Глава I Социально- экономическая сущность безработицы — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Глава I Социально- экономическая сущность безработицы

2019-08-04 133
Глава I Социально- экономическая сущность безработицы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Глава I Социально- экономическая сущность безработицы

Основные понятия и характеристики безработицы

Развитие экономики характеризуется тем, насколько эффективно используются имеющиеся ресурсы, и прежде всего рабочая сила. Поддержание занятости - важнейшая цель экономической политики. Рыночной экономике присущ определенный уровень безработицы, хотя количество безработных колеблется из года в год. Дж.М. Кейнс считает, что при капитализме не существует никакого механизма, характеризующего полною занятость, экономика может быть сбалансирована при значительном уровне безработицы.

Переход России к рыночным отношениям повлек за собой специфические проблемы социально- трудовой сферы. Дефицит рабочей силы сменился дефицитом рабочих мест, что привело к безработице. Явление безработицы неотъемлемо связано с рынком труда.

Рынок труда - важная и многоплановая сфера экономической и социально политической жизни общества. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы определяются условия ее найма, в том числе и величина заработной платы, условий труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантия занятости.

Рынок труда отражает некоторые тенденции в динамике занятости, ее основных структур, т.е. в общественном разделении труда, мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы.

Неполная занятость- это такое положение, при котором выполняемая работа не требует полного использования квалификации и профессиональной подготовки индивида, не соответствует его ожиданиям и не позволяет получать такую зарплату, какую он мог бы иметь, выполняя ту работу (и в том объеме), на которую мог бы претендовать.

В экономической и социальной литературе для определения понятия «безработица» используются различными термины:

Безработица- это социально экономическое явление, при которой часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны.

Согласно определению К.Х. Брайкера, безработица- это явление в экономике, при котором часть экономическим активного населения, желающая работать, не может применить свою рабочую силу [4- с23-24].

По определению МОТ (Международная Организация Труда) к безработному относится индивид который:

- не имеет работы в данный момент;

- предпринимает конкретные и активные попытки найти работу;

- в данный момент готов приступить к работе.

А нашей стране безработными считаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (трудового дохода), проживающие на территории России, зарегистрированные в органах службы занятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущие ее и готовые приступит к ней [9- с19, 31, 45].

Безработными не могут признаны:

- граждане, не достигшие 16- летнего возраста;

- граждане, которым в соответствии с законодательством назначена трудовая пенсия по старости или инвалидности, кроме инвалидов III группы;

- те, кто в течение 10 дней после обращения в службу занятости отказался от двух вариантов подходящей работы, а впервые ищущие работу и не имеющие специальности (профессии)- после двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной работы, в том числе временного характера;

- лица, представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения для признания их безработными;

- трудоспособные граждане, проходящие очный курс обучения [5- с. 43-47].

Таким образом, в реальной экономической жизни безработица выступает как превышение рабочей силы над спросом на нее. Согласно статистике многих развитых стран, относятся лица, не занятые на момент проведения опроса о статусе их занятости, предпринимавшие попытки найти работу в течении предыдущих четырех недель и зарегистрированные на бирже труда.

Продолжительность безработицы - это показатель, характеризующий среднюю длительность поиска работы среди лиц, имеющих статус безработного на конец анализируемого периода.

Безработица различается по продолжительности: временная (до 4-х месяцев) и хроническая (свыше года).

Уровень общей безработицы - это отношение численности безработных к численности экономически активного населения (в %).

 Уровень регистрируемой безработицы - отношение численности зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения (в %).

 Экономисты рассматривают безработицу как естественную и неотъемлемую часть рыночного хозяйства. Определены основные виды безработицы по сущностным характеристикам- причинам возникновения и продолжительности.

