Лесозаготовительная и деревообрабатывающая промышленность. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Лесозаготовительная и деревообрабатывающая промышленность.

2019-08-04 238
Лесозаготовительная и деревообрабатывающая промышленность. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лесопромышленный комплекс оказывает негативное воздействие на лесные экосистемы: нарушается почвенный покров, изменяется гидрологический режим, территория захламляется порубочными остатками, брошенной древесиной, изменяется численность и видовой состав животного мира.

 

 

Транспорт.

Водный транспорт.

Водный транспорт сыграл важную роль в освоении природных ресурсов округа, особенно в начальный период развития нефтегазового комплекса.

Эксплуатируемый флот во многом не отвечает современным экологическим требованиям. Загрязнение водных объектов происходит в период эксплуатации и ремонта флота, во время постановки судов на зимовку. Перед постановкой судов на отстой производится очистка от жидких и твердых отходов – ведется слив воды из отопительной системы, из-под сланей жилых, грузовых помещений и машинного отделения; выбрасывается – старая спецодежда, отслуживший инвентарь, оборудование, изношенные детали двигателя, обрывки тросов и кабелей, аккумуляторы, всевозможная тара.

Значительно загрязняет водоемы нефтепродуктами и бытовым мусором маломерный флот – шлюпки, частные катера.

Воздушный транспорт.

    Для Ханты-Мансийского автономного округа имеет огромное значение воздушный транспорт. Округ связан авиационным сообщением со 132 аэропортами России, ближнего и дальнего зарубежья. В округе развито вертолетное сообщение.

    В районе аэропортов значительно повышен уровень шумового загрязнения. При расширении и реконструкции взлетно-посадочных полос происходит уничтожение естественных экосистем, изменяется рельеф и гидрологический режим территории.

Железнодорожный транспорт.

    Общая протяженность железных дорог на территории Ханты-Мансийского автономного округа – 1286 километров, из них эксплутационная длина железнодорожных путей общего пользования 1073 километра.

    Строительство, эксплуатация железных дорог и подвижного состава оказывает отрицательное воздействие на окружающую среду. Экономические проблемы сказались на темпах реализации природоохранных мероприятий. Во многих случаях остаются не решенными проблемы обезвреживания и захоронения отходов, особенно отходов 2-го класса опасности, содержащего нефтепродукты, кубовые остатки, отработанные масла. Актуальной остается проблема сбора мусора, хранения, переработки и транспортировки бытовых отходов из пассажирских поездов. Негативное влияние на состояние окружающей среды оказывают железнодорожные магистрали: вследствие изменений естественного гидрологического режима значительные территории подверглись заболачиванию или же наоборот осушению, нарушается почвенный и растительный покров.

Автомобильный транспорт.

    Автомобильный транспорт – важнейший элемент хозяйственной инфраструктуры округа. 29 % грузов перевозится автомобильным транспортом. Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием в Ханты-Мансийском автономном округе составляет – 7924 километров.

    Эксплуатация автомобильного транспорта сопровождается загрязнением окружающей среды. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от автотранспорта в 1997 году составили 693,883 тысяч тонн. Нефтепродукты, продукты износа шин и тормозных накладок, сыпучие и пылящие грузы загрязняют придорожные полосы. Негативное влияние на состояние окружающей природной среды оказывают автомобильные дороги: изменяется гидрологический режим территорий, нарушается почвенный и растительный покров, целостность экосистемы.

Трубопроводный транспорт.

    Практически все добываемое в Ханты-Мансийском округе углеводородное сырье транспортируется по трубопроводам. По территории округа проходит целая сеть нефте и газопроводов. Общая протяженность магистральных трубопроводов составляет 9 тысяч километров. Помимо магистральных трубопроводов на территории округа действуют внутри и межпромысловые трубопроводы. Общая протяженность магистральных и внутри промысловых трубопроводов составляет более 60 тысяч километров.

    Негативное влияние трубопроводного транспорта на окружающую природную среду достаточно велико и многообразно. Наиболее существенный ущерб окружающей среде причиняется авариями на продуктопроводах. Особую опасность загрязнения окружающей природной среды представляют места пересечения трубопроводов с водными объектами.

    При прокладке и реконструкции трубопроводов изменяются инженерно-геологические условия, усиливаются термокарстовые процессы, образуются просадки и провалы, активизируются процессы заболачивания. В результате уничтожения естественных мест обитания и нарушения путей миграций уменьшается численность и видовой состав животного мира.

 

Промышленные аварии.

 

    Одной из главных экологических проблем Ханты-Мансийского автономного округа является высокая аварийность на предприятиях нефтегазодобывающего комплекса, сопровождающаяся залповыми выбросами в окружающую среду нефти и нефтепродуктов. Наиболее крупные выбросы нефти происходят в результате порывов трубопроводов.

