Познание материи, относящееся к части, называемой первичной, и представляющее собой науку о том, что находится за рамками природы. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Познание материи, относящееся к части, называемой первичной, и представляющее собой науку о том, что находится за рамками природы.

2019-08-03 171
Познание материи, относящееся к части, называемой первичной, и представляющее собой науку о том, что находится за рамками природы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

<…>

Познание материи – это постижение взаимоотношений во всей существующей действительности, форм ее существования и порядка нисхождения от первоначального замысла до этого мира как сверху вниз, так и снизу вверх. Основной принцип познания этого – постижение причины и следствия происходящего, поскольку это дает полную картину всей науки, подобно тому, как это происходит в естественных науках» [182].

 

Познание формы представляет собой познание Высшей управляющей силы, а познание материи есть познание ступеней, которые называются миры [183]  и парцуфим. Это познание всегда носит эмпирический характер. Предметом, каббалы является раскрытие Высшей управляющей силы (Творца) своим творениям.

 

Мы устроены таким образом, что ощущаем, изучаем, исследуем, познаем материю и все явления, происходящие в ней. Мы можем возвращаться к этим исследованиям, передавать друг другу информацию о них, чтобы другой человек произвел такие же действия и получил аналогичные результаты. Эти исследования полностью удовлетворяют нас как в отношении процесса, так и в отношении результатов и выводов. Поэтому науки, исследующие материю, являются точными, и мы уверенно полагаемся на них, считая их данные достаточно достоверными.

Однако существуют системы знаний, занимающиеся рассмотрением одной лишь отвлеченной формы, не имеющей никакой связи с материей. Это означает, что формы абстрагируются от материи, то есть отрываются от людей, являющихся их носителями, и рассматривается только значимость самих форм в чистом виде, не воплощенных в какой бы то ни было материал, или отсутствие значимости. Это и называется познанием формы.

Если мы изучаем материю, то можем быть уверены, что не совершим ошибки, ведь мы тоже состоим из нее. Если мы изучаем формы, воплощенные в материи, то изучаем их в связи с материей, то есть те, которые принимает она, и поэтому можно также исследовать их с достаточной степенью достоверности. В итоге мы имеем возможность добиться такого результата, когда будем обладать безошибочным знанием об изучаемом предмете, так как рассмотрели все, что связано с его материей и с формами, которые она принимает.

Однако при изучении формы, абстрагированной от материи, той, которая сама по себе в реальной действительности не существует, неизбежно могут возникать вполне естественные ошибки – и в методах исследования, и в сделанных выводах. Ведь разделяя в своем воображении форму и материю и исследуя форму, которая сама по себе ни в материальной, ни в духовной реальности не существует (например, такие абстрактные категории, как «истина» или «ложь», которые являются чистой силой, не имеющей конкретного облачения, так что мы не видим ее реального проявления), мы проводим исследование, которое носит отвлеченный, недостоверный характер, ибо в этом случае ничего не можем явно ощутить и измерить.

Только умозрительно мы можем отделить форму «стол» от конкретного изделия из дерева, форму «лжец» от конкретного человека, являющегося носителем этого качества. Тогда мы и начинаем заниматься тем, что является предметом философии, – изучением неких отвлеченных категорий и абстрактных свойств, которые сами по себе в действительности не существуют. Поскольку рассматриваемые категории имеют место лишь в нашем воображении, потому нельзя и полагаться на рассуждения о них.

Мы никогда не можем достичь подлинного, достоверного результата в изучении отвлеченных форм в отрыве от материи, и потому на такие исследования опираться нельзя. Преступая эту границу и переходя от исследования формы, воплощенной в материи, к абстрактным формам, мы лишь сбиваемся с пути и, таким образом, удлиняем весь процесс познания.

Чем ближе человек в своих исследованиях придерживается форм, воплощенных в материал, тем больше это помогает ему в раскрытии истины – облачения духовного понятия в материал желания получать, которое может произойти только за счет альтруистического намерения [184].

Требование каббалистов, их предупреждение – исследовать только формы, воплощенные в конкретный материал, – это практический совет, помогающий нам никогда не выпускать из поля зрения необходимость достижения тождественности свойств с Творцом, поскольку форма, воплощенная в материю, является, по сути, формой Творца, которую мы должны постичь. Вся наша работа заключается в том, чтобы находиться в постоянной связи с единственностью Творца как единой действующей силы, которая движет нами, придавая всевозможные, постоянно сменяющиеся в нас формы.