Причины возникновения позволяют выделить фрикционную, структурную и циклическую безработицу

1. Фрикционная безработица связана с поисками или ожиданиями работы. Одни люди добровольно меняют место работы в связи с изменением профессиональной ориентации сменой места жительства или чтобы занять лучшие должности в иных фирмах. Другие люди ищут новую работу вследствие увольнения по несоответствию или из-за банкротства фирмы. Третьи временно теряют сезонную работу. Четвертые (молодежь) впервые ищут работу. Когда все эти люди приступят к работе, им на смену придут новые, сохраняя из месяца в месяц этот тип безработицы. Фрикционная безработица означает неповоротливость рынка труда: система распространения информации о претендентах на рабочие места и вакансиях является несовершенной, а географическое перемещение рабочих не может происходить моментально. Поиск подходящего рабочего места требует определенного времени и усилий. Фрикционная безработица является даже желательной, т.к. позволяет работникам улучшать условия труда и находить более высокую заработную плату.

2. Структурная безработица связана с изменениями в структуре спроса на труд по отраслям, регионам и необходимостью определенного времени для установления между структурой рабочей силы, определенными качествами работников и свободными местами с определенными профессиональными требованиями. В ходе технологических преобразований спрос на одни профессии уменьшается или сокращается, на другие увеличивается, меняется географическое распределение рабочих мест. Например, внедрение персональных компьютеров сократило спрос на пишущие машинки, что снизило спрос на труд на предприятиях по производству пишущих машинок. Одновременно увеличился спрос на труд в электронной промышленности. Разные регионы производят разные товары, спрос на труд может одновременно сокращаться в одних регионах и возрастать в других. Если фрикционные безработные имеют навыки, которые могут применять, то структурные безработные без переподготовки дополнительного обучения, перемены места жительства найти работу не могут. Поскольку структурные сдвиги происходят постоянно и рабочим требуется определенное время для смены работы, то структурная безработица носит устойчивый характер.

Структурные безработные испытывают трудности в получении работы из-за недостаточно высокой или ставшей недостаточной квалификации, дискриминации по признакам пола, этнической принадлежности, сексуальной ориентации, возраста или инвалидности. Даже в периоды высокого уровня занятости среди структурных безработных сохраняется непропорционально высокая безработица.

По мнению большинства ученых (И.Е. Заславский, А.И. Рофе, Л.И. Старовойтова), совокупность структурной и фрикционной безработицы определяет уровень естественной безработицы, т.е. тот минимальный критерий, ниже которого невозможно опуститься и который соответствует понятию полной занятости [10 -с. 46-49].

3. Циклическая безработица- это отсутствие достаточно спроса на труд вообще, она обусловлена спадом производства товаров. Масштабы и продолжительность данной безработицы достигают своего пика при кризисе экономики и минимальны при ее подъеме. Данная безработица создает серьезные проблемы на рынке труда, т.к. в условиях экономического спада, когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, уровень занятости сокращается, а безработица растет. Снижение ее влечет за собой существенные финансовые вливания со стороны государства. Наиболее эффективной была бы разработка и принятие специальной программы по обеспечению занятости населения, субсидированная государством и носящая комплексный характер [11- с 23-25].

Одной из разновидностей безработицы является сезонная незанятость, которая связана с временным характером выполнения определенных видов деятельности. По форме проявления она сходна с циклической, когда в определенный период (сезон) происходит большой набор кадров, а в случае свертывания работы - их массовое увольнение. Вместе с тем она похожа и на фрикционную, т.к. носит добровольный характер. Уровень показателей сезонной безработицы можно определить с большой степенью точности, т.к. она повторяется каждый сезон; регулярный анализ поможет минимизировать ее последствия. К сезонной занятости относят: рыболовство, сбор ягод, грибов, сплав леса и многое другое. Работник или предприятие интенсивно трудятся несколько недель, месяцев в году и резко сокращают или прекращают свою деятельность в остальное время.

Неэффективное использование человеческого капитала ведет к появлению частичной, или скрытой безработицы, когда для сохранения кадров работодатель дает им возможность работать неполный рабочий день или неделю [10 - с 56-57].

