг другу. Эта потребность реализуется благодаря соответствующему строению мозга и периферического речевого аппарата. Звук из выражения эмоций, превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений.

Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления. Речь-это деятельность, сам процесс общения, обмена мыслями, чувствами, пожеланиями, целеполаганиями и т. п., который осуществляется с помощью языка, т.е. определенной системы средств общения. Благодаря языку человек воспринимает мир не только своими органами чувств и думает не только своим мозгом, а органами чувств и мозгом всех людей, опыт которых он воспринял с помощью языка.

Обмен мыслями, переживаниями при помощи языка складывается из двух теснейшим образом связанного между собой процессов: выражение мыслей говорящими и пишущими и восприятия, понимание этих мыслей.

Человек может выражать свои мысли самыми разнообразными средствами. Мысли и чувства можно выразить с помощью музыки, рисунка и т. п. Они выражаются в действиях, поступках человека, в том, что и как человек думает. Так, невозможно, минуя язык «перевести» музыкальное произведение, скажем, математическую формулу. Это особое положение языка среди всех коммуникативных систем вызвано его связью с мышлением, производящим содержанием всех сообщений, переданных посредством любой знаковой системы.

Близость мышления и язык, их тесное родство приводит к тому, что свое адекватное выражение мысль получает именно в языке.

Что значит воспринять и понять высказанную мысль? Само по себе она не материальна. Слушающий ощущает и воспринимает материальный облик слов в их связи, а осознает то, что ими выражается – мысли. И это осознание зависит от уровня культуры слушающего, читающего. Взаимное понимание наступает лишь в том случае, если в мозгу слушающих возникает сознание слушателя, приводя к неполному воспроизведению информации.

Отсюда теории, в которых принципиально отвергаются возможность полного взаимного понимание общающихся.

Магия слова. Общаясь с другими людьми, говорящий не просто сообщает им свои чувства и мысли, он побуждает их к тем или иным, поступкам, убеждает их в чем-либо, приказывает, советует, отговаривает их от каких-нибудь действий. Слово - великая сила. Острое слово - единственное режущее оружие, которое от постоянного употребления становится еще острее. И мы порой не знаем, какие роковые последствия скрываются в наших словах.

Единство языка и сознания. Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга, как внутреннее, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная деятельность мысли, сознание. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Наши мысли строятся в соответствии с нашим языком и должно ему соответствовать. Справедливое и обратное: мы организуем нашу речь в соответствии с логикой нашей мысли. Связь между сознанием и языком не механическая, а органическая. Их нельзя определить друг от друга, не разрушая того и другого.

Посредствам языка происходит переход восприятий и представлений к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. В речи человек фиксирует свои мысли, чувства и благодаря этому имеет возможность подвергать их анализу как вне его лежащий идеальный объект. Выражая свои мысли и чувства, человек отчетливо уясняет их сам: он понимает себя, только испытав на других понятность своих слов. Язык и сознание едины. Сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и выражает мысли. Речь – это не мышление, иначе, как заметил Л.Фейербах, величайшие болтуны должны были бы быть величайшими мыслителями.

Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание: его исторически сложившиеся нормы. Специфичные у каждого народа, в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Например, стиль мышления в немецкой философской культуре иной, чем, скажем, во французской, что в известной мере зависит от особенностей национальных языков этих народов. Однако зависимость мышления от языка не является абсолютной, как считают некоторые лингвисты: мышление детерминируется главным образом своими связями с действительностью, язык не может лишь частично модифицировать форму и стиль мышления.

Язык влияет на сознание, мышление и в том отношении, что он придает мысли некоторую принудительность, осуществляет своего рода «тиранию» над мыслью, направляет ее движение по каналам языковых форм, как бы вгоняя в их общие рамки постоянно переливающиеся, изменчивые, индивидуально неповторимые, эмоционально окрашенные мысли.

Но не все выразимо с помощью языка. Тайна человеческой души настолько глубока, что невыразимы обычным человеческим языком: здесь нужна и поэзия, и музыка, и весь арсенал символических средств.

Знаковые системы. Человек получает информацию не только с помощью обычного языка, но и посредством разнообразнейших событий внешнего мира.

Знаковые системы возникли и развиваются как материальная форма, в которой осуществляется сознание, мышление, реализуются информационные процессы в обществе, а в наше время и в технике. Под значением знаков имеется в виду та информация о вещах, свойствах и отношениях, которая передается с их помощью. Значение является выраженным в материальной форме знака отражением объективной деятельности. В него входят как понятийные, так и чувственные и эмоциональные компоненты, волевые побуждения, просьба – словом, вся сфера психики, сознания.

Исходной знаковой системой является обычный, естественный язык. Среди языковых знаков выделяются: знаки – копии (фотографии, отпечатки пальцев); знаки – признаки (озноб – симптом болезни, туча – предвестник приближения дождя), знаки – сигналы (фабричный гудок, звонок, аплодисменты); знаки – символы (двуглавый орел символизирует российскую государственность); знаки – общения – вся совокупность естественных и искусственных языков. К знакам искусственных систем относятся, например, различные кодовые системы (азбука Морзе). Любой знак функционирует только в соответствующей системе. Строение и функционирование знаковых систем изучает семиотика.