Эти образующиеся в нас формы в материале нашего мира могут ощущаться как положительными, так и отрицательными. Если мы не отрываемся от воплощенных в материале форм и не переходим к абстрактным категориям, то мы всегда будем требовать, чтобы наш материал приобрел ту же форму, какой обладает Творец. Такой подход приводит нас к необходимости раскрытия Творца во всем, происходящем с нами, как в добром, так и в дурном. Мы стремимся добиться раскрытия в такой форме, воплощенной в нашем материале, которая тождественна форме Творца.

Таким образом, соблюдение условия исследования только материи и формы, воплощенной в материю, позволяет нам находиться на кратчайшем расстоянии от цели. Ведь тогда во всех проходимых нами формах, несмотря на кажущееся множество сил и властей, мы раскрываем единую власть, единственную действующую силу, которая придает нам свои собственные всевозможные формы, воплощая их в нашем материале.

Изучение же абстрактных форм не имеет эмпирической основы. Выводы, сделанные в результате такого изучения, не подтверждаются практикой, поскольку эти формы находятся за пределами реальной действительности. Отвлеченная форма является плодом воображения, только умозрительно можно нарисовать ее, даже невзирая на то, что в реальности она не существует.

Мы не воспринимаем воображаемые формы, в отношении нас они не существуют, и не проводим исследования относительно Творца. Все наши постижения происходят только относительно человека. Если бы мы не видели, не ощущали, как некая форма воплощается в какомлибо материале, то никогда бы не смогли представить себе абстрактной формы, существующей вне материала.

Мы ощущаем то, что воплощается в материале, так как сами созданы из него, поэтому можем его исследовать и полагаться на результаты этих исследований, зная, что не ошибаемся. Мы можем также исследовать формы, принимаемые этим материалом, и полагаться на результаты исследований, рассчитывая, что не совершим ошибку на нашем пути, получая знания для достижения определенной цели.

Однако если мы (не важно по какой причине) начинаем относиться к абстрактным формам, как к чему-то достоверному, то, даже несмотря на то, что они когда-то были воплощены в материи и мы были уверены, что изучили это воплощение, – отделив их от материи, мы неизбежно совершим ошибки и придем к неправильным выводам.

Мы можем сбиться с пути, и это именно та оплошность, которую постоянно совершает человечество. Она проистекает из ошибки, которую совершил некогда Адам Ришон, приняв форму, оторванную от материи, за достоверную и начав на этой основе принимать решения.

Ему показалось, что можно работать с подлинным АХАПом [185], когда для этого не было никакой реальной основы и данное действие еще не было воплощено в материи. В этом заключается корень всех прегрешений и проблем [186]. Человечество постоянно ошибается именно таким образом: оно принимает в качестве руководства к действию некую абстрактную теорию, никогда не воплощавшуюся в реальности, или некогда существовавшую, но уже давно оторванную от действительности.

При изучении же духовного  мира у самого человека каждый раз возникает стремление использовать именно абстрактные формы, поскольку у него пока нет ничего другого, что относилось бы к духовной сфере, кроме собственных фантазий о ней. Поэтому нельзя представлять духовное состояние в каких бы то ни было формах, нужно лишь стремиться реально «увидеть» его, воплощенным в материале, – нашем желании  получать. Произойти это может лишь в том случае, если наше желание  получать приобретет форму, идентичную духовной, – форму отдачи.

Поэтому указание каббалистов – никогда не отрываться от формы, воплощенной в материи, и не переходить к абстрактной форме, – определяет для нас самую короткую и истинную дорогу к цели. Именно это обстоятельство является причиной выдвигаемого ими условия в качестве обязательного руководства к действию.

Поэтому, чтобы не уклоняться от истинного подхода к формам, через которые проходит человек, он должен каждый раз воплощать данную форму в своем материале. На практике это означает, что он обязан постоянно следовать формуле: нет иного, кроме Творца. Он должен осознавать, что принимаемые им формы приходят к нему от Творца, несмотря на всю внешнюю неочевидность этого, и свое стремление отделить их от материала и приписать им какойто другой источник, от которого, якобы, исходит действие, когда ему кажется, что он зависит от других людей или от себя самого.

Даже наслаждение от единения, которое человек ощущает, присоединив форму к материалу, связав все происходящее с Творцом, он должен тоже отнести на счет Творца. Такое исследование (когда человек изучает материал или форму, воплощенную в материале) каббала и называет истинно  научным. Мы устроены таким образом, что кроме этого ничего не воспринимаем.

