Понятие общества, гипотезы возникновения общества — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Понятие общества, гипотезы возникновения общества

2019-08-04 411
Понятие общества, гипотезы возникновения общества 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Контрольная работа

Тема: Проблема прогресса в социальной философии

 

 

Выполнил: Студент 08304 группы Грошев Е. А.

Проверил: Доцент кафедры философских наук Хлебников М. В.

 


Оглавление

 

Введение

Понятие общества, гипотезы возникновения общества

Попытки научного описания происхождения общества

Прогресс и развитие общества

Социальная философия (учение об обществе)

Зарождение социально – исторического сознания

Социальная подсистема

Социальные общности и группы

Этнические общности

Сословия и классы

Институты

Государство

Территориальные группы

Заключение

Список литературы

 


Введение

«Чтобы понять эпоху или нацию, - писал Б. Рассел, - мы должны понять ее философию, а чтобы понять философию, мы должны сами в некоторой степени быть философами. Здесь налицо взаимная обусловленность: обстоятельства в жизни людей во многом определяют их философию, но и, наоборот, их философия во многом определяет обстоятельства» [ ]. Действительно, при всем разнообразии, разнонаправленности философских проблем и учений, а также свойственных историко – философскому процессу моментов прерывности и преемственности в истории культуры можно выделить относительно длительные, подчас в несколько столетий, эпохи, философия которых выражает основные векторы духовной жизни общества, представляет собой «духовную квинтэссенцию своего времени» (К. Маркс).

Одно очень важное направление философии это социальная философия. Она занимается изучением общества его развитием, прогрессом. Тема развитие и прогресс, в социальной философии мне очень интересна. Я хочу раскрыть данную тему и ответить себе на давно меня интересующие вопросы. Я решил начать раскрывать эту тему с самого начала, т. е. с появления первобытного человека.

 


Понятие общества, гипотезы возникновения общества

 

О возникновении общества можно судить по тем следам жизни далеких предков, которые находят археологи и которые свидетельствуют о возникновении, развитии, сложном драматическом историческом пути, пройденном многими поколениями людей. Тем не менее, полной картины происхождения человека и общества до сегодняшнего времени в науке нет. Вызывает вполне обоснованные возражения религиозное объяснение происхождения общества (поскольку оно требует признания своей мифологии за действительность); идеалистическая концепция (в силу своей спекулятитвности) и материализм (по по причине отсутствия достаточной научной аргументации). В определенном смысле Кант прав, утверждая, что материализм нельзя применить в качестве принципа, объясняющего природу нашей души. И тем не менее, несмотря на неограниченность фактических данных, мы считаем необходимым отнестись с доверием к тем из научных фактов, которые позволяют с достаточной степенью вероятности реконструировать картину возникновения общества.

 

Социальная подсистема

Разделение труда и специализация в общественном производстве с необходимостью порождают социальную дифференциацию, возникновение относительно ослабленных социальных общностей и групп, выполнявших только им свойственные функции, занимающих определенное положение в обществе и имеющих собственные интересы. Следует подчеркнуть, что социальное расслоение и неравенство людей – естественное состояние общества. Мечта о «золотом веке», о всеобщем и полном равенстве неосуществима по причине своей полной ненаучности. Более того, она вредна, так как дезориентирует людей, вносит напряженность в социальные отношения. Лозунги всеобщего равенства, как известно из истории, никогда не реализовывались: вместо одного вида неравенства возникали другие. Борьба личного авторитета – силы, ловкости, мужества или умений – возникает на самых ранних ступенях общественной жизни. Можно сказать, что неравенство – важный стимул развития личности и конечном счете общества.

Особая роль в возникновении социального неравенства и развитии общества принадлежит институту собственности. С возникновением собственности происходит резкая дифференциация людей, связанная с имущественным неравенством. Возникают люди, занятые умственным трудом как особой профессиональной деятельностью. Названные процессы интенсифицировали разделение труда, обособление одних групп и объединения других в различные сообщества. Социальная структура любого общества в определенный период его истории характеризуется совокупностью конкретно – исторических социальных общностей и групп, отношений между ними и специальных институтов и учреждений, регулирующих названные отношения.

 

Этнические общности

 

Общественная жизнь протекает в рамках конкретно – исторических коллективов людей, которые складываются на основе общности хозяйства, территории, языка, обычаев, традиций, ритуалов, верований и образуют различные виды этнических общностей. Первой формой таких общностей был род – кровнородственное объединение людей, являющихся основной социальной, производственной и этнической ячейкой первобытного общества. объединение двух или более родов, насчитывающее от нескольких сотен до нескольких тысяч человек, составляло племя. Племя имело общую собственность, общее управление, общие черты быта и некоторую общую хозяйственную деятельность.