    В 80-е годы, в округе ежегодно фиксировалось 150-260 аварий; в середине 90-х годов 1703-3137 случаев; в 1997 году произошло 2014 аварий.

 

 

Аварийность нефтегазодобывающих предприятий по районам 1997 году.

Территории Района Количество аварий Масса ЗВ после ликвидации аварий, тонн Площадь загрязнения, га Наложено штрафов, млн. руб.
Нефтеюганский 506 574,8 40,56 6829,607
Нижневартовский 915 281,3 34,89 1668,59
Октябрьский 347 21,5/361,9 4,09 324,198
Сургутский 29 95,6 5,586 487,58
Советский 7 91,1 2,792 172,72
Когалымский 10 1 2,692 129,235
Ханты-Мансийский 117 20,5 2,654 6
Кондинский 81 183,1 2,56 50,813
Березовский 2 209,3    
ИТОГО 2014 1478,2/361,9 95,824 9688,743

 

    Высокая аварийность обусловлена в основном состоянием технических средств и оборудования, которое физически изношено и морально устарело, имеет низкую степень надежности. Многие объекты требуют модернизации или коренной реконструкции, отдельные подлежат выводу из эксплуатации. Значительная часть оборудования, отработавщего амортизационный срок, продолжается находиться в работе, в результате чего происходят аварии. Особенно велико количество старых систем нефтесбора на предприятиях «Юганскнефтегаз», «ЛУКойл-Урайнефтегаз», «Сургутнефтегаз», «Нижневартовснефтегаз».

    Аварии являются также вследствие ошибочно принятых в проектах технологических схем добычи, сбора, транспортировки продукции скважин, поддержания пластового давления, отступлений от проектов при их реализации, низкой производственной дисциплины и недостаточной квалификации обслуживающего персонала, отсутствие должного опыта работы в нештатных экстремальных ситуациях.

    Основной причиной аварий на трубопроводах является коррозия металла. Коррозия металла нефтесборных коллекторов и водоводов, как правило, ручейковый или питтинговый характер и обусловлена агрессивными физико-химическими свойствами водной фазы добываемой из недр продукции.

    Объективной оценке воздействия нефтедобывающего комплекса на окружающую среду препятствует искажение информации о действительных размерах аварийных разливах загрязняющих веществ, а также сокрытие самих аварий. Предприятия, стремясь, уклонится от уплаты экологических платежей, всемерно пытаются занизить площади загрязненных земель и объемы разлитой нефти.

    Начисляемые предприятиями суммы ущерба далеко не полностью отражают величину реального урона, наносимого окружающей природной среде в виде накопления в почве и донных отложениях токсичных веществ, ухудшения качества воды, снижения био продуктивности и деградации экосистем.

 

Отходы производства.

 

    Отходы производства и потребления в загрязнении окружающей среды фактически занимают второе место, после аварий на нефтепроводах. Сбор, обезвреживание, размещение и утилизация отходов – актуальная проблема для округа. Большая часть производственных отходов образуется на предприятиях нефтегазового комплекса при бурении скважин, транспортировке и хранении нефти. В 1997 году масса таких отходов измерялась 687 тысяч тонн; из них доля отходов бурения 89%, доля нефтешламов 6,5%. За предыдущие годы накоплено и не утилизировано около 4,5 миллионов тонн производственных отходов этого состава.

    Отходы бурения располагаются на каждой кустовой площадке во временных накопителях – шламовых амбарах. После завершения технологического процесса отходы обезвреживаются, амбар подлежит рекультивации. По данным комитета по охране окружающей среды на конец 1997 года на территории округа насчитывалось около 2000 шламовых амбаров. Ссылаясь на отсутствие средств, многие нефтегазодобывающие предприятия не выполняют план рекультивации.

    Так, например, по Нижневартовскому району в результате инвентаризации было выявлено 1359 старых нерекультивированных амбаров. За предыдущие годы на предприятиях накоплено около 150 тысяч тонн нефтешламов, ежегодно образуются 50 тысяч тонн, из них перерабатывается 6,5%, остальные аккумулируются на промплощадках. На территории округа организован 31 временный шламонакопитель, построено 2 специально обустроенных полигона промотходов: на Западно-Сургутском месторождении и у поселка Междуреченский.

    На территории округа пока отсутствуют полигоны по утилизации высокотоксичных промышленных отходов, не организован их централизованный сбор и транспортировка на специализированные полигоны в другие регионы России. Часть ртутьсодержащих отходов вывозится в Екатеринбург и утилизируется на специальных установках по демеркуризации Екатеринбургским муниципальным предприятием по решению проблем утилизации отходов; часть высокотоксичных отходов хранится на промплощадках; встречаются случаи размещения их на свалках твердых бытовых отходах и на несанкционированных свалках.