В.С. Буланов выделяет еще один вид- безработица ожидания. Она является результатом жесткости заработной платы и вытекающей отсюда нехватки рабочих мест. В равновесной модели рынка заработная плата изменяется, уравновешивается спрос и предложение. Однако в действительности заработная плата не является столь гибкой и иногда застревает на уровне выше равновесного, где предложение труда превышает спрос на него. Фирмам приходится распределять между всеми претендентами недостаточное количество рабочих мест. Поэтому жесткость реальной заработной платы уменьшает показатель вероятности трудоустройства и повышает уровень безработицы [5- с.41-44].

В целом уровень безработицы складывается из комплекса решений, которые принимаются и теми, кто предлагает свой труд, и теми, кто предъявляет спрос на него. Очевидно, что все они учитывают и возможные выгоды, и ожидаемые издержки в результате принятия тех или иных решений. Темпы роста и уровня безработицы отражают не только растушую нехватку рабочих мест, но и изменения в оценке1 ожидаемых выгод и издержек, с которыми связаны поиски работы. Как издержки согласия на работу, так и издержки отказа от нее для разных людей весьма различны в зависимости от таких факторов, как пол, возраст, стаж, квалификация, принадлежность к тем или иным профессионально-должностным группам, источники дохода, не связанные с основной работой.

Вместе с тем, растет численность незарегистрированных безработных, которые не считают необходимым обращаться в службу занятости и подчас находят альтернативные источники существования. Это свидетельствует о росте видов деятельности, не учитываемых государственной статистикой, и требует усиления контроля со стороны органов управления.

Характеристики и поведение зарегистрированных и незарегистрированных безработных, как показал анализ, во многом сходны, но есть и различия. Те и другие близки по возрастным категориям, (средний возраст 30-39 лет), семейному положению. Мало чем отличаются они и по продолжительности занятости и длительности поиска работы, по отраслевой принадлежности и профессионально-должностным группам, по обстоятельствам незанятости.

Однако между ними проявляется существенное различие по попу. Если среди зарегистрированных безработных всего 10% мужчин и 90% женщин, то среди незарегистрированных - 56,6% мужчин и 43,4% женщин. Имеется и некоторое различие между ними и по образованию. Так, среди зарегистрированных безработных 1/3 - с высшим образованием, 1/4 - со средним специальным, свыше 1/3 - со средним общим образованием; среди незарегистрированных - 1/4. 1/3. 2/5 соответственно. Очевидно, что образовательный уровень зарегистрированных безработных несколько выше, чем незарегистрированных.

Что касается средств к существованию, то 2/3 тех и других являются иждивенцами. Около 5% среди зарегистрированных и 10% среди незарегистрированных безработных имеют средства к существованию в виде дополнительной работы, 2/3 являются иждивенцами, остальные располагают иными средствами.

Материальные трудности в большей мере испытывают 2/3 и в средней -1/3 в обеих группах (не испытывают трудностей всего 2,9% зарегистрированных и 6Л% незарегистрированных безработных). Группа прочих обращает на себя внимание пассивностью своего экономического поведения. 2/3 из них высвобождаются из отраслей материального производства. 1/3 - из непроизводственных отраслей. Они довольно равномерно представляют все профессионально-должностные группы, занятые в народном хозяйстве. Их характерная особенность состоит в том, что они практически не занимаются поисками работы.

Анализ показывает наличие некоторого контингента безработных, которые не имеют квалификации, либо утратили ее в силу длительной безработицы, При неблагоприятном стечении обстоятельств и недостаточной активности службы занятости многие из них moi vi пополнить маргинальные слои общества. В отношении этих лиц необходимы разработка и реализация программы, содержащей целенаправленные и систематические меры по их социальной реабилитации.

По данным обследования, уровень зарегистрированной безработицы по отношению к населению в трудоспособном возрасте, составляет 1,5%, а уровень незарегистрированной безработицы - 5.5%.

Оказалось возможным рассчитать значение скрытой безработицы за счет использования неполного рабочего времени на основной работе. Исходя из того, что полную занятость имели 93,6% респондентов при средней продолжительности рабочей недели 40 часов, а неполную занятость 6,4% при средней продолжительности рабочей недели 27 часов, рассчитываем уровень скрытой безработицы, равный 2,1 % (40-27 * 6, 4%) по отношению к трудоспособным в трудоспособном возрасте.

