Глава 1. Педагогические основы воспитания культуры умственного труда — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Глава 1. Педагогические основы воспитания культуры умственного труда

2019-08-04 194
Глава 1. Педагогические основы воспитания культуры умственного труда 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Наша дипломная работа посвящена исследованию проблемы комплексного воспитания культуры умственного труда у школьников начальных классов.

Нет, наверное, ни одного педагога, который не задумывался тем, почему многие школьники плохо учатся, не переживал, не пытался помочь таким ученикам.

На поставленный вопрос может быть дано множество ответов. Но одной из самых главных причин, порождающих низкую успеваемость, является отсутствие у учащихся умения учится.

Формирование знаний лишь тогда оказывается плодотворным, когда оно осуществляется вместе с развитием мышления.

Одной из важнейших составных частей воспитания

Личности является умственное воспитание. В истории

Русской педагогики были две точки зрения на умственное воспитание и развитие: теория формального образования и теория материального образования.

Представители первой теории утверждали, что главное и наиболее существенное в умственном воспитании – это развитие самих форм мышления, познавательных способностей учащихся, развитие памяти, воображения, сообразительности, находчивости. При этом само обучение в школе рассматривалось как своеобразный курс умственной гимнастики. Представители теории материального образования, напротив считали самым главным и существенным в умственном развитии и воспитании конкретные, реальные знания, которые в необходимой степени сами собой определяют и формы мышления.

Современная педагогика исходит из признания единства материального и формального образования, поэтому в задачи умственного воспитания входит: вооружение учащихся математическими знаниями основ наук о природе, человеческом обществе и мышлении; развитие познавательных потребностей, интересов и способностей; формирование социально значимых мотивов учения; воспитание у учащихся самостоятельности в учебной работе; а также формирование умений и навыков умственной деятельности (наблюдения, сравнения, выработка понятий, понимание причинно-следственных связей, прочное запоминание материала и т.п.), т.е. интеллектуального компонента культуры умственного труда.

Большая важность нашей работы в исключительной интеллектуальности вопросов, касающихся культуры умственного труда, на современном этапе школьного образования, когда, в связи с развитием науки, усложняется и увеличивается объем знаний, которыми должен овладеть учащийся в процессе школьного обучения. Прочность овладения этими знаниями напрямую связана со степенью овладения школьниками рациональной умственной деятельностью, особыми приёмами учебной работы.

Важность воспитания культуры умственного труда сегодня осознаётся как теоретиками, так и практиками педагогики.

За последние два десятилетия для развития учебно-познавательных способностей учащихся сделано уже немало. Министерством просвещения СССР издан важный нормативный документ «Рекомендации о развитии общих учебных умений и навыков школьников (1984г.). В программы учебных предметов включены разделы, в которых указано, какими умениями должны овладеть учащиеся. Задачи формирования культуры умственного труда широко освещены в воспитательной программе средней школы (см. Примерное содержание воспитания школьников). Под ред. И.С. Марьенко – М, 1984

Так, в книге Запа А.З. «Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 лет» предложен систематический курс из 185 занятий по развитию интеллектуальных основных способностей (умению анализировать, комбинировать, рассуждать, планировать) у младших школьников. Занятия проводятся на оригинальном материале, который включает в себя 12 поисково-творческих занимательных задач не учебного содержания, в каждом виде задач разработано 9 вариантов условий их предъявления; даются методики диагностики способностей.

В книге «Учить умению учиться» под редакцией В.О. Пупского описан опыт работы педагогического коллектива Ворошиловградской средней школы и внедрению межпредметной методики формирования

Учебно-познавательных умений.

В монографии А.С. Грашицкой «Научить думать и действовать» ученый с практическим опытом учителя рассказывает, как организовывать учебно-воспитательный процесс в школе в соответствии с индивидуальным развитием умственных способностей учащихся.

Книга известного польского писателя и педагога Я. Руднянского «Как учиться?» адресована школьникам от 9 до 16 лет. Автор даёт ребятам много полезных советов о том, как развить свой ум, память и наблюдательность, освоить скорочтение и мн.др.

Английский учёный Дуглас Хамблин в книге «Формирование учебных навыков» знакомит с поисками решения этой задачи в современной английской педагогике. Рекомендуемая в книге работа с учащимися выступает как сопутствующая, дополнительная по отношению к основному учебному процессу.

Интересующая нас проблема отражена и в других научных трудах (см. Библиографию).

