Организация умственного труда. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация умственного труда.

2019-08-04 165
Организация умственного труда. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Первый этап — организация умственной деятельности. Об ее важной роли свидетельствует то, что «при умелом распределении умственного труда можно не только развить громадную по своей продуктивности работу, по при том сохранить на долгие годы, быть может, на всю жизнь, умственную работоспособность и общий тонус своей жизнедеятельности. Устают и изнемогают не столько от того, что много работают, а от того, что плохо работают».

Что означает правильная, умелая организация умственного труда? Каковы пути формирования культуры мышления на этом этапе интеллектуальной деятельности?

Во-первых, соблюдение гигиены умственного труда. Работать рекомендуется в одни и те же часы, формируя потребность и привычку мыслить, раздумывать, «шевелить мозгами». Следует обеспечивать ритмичность умственного труда и отдыха, чередуя умственную, физическую работу и полноценный сон. Трудно обеспечить эти условия военному человеку, командиру, но выполнение их дает заметный результат.

Во-вторых, правильная организация рабочего места как один из важных признаков культуры умственного труда и путей ее повышения. Работать следует на привычном, любимом месте, заранее подготовив все необходимое. Аккуратное размещение вещей на столе, отсутствие лишних, строгий порядок в личной библиотеке, рациональное использование технических средств способствуют эффективной, сосредоточенной умственной работе без отвлечений.

В-третьих, планирование и учет умственной деятельности, ясное представление о том, что, когда и как выполнить. Сложную работу рекомендуется планировать по частям, точное выполнение плана корректировать с учетом перспективного. Следует помнить, что письменный план надежнее плана в уме, а излишняя детализация плана ведет к догматизму. Роль планирования в культуре мышления командира — обеспечение четкости и ритмичности его умственной работы.

В-четвертых, выполнение умственной работы в срок и с хорошим качеством.

В-пятых, организованное завершение интеллектуального труда и оформление его результатов. Этот путь формирования культуры мышления предусматривает обработку записей, их систематизацию и хранение для оперативного использования; непрерывное пополнение запаса выписок, конспектов, черновиков; выработку умений и навыков использовать результат умственной работы устно или письменно, выражаясь точно, ясно, доходчивым и литературным языком.

Высокая организация умственного труда командира, характеризующая культуру его мышления, может быть кратко отражена следующим алгоритмом: вместо авось - точный расчет; вместо кое-как - обдуманный план; вместо как-нибудь - система; вместо когда-нибудь - точно назначенный срок.

Следующий важный этап формирования культуры мышления командира - овладение культурой приобретения, накопления и усвоения информации. Активизация умственного труда - один из путей развития культуры мышления на данном этапе. Для этого следует использовать различные способы и приемы:

формировать сознательное отношение и интерес к получаемой информации, управлять интересами в ходе умственного труда;

чаще вспоминать о ближайших и отдаленных перспективах своей деятельности, ее социальной значимости;

воспитывать волю и уверенность в своих интеллектуальных возможностях и силах;

не стесняться обращаться за помощью к товарищам, коллегам по службе, начальникам и подчиненным в случае затруднений в решении задачи, в поиске новых идей, мыслей.

Культура приобретения информации снизана с умелой организацией внимания и сознательным использованием приемов эффективного восприятия. Следует твердо уяснить, что любая работа без внимания, а умственная особенно,- пустая трата времени и сил. Необходимо настраивать внимание перед работой, а в ходе умственном деятельности интенсивно его нагружать, стараясь ничем не отвлекаться. Изучение особенностей внимания, общих и индивидуальных, постоянное его развитие и тренировка - важные условия эффективного умственного труда.

На эмпирической ступени познания центральное место занимает восприятие. Существует ряд приемов развития восприятия, а следовательно, и культуры мышления:

добиваться целенаправленного восприятия в соответствии с профессиональной установкой и конкретными целями действии;

не смешивать объект восприятия с фоном;

выделенный объект расчленять па части, фиксируя их словами, схемами, символами, рисунками;

 устанавливать взаимосвязи между частями, систематизировать их; не смешивать сходного, увеличивать порог чувствительности, различения, стремиться максимально, выделять особенности воспринимаемого объекта; знать сильные и слабые стороны своего восприятия, развивать его.

Овладение культурой накопления информации связано с развитием памяти и формированием культуры чтения. Следует иметь в виду, что память — один из наиболее тренируемых познавательных процессов. Для успешного запоминания информации можно использовать следующие приемы и способы:

предварительная установка, настройка на запоминание на отделенным срок и точность;

многократное воспроизведение одной и той же информации в целях надежного перевода ее в долговременную память (наиболее эффективно повторение через 15—20 минут, через 8—9 часов, через сутки, через неделю); разнообразие при повторении, воспроизведение информации на разных уровнях обобщения;

использование различных типов памяти (зрительной, слуховой, двигательной, образной, словесно-логической) с опорой на наиболее развитый, индивидуальный;

избавление от механического заучивания с использованием воображения и изобретательности: игровое оформление заучивания, использование мнемоники, рифмовка, кодировка, нахождение алгоритма, составление структурно-логических схем и т. п.

