Сказание о новоявившейся ереси в Епарх.337 — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Сказание о новоявившейся ереси в Епарх.337

2019-08-01 126
Сказание о новоявившейся ереси в Епарх.337 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Этим обстоятельством является наличие в Епарх.337 Сказания о новоявившейся ереси, где есть все выпады против Зосимы. Выше было сказано, что в Епарх.340 Сказание утрачено, но туда не позднее конца 1510-х годов вполне могло быть добавлено Сказание II редакции. Это видно по обрыву 11 Слова в Епарх.338, содержащего Сказание II редакции, обрыву, характерному именно для Епарх.340. В Епарх.339 должно было сохраняться Сказание в I редакции, однако в 1540-х годах листы были заменены 22 листами со Сказанием III редакции. Таким образом, Епарх.337 – единственный из 4-х списков Епархиального собрания (которое является частью собрания Волоколамского монастыря), где есть все выпады против Зосимы. Однако каким образом они там появились? Необходимо обратиться к почеркам.

А.И. Плигузов определил, что одним из писцов был митрополит Даниил[187]. Это привело А.И. Алексеева к весьма широкому выводу, что «большая часть обвинений в адрес митрополита Зосимы вписана почерком митрополита Даниила», а также к выводу, что Епарх.337 обладает наиболее аутентентичным текстом Сказания I редакции[188]. Однако все указанные выше положения необходимо подвергнуть критике.

Моя проверка почерков Сказания о новоявившейся ереси демонстрирует следующую картину:

Почерком I написан заголовок и текст до слов «ересеначалники безаконными». Это лишь треть л. 1. Этой же руке принадлежит часть текста на л. 1 об. («Имат же сказание сице <…> прилежащих делех. Егда же Единородный…») и на л. 2 (10,5 строк до «Отча сед, самовидцем…»)

Почерк II весьма корявый. Этим почерком написана ещё треть л. 1 («въ всеи вселеннеи <…> отец наших»).

Последняя треть л. 1 и далее принадлежит одному из основных писцов Сказания – с III почерком. Им написан и л. 1 об. (последние 7 строк), л. 2 с середины и далее.

Возможно, следует выделить IV почерк на л. 5 об, 6 – 7 строки снизу. Им написаны кажущиеся вставными 2 строки: «явствено же христианство. Премениша же имя Алексею нарекоша».

Наконец, на л. 11 об. появляется почерк V. Это почерк скорописный. Именно он вписывает имена еретиков, и именно его А.И. Плигузов отождествил с почерком митрополита Даниила. На л. 11 об. им написаны такие слова: «… Фёдора Курицына, да диаков крестовых Истому да Сверчька, от купцов же Семёна Кленова. Фёдор же Курицын и Истома Сверчек и Семён Кленов многих научиша жидовствовати. Толико ж дерзновение тогда имеяху к державному потопоп Алексей и Фёдор Курицын, яко никто ж ин. Звездозаконию бо прилежаху и многим баснословием, и острологи, и чародеиству, и чернокнижию». 

Этот же почерк пишет текст на л. 12 об.: «Скверное бо его сердце, иж седми лукавых духов жилище…». Эти слова никак не относятся к Зосиме, и были во II редакции Сказания – этот абзац посвящён смертям Истомы и протопопа Алексея. Следовательно, почерк V (возможно, принадлежавший Даниилу) вписывает отнюдь не только абзац с именами еретиков, но и слова, вполне имевшиеся во II редакции. Зачем почерку III «останавливаться в нерешительности перед обвинениями в адрес Алексея»[189], которые ранее были вполне уместными, неясно.

По окончании текста, совпадающего в I и II редакциях, идёт знак вставки. На нижнем поле VI почерком (полууставным), не сходным с почерком V, сделана вставка на нижнем поле лл. 12 об. – 13. Это вставка выпада против Зосимы о его поставлении: «Прежде же умертвия его (Алексея – А.М.) своим волхвованием подоиде державнаго, да поставить на великом престоле святительском сквернаго сасуда (так!) сатанина, его же напои яда жидовскаго, Зосиму глаголю сквернаго, иже помале бысть…»

После этого снова почерком V в строке в конце л. 12 об. написан конец этой фразы: «… в лето 6999 месяца сеп[тября] 26. Малу же времени минувшу…».