Но в настоящее время перед педагогической наукой и школой стоит задача; разработать и реализовать на практике преемственную систему комплексного воспитания культуры умственного труда учащихся всех классов, – как на уроках; так и в ходе внеурочной воспитательной деятельности совместными усилиями учителей, классных руководителей, библиотекарей и родителей.

Цель нашей работы: исследование уровня разработанности воспитания у младших школьников культуры умственного труда.

1.Обьекты исследования: учебная деятельность младших школьников.

2.Предмет исследования: содержание интеллектуальных умений - важнейших составляющих культуры умственного труда.

Гипотеза исследования: культура умственного труда – сложное понятие, включающее личностный, интеллектуальный, организационно-технический и гигиенический компоненты.

Одним из основных компонентов является интеллектуальный. От сформированности умений, входящих в данный компонент, зависит уровень общей успеваемости младших школьников.

Задачи исследования: 1) выявить и охарактеризовать основные составляющие культуры умственного труда;

2) рассмотреть умения, входящие в интеллектуальный компонент культуры умственного труда;

3) описать методику организации работы педагогического коллектива по созданию комплексной системы воспитания культуры умственного труда;

4) исследовать зависимость общей успеваемости младших школьников от степени сформированности у них умений, входящих в интеллектуальный компонент культуры умственного труда.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, эксперимент, тестирование.

База исследования: 3-й класс средней школы №11 г. Липецка

Положения, выносимые на защиту:

Культура умственного труда представляет собой сложную, многоуровневую модель, включающую в себя учебно-организационные, учебно-информационные, учебно-интеллектуальные и учебно-коммуникативные умения и навыки

Интеллектуальный компонент занимает центральное место в понятии «культура умственного труда», являясь «фундаментом», на основе которого строится процесс обучения, состоящий из умений младших школьников.

Уровень сформированности умений, входящих в интеллектуальный компонент культуры умственного труда, а именно: степень овладения мыслительными операциями, определяет уровень успеваемости школьников.


Литература

1. Азаров Ю.П. Радость учить учиться. – М: Политиздат, 1988, - с.335

2. Активизация познавательной деятельности младших школьников. Книга для учителя. –Минск: Нар. 1987, с.109

3. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. –М: Ось-98, 1988, с.221

4. Бабаинский Ю.К. Методы стимулирования учебной деятельности школьников в процессе обучения // Выбор методов обучения в средней школе/ Под ред. Ю.К. Бабаинского. –М 1987, с.118-131

5. Бабаинский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. –М.: Знание, 1987, с.91

6. Баранов С.П. и д.р.: Педагогика.: Просвещение, 1987, - 367с.

7. Бардин К.В. Как научить детей учиться. –М.: Просвещение, 1987, - 112с.

8. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов на Дону, Феликс, 1999, - 416с.

9. Боденко Б.И. Выявление некоторых причин трудностей в учении// Научно-практические проблемы школьной психологической службы. –М., 1987, -с.104-126.

10. Буйлис А. На путях научной организации труда// Народное образование, 1983, №1, -с.14-18.

11. Внедрение научных знаний в учебно-воспитательный процесс. –М.: Знание, 1990, -62с.

12. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий и понятий. –М.: Прогресс, 1965, -206с.

13. Границкая А.С Научить думать и действовать. –М.: Просвещение, 1991, -172с.

14. Гролщева А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. –М.: Педагогика, 1983, -130с.

15. Гузин Н.В. Учись учиться. –М.: Просвещение, 1981, -108с.

16. Гуревич К.М., Горбачёва Е.И. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы. –М.: Знание, 1992, -79с.

17. Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. –М.: Педагогика, 1982, -124с.

18. Ермолаева Б.А. Учись учиться. –М.: Молодая гвардия, 1988, -93с.

19. Зах А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. –М.: Просвещение, 1984, -318с.

20. Запорожец Н.И. Развитие умений и навыков учащихся в процессе преподавания истории(4-8 классы). –М.: Знание, 1987, -144с.

21. Зинченко С.Н. Почему детям бывает трудно учиться. –Киев. Рад. Школа, 1990, -54с.

22. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. –М.: Просвещение, 1987, 116с.

23. Игры-обучение, тренинг, досуг / Под. Ред. В.В. Петрусинского. –М.: Новая школа, 1994.

24. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. - М.– Педагогика, 1981, -96с.

25. Калмынова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. _.: Знание, 1981, -184с.