Значительное влияние на повышение культуры мышления оказывает правильная организация чтения, При этом его скорость и качество зависят от методики чтения, а плодотворность и эффективность — от культуры чтения. Правильно читая книги выдающихся мыслителей, мы следим за ходом их мысли, прорабатываем их рассуждения, усваиваем их методы я способы исследования вопроса, доказательства, объяснении, г. е. учимся на практике у великих мастеров мысли.

Пути овладения продуктивным чтением могут быть следующими:

развитие умения анализировать текст, размышлять над 4им, использование дифференциального и интегрального алгоритмов чтения в зависимости от поставленной цели;

активная работа памяти; использование пометок, закладок, выписок и других приемов ее активизации;

использование творческого стиля чтения (постановка вопросов себе и поиск ответов на них в тексте или путем рассуждения, предвосхищение плана изложения текста или его содержания, мысленное возвращение к ранее прочитанному суждению, предвосхищение плана изложения текста или его оценка, другие приемы);

Овладение культурой переработки знаний - главный этап формирования культуры мышления командира. Когда происходит переработка знаний?

Во-первых, при переходе от образного к понятийному мышлению и обратно.

Во-вторых, при формулировке выводов, суждений, при построении доказательств и опровержений.

В-третьих, при решении простых и сложных, учебно-тренировочных или творческих задач.

Способы переработки знаний — это все мыслительные операции, методы познания: анализ и синтез, аналогия и обобщение, конкретизация и абстрагирование и др.

Следует остановиться на путях рациональной организации творческой переработки знаний — важнейшем показателе культуры мышления.

Это в первую очередь максимальная мобилизация всех творческих возможностей личности. Это расчленение мыслительной деятельности па относительно самостоятельные логические ступени, соответствующие логике процесса познания: сбор и обработка фактического материала, постановка проблемы, формулирование гипотезы (замысла) и т. д. Это целенаправленное использование специальных приемов творческой переработки знаний: схематизации, символизации, агглютинации (необычное объединение обычных свойств предметов, явлений или их частей, например методов биологии и химии — биохимии), акцентуирования (выделение, нахождение у предмета, явления новых сторон и свойств или изменение известного свойства до качественного скачка, рассмотрение его отдельно от предмета). Это, наконец, борьба с инерцией мышления.

Инерция мышления возникает на абстрактно-логическом уровне и заключается в объективно-замедленном воспроизведении формами я структурами мышления более динамично изменяющихся объектов познавательной и практической деятельности. Она обусловлена вторичностью мышления по происхождению, относительно длительным путем отражения (ощущение, восприятие... умозаключение), «промахами» самого мышления и необходимостью проверки истинности мышления практикой.

Особенности проявления инерции мышления в деятельности командных кадров связаны с противоречивым характером их профессиональной деятельности и жесткой фиксацией мыслительных структур типом воинской деятельности.

Основные средства борьбы с инерцией мышления можно разделить на три группы.

1. Средства социальной релаксации, направленные на уменьшение напряжения, устранение обстановки взвинченности, страха, неуверенности, нервозности в воинских коллективах. Их использование объясняется тем, что чувство страха перед настоящим и особенно будущим заставляет людей в целях выживания строго следовать установленным правилам и с большим трудом переходить на новый уровень освоения действительности, менять свое мышление. 

2.Средства социальной артикуляции, направленные на упорядочение и упрощение норм, требований, предъявляемых командиром к подчиненным. Дело в том, что усложение, многочисленность норм, приказов и требований, их нередкое противоречие закону, а иногда и здравому смыслу, невозможность их все знать делают поведение человека неопределенным и малопредсказуемым, а мышление догматизированным. Это вынуждает опираться в деятельности на старый («прочный») багаж знаний и опыта вместо осмысления новых реалий, стремления что-то понять, ведет к одновариантности мышления.

Разрешать противоречия между приказом, строго регламентирующим деятельность подчиненного, и реальным развитием событии, которое нельзя предусмотреть ни в одном приказе, можно следующим образом. В приказе, распоряжении следует формулировать только те положения, от которых зависит выполнение задачи, но при этом давать возможность подчиненным выбирать средства, формы и способы ее выполнения. Это — путь борьбы с инерцией мышления, обеспечения его самостоятельности, гибкости, повышения чувства ответственности.

3. Гносеологические средства: «прямое расшатывание» застывающих мыслительных структур; ликвидация монопольных точек зрения; конструктивность критики в отличие от нигилизма; обязательное представление альтернатив по любому рассматриваемому вопросу;

ориентация на дискуссию как основную форму обсуждения проблем; нацеленность познания не па усвоение определенного объема знаний, а на развитие способности к мышлению, решению нетрадиционных задач.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.