Характеристики особенностей развития детей старшей группы (от 5-6 лет) — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Характеристики особенностей развития детей старшей группы (от 5-6 лет)

2019-08-02 151
Характеристики особенностей развития детей старшей группы (от 5-6 лет) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основными участниками реализации программы являются: дети дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги.

Возрастные особенности воспитанников

Количество девочек в группе -14, количество мальчиков - 11.

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям.

Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования:

1) от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями);

2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д.

Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов.

Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.

Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания.

Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Планируемые результаты освоения Программы

Целью реализации образовательной программы ДОУ является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых ориентиров.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:

- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

- использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

- владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

- проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

- у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.;

-ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому планируемые результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка к концу дошкольного образования.

Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные (ключевые) характеристики развития личности ребенка. Основные (ключевые) характеристики развития личности представлены в виде характеристик возможных достижений воспитанников на этапе завершения дошкольного образования и являются определенным отражением образовательных воздействий при реализации основных образовательных областей:

· социально – коммуникативное развитие;

· познавательное развитие;

· речевое развитие;

· художественно - эстетическое развитие;

· физическое развитие.

По завершению дошкольного образования – ребенок способен:

- использовать основные культурные способы деятельности;

- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

- проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.; выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- проявлять положительное отношение к миру, другим людям и самому себе; чувство собственного достоинства; адекватно проявлять свои чувства (в том числе чувство веры в себя), сопереживать неудачам и сорадоваться успехам других;

- активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми и участвовать в совместных играх, стараясь продуктивно разрешать конфликты, договариваясь, учитывая интересы и чувства других;

- следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, проявляя способность к волевым усилиям;

- проявлять развитое воображение в разных видах деятельности, прежде, в игре;

- выражать свои мысли и желания, демонстрируя достаточно хорошее владение устной речью; использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний в ситуации общения;

- контролировать свои движения и управлять ими;

- соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

К основным (ключевым) характеристикам возможных достижений воспитанников относится также то, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок:

- владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

- проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать;

- обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; у него складываются предпосылки грамотности;

- подвижен, вынослив, владеет основными движениями, у него развита крупная и мелкая моторика.

Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования может существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.

1.3. Система мониторинга достижения планируемых результатов освоения образовательной программы

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в ДОУ система мониторинга ориентирована на выявление образовательных достижений воспитанников. Данная система направлена на:

а) построение педагогического процесса с учетом целей дошкольного образования;

б) решение задач:

- формирования программы;

- анализа профессиональной деятельности;

- взаимодействия с семьями;

в) изучение характеристик образования детей в возрасте от 1,5 до 8 лет;

г) информирование родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования.

Особенностями системы оценки являются:

-комплексный подход к оценке результатов образования (оценка личностных результатов);

-использование планируемых результатов освоения основной образовательной программы в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

-оценка успешности освоения содержания образовательных областей на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в различных видах детской деятельности;

-уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их.

Формы представления образовательных результатов:

- журнал учета реализации образовательной программы;

- устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в освоении образовательных областей;

- результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных и личностных качеств воспитанников.

Педагогическая диагностика

Реализация образовательной программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и (или) специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:

- коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);

- игровой деятельности;

- познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);

- проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);

- художественной деятельности;

- физического развития.

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

В соответствии с ФГОС ДО планируемые результаты освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования основаны на целевых ориентирах (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования) и описывают качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы.

Педагогический мониторинг

Промежуточные результаты освоения Программы на основе программы «Радуга» ( 5 – 6 лет)

 

