Школа как фактор социализации с точки зрения учеников. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Школа как фактор социализации с точки зрения учеников.

2019-08-04 115
Школа как фактор социализации с точки зрения учеников. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель:  оценка отношения учащихся к современной школе.

Описание методики: опросник состоит из 20 характеристик, по которым испытуемого просят оценить данное положение применительно к его мнению.

Инструкция: «вам предлагается определить свое отношение к школе с помощью представленных характеристик. Каждое утверждение вы оцениваете по 6-тибальной шкале применительно к себе».

«0» - нет;

«1» - практически нет;

«2» - скорее нет, чем да;

«3» - скорее да, чем нет;

«4» - в целом да;

«5» - да.

Опросник.

Утверждения Средний балл
1 В школу я хожу без какого-либо принуждения. 3,7
2. Если бы посещение школы было не обязательным, я все равно бы в нее ходил. 4
3 Я часто провожу в школе свое свободное время 0,9
4. Больше всего в школе я обращаюсь со сверстниками. 3,2
5. Я участвую в трудовых делах школы. 0,8
6. Я участвую в спортивных делах школы. 0,2
7. Я участвую в культурных мероприятиях, проводимых в школе. 1,6
8. Основную часть знаний я получаю в школе, а не из других источников. 4,2
9. В школе я получаю не только узкоспециальные знания по отдельным предметам, но и знания, практические навыки для дальнейшей взрослой жизни. 2,8
10 Школа помогает решать проблемы, связанные с общением 1,7
11.  Школа помогает моему умственному, интеллектуальному развитию. 4,6
12. Школа помогает моему физическому развитию 0,1
13. Школа помогает развитию и становлению моего характера. 3,3
14. Мои родители проявляют интерес к школьным делам, а не только к учебе. 2,1
15. Мои родители активно взаимодействуют со школой (ее администрацией, учителями). 0
16. Школа активно взаимодействует с домами культуры, детскими клубами и т.д. 0,2
17. Школа часто реагирует на изменение в обществе (изменения в ее программе, во взаимоотношениях учеников и учителей). 1,7
18. Я часто общаюсь с учителями на свободные темы. 3,2
19.   Школа помогает развитию моих индивидуальных особенностей 3,4  
220. Можно сказать, что школа является моим вторым домом.     0,2

  Обработка данных.

1. Отдельно по каждому вопросу подсчитывается средне арифметическое (до десятых).

2. Высчитывается средний показатель по всем результатам, который обозначается в процентном отношении, - деятельность, значение школы, социализация детей (100 % - при ответе на все 20 вопросов «5» баллов).

Интерпретация.

В результате проведенного анкетирования среди старшеклассников показатель деятельности современной школы как основного института социализации детей – 41,9 %, а средний бал – около 2,1, т.е. школа реализует свои потенциальные возможности в процессе социализации школьников меньше, чем на половину (с точки зрения самих школьников). То, что школа является вторым домом для ребенка воспринимается, как из ряда вон выходящий факт. Однако следует принять во внимание следующее: большинство из участников опроса продолжали бы посещать школы в том случае, даже если бы это не было обязательным. Но школа в настоящее время детьми воспринимается все-таки как учреждение, в котором они получают знания по предметам, а не комплекс знаний, умений и навыков, помогающих выступить на равных в обществе со взрослыми. Из результатов анкеты видно, что современная российская школа нацелена лишь на свою образовательную функцию. Она не представляет собой открытой системы социализации. Школа практически не взаимодействует с другими образовательными, воспитательными организациями, по мнению ребят, консервативно относится к нововведениям в обществе, являя собой скорее закрытую, чем открытую систему социализации. Следует отметить и тот факт, что школой не устанавливается контакт с родителями учеников, которые не взаимодействуют с администрацией, учителями, школьными психологами и т.д. А это в свою очередь определяет и отношение ребят к школе, их безразличие к ее делам, исходящее из семьи.

В плане индивидуального становления личности, по опросу ребят, школа помогает им не 68 %. Это позволяет говорить о том, как такового давления, мешающего творческому, индивидуальному развитию детей со стороны школы не наблюдается. 