26. Крупская Н.К. За подлинно политехническую школу// Педагогические сочинения: В 10т. –М., 1959, т.4 – с.457.

27. Кулько В.А., Цэхлистрова Г.Д. Формирование у учащихся умений учиться. - М–: Педагогика, 1983, -80с.

28. Лернер И.Я. Развитие мышления у учащихся в процессе обучения истории. –М.: Знание, 1982, -108с.

29. Локалова Н.П. Как помочь слабо успевающему школьнику. –М.: Педагогика, 1995, -94с.

30. Мейкман И. Важнейшие свойства умственной деятельности. Рига, 1970, -99с.

31. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. –М.: Педагогика, 1989, -218с.

32. Обучение и развитие младших школьников. –Волгоград: ВГПИ, 1990, -111с.

33. Овчинников Г.С, формирование приёмов мышления в обучении младших школьников. –Челябинск: ЧГПИ, 1987, -82с.

34. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. –М.: Знание, 1979, -144с.

35. Пономарёв Я.И. Знание, мышление и умственное развитие. –М.: 1967, -118с.

36. Поспелов Н.Н., Поспелов И.Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников. –М.: Педагогика, 1989, -157с.

37. Примерное содержание воспитания школьников / Под ред. И.С. Марьенко. –М., 1984, с.21-22.

38. Пупский В.О. Азбука учебного труда. –М.: Просвещение, 1988, -144с.

39. Рекомендации о развитии общих учебных умений и навыков школьников/ Авт. сост. Н.А. Лошкарёва: Главное управление школ Министерства просвещения СССР. –М., 1984, -21с.

40. Рогов Е.И. Психология познания. –М.: Владивосток, 1998, -176с.

41. Ростапова Т.А. Общая психология. Динамика умственных способностей детей. –М.: Флинта, 1998, -84с.

42. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мгд. Обучение. Здоровье. –М.: Просвещение. 19889, -23с.

43. Рудиянский Я. Как учиться. –М.: Просвещение, 1992, -188с.

44. Русанов Б.А. НОТ школьника. –М.: Просвещение, 1979, -128с.

45. Савина Ф.К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформ школы. –Волгоград: ВГПИ, 1988, -61с.

46. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива // Избр. Произведения: В5т. –Киев, 1979-1980, -т.1, с.76-94.

47. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. // Избр. Произведения: В5т. –Киев, 1979-1980, -т.2, с.349-357.

48. Сухомлинский В.А Разговор с молодым директором школы// Избр. Произведения: В5т. –Киев, 1979-1980, -т.2.

49. Сухомлинский В.А Сто советов молодому учителю//Избр. Произведения: В5т. –Киев, 1979-1980, -т.2.

50. Сухомлинский В.А Воспитание коммунистического отношения к труду. –М.: Учпедизд., 1959, 233с.

51. Талызина Н.Ы Управление процессом усвоения знания. –М.- Знание, 1975, -204с.

52. Теоретические основы содержания общего средного образования. /Под ред. В.В. Краевского, И.Я Лернера. –М.: Просвещение, 1983, -164с.

53. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. –Ярославль, 1996, -240с.

54. Усова А.В. Психолого-дидактические основы формирования у учащихся научных понятий. –Челябинск: ЧГПИ, 1986, -84с.

55. Усова А.В., Бобров А.А. Формирование у учащихся учебных умений. –М.: Знание, 1987, -76с.

56. Учить умению учиться / Под ред. В.О. Пупского. –Киев, 1987, -192с.

57. Хамблин Д. Формирование учебных навыков. –М.: Педагогика, 1986, -160с.

58. Черевко И.М. Психолого-педагогические основы активизации учебной деятельности учащейся молодёжи. –Брянск, 1993

59. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. –М.: Просвещение, 1982, -126с.

60. Шевченко С.Д, Школьный урок: как научить каждого. –М.: Просвешение, 1991, -174с.

61. Щукна Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. –М.: Педагогика, 1988, -203с.


[1] Пупский В.О. Азбука учебного труда –М: Просвещение,1988,-с74:

[2] Бабаиский Ю.К. Методы стимулирования учебной деятельности школьников в процессе обучения // Выбор методов обучения в средней школе. – М, 1981, с.118.

[3] Рекомендации о развитии общих учебных умений и навыков школьников./ Авт. сост. И.А. Лошкарёва – М.,1984, с.18.

 

[4] Теоретические основы содержания общего среднего образования./ Под ред. В.В. Краевского; И.Я. Лернера. - М,1983, с.146-147

[5] Пупский В.О. Азбука учебного труда: Книга для учителя М.: Просвещение,1988.