Образовательные области Достижения детей
Физическое развитие   Осознанно выполняет движения. Проявляет быстроту, силу, выносливость, гибкость. Умеет легко ходить и бегать, энергично отталкиваясь от опоры; бегать наперегонки, с преодолением препятствий, лазать по гимнастической стенке, меняя темп. Умеет прыгать в длину, в высоту с разбега, правильно разбегаться, отталкиваться и приземляться в зависимости от вида прыжка, прыгать на мягкое покрытие через длинную скакалку, сохранять равновесие при приземлении. Умеет сочетать замах с броском при метании, подбрасывать и ловить мяч одной рукой, отбивать его правой и левой рукой на месте и вести при ходьбе. Умеет ходить на лыжах скользящим шагом, подниматься на склон, спускаться с горы, кататься на двухколесном велосипеде, кататься на самокате, отталкиваясь одной ногой (правой и левой), ориентироваться в пространстве. Знаком с элементов спортивных игр, играми с элементами соревнования, играми-эстафетами. Проявляет интерес к различным видам спорта. Помогает взрослым готовить физкультурный инвентарь к занятиям физическими упражнениями, убирать его на место. Подвижные игры. Умеет самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, проявляя инициативу и творчество. Участвует в играх с элементами соревнования, играх-эстафетах.
Социально-коммуникативное развитие Уважительно относится к окружающим. Заботится о младших, помогает им, защищает тех, кто слабее. Проявляет сочувствие, отзывчивость, заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания. Умеет оценивать свои поступки и поступки сверстников. Выражает свое отношение к окружающему, самостоятельно находит для этого различные речевые средства. Имеет представления о правилах поведения в общественных местах; об обязанностях в группе детского сада, дома. Пользуется вежливыми словами (здравствуйте, до свидания, пожалуйста, извините, спасибо и т. д.). Использует в речи фольклор (пословицы, поговорки, потешки и др.). Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание Образ Я. Имеет гендерные представления. Уважительно относится к сверстникам своего и противоположного пола. Семья. Имеет представления о семье и ее истории; о том, где работают родители, как важен для общества их труд.  Детский сад. Проявляет интерес к ближайшей окружающей среде: к детскому саду, дому, где живут дети, участку детского сада и др. Поддерживает чистоту и порядок в группе, украшает ее произведениями искусства, рисунками. Участвует в оформлении групповой комнаты, зала к праздникам. Участвует в совместной проектной деятельности, взаимодействует с детьми других возрастных групп. Участвует в мероприятиях, которые проводятся в детском саду, в том числе и совместно с родителями (спектакли, спортивные праздники и развлечения, подготовка выставок детских работ). Родная страна. Имеет представления о малой Родине: о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край. Имеет представления детей о родной стране, о государственных праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год и т. д.). Знает, что Российская Федерация -большая многонациональная страна, государство РФ. Москва — главный город, столица нашей Родины. Знаком с флагом и гербом России, мелодией гимна. Имеет представление о Российской армии. Самообслуживание, самостоятельность трудовое воспитание Культурно-гигиенические навыки. Следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; самостоятельно чистит зубы, умывается, по мере необходимости моет руки, следить за чистотой ногтей; при кашле и чихании закрывает рот и нос платком. Замечает и самостоятельно устраняет непорядок в своем внешнем виде. Умеет правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); ест аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом; обращается с просьбой, благодарит. Самообслуживание. Умеет быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдает порядок в своем шкафу (раскладывает одежду в определенные места), опрятно заправляет постель. Умеет самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию, самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, палитру, протирать столы. Общественно-полезный труд. С желанием выполняет посильные трудовые поручения. Участвует в совместной трудовой деятельности (в разных видах труда). Доводит начатое дело до конца. Проявляет творчество и инициативу при выполнении различных видов труда. Бережно относится к материалам и инструментам. Умеет оценивать результат своей работы (с помощью взрослого). Проявляет дружеские взаимоотношения; привычку играть, трудиться, заниматься сообща, желание помогать другим. Проявляет внимание, умение понимать поставленную задачу (что нужно делать), способы ее достижения (как делать); усидчивость; настойчивость, целеустремленность в достижении конечного результата. Помогает взрослым поддерживать порядок в группе: протирать игрушки, строительный материал и т. п. Стремится поддерживать порядок на участке детского сада (подметает и очищает дорожки от мусора, зимой - от снега, поливает песок в песочнице и пр.). Добросовестно выполняет обязанности дежурного по столовой: сервирует стол, приводит его в порядок после еды. Труд в природе. С желанием выполняет различные поручения, связанные с уходом за животными и растениями в уголке природы; обязанности дежурного в уголке природы (поливает комнатные растения, рыхлит почву и т. д.). Оказывает помощь взрослым: осенью - в уборке овощей на огороде, сбору семян, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы; зимой - в сгребании снега к стволам деревьев и кустарникам, в посадке корнеплодов, в создании фигур и построек из снега; весной - в посеве семян