Общность людей, проживающих на одной территории, связанных общими, хозяйственной деятельностью, языком, особенностями психического склада, некоторыми чертами быта, культуры и образа жизни, закрепленных в обычаях, нравах, традициях, характеризует народность и нацию. Но между ними есть существенные различия. Предпосылкой становления народности являются союзы племен, миграция населения, близость языка (хотя диалектные особенности сохраняются). Это факторы разрушения кровнородственных родовых связей. Но и связи, объединяющие народность, достаточно рыхлы, важнейшее объединяющее начало – территория проживания племен, составляющих народность.

Главная отличительная черта нации – своеобразие материальной и духовной культуры, формирующихся на базе интенсивных экономических связей объединяющихся в ассимилированных в некое целостное образование народностей. Нация наследует общий для составляющих ее народностей язык, общность психического склада; специфические черты культуры, отличающие ее от культуры других народов; сформировавшийся устойчивый образ жизни; традиции; общность исторических судеб и развитое этническое самосознание. Отсюда – чувствительность нации к проблемам культурного развития языка, национальной специфики в целом.

В современных условиях генетически предшествующие друг другу этнические общности трансформировались, но тем не менее сохраняются, что препятствует консолидации народности и нации. Так, в ряде стран бывшего СССР, в том числе и в России, дают о себе знать проявления трайбализма, т. е. активной деятельности кланов, основывающихся на родоплеменной общности. Цель их активности – борьба за власть, политическое или экономическое влияние, доминирование в сфере культуры.

 

Сословия и классы

В социальной структуре общества значительное место занимают сословия и классы. Сословия – социальные группы, возникшие в доиндустриальных обществах и различающихся юридическими или основанными на обычаях и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Сословное деление формирует сложную иерархическую структуру общества. например, в доколониальной Индии одновременно существовали сословия и классы – замкнутые эндогамные группы людей, связанные единством наследственной профессии. Наверху кастовой иерархии стояли касты брахманов и кшатриев, ниже находились касты торговцев и ростовщиков и еще ниже огромное количество земледельческих и ремесленных каст. В самом низу социальной лестницы находились касты неприкасаемых, лишенные права иметь землю и живущие за счет подаяния. Характерно, что имущественное положение привилегированных каст поддерживалось государством. В России сословное деление общества осуществлялось по другому принципу: духовенство, дворянство, купечество, крестьянство, мещане. Остатки сословного деления общества сохраняются практически во всех странах, где оно исторически сложилось.

Среди больших групп выделяют классы, различающиеся по экономическому, политическому, социально – психологическому статусу. Главный признак класса – экономический, ибо именно отношение к средствам производства, формы собственности определяют и формы классового деления. В современной социологии классы определяются по другим основаниям. Например, по деле общественного богатства, которой располагают социальные группы, они разделяются на высшие, средние и низшие классы. При этом не учитывается источник дохода, так что среди высшего класса могут оказаться известные киноактеры, звезды эстрады и банкиры. Аналогичным образом дело обстоит и со средним и даже с низшим классами. Выделяются также классы управляющих – по роли в организации общественного труда.

В современном обществе особая роль принадлежит интеллигенции – большой социальной группе людей, профессионально занятых высококвалифицированным умственным трудом. Численность интеллигенции постоянно возрастает, а ее роль становиться все более значительной. Это связано в первую очередь с научно – техническим прогрессом, а также с ростом потребности с духовных услугах в современном обществе. Интеллигенция социально неоднородна как по своему происхождению, так и по социальному статусу. Соответственно неоднородны и ее политические ориентации.

 

Институты

Развитие общества сопровождается созданием разветвленной системы институтов – социальных и политических организаций с особо важными функциями и четкой организационной структурой. Институты осуществляют общественно значимую деятельность, без которой нормальное функционирование общества невозможно. Это государство и его институты, партии и движения, средства массовой коммуникации, религиозные учреждения, учреждения образования и культуры, системы здравоохранения и санитарной службы, рынок, банки и т. д. деятельность социальных институтов распространяется на все сферы общественной жизни: семья и производство, движение товаров и денег, производство и потребление и т. д. институты осуществляют согласование интересов различных общностей и групп, обеспечивают их эффективное взаимодействие, закрепляют сложившиеся социальные ценности и утверждают новые.

 

Государство

Общество на данном этапе развилось до таких пределов, что уже полностью подготовлено к созданию своего государства. Государство основной институт политической системы, наделенный высшей законодательной властью, то есть правом устанавливать и регламентировать социальные нормы и правила общественной жизни в пределах определенной территориальной целостности и использовать легитимные методу принуждения для их соблюдения по отношению ко всем членам общества. Является основным источником политической власти. Деление власти на законодательную, исполнительную и судебную является основным принципом организации политической власти в большинстве современных демократических государств. Каждая ветвь власти действует в строго определенном поле, не допуская превышения полномочий и вторжения в сферу деятельности другой. Правительство является важнейшим элементом государственной системы власти и обладает полнотой исполнительной власти. Другим важнейшим элементом является административная система, в которую входят различные организации. Традиционно важнейшими функциями государственной власти является функция охраны общественно политического строя. По критерию политического режима государства могут быть либо демократическими, либо авторитарными [ ].