[6] Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе М: Просв-е,1961, с.-16.

 

[7] Шорохова Е.В. Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности и его значение для психологии мышления // Исследования мышления в советской психологии. - М., 1966, с.96.

[8] Л.В.Реброва «Памятка по анализу-синтезу//Проблемы дидактических средств обучения биологии в школе-М.,1970, с.-101-102

[9] Л.К. Реброва Указ. Сочинения, с.102

[10] Зан А.З, Развитие умственных способностей младших школьников. – М: Просвещение1994, с. 36-44.

[11] Сухомлинский К.Р. Разговор молодым директором школы.// Избр. Просвещ.: К5Т. - Киев,1979,т.4,с.561.

[12] Бабаинский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. –М: Педагогика,1981,с.5

[13] Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М.:Педагогика,1982,-с. 115-116.

[14] Сухомлинский К.А. Методика воспитания коллектива// Избр. Произведения: В5 ТТ. – Киев,1979, т.1,с.76

[15] Крупская Н.К. За подлинно политехническую школу// Педагогические сочинения: В 10 т. –М 1959, т.3,с.457

[16] Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. –М, Педагогика,1981,-с.15.

[17] Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека// Избр. произв.: в 5 т. - Киев,1979,-т.2,-с.349

[18] Сухомлинский В.А. Воспитание коммунистического отношения к труду. М., 1959, -с.133

[19] Кулько В.А., Цехлистрова Т.Д. Формирование у учащихся умений учиться. –М, 1983, с.10.

[20] Бардин К.В. Как научить детей учиться. –М.: Просвещение, 1987, -с.7.

[21] Бардин К.В. Указ. Сочинение, с.9

[22] Бардин К.В. Как научить детей учиться. - М. Просвещение, 1987, - с.11.

[23] Ермалаева Б.А. Учись учиться. – М.: Молодая гвардия, 1988,- с.17.

[24] Ермолаева Б.А. Учись учиться. – М.: Молодая гвардия, 1988, - с.21.

[25] Ермолова Б.А. Учись учиться. – М.: Молодая гвардия, 1988, -с.48.

[26] Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьников. – М: Педагогика, 19988, - с.119

[27] Кулько В.А., Цехмистрова Г.Д. Формирование у учащихся умений учиться. –М, 1983, с.67.

[28] Баранов С.П., и др. Педагогика. - М: Просвещения, 1987,-с.261

[29] см. план, рекомендованный Министерством РСФСР в книге «Библиотечно-библиографические занятия школьникам». – М, 1983, с.16-23.

Введение

 

Наша дипломная работа посвящена исследованию проблемы комплексного воспитания культуры умственного труда у школьников начальных классов.

Нет, наверное, ни одного педагога, который не задумывался тем, почему многие школьники плохо учатся, не переживал, не пытался помочь таким ученикам.

На поставленный вопрос может быть дано множество ответов. Но одной из самых главных причин, порождающих низкую успеваемость, является отсутствие у учащихся умения учится.

Формирование знаний лишь тогда оказывается плодотворным, когда оно осуществляется вместе с развитием мышления.

Одной из важнейших составных частей воспитания

Личности является умственное воспитание. В истории

Русской педагогики были две точки зрения на умственное воспитание и развитие: теория формального образования и теория материального образования.

Представители первой теории утверждали, что главное и наиболее существенное в умственном воспитании – это развитие самих форм мышления, познавательных способностей учащихся, развитие памяти, воображения, сообразительности, находчивости. При этом само обучение в школе рассматривалось как своеобразный курс умственной гимнастики. Представители теории материального образования, напротив считали самым главным и существенным в умственном развитии и воспитании конкретные, реальные знания, которые в необходимой степени сами собой определяют и формы мышления.

Современная педагогика исходит из признания единства материального и формального образования, поэтому в задачи умственного воспитания входит: вооружение учащихся математическими знаниями основ наук о природе, человеческом обществе и мышлении; развитие познавательных потребностей, интересов и способностей; формирование социально значимых мотивов учения; воспитание у учащихся самостоятельности в учебной работе; а также формирование умений и навыков умственной деятельности (наблюдения, сравнения, выработка понятий, понимание причинно-следственных связей, прочное запоминание материала и т.п.), т.е. интеллектуального компонента культуры умственного труда.