Полученные данные позволяют сделать вывод, что общий уровень безработицы, выявленный социологическими методами, на конец октября 1997 года составил 9,1% (+1,2%) по отношению к трудоспособному населению в трудоспособном возрасте. Это значение включает уровень зарегистрированной безработицы, составляющий 1,5%; уровень незарегистрированной безработицы, составляющий 5.5"о: уровень скрытой безработицы, равный 2,1%.

Данные результаты, полученные по выборочной совокупности, с вероятностью 95% в пределах указанной погрешности можно распространить на генеральную совокупность - население в возрасте от 15 до 70 лег. Общий показатель реальной безработицы, имеющий трехкомпонентную структуру, позволяет оценить уровень и содержание
феномена безработицы и выработать меры по воздействию на те или
иные тенденции в изменении ее уровня и структуры.      

Данный принцип воспроизведения структуры незанятого населения генеральной совокупности применим к выборочным обследованиям домохозяйств регионов и республики в целом, которые должны стать важным компонентом разрабатываемых социальных программ.

Итак, подводя итоги, необходимо отметить, что в соответствии с определением Международной организации труда безработица рассматривается как потеря заработков в связи с тем, что человек, способный трудиться, готовый трудиться, не имеет возможности получить подходящую должность.

Выделяют следующие виды безработицы: фрикционную, структурную и циклическую.

Численность безработных определяется на основе их добровольной регистрации в районных и городских отделениях Государственной службы занятости.

 Особенно важной является проблема молодежной безработицы. В следующей части работы мы рассмотрим более подробно проблему молодежной безработицы.

Молодежная безработица

Безработицей порождается риск - неправильно выбранной профессии. Проблема здесь в том, что снижается активность субъектов системы профессионального образования, в связи с потерей социального заказа на выпускников. Так, в 1993 г. сложилась критическая ситуация, когда 91% выпускников профессионального образования Москвы не получили гарантированного им трудоустройства. В ситуации высокого уровня безработицы на молодежном рынке труда на существующие вакансии претендовали высших учебных заведений, техникумов и колледжей.

Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).

Молодежная безработица охватывает возрастной период от 16 до 30 лет. Это могут быть подростки, получившие неполное среднее образование и молодые люди с дипломами об окончании ВУЗа. Их объединяет то, что они не имеют опыта и навыков работы.

Безработица, ставшая одним из самых одиозных следствий глубинных структурных изменений в России, активно исследуется в различных направлениях. Одно из них связано с изучением ее психологических и ценностных компонентов, являющихся важным дополнением "средовых" аспектов высвобождения и последующего трудоустройства. Имеющиеся в литературе данные позволяют говорить об особой структуре сознания, обеспечивающего преодоления безработными жизненных трудностей. Ряд авторов уже обратили внимание на влияние уровня притязаний, структуры трудовой мотивации на поведение после потери работы, на сопровождающие состояние безработицы и изменения самооценки, переструктурирование референтностей [7 - с.67-69].

По данным зарубежных лонгитюдных исследований у тех, кто не может найти себе работу, наблюдаются значимые изменения в оценке своей компетентности, активности, удовлетворенности жизнью; одновременно имеются предпосылки незанятости, связанные с эмоциональным принятием или непринятием состояния безработицы, степенью уверенности в нахождении работы [25- с 111-114].

В целом специалисты обращают внимание на многообразие способов реагирования людей на незанятость: одни справляются с трудной жизненной ситуацией лучше, другие хуже, а некоторые даже находят удовлетворение в альтернативных жизненных стилях.

Классификация этого многообразия может быть осуществлена в рамках такой области знания, к адаптация к социальным изменениям.! 1ри этом важную роль в исследовании сыграло содержательное пересечение с такими направлениями, как исследование совладения и маргинальности. В зависимости от "субстрата", в рамках которого разворачиваются механизмы адаптации, можно выделить общебиологический, социокультурный подходы, а также подход, "оперирующий психологическими сущностями" [28- с. 45-47].