    Продолжается оставаться сложной ситуация с вывозом металлолома. На территории округа отсутствуют предприятия по переработке, централизованному приему и транспортировке металлолома; отходы металлического лома занимают большие площади, захламляют производственные площадки предприятий, берега рек, зеленые зоны городов. Большое скопление металлолома наблюдается на месторождениях, на несанкционированных свалках, на свалках ТБО.

    В округе отсутствует единая система управления по обращению с отходами, этой проблемой занимаются предприятия разной формой собственности и частные лица.

    Комитетами по охране окружающей среды выдаются разрешения, устанавливаются лимиты на размещение отходов, проводятся проверки, к нарушителям природоохранного законодательства применяются меры административного воздействия в виде штрафов на сумму 647,74 миллионов рублей (в ценах 1997 года); в окружной экологический фонд взыскано 448,07 миллионов рублей.

 

Заключение.

    В окружающую среду Ханты-Мансийского автономного округа ежегодно выбрасывается огромное количество загрязняющих веществ. Главным источником загрязнения природной среды являются аварийные порывы трубопроводов, обусловленные в основном физическим износом технического оборудования; за 1997 год официально зарегистрировано 2014 аварий. Остаточное содержание загрязнителя в почвах, вследствие неудовлетворительного качества сбора нефти в местах аварийных разливов, по результатам обследований исчисляется десятками тонн на каждый гектар замазученных земель.

    С начало 90-х годов существенно выросли объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от автомобильного транспорта – 39% от общего объема выбросов в 1997 году.

    Наиболее негативными факторами воздействия на лес округа остаются пожары и нефтедобыча. При обустройстве месторождений, строительстве дорог, ЛЭП, трубопроводов, вырубаются леса, значительное количество древесины не вывозится, нарушая санитарное состояние лесов. Изменение гидрологического режима территории вследствие промышленного строительства, разливы нефти и подтоварных вод приводят к гибели лесов. Общая площадь погибших за 1997 год лесов составила 2,9 тысяч гектар; сгорело и повреждено на корню 61361 кубических метров на площади 2163 гектар.

    Вследствие воздействия антропогенных факторов происходит трансформация естественных природных комплексов, видовое обеднение флоры и фауны, снижение био продуктивности.

    Неблагоприятную экологическую обстановку в округе обостряет проблемы сбора, размещения, обезвреживания и утилизации токсичных отходов, являющихся вторым по значимости источником загрязнения окружающей среды.

    Сложившаяся в округе экологическая ситуация требует регулирования техногенного воздействия на окружающую среду, учитывающего не только экономические потребности, но и состояние природных ресурсов. Решение проблем сохранения слабоустойчивой к антропогенному воздействию окружающей среды территории Ханты-Мансийского автономного округа возможно только на основе внедрения в практику эффективного хозяйственного механизма рационального природопользования.

    В основу сбалансированного эколого-экономического развития округа должны быть заложены следующие принципы:

Ø разработка научно обоснованных нормативно-правовых актов, направленных на перспективное эколого-мотивированное развитие социально-экономической структуры округа;

Ø создание эколого-экономического механизма инновационной деятельности;

Ø формирование системы экономического стимулирования экологизации производства;

Ø стимулирование создания рынков экологических услуг, продукции, технологий и оборудования;

Ø привлечение российских и зарубежных инвесторов для финансирования ресурсосберегающих, малоотходных и экологически чистых технологий по добыче и переработке углеводородного сырья;

Ø проведение тендеров и аукционов для выбора фирм, гарантирующих применение передовых технологий.

Ø Создание единой территориальной автоматизированной системы экологического мониторинга.

Для смены сложившегося в предыдущие десятилетия экстенсивного типа развития экономики и перехода к экологически безопасному устойчивому хозяйствованию необходима экологизация нефтегазодобывающей и других отраслей промышленности путем последовательной реализации технологических, управленческих и других решений, позволяющих научно обосновано регулировать техногенное воздействие на природную среду.

Одним из приоритетных направлений оптимизации природоохранной деятельности является ускоренное внедрение экологического мониторинга в технологические схемы производственно-хозяйственных комплексов, деятельность природоохранных подразделений и ведомств.

Осмысление происходящего и необходимость выработки новых ориентиров, основанных на концепции экологически устойчивого развития, диктует необходимость постепенного внедрения в жизнь полномасштабной экологизации промышленного производства базирующейся на рациональном использовании природных ресурсов изначально предотвращающей процесс загрязнения окружающей природной среды.

 

 

Л И Т Е Р А Т У Р А:

 

1. Закон ХМАО «Об охране окружающей природной среды и экологической защите населения автономного округа» от 23.01.98 г.

2. Обзор «О состоянии окружающей среды ХМАО в 1997 году», Х-М: 1998 г. «Государственный комитет по охране окружающей среды ХМАО»

3. «Экологическое право», Ерофеев Б.В., М:1999 г, «Юриспруденция»

4. «Экология ХМАО», Добринский Л.Н., Плотников В.В., Т:1997 г, «Экологический фонд»

 

 

        

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.