Богомильство в эпоху 2 болгарского царства — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Богомильство в эпоху 2 болгарского царства



 

Распространение богомильства в этот период относится к правлению царя Колояна. Причиной тому служит объединение севера и юга, где и находились главные очаги богомильского течения. В период правления Колояна отношения богомильства с властью складываются весьма успешно. И хотя мы не имеем точных сведений об отношении царя к этому течению, однако можно с уверенностью предположить, что отношение было равнодушным. В это время государственная церковь не играет главенствующей роли, Колоян пытается привлечь на свою сторону все антивизантийски настроенные группировки и не препятствует еретическим течениям. Всё это дает возможность распространиться богомильству на север страны. Однако отношение с властью меняется с приходом на престол царя Борила. Царствование Борила, отмечено консолидацией сил светских и церковных феодалов Болгарии и усилением эксплуатации широких слоев крестьянства, было крайне благоприятным для возрождения богомильства и для превращения его в мощное движение социального протеста с ясно выраженными антицерковными и антигосударственными тенденциями. Вновь возникли предпосылки, некогда, в эпоху Симеона и Петра, вызвавшие к жизни широкое народное движение.

Ярким свидетельством роста богомильского движения в то время и его влияния на народные массы является "Синодик Борила", составленный по распоряжению царя в 1211 году. Длинный перечень сектантов и их приверженцев, которые были преданы анафеме, свидетельствует о том характере, который носило в этот период богомильство, о степени его революционности и сходства с богомильством времен царя Петра и пресвитера Козьмы. Богомилы перестают выступать против Византии и вновь выступают против болгарской церкви и правительства, возглавляемого царем. Еретики, которые некогда готовы были описывать царствование Симеона и Петра в самых радужных красках и представлять его некиим золотым веком, теперь сходятся на тайные ночные собрания, готовят покушения на царя, пытаются насильственно захватить владения церкви, приобретенные ею в результате дарений. Словом, богомильство, каким его рисует "Синодик Борила", снова выступает в качестве движения социального протеста, направленного против царской власти, против всего привилегированного класса светских и духовных феодалов. Исторические условия, в силу которых богомилы некогда активнее, чем кто-либо другой, выступили против византийской тирании, теперь изменились. Теперь перед богомилами был иной враг, вышедший из среды самих болгар; против этого врага нужно было в первую очередь обратить оружие. Во имя социальной справедливости и равенства болгары вновь должны были выступить против болгар. Богомильское движение, исполненное духа непримиримой борьбы против церкви и государства, не могло, разумеется, оставаться незамеченным в царствование Борила. Новый правитель, незаконно захвативший власть, чувствовал, что смелые проповеди еретиков подрывают устои его власти и что слухи о ночных собраниях, о готовящихся на царя покушениях, о стремлении богомилов захватить имущество церкви и т.п. - это не пустые слухи. Борил прекрасно сознавал, что богомилы, защитники обездоленного народа, - это опасный враг, и поспешил, поэтому принять самые крутые меры, чтобы положить конец их деятельности. С этой целью 11 февраля 1211 года был созван собор в Тырнове. С этого момента вновь начинается ожесточенная борьба между государством и богомильством.




Закат богомильства

 

Закат богомильства приходится на 15 век, когда Болгария была захвачена турками, но начался он гораздо ранее. Собственно, царствование Борила - последний этап активного противодействия богомильства власти и церкви. Царствование Борила закончилось внезапно - его сместил законный принц Иван Асений II, захвативший власть в 1217 году. Своей лояльной, миролюбивой политикой он просто устранил основную идею, которая поддерживала Богомильство веками - идею противостояния. Находясь в постоянной борьбе, богомилы держали себя в тонусе, соблюдали те первоначальные принципы, которые собственно и привели к столь большой популярности течения, а именно: аскетизм и недовольство своим положением, желание противостоять угнетению свободы, экономическим и неэкономическим притеснениям, стремление вернуть и сохранить архаичные устои, традиции жизни. Но теперь всё изменилось. Сам объект их столкновения вдруг изменил свою политику. Главная ошибка богомилов заключалась в том, что они не сопротивлялись самому строю, а хотели лишь улучшить своё положение. Как только им позволили активно развиваться, тут же отпала нужда вести борьбу, поскольку появилась возможность улучшать свое положение. От богомильства начинают отделяться отдельные части, которые утрачивают свою революционную активную сторону, и в конце - концов оказываются не в состоянии противостоять экономическим проблемам, не потерявших свою актуальность. Острые социальные противоречия, столь характерные для болгарского средневекового общества, на некоторое время теряют свою актуальность в период завоевания Болгарии турками. Был положен конец также произволу феодалов и самодержца, тесно связанного с церковью, произвол, против которого в течение столетий боролись богомилы и их сторонники. Чужеземный поработитель, огнем и мечом прошедший по стране, принес с собой новую религию, с точки зрения которой все христиане в одинаковой степени считались "неверными", и между ними не проводилось никакого различия. Перед лицом опасности должны были прекратиться все те разногласия и конфликты, в, атмосфере которых жил болгарский народ в предыдущие столетия и которые в той или иной степени находили свое выражение в различных формах богомильства. Классовая ненависть, разделявшая население, пропасть между боярами и высшим духовенством, с одной стороны, и закрепощенными крестьянами - с другой, - все это в данный период отошло на задний план, в результате возникших новых общественных категорий и коренных изменений в политическом, социальном и культурном положении страны.