Хотя совладание - традиционно психологическое понятие, его социологизация может быть осуществлена в рамках маргинадистики. Для этого имеются определенные предпосылки. Авторы, занимающиеся проблемами маргинальиости, давно обратили внимание на необходимость дифференцировать позицию в социальной структуре и набор субъективных характеристик, которые могут развиваться в индивидууме, занимающем такое положение. Следовательно, особое значение приобретают поведенческие аспекты, субъективные характеристики в преодолении маргинальной ситуации в каждом индивидуальном случае и их типологизация.

Современные авторы обращают внимание на важность изучения типологических характеристик индивидуального действия в трансформирующемся обществе, на необходимости рассматривать усилия самих людей в процессе социальной мобильности [21- с111-115].

В контексте закономерно активизируется интерес к психосоциальным механизмам регуляции поведения. Один из них связан с мировоззрением представлениями рабочих о своей трудовой жизни. С нашей точки зрения, в понимании поведения человека на рынке труда важно обратить внимание на то, что определяется понятием "трудовое сознание", выделив в нем два содержательных плана: 1) систему знаний, отношений, переживаний по поводу хозяйственной жизни общества и путей интеграции в нее: 2) систему знаний, отношений и переживаний себя как субъекта хозяйственной жизни. Взаимодействие двух планов порождает у безработных (равно как и работающих) определенные притязания, установки, приемы саморегуляции, которые влияют на готовность к тем пли иным формам поведения и в совокупности с последними образуют специфические способы адаптации к трудной жизненной ситуации.

Выявление эмпирического содержания способов адаптации было осуществлено нами в логике качественного исследования. Его основные папы:

разработка базовой модели (схемы понятия);

вхождение в эмпирическую реальность с помощью "мягких методов" исследования;

кодирование и категоризация собранного материала: интеграция категорий в типологию, частную концепцию - содержательное обогащение исходной модели. Эмпирической базой для дальнейших рассуждений послужили результаты цикла исследований, проведенных в Краснодарском крае, Калужской и Московской областях, Екатеринбурге, Москве и Нижнем Новгороде в 1996-1999 гг. Их объектом были разные группы незанятого населения, включая выпускников профессиональных учебных заведений, впервые вышедших на свободный рынок труда, людей, попавших под сокращение за несколько месяцев до обследования, хронических безработных, находящихся в этом положении уже больше года.

Собранные данные дали возможность рассматривать внешнюю и внутреннюю деятельность людей по преодолению тон ситуации, в которой они оказались: осмысление обстоятельств и своих возможностей, конкретные "техники" и результативность поведения, эмоциональное самочувствие. Поскольку в исследовании акцентировалась качественная стратегия сбора и анализа данных, мы прежде всего пытались вычленить индивидуальные приемы поведения, обобщенные затем в несколько основных механизмов, имеющих тем не менее конкретные эмпирические проекции. Остановимся на первой группе исследуемых.

Продуктивное иждивенчество - эта форма поведения характерна прежде всего для выпускников, попадающих в зону неопределенности между окончанием обучения и работой. Анализируя процесс удовлетворения потребностей, в котором кроме самого субъекта участвуют другие люди, социальные, технические и природные системы. B.C. Магун делает вывод, что нужна так называемая "парадигма соучастия», в рамках которой активность человека рассматривалась бы не сама по себе, а наряду с другими силами, участвующими в жизненном процессе. Очевидно, что привлечение "других сил" может симулировать лень и пассивность, но в нынешней социальной ситуации, оно способно стать и фактором психологической устойчивости по крайней мере, для некоторых.