Развитие знаковых систем определяется потребностями развития науки, техники, искусства, общественной практики. Например, употребление знаков, из которых составляются формулы, дает возможность в сокращенном виде фиксировать связи мыслей, осуществлять общение в международном масштабе. Искусственные знаковые системы, в том числе языки – посредники, используемые в технике, являются дополнением естественных языков и существуют лишь на их основе.


Заключение

 

В давнее времена не были известны процессы происхождение в микроклимате, не существовало квантовой физики, не был изучен вакуум, как особое состояние порождающее элементарные частицы, была плохая осведомленность о процессах галактических взаимодействий и т. д. Однако ученые того времени считали, что материя мыслится в виде совокупности абсолютно плотных, неделенных частиц-атомов, совершающих механическое движение в пустоте, за исключением ученого И.Ньютона, который ввел в физику понятие массы и сформировал закон всемирного тяготения и основных законов динамики.

Научные открытия XX века дают новые уровни организации материи и соответствующие им формы движения.

Специальная теория относительности подтвердила выводя о глубокой взаимосвязи материи, движения, пространства, времени, о зависимости состояний пространства-времени от состояния движущейся материи. Это дает основание выделять качественную специфику форм пространства и времени в неживой природе, живой природе, социально организованной.

Рассмотрев суть феномена души и сознания, т.е. круг проблем, который связан с философской антропологией, с теорией человека, личности и их внутреннего духовного мира. Анализ этих проблем привел к тому, что мы должны разобраться в том, как душа и сознание «работают» в процессе постижения реальности. Ведь душа человека, все ее функции имеют смысл ориентации человека в мире; во взаимоотношении человека с другими людьми в процессе речевого общения.

Язык и вообще вся богатейшая знаково-символическая сфера не имеет самодовлеющего смысла. Все силы души, все возможности речевого общения (а мышление возможно только на основе языка) нацелены на общение с миром и себе подобными в жизни общества. А это возможно только при условии как можно более глубокого постижения сущего.

Проанализировав проблему сознания в различных ее аспектах. При этом заметим что слово «сознание» содержит в себе корень «зн», что означает знать, знание. Сознание и знание – родственные слова-понятия.


Терминологический словарь

Материя – это не реальная возможность всех форм, а действительное их бытие.

Структурность материи – подразумевается внутреннее расчлененная целостность, закономерный порядок связи элементов в составе целого.

Сознание – это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправлен ном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидений их результатов в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

Идеальное – это данность объекта субъекту.

Идея – это понятие, ориентированное на практическую реализацию.

Цель – это идеализированное и нашедшая свой предмет потребность человека.

Потребность – состояние не устойчивости организма к системе, его нужды в чем-то.

Воля – это не только умение хотеть, желать, это психический процесс, выражающийся в действиях, направленных на удовлетворение потребностей.

Самосознание – это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.

Рефлексия – размышление личности о самой себе, когда оно вглядывается в сохраненные глубины своей внутренней духовной жизни.

Сознательность – суть нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на сознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей.

Язык – это система содержательных, значимых форм.

Знак – это материальный предмет, процесс, действие, выполняющее в общении роль представителя чего-то другого и используемые для приобретения, хранения, преобразования и передачи информации.


Список используемой литературы

 

1.Под редакцией профессора В.П.Кохановского

2.А.Г.Спиркин «Филосовия»

3.Философия. Учебное пособие.- Р/Дону: Феликс, 2001

4.Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова.

5. Основы философии. Учебное пособие.- М.: «Дело и сервис», 1999

Тема: Отражение как всеобщее свойство материи. Материальное и идеальное. Сознание и мозг


План

 

1. Понятие о материя

2. Душа и проблема единства духовно-идеального и материального.

3. Сознание.

4. О рассудке и разуме, уме и мудрости.

5. Сознание, язык, общение.

Заключение.

Терминологический словарь

Список используемой литературы.


1. Понятие материи

Первое, что поражает воображение человека, когда он наблюдает окружающий мир, - это удивительное многообразие предметов, процессов, свойств и отношений. Нас окружают леса, горы, реки, моря. Мы видим звезды и планеты, восхищаемся красотой северного сияния, поллетом комет. Разнообразие мира не поддается счету.

Наблюдая явление роста и распада, соединения и разложения, первые мыслители заметили, что некоторые свойства и состояние вещей во всех превращениях сохраняются. Эту постоянно сохраняющуюся основу вещей они назвали первоматерией, одни философы считали, что все вещи состоят из жидкой материи (воды), другие – из огненной материи, третьи – из воды, огня, земли и воздуха. Это естественное воззрение на происхождение всего многообразия мира положило начало научному объяснению многих явлений природы и общества. В дальнейшем представлении о материи углубляются, и одновременно утрачивает чувственно – конкретные черты, становится более абстрактным. Еще в Vв.до н.э. возникла идея об атомном строении материи. В XVII- XVIII вв. она становится господствующей. Материя мыслится в виде совокупности абсолютно плотных, неделимых частиц – атомов, совершающих механическое движение в пустоте. Исходя из идеи атомистического строения материи, И. Ньютон ввел в физику понятие массы, сформировал закон всемирного тяготения и основные законы динамики. Практическое воплощение знаний о строение и свойствах материи – это использование машин и пара в производственной деятельности людей.