Для богомильства, которое уже утратило свою прежнюю остроту, и жизненность, при этом сложились чрезвычайно неблагоприятные условия: оно не могло рассчитывать на поддержку со стороны той или иной группы болгарского населения. В период византийского владычества проповеди богомилов, как мы знаем, имели весьма большой успех, так как были, направлены против византийской православной церкви, главной идейной опоры власти эксплуататоров и самодержавия. Теперь, однако, поработитель болгарского народа не принадлежал к православной церкви - Болгарию завоевали мусульмане, вследствие чего борьба против православной церкви теряла всякий смысл. Кроме того, представители высшего духовенства и монашества, против которых в первую очередь выступали богомилы и их приверженцы, уже не принадлежали в данный момент к привилегированному классу, принимавшему участие в управлении. Чувство отвращения и ненависти к церкви, некогда наполнявшее сердце обездоленного народа, мало-помалу исчезало, с изменением социальной и политической действительности изменились и идейно-религиозные настроения людей.

Следовательно, в связи с переломом, наступившим в жизни болгарского государства после завоевания его турками, источники богомильства иссякли. Этот перелом уничтожил те экономические и культурные факторы, под влиянием которых богомильство крепло и развивалось. С начала XV века, то есть с первых лет турецкого ига, в Болгарии почти не встречается никаких упоминаний о богомильстве. Конечно, следы богомильства не могли полностью исчезнуть. Наследием богомилов являются дошедшие до наших дней многочисленные легенды и апокрифы, проникнутые дуалистическим мировоззрением. Следы богомильства сохранились также в географических названиях населенных пунктов, преимущественно в Македонии Некоторое время продолжали существовать сторонники дуалистического мировоззрения, прежде всего фракийские павликиане, позднее переселившиеся в северную Болгарию и перешедшие в католицизм, а также македонские богомилы - кудугеры и торбеши2. Это были, однако, представители "традиционного сектантства" с их неизменной, застывшей системой богословских взглядов. Подобные секты были далеки от реальной жизни.


Заключение

 

Итак, эпоха турецкого ига похоронила богомильство, лишив его той исторической основы, на которой оно развивалось. Пришедшие на смену новые системы и идейные течения положили конец средневековому суеверию и господству религиозной мысли и окончательно лишили богомильство, как религиозную систему, способную вдохновлять людей на борьбу и увлекать их за собой, всякого значения. Иными словами, закат богомильства был обусловлен не только специфическими местными условиями, сложившимися в Болгарии с начала XV века. Огромные эпохальные изменения, характерные для развития всего европейского мира в последующие столетия, вызвали к жизни совершенно новые экономические условия, дали новое направление культурному развитию народа; эта новая обстановка не была благоприятной для развития прежнего еретического, в частности богомильского, движения. Вследствие этого, когда в Болгарии снова стали усиливаться социальные противоречия, когда классовое расслоение приняло значительные размеры, о прежнем богомильстве уже никто не вспоминал.


Список литературы

 

1. Ангелов Д. "Происхождение и сущность богомильства" 1945г.

2. Георгиев Е., "Пресвитер Казьма на Болгарском соборе против богомильства" 1941г.

3. Иеанов Йорд, "Богомильские книги и легенды". София 1925

4. Залатарски В. "История", т. II


[1] Ангелов Д. "Происхождение и сущность богомильства" 1945г.

[2] Георгиев Е., "Пресвитер Казьма на Болгарском соборе против богомильства" 1941г.

[3] Иеанов Йорд "Богомильские книги и легенды". София 1925

[4] Залатарски В."История", т.II






Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.014 с.