Судьбы детей могут складываться по-разному, но мы вправе допустить и такой вариант развития, когда достигнутое на предыдущих стадиях единство (мотивационное, эмоциональное и т.д.) воплощается в единую трудовую историю с опекой и помощью со стороны родителей, готовность принимать услуги и сотрудничать со стороны молодого человека. Не случайно респонденты, относящиеся к данному типу, мыслят свое профессиональное будущее как совместную работу под руководством одного из родителей. Например. 20-летняя девушка уверенно говорит: "У меня все известно. Мы переезжаем в другой город, мама уже нашла работу - она бухгалтер, и я буду работать вместе с ней. Она договорилась». У молодой выпускницы есть и определенность, и удовлетворенность при том, что она самостоятельных усилии для этого пока не прикладывала. Ее усилия - в соучастии, приносящем эффект. Продуктивное иждивенчество как форма поведения в маргинальной ситуации органично вытекает из статуса предопределенной идентичности, суть которого в следовании семейным или культурным традициям при осуществлении жизненного выбора. Для обществ, где не приняты индивидуалистические ценности, такая идентичность признается показателем нормального личностного становление; для западного общества диапазон подобной оценки значительно уже, но, тем не менее, к отдельным социальным группам она применима.

Говоря об эффективности рассматриваемой формы поведения в процессах деятельности, мы можем обозначить три сценария развития событий при утрате семейной поддержки. В одном случае развитие может идти через прогрессивную депривацию и развитие механизмов защиты и избегания, в другом - через переживание своей отключенности от социальных ресурсов, в третьем - через становление механизмов конструктивного поведения.

"Выпускники". Название данного типа категории молодых людей, попавших на биржу труда сразу после окончания среднеспециального или высшего учебного заведения и демонстрирующих "поисковое" по отношению к выбору работы поведения. Услугами государственной службы занятости, как правило, пользуются юноши и девушки, которым родственники по своим каналам не могут найти подходящее место работы. Собственный социальный капитал пока нулевой. Представления о предпочитаемом рабочем месте самые не определенные: "Чтобы место было доходное и чтобы интересно было. Чтобы и легко было, и возможностей много было. Чтобы и пообщаться, и друзья были, и деньги, и карьера" (мужчина 18 лет). Как правило, регистрация выпускника на бирже (если это не сознательный шаг, нацеленный в основном на получение пособия или еще какие-либо специальные цели), свидетельствует о некоторой дезадаптации. Полное отсутствие опыта работы сильно снижает их конкурентоспособность на рынке груда; "Всегда нужен человек с опытом. Три года обязательный опыт работы. Ну, откуда у человека, вышедшего из стен училища, опыт?" (женщина 19 лет). Поведенческие модели могут быть различными: от полностью пассивной (использование только возможностей биржи груда. нерегулярные подработки) - в случае наличия какого-либо источника материальной поддержки. - до попытки переквалифицироваться, чтобы повысить свои шансы на рынке труда. Но в любом случае, как правило, стратегия носит несколько хаотичный характер и не нацелена на достижение какой-то конкретной профессиональной позиции, скорее, речь идет о поисках привлекательного рабочего места.

В установке молодежи на труд с ее мотивационной доминантой «высокой заработной платой» и предпочтениях рынка труда частного сектора скрыта действие весьма важного социально-психологического фактора стратификации, связанного с намерением изменить уровень благосостояния. Из такого сопоставления можно сделать вывод о готовности молодых людей больше трудиться, нести ответственность. проявить предприимчивость, быть инициативным и активным. Такая установка '"вписывания" в рыночные отношения, как нам кажется. отражает формирование новой трудовой этики.

Учитывая важность такого вывода, сошлемся на полученные данные. В установке большинства молодых людей преобладает готовность принять самостоятельное решение, действовать последовательно при выборе средств достижения цели.

Итак, безусловно, тяжелее всего безработица ударяет по пожилым и самым молодым людям.

Молодежная безработица охватывает возрастной период от 16 до 30 лет. Это могут быть подростки, получившие неполное среднее образование и молодые люди с дипломами об окончании ВУЗа, поскольку существует проблема трудоустройства выпускников, получивших профессиональное образование, в результате чего многие из них вынуждены работать не по специальности.