Наш  материал  – это  желание  получать, и все, что у нас есть, – это принимаемые им формы и решимот, воспоминания от прошлых состояний, остающиеся в материале. Мы говорим о свете, который наполняет исправленное кли, но ощущаем не сам свет, а собственные исправления. Мы чувствуем наполнение светом в зависимости от того, насколько изменили себя в соответствии с чем-то, как будто находящимся вне нас. Однако на самом деле находящееся вне нас мы не ощущаем.

Нельзя говорить о чем бы то ни было в отрыве от нас самих. Мы можем говорить только о нашем материале и о том, как он изменяется. Наш материал – это единственное, что подвержено переменам, поскольку, если речь идет об абстрактной форме, то она представляет собой сам свет, который может даже находиться в материале, но так и остается светом, который никогда не исследуют сам по себе. Мы лишь получаем впечатление от некоторого внешнего воздействия и измеряем степень своей реакции. Это и называется формой, воплощенной  в  материале.

Поэтому в каббале существует формула: «Из действий Твоих познаем Тебя». В мере подобия формы, тождественности свойств, мыслей, желаний и действий мы можем что-то говорить о Творце. Это называется раскрытием Творца творению. Однако сам Творец не раскрывается. За счет собственных изменений человек может сказать, что он нечто постиг в Творце. Изменив себя некоторое количество раз, соответственно тем формам, которые он принимает, человек может сказать, что они подобны Творцу и присутствуют в нем. Однако это не означает, что это и есть Сам Творец.

Когда о Творце говорят вне связи с Его проявлением в человеке, вне реакции человека, это означает, что речь идет об Ацмуто, сути Творца, что и является важнейшим принципом. Человек никогда не должен отступать от прямого курса: стремящийся к Творцу через всевозможные формы, придаваемые ему Творцом, постигает Его – будто Он раскрывается в человеке. Это означает, что материал человека принимает в точности такую же форму, как у Творца.

 

Наука каббала является результатом исследовательской работы человека. Это фиксация данных, набора всех форм, которые может принимать материя с момента рождения и до окончания своего исправления для достижения подобия Творцу. Мы накапливаем все формы, изучаем причины, которые приводят к их возникновению, отслеживаем, согласно причинноследственной зависимости, их воплощение в желаниях, от простого желания к более сложному, от малого к большему. Этот процесс, который мы затем можем реализовать на самих себе, называется практической каббалой.

 

Таким образом, каббала – не теория, изложенная в книге. Это порядок корней, раскрывающихся в нас за счет нисхождения по причинноследственной цепочке, когда мы вследствие раскрытия этих корней каждый раз приобретаем воплощаемые в нашем материале формы, являющиеся формами Творца, и тем самым приходим к подлинному подобию Его форме. Это наука о том, как приобретать формы на желание получать – формы Творца, воплощающиеся в желании получать, материале творения.

 

Творение приходит к получению форм Творца за счет того, что келим АХАП высшего находится в келим гальгальта вээйнаим [187] (ГЭ) низшего. Так высший предъявляет себя низшему в качестве образца. Это подобно тому, как мать обучает ребенка новым для него действиям: как вставать на ноги, ходить, вести себя, совершать различные действия. Затем его обучают учителя в школе, в университете и т.д.

Иными словами, низшему показывают пример и демонстрируют его воплощенным в материале: в материале матери, спустившейся на уровень ребенка, и в материале ребенка, когда мать помогает ему.

То же самое происходит с нами и на духовном уровне. АХАП  высшего опускается в ГЭ низшего, в материал творения, на его уровень. В результате этого низший приобретает форму, воплощает ее в материал, и знает, как это нужно сделать, – высший учит его этому, давая необходимый разум и силу.

В результате низший, проходя этот путь – даже без участия собственного разума и собственных сил, не имея ни малейшего знания о том, как это происходит, – получает разум и силу. Проходя через это действие, следуя за высшим, он решает, что ему надлежит перенять форму высшего, его образ действий.

При этом низший должен аннулировать себя перед высшим, как младенец, который естественным образом желает учиться у взрослого, поскольку тот представляется ему большим, великим. Поэтому условием приобретения нами форм, свойств высшего является необходимость сократить [188] себя, аннулировать свое «я» перед высшим. Тогда АХАП высшего начинает светить внутри нас. Это происходит каждый раз: в той мере, в которой сокращаем себя, мы все больше раскрываем Творца, находящегося внутри нас.