А далее, с л. 13, все остальные выпады против Зосимы пишет отнюдь не V, и даже не VI почерк. Это почерк VII, резко отличный от всех предыдущих. Его характерной особенностью является использование «юса большого». Более того, это не только отдельный почерк, но и отдельная тетрадь с отдельной бумагой – той самой литерой P, испещрённой точками.

Все выпады против Зосимы написаны в строке, никаких признаков «попыток их удаления»[190] не наблюдается. Это разрушает все построения на тему митрополита Даниила как восстановителя I редакции.

Наконец, необходимо отметить одну особенность л. 18 об., где почерк VII заканчивается. На нём идёт длинная вычеркнутая фраза: «и ови убо обличиша тех отступление и скверная дела и непрестаху обличающе, и всем поведающе тех еретичество и отступление». Это не что иное, как фраза из II редакции Сказания (Епарх. 338 л. 14 об.), которая служила заменой фразе про ересь Зосимы, написанной почерком VII на лл. 17 об. – 18 об. Далее текст исправлен – вместо множественного числа «они» стало «он», вместо «приходят» стало «приходит».

После этого текст на л. 18 об. обрывается на полуслове: «аще не изгнаша, но пи…», оставшаяся часть л. 18 об. не заполнена текстом. Далее видны следы вырезания листа, и с л. 19 почерк III продолжает писать Сказание («…санием утешительным…». Оно заканчивается 16 Словом – а не 15-м, как указывал Я.С. Лурье[191]. Весь текст оглавления в порядке. Это позволяет отвергнуть предположение А.И. Алексеева, что 16 Слово появилось после оформления памятника в составе 15 Слов или о том, что оно фигурировало в оглавлении за вычетом 12 Слова[192]. Я.С. Лурье выделил Еарх.337 в «особую обработку Епархиального извода», которая восходит к Епарх.338. А А.И. Плигузов полагал, что за основу взят список со Сказанием I редакции[193]. Так какой же список лежал в основе? Ответ – не менее двух списков с разными редакциями Сказания о новоявившейся ереси.

На основании всех наблюдений над почерками и филигранями можно сделать следующие выводы.

1)  Епарх.337 был создан в 1530-е годы, скорее всего после суда (1531 год) над главным противником Иосифа Волоцкого – Вассианом (Патрикеевым). Его падение позволило создать список со Сказанием, где читаются все выпады против Зосимы и всех придворных лиц.

2) Нельзя точно утверждать, какая редакция Сказания лежала в основе текста. На II редакцию указывает чтение «душа их» в разбираемой выше фразе, отмеченное и А.И. Плигузовым[194], длинная вычеркнутая фраза об обличении еретиков, пропуск сведений о поставлении Зосимы, вписанных почерком VI. Этим списком мог быть и Епарх.338. А на I редакцию указывает наличие полного оглавления в 16 слов (III почерк) и наличие всех выпадов против Зосимы, написанных одним VII почерком в строке.

3) Сказание написано почерками в количестве около семи, а не «почерком Даниила» и «основным писцом».

4) Почерк, который вписывал обвинения против Фёдора Курицына, не идентичен почерку, которым на нижнем поле л. 12 об. – 13 вписан текст о поставлении Зосимы.

5) Большую часть обвинений против Зосимы пишет не Даниил. Это почерк с «юсами», особая тетрадь особой бумаги.

6) Даниил мог принимать участие в переписке – одна из филиграней (корона с аркой, или «папская тиара») – та же, что и «Соборнике слов», принадлежавшем митрополиту. Ему, вероятнее всего, принадлежит почерк VI, то есть вставка на нижнем поле лл. 12 об. – 13.

7) Ввиду всего вышеперечисленного Сказание является плодом коллективного творчества то есть контаминированной редакцией. Отсюда его текст не может служить источником для восстановления первоначального вида Сказания о новоявившейся ереси I редакции[195].


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.