овощей, цветов, высадке рассады; летом - в рыхлении почвы, поливке грядок и клумб. Уважение к труду взрослых. Бережное относится к тому, что сделано руками человека. Проявляет благодарность к людям за их труд. Имеет представления о труде взрослых, результатах труда, его общественной значимости. Формирование основ безопасности Безопасное поведение в природе. Знаком с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга), с правилами поведения при грозе. Знаком с правилами оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых. Безопасность на дорогах. Имеет знания об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора. Знаком с названиями ближайших к детскому саду улиц. Знаком с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов. Знаком с дорожными знаками: «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка». Безопасность собственной жизнедеятельности. Знаком с правилами безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах и др.). Имеет представления об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и др.). Знает о работе пожарных, причины пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара. Знаком с работой службы спасения – МЧС, с телефонами «01», «02», «03». Умеет обращаться за помощью к взрослым. Называет свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.
Речевое развитие Формирование словаря. Использует в речи детей существительные, обозначающие предметы бытового окружения; прилагательные, характеризующие свойства и качества предметов; наречия, обозначающие взаимоотношения людей, их отношение к труду. Подбирает существительные к прилагательному (белый - снег, сахар, мел), слова со сходным значением (шалун - озорник - проказник), с противоположным значением (слабый - сильный, пасмурно - солнечно). Звуковая культура речи. Правильно, отчетливо произносит звуки. Различает на слух и отчетливо произносит сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с - з, с - ц, ш - ж, ч - ц, с - ш, ж – з. Умеет определять место звука в слове (начало, середина, конец). Грамматический строй речи. Умеет согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка — зеленое брюшко). Замечает неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, стремится самостоятельно ее исправить. Знаком с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель). Образовывает однокоренные слова (медведь - медведица - медвежонок - медвежья), в том числе глаголы с приставками (забежал - выбежал - перебежал). Правильно употребляет существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные. Составляет по образцу простые и сложные предложения. Пользуется прямой и косвенной речью. Связная речь. Умеет поддерживать беседу. Владеет диалогической и монологической формами речи. Связно, последовательно и выразительно пересказывает небольшие сказки, рассказы. Умеет (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. Может составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам. Умеет составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем. Художественная литература Проявляет интерес детей к художественной литературе. Может внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки. Проявляет интерес к чтению больших произведений (по главам). Проявляет эмоциональное отношение к литературным произведениям.  Способен рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа.  Понимает скрытые мотивы поведения героев произведения. Различает (с опорой на прочитанное произведение) жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений. Выразительно, с естественными интонациями читает стихи, участвует в чтении текста по ролям, в инсценировках. Обращает внимание на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивает иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению.

 

Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.

Мониторинг образовательного процесса проводится в начале и конце учебного года. Осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе уровне развития воспитательно - образовательного процесса в ДОО на основе изменений в уровне воспитанности дошкольного и росте педагогического мастерства.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (далее – система мониторинга) должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга (в соответствии с «моделью выпускника»).

  В процессе мониторинга исследуются:

  1. Физические

  2. Интеллектуальные

  3. Личностные качества ребёнка путём различных методов исследований

Формы и методы мониторинга:

1). Анализа документации;

2). Серий бесед, опросов;

3). Тестов;

4). Игр и упражнений;

5). Создания ситуаций;

6). Анкетирования, интервьюирования;

7). Проверочных, итоговых контрольных заданий на занятиях;

8). Экспертных оценок с использованием различных методов исследования;

 9). Наблюдения и анализ наблюдений.

 

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Содержание образовательных областей

Содержание Программы включает в себя обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений, и определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

Основными направлениями деятельности ДОУ образовательной программы дошкольного образования являются:

- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

- создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

· социально-коммуникативное развитие;

· познавательное развитие;

· речевое развитие;

· художественно-эстетическое развитие;

· физическое развитие.

Содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, реализовывается в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):

Ø для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.074 с.