 


Территориальные группы

Во многих странах серьезные проблемы возникают во взаимоотношениях территориальных групп. Это могут быть отношения провинции и центра, столиц и окраин, крупнейших регионов, различающихся традициями духовной жизни и уровнем экономического развития (например, Россия очень многонациональная страна и уровень жизни практически в каждом регионе разный). Отношения между территориальными группами могут углубляться этническими или религиозными различиями, территориальными претензиями одних административных единиц к другим.

Развитие общества сопровождается усложнением его социальной структуры. Это порождает потребность в согласовании взаимодействия и интересов количественно и качественно разнородных групп. Виды социальных общностей и групп определяют и характер отношений и социальных связей между ними. Связи могут быть долговременными и кратковременными, прочными или слабыми, непосредственными и опосредованными. Важнейшая роль в формировании характера связей принадлежит интересам, а необходимость их согласования реализуется специальными институтами общества, и в первую очередь политической системой.

 


Заключение

Таким образом, по всему вышесказанному можно сделать вывод. С того момента как человек появился он начал непрерывно развиваться, постигать все новое и неизведанное. Да конечно сначала это были примитивные открытия прогресс был ничтожно мал, но затем, когда человек овладел речью и начала зарождаться письменность прогресс, резко увеличился. Прогресс увеличивался по нарастающей. Если до нашей эры человек делал немного открытий в науке то в дальнейшем ситуация изменилась. Вместе с развитием общества прогресс начал во много раз увеличиваться. И в настоящее время на дворе двадцать первый век, а стоит только посмотреть чего добилось человечество за эти годы: овладело космосом, появились ЭВМ, новейшие технологии передачи информации (сотовый телефон, интернет и т. д.). Но еще более шокирующее открытие человечества это атомные и гидроэлектростанции. с появлением новых технологий изменилось ввело понятие профессионализма, потому что глобальный характер технического действия не позволяет действовать эмпирическим путем – путем проб и ошибок.

 


Список литературы

1. Спиркин А. Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2003. – 736 с.;

2. Антипов Г. А. А 72-1 Философия: Учебно – методический комплекс. – Новосибирск СибАГС. 2000. – 127 с.;

3. Бучило Н. Ф., Чумаков А. Н. Философия: учеб. Пособие. – 5-е изд., перераб. И доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 480 с.;

4. Скорая помощь на экзаменах по философии. – Минск: Харвест, 2007. – 96 с. Краткий курс лекций.

Контрольная работа

Тема: Проблема прогресса в социальной философии

 

 

Выполнил: Студент 08304 группы Грошев Е. А.

Проверил: Доцент кафедры философских наук Хлебников М. В.

 


Оглавление

 

Введение

Понятие общества, гипотезы возникновения общества

Попытки научного описания происхождения общества

Прогресс и развитие общества

Социальная философия (учение об обществе)

Зарождение социально – исторического сознания

Социальная подсистема

Социальные общности и группы

Этнические общности

Сословия и классы

Институты

Государство

Территориальные группы

Заключение

Список литературы

 


Введение

«Чтобы понять эпоху или нацию, - писал Б. Рассел, - мы должны понять ее философию, а чтобы понять философию, мы должны сами в некоторой степени быть философами. Здесь налицо взаимная обусловленность: обстоятельства в жизни людей во многом определяют их философию, но и, наоборот, их философия во многом определяет обстоятельства» [ ]. Действительно, при всем разнообразии, разнонаправленности философских проблем и учений, а также свойственных историко – философскому процессу моментов прерывности и преемственности в истории культуры можно выделить относительно длительные, подчас в несколько столетий, эпохи, философия которых выражает основные векторы духовной жизни общества, представляет собой «духовную квинтэссенцию своего времени» (К. Маркс).

Одно очень важное направление философии это социальная философия. Она занимается изучением общества его развитием, прогрессом. Тема развитие и прогресс, в социальной философии мне очень интересна. Я хочу раскрыть данную тему и ответить себе на давно меня интересующие вопросы. Я решил начать раскрывать эту тему с самого начала, т. е. с появления первобытного человека.

 


Понятие общества, гипотезы возникновения общества

 

О возникновении общества можно судить по тем следам жизни далеких предков, которые находят археологи и которые свидетельствуют о возникновении, развитии, сложном драматическом историческом пути, пройденном многими поколениями людей. Тем не менее, полной картины происхождения человека и общества до сегодняшнего времени в науке нет. Вызывает вполне обоснованные возражения религиозное объяснение происхождения общества (поскольку оно требует признания своей мифологии за действительность); идеалистическая концепция (в силу своей спекулятитвности) и материализм (по по причине отсутствия достаточной научной аргументации). В определенном смысле Кант прав, утверждая, что материализм нельзя применить в качестве принципа, объясняющего природу нашей души. И тем не менее, несмотря на неограниченность фактических данных, мы считаем необходимым отнестись с доверием к тем из научных фактов, которые позволяют с достаточной степенью вероятности реконструировать картину возникновения общества.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.