К сожалению, ушло в прошлое внимание учителей к физическому развитию подрастающего поколения (2 %). Ученики считают, что спортивная жизнь умерла в школе, остались лишь неинтересные, изнурительные занятия по физической культуре. В школе практически не проводятся общественно-трудовые мероприятия, т.е. не осуществляется трудовое воспитание. Обращает на себя внимание и спад культурно-массовых мероприятий школы, который, как нам кажется, исходит из отсутствия к ним интереса к ним, которое является следствием отсутствия талантливых организаторов в школе.

Оставляет желать лучшего и развитие культуры общения, столь необходимой в процессе социализации детей. Школа практически не помогает ученикам в решении проблем общения. Интересно, что свободное общение с учителями по своей реализации – 64 % - одинаково с процентом общения в стенах школы со сверстниками.

Таким образом, результаты проведенного анкетирования позволяют говорить о том, что современная российская школа не дает необходимой системы знаний для целостного, разностороннего развития личности в процессе социализации; является, скорее всего, системой закрытой, не взаимодействующей с другими социальными институтами.   

2. В качестве примера одного из выходов из создавшейся ситуации в нынешней педагогики, нам кажется уместным привести проект, способствующий грамотному социальному развитию детей школьного возраста, а также сближающий два наиболее важных в социализации детей социальных института – семьи и школы. 

Проектные решения обозначенных выше задач могут быть самые различные. Остановимся на характеристике лишь некоторых проектных идей, которые могут быть легко адаптированы к конкретной ситуации и использованы в проектной деятельности.

Проект "Хобби-центр". Задачи проекта: всестороннее развитие подрастающего поколения путем включения в различные виды социально-культурного и художественного творчества; создание условий для самореализации личности подростка и юноши в сфере досуга; помощь в овладении технологиями, составляющими основу профессионального мастерства; формирование у подростков и юношества потребности в личностном самосовершенствовании, саморазвитии.

Форма реализации — подростковый и юношеский клуб, имеющий статус юридического лица.

Структурными единицами “Хобби-центра” могут быть: драматический театр; кукольная студия; школа этики и эстетики; кафе-дансинг; клуб развивающих игр; студии народного и эстрадного танца; мастерские художественного, прикладного творчества и ремесел (живопись, графика, лепка, мягкая игрушка, скульптура, керамика, резьба и роспись по дереву и т.д.); компьютерный клуб.

Мероприятия по реализации проекта: разработка функциональной модели и программы деятельности “Хобби-центра”; подготовка учредительной документации (в том случае, если клуб будет иметь статус юридического лица); заключение договора с администрацией района о выделении соответствующего помещения; подбор, расстановка, подготовка специалистов и персонала.                                             

Проект «Школа мужеств». Задачи проекта: формирование у мальчиков устойчивых поведенческих моделей и образцов "мужественности" (мальчик — лидер, муж, хранитель семьи, защитник отечества и т.д.); духовно-нравственное воспитание школьников на традициях отечественной культуры; всестороннее развитие интеллектуальной, эмоциональной и физической культуры личности.

Форма реализации: создание на базе средних школ для школьников среднего и старшего подросткового возраста специализированной образовательно-воспитательной программы.

Содержание деятельности: изучении истории, культуры, быта, образа жизни, биографий выдающихся людей Заполярья; овладение традиционными для региона видами ремесел, промыслов, основами бытовой культуры; физическое развитие на базе традиционных для Российского Севера видов спортивных состязаний; художественное развитие личности на основе изучения и овладения традиционными видами художественной деятельности; проведение спортивных соревнований, конкурсов, викторин, организация игровых программ по всем изучаемым разделам.

Мероприятия по реализации проекта: разработка программы “Школы мужества”; формирование педагогического коллектива, обеспечивающего реализацию различных разделов программы; комплектование учебных групп.                                                                                                                          

Проект: "Подростковый клуб "Штандарт". Задачи проекта: патриотическое воспитание детей и подростков на традициях российского флота; формирование интереса к истории своей Родины, русского Севера; реабилитация в общественном сознании ценности служения Родине, Отечеству; формирование личности на примере героев и защитников Отечества, биографий архангелогородцев и других известных людей, составивших славу русского Севера;

Содержание деятельности клуба: поисково-исследовательская работа; создание на базе одной из школ музея морской археологии; овладение технологиями проектирования и сооружения деревянных судов; судомоделирование; изучение истории отечественных орденов; организация экскурсий, выставок.

Мероприятия по реализации проекта: формирование инициативной группы; разработка концепции и учредительной документации; организационно-методическое обеспечение работы клуба.

 

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.