Несомненно молодежная безработица имеет свои последствия, как правило негативные. Далее мы рассмотрим эту проблему более подробно.


Заключение

В заключение выпускной квалификационной работы хотелось бы подвести некоторые итоги.

Проблема безработицы является одной из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества. Безработица явление, свойственное стадии товарного производства. Переход к рынку неизбежно вызывает значительный рост уровня безработицы.

Безработицу предопределяют различные факторы: научно-технический прогресс обуславливает сокращение, прежде всего. работников ручного труда; структурные изменения в экономике вызывают уменьшение числа занятых в отдельных отраслях производства. Повышение производительности труда также ведет к уменьшению числа занятых; сокращению живого труда способствует действие закона экономии времени.

Проблема безработицы широко отражена в работах Абакумова Н.Н., Белова В.П., Буланова В.С., Власова В.И, Рофе А.И., Старовойтовой Л.И. и ряда других авторов.

Безработица, как свидетельствуют многие социологические и социально-психологические исследования, имеют исключительно негативные социальные последствия для общества в целом, отдельных его групп и слоев, для семей, для каждого человека. Среди всех этих последствий увеличение смертности от сердечных заболеваний. рост числа самоубийств и убийств, численности пациентов в психиатрических лечебницах, ухудшение отношений в семье, рост преступности, проституция, наркомания и т.д.

Люди остро переживают невостребованность своих знаний, производственного опыта, переход от одной социальной группы в другую. Исследователями зафиксированы основные психологические качества безработного невысокий уровень социальной смелости. уступчивость, конформность, пессимистичность и осторожность в поведении; недоверчивость или скептицизм, стойкое маргинальное эмоциональное состояние.

По мнению многих исследователей (Абакумов Н.Н, Брайкер К.Х., Плакся В.И. и др.) главным является упреждение массовой безработицы, что обеспечивается прежде всего нормальным функционированием общества, его эволюционным развитием.

Органам службы занятости всех уровней необходимо широкое развертывание профориентационной работы с молодежью для подготовки ее к трудовой деятельности.

Осуществление подготовки подрастающего поколения к созидательному труду, а также комплексный подход к решению вопросов трудового самоопределения молодежи способствует успеху профессиональной деятельности и сокращению безработицы среди молодежи.

Необходимо расширять сеть учебных центров профессионального обучения, профессиональной подготовки переподготовки и повышения квалифицированных высвобождаемых работников и безработных граждан.

У нас еще слабо используется проведение общественных работ для отдельных категорий населения, как правило такие работы общедоступны, не требуют длительной специальной профессиональной подготовки. Это уход за детьми, престарелым, помощь в обслуживании больных. Их фиксируют предприятия для которых выполнятся эти работы.

В связи с переходом к рыночным отношениям и появлением безработицы открываются службы занятости, и несмотря ни продолжительный период своей деятельности они становятся все более важными органами оказания социальной защиты граждан потерявших работу или ищущих работу.

Данная работа имеет теоретическое значение и в дальнейшем планируется продолжить исследования по данной проблеме.


Литература

 

1. Абакумов Н.Н. Безработица и занятость.- М., 1993.- 334 с.

2. Белова В.П. Введение макроэкономику. Безработица // социально- политический журнал.- 1998.- № 1

3. Беседина И.И. Профессиональная работа со школьниками в современных условиях.- Саратов, 1996.- 280 с.

4. Брайкер К.Х. Безработица и неполная занятость // Социологические исследования.- 1993.- № 10

5. Буланов В.С. Современные проблемы занятости и безработицы: учебное пособие.- М., 1996.- 230 с.

6. Власов В.И. Новый порядок регистрации безработных. // Занятость.- 1998.- № 1

7. Дадашев А. Занятость населения и безработица в России: проблемы регулирования. // Вопросы экономики.- 1996.- № 1

8. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. № 1032- 1

9. Занятость. Безработица. Служба занятости: Толковый словарь терминов и понятий / Под ред. Ю.В. Колесникова.- М., 1996.- 198 с.