Большая важность нашей работы в исключительной интеллектуальности вопросов, касающихся культуры умственного труда, на современном этапе школьного образования, когда, в связи с развитием науки, усложняется и увеличивается объем знаний, которыми должен овладеть учащийся в процессе школьного обучения. Прочность овладения этими знаниями напрямую связана со степенью овладения школьниками рациональной умственной деятельностью, особыми приёмами учебной работы.

Важность воспитания культуры умственного труда сегодня осознаётся как теоретиками, так и практиками педагогики.

За последние два десятилетия для развития учебно-познавательных способностей учащихся сделано уже немало. Министерством просвещения СССР издан важный нормативный документ «Рекомендации о развитии общих учебных умений и навыков школьников (1984г.). В программы учебных предметов включены разделы, в которых указано, какими умениями должны овладеть учащиеся. Задачи формирования культуры умственного труда широко освещены в воспитательной программе средней школы (см. Примерное содержание воспитания школьников). Под ред. И.С. Марьенко – М, 1984

Так, в книге Запа А.З. «Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 лет» предложен систематический курс из 185 занятий по развитию интеллектуальных основных способностей (умению анализировать, комбинировать, рассуждать, планировать) у младших школьников. Занятия проводятся на оригинальном материале, который включает в себя 12 поисково-творческих занимательных задач не учебного содержания, в каждом виде задач разработано 9 вариантов условий их предъявления; даются методики диагностики способностей.

В книге «Учить умению учиться» под редакцией В.О. Пупского описан опыт работы педагогического коллектива Ворошиловградской средней школы и внедрению межпредметной методики формирования

Учебно-познавательных умений.

В монографии А.С. Грашицкой «Научить думать и действовать» ученый с практическим опытом учителя рассказывает, как организовывать учебно-воспитательный процесс в школе в соответствии с индивидуальным развитием умственных способностей учащихся.

Книга известного польского писателя и педагога Я. Руднянского «Как учиться?» адресована школьникам от 9 до 16 лет. Автор даёт ребятам много полезных советов о том, как развить свой ум, память и наблюдательность, освоить скорочтение и мн.др.

Английский учёный Дуглас Хамблин в книге «Формирование учебных навыков» знакомит с поисками решения этой задачи в современной английской педагогике. Рекомендуемая в книге работа с учащимися выступает как сопутствующая, дополнительная по отношению к основному учебному процессу.

Интересующая нас проблема отражена и в других научных трудах (см. Библиографию).

Но в настоящее время перед педагогической наукой и школой стоит задача; разработать и реализовать на практике преемственную систему комплексного воспитания культуры умственного труда учащихся всех классов, – как на уроках; так и в ходе внеурочной воспитательной деятельности совместными усилиями учителей, классных руководителей, библиотекарей и родителей.

Цель нашей работы: исследование уровня разработанности воспитания у младших школьников культуры умственного труда.

1.Обьекты исследования: учебная деятельность младших школьников.

2.Предмет исследования: содержание интеллектуальных умений - важнейших составляющих культуры умственного труда.

Гипотеза исследования: культура умственного труда – сложное понятие, включающее личностный, интеллектуальный, организационно-технический и гигиенический компоненты.

Одним из основных компонентов является интеллектуальный. От сформированности умений, входящих в данный компонент, зависит уровень общей успеваемости младших школьников.

Задачи исследования: 1) выявить и охарактеризовать основные составляющие культуры умственного труда;

2) рассмотреть умения, входящие в интеллектуальный компонент культуры умственного труда;

3) описать методику организации работы педагогического коллектива по созданию комплексной системы воспитания культуры умственного труда;

4) исследовать зависимость общей успеваемости младших школьников от степени сформированности у них умений, входящих в интеллектуальный компонент культуры умственного труда.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, эксперимент, тестирование.

База исследования: 3-й класс средней школы №11 г. Липецка

Положения, выносимые на защиту:

Культура умственного труда представляет собой сложную, многоуровневую модель, включающую в себя учебно-организационные, учебно-информационные, учебно-интеллектуальные и учебно-коммуникативные умения и навыки

Интеллектуальный компонент занимает центральное место в понятии «культура умственного труда», являясь «фундаментом», на основе которого строится процесс обучения, состоящий из умений младших школьников.

Уровень сформированности умений, входящих в интеллектуальный компонент культуры умственного труда, а именно: степень овладения мыслительными операциями, определяет уровень успеваемости школьников.


Глава 1. Педагогические основы воспитания культуры умственного труда


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.089 с.