В конце XIX в. атомистического строение материи перешла границы свого механического толкования: выяснилось, что атом делим и состоит из более элементарных электрически заряженных частиц – ядер, электронов.

За этими открытиями последовали другие. Среди них центральное место заняло представление об электрической природе материи, нашедшие широкое применение на практике – телеграф, телефон, радио, электрическое освещение и так далее. Наступил век электричества.

Все это подтолкнуло философию и естествознание к решению сложных вопросов определения дальнейших путей познания структуры материи.

Крушение механизма

Совокупность открытий объективно носила диалектический характер. Революция в естествознании потребовала от теоретической мысли более гибкого подхода к фактам, в частности, к пониманию связи материи, движение, пространства и времени. Мысление ученных все еще находилось в плену механических традиций. Новые события в науке взывали к глубоким изменениям в самом способе мышления людей. Однако в мышлении действует инерция: новые факторы втискивались учеными в рамки старых понятий. В течение двух столетий шел мучительный процесс ломки старых, привычных представлений.

Некоторые физики и философы считали, что материально лишь то, что вещественно, что можно непосредственно видеть, осязать, обонять. Но микроявления не доступны непосредственному восприятию органами чувств. В этом странном для обычных представлений мире материя предстала в новом свете – без цвета, запаха, твердости, без тех свойств, с которыми люди привыкли связывать понятие материального. На основании новых данных науки создавались новые концепции, противоречившие «очевидным» результатом наблюдения, но отвечавшие более точным экспериментам и более изощренному ходу научной мысли. Материя стала представляться кому как совокупность электронов, кому как энергия, а кому как устойчивый комплекс ощущений. Трудно было понять, что там, в бесконечной глубине изчезающе малого мира, есть своя мера материальности.

Раньше масса считалась мерой количества материи. Открытие не постоянства массы, ее изменения в связи с изменением скорости движение тела было истолковано так, будто материя исчезает и материализм терпит крах. Истины науки оказались изменчивыми, и это привело к выводу об отсутствии всяких недостоверных знаний.

Разумеется, наивно представлять себе, будто ученые вообще «потеряли мир».

Они, конечно, не сомневались в его эмпирической реальности. С точки зрения диалектики, материя есть объективная реальность – причина, основа, содержание и носитель (субстанция) всего своеобразия мира. Она проявляется в бесчисленных свойствах. Наиболее координальные свойства материи – объективность существования, структурность, Ниуничтожимость, движение, пространство, время, отражение. Это атрибуты материи, т.е. всеобщие, непреходящие ее свойства, без которых невозможно ее бытие.

У всех предметов и процессов внешнего мира есть такой общий признак: они существуют вне и независимо от сознания, отражаясь прямо или косвенно в наших ощущениях. Другими словами они объективны. Прежде всего, по этому признаку философия объединяет и обобщает их в одном понятии материя. Когда говорится о том, что материя дана нам в ощущениях, то имеется в виду не только прямое восприятие предметов, но и косвенное, мы не можем видеть, осязать, например, отдельных атомов. Но мы ощущаем действие тел, состоящих из атомов.

Материю нельзя противостоять отдельным вещам как нечто неизменное – изменчивому. Материю вообще нельзя видеть, осязать, пробовать на вкус. То, что видят, осязают, есть определенный вид материи. Материя не есть одна из вещей, существующих наряду с другими, внутри или в основе их. Все существующие конкретные материальные образования и есть материя в различных ее формах, видах, свойствах и отношениях. Не существует «безликой» материи. Единственным, относительно отличным от материи свойством является лишь сознание, дух.

Материальное единство мира

Каждое сколько-нибудь последовательное философское мышление может выводить единство мира либо из материи, либо из духовного начала. В первом случае мы имеем дело с материалистическим, а во втором – с идеалистическим монизмом.

Можно ли реальность, существование рассматривать как основание единства мира? Это зависит от того, как трактовать саму реальность: существование может быть материальным, объективным, духовным, субъективным, воображаемым. Наши чувства, мысли, стремление, цели тоже реальны – они существуют. Но это не объективное, а субъективное существование. Принцип материального единства мира означает эмпирическое сходство или тождество конкретных систем, элементов и конкретных свойств и закономерностей, а общность материи как субстанция, как носителя многообразных свойств и отношений.

Бесконечное мироздание как в великом, так и в малом, в материальном, так и в духовном неотступно подчиняется универсальным законам, связующим все в мире в единое целое. Между законами движения мира и сознанием человека нет непроходимой пропасти. Сознание принадлежит не к какому-то потустороненнему, а к материальному миру.

Структурность материи

Материя имеет разнообразие, зернистое, прерывистое строение. Материя не просто зерниста, дискретна - ее дискретные элементы являются неделимым в определенной области взаимодействий.

Под структурностью материи подразумевается внутренне расчлененная целостность, закономерной порядок связи элементов в составе целого.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.072 с.