10. Заславский И.Е. Труд. Занятость. Безработица.- М, 1992.- 256 с.

11. Заславский И.Е. Оценка труда и безработицы.// Вопросы экономики.- 1993.- № 12

12. Занятость и рынок труды: новые реалии социальных приоритетов / Под ред. Г.С. Вечканова.- М., 1998.- 315 с.

13. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: учебное пособие для студентов.- М.: Просвещение, 1998.- 245 с.

14. Ильинский И.М. Молодежь планеты: глобальная ситуация в 90-х годах, тенденции и перспективы.- М.: Голос, 1999.- 298 с.

15. Никитина Н.И., Глухова М.Ф. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие для студентов.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005.- 399 с.

16. Основы социальной работы: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н.Ф. Басов, В.М. Басова и др.; Под ред. Н.Ф. Басова.- М.: Изд. Центр. «Академия», 2005.- 288 с.

17. Плакся В.И. Безработица в рыночной экономике.- М., 1996.- 278 с.

18. Профессиональная ориентация и обучение труду в сфере обслуживания / В.А. Аптекман, В.Н. Зубков. – М.: Высшая школа, 1991.- 190 с.

19. Профессиональная адаптация молодежи.- М., 1992.- 234 с.

20. Прошицкая Е.Н. Выбирайте профессию.- М.: Просвещение, 1990.- 199 с.

21. Рофе А.И., Ишин В.В. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда: учебное пособие.- М., 1998.- 224 с.

22. Рынок труда: Учебник / Под ред. В.С. Буланова, Н.А. Волгина.- М., 2000.- 415 с.

23. Сазонов А.Д. Профессиональная ориентация учащихся: учебное пособие для студентов. –М.: Просвещение, 1990.- 344 с.

24. Самсонкина Л.В. Воспитывать в труде.- М., 1989.- 211 с.

25. Социальная работа: теория и практика: учебное пособие / Под ред. Е.И. Холостова и А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2001.- 321 с.

26. Социальные службы для молодежи: Материалы и документы.- М., 1995.- 299 с.

27. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособ. Для студ. Высш. Учеб. заведений / Под общ. ред. М.А. Галагузовой.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 416 с.

28. Старовойтова Л.И., Золотаева Т.Ф. Занятость населения и ее регулирование: учебное пособие. – М, 1998.- 213 с.

29. Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи.- М., 1993.- 267 с.

30. Школа и выбор профессии / Под ред. В.А. Полякова, С.Н. Чистяковой.- М.: Педагогика, 1990.- 265 с.

 

Глава I Социально- экономическая сущность безработицы

Основные понятия и характеристики безработицы

Развитие экономики характеризуется тем, насколько эффективно используются имеющиеся ресурсы, и прежде всего рабочая сила. Поддержание занятости - важнейшая цель экономической политики. Рыночной экономике присущ определенный уровень безработицы, хотя количество безработных колеблется из года в год. Дж.М. Кейнс считает, что при капитализме не существует никакого механизма, характеризующего полною занятость, экономика может быть сбалансирована при значительном уровне безработицы.

Переход России к рыночным отношениям повлек за собой специфические проблемы социально- трудовой сферы. Дефицит рабочей силы сменился дефицитом рабочих мест, что привело к безработице. Явление безработицы неотъемлемо связано с рынком труда.

Рынок труда - важная и многоплановая сфера экономической и социально политической жизни общества. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы определяются условия ее найма, в том числе и величина заработной платы, условий труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантия занятости.

Рынок труда отражает некоторые тенденции в динамике занятости, ее основных структур, т.е. в общественном разделении труда, мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы.

Неполная занятость- это такое положение, при котором выполняемая работа не требует полного использования квалификации и профессиональной подготовки индивида, не соответствует его ожиданиям и не позволяет получать такую зарплату, какую он мог бы иметь, выполняя ту работу (и в том объеме), на которую мог бы претендовать.

В экономической и социальной литературе для определения понятия «безработица» используются различ


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.082 с.