 

Исследование,  с которого мы должны начать и которым мы должны закончить наше исправление, –  это исследование единственности Творца.  Каждый раз нам нужно раскрыть истинное состояние,  в котором мы находимся.  Чтобы помочь нам раскрыть его,  Творец все время посылает нам помехи,  запутывает,  скрывает от нас правду.  Делает Он это для того,  чтобы мы сами увидели и поняли,  что существует только Он один.

 

Мы и сейчас пребываем в этом состоянии: я и Творец, и никого больше. Однако человеку кажется, что вокруг него находится целый мир. Слово «мир» (олам) происходит от слова «скрытие» (алама). На что  произведено это скрытие? Именно на то, что перед лицом человека находится только одна сила, одна власть.

Это означает, что и сам человек также не существует относительно Творца в качестве самостоятельной силы, самостоятельной власти. Есть только Творец, человек же – лишь тот, кто чувствует, думает, реагирует.

Все производимые нами исследования – это средство обнаружить тот факт, что мы находимся перед одной силой, одной властью. Все это – несмотря на те препятствия, которые создают в нас ощущение, что снаружи существует множество сил и властей, а также помехи, убеждающие, что мы существуем, можем и способны что-то сделать, и сами совершаем как плохие, так и хорошие поступки. Таким способом человек приписывает себе некую независимость и личную самостоятельность, что уже является нарушением принципа: «нет иного, кроме Творца».

Поэтому вся наша работа заключается только в концентрации внимания на одной силе и изучении того, как Творец облачает нас во всевозможные формы и работает с нами. Человек должен выявить, обнаружить, что все (и плохое, и хорошее) приходит из одного источника, и все, сделанные им открытия, даны только для того, чтобы приблизиться к Нему. Этим человек достигает тождественности свойств с Творцом.

В этом и заключается суть исследования, в котором нельзя выходить за пределы материала и формы, воплощенной в материале. Материал – это сам человек, желание получать, а форма, воплощенная в материал, – это то, что он получает от Творца, – свойства Творца. Только эти свойства проявляются в человеке в своем обратном виде, если он еще не достиг того, чтобы объединить их с Творцом. Если же в этих формах он приходит к единению с Творцом, то раскрывает, что все они являются свойствами Творца.

Откуда человек может знать, что эти свойства подобны его собственным? Он получает такое ощущение, чувствует, что начинает походить на Творца. Над этой формой он начинает раскрывать Дающего ее, но этот Дающий также облачен в форму и в материал человека. Эти две категории нельзя разделять. Невозможно ничего исследовать вне кли человека: такое исследование заведомо ненадежно.

Внутри материала заложены решимот, подготовленные для получения всевозможных форм в соответствии с воздействием свыше. Если использовать научную терминологию каббалы, а не понятия «Творец и творение», то мы фиксируем, как свет воздействует на келим, пробуждая в келим определенные ответные реакции.

Эти рефлексивные состояния развиваются в келим поступенчато, согласно порядку причины и следствия, то есть цепочке  решимот, находящейся в  кли. Свет приводит в действие келим, и это может происходить без осознания, явного ощущения, понимания со стороны келим. Так, в рамках, называемых этим миром, развивается все – за счет света, нисходящего без всякого приглашения со стороны кли, который, воздействуя своим свечением, обязывает кли к развитию. Этот способ развития называется путем страдания, так как приходящий к кли свет встречает сопротивление, обусловленное противоположностью свойств, и поэтому пробуждает в кли неприятные ощущения.

Это вынуждает кли развиваться. Оно оставляет свою текущую форму, которую ощущает как зло и в поисках лучшего состояния принимает другую форму. Так, на протяжении миллионов лет развивается неживая, растительная и животная природа.

Однако если творение способно опередить свое вынужденное развитие, не ожидая, пока придет свет и начнет его развивать, начав самостоятельно, своими силами вызывать на себя воздействие света, притягивать его к себе, то это будет означать развитие не путем страданий, а путем каббалы. На это способен только человек.

В заключение можно сделать следующие выводы:

 

•Исследование абстрактной формы является всего лишь видом теоретической дискуссии. Как выводы, так и заключения, полученные таким путем, нельзя воспринимать в качестве достоверных, поскольку они базируются исключительно на теории и не подтверждаются опытами. Поэтому большинство современных ученых отказались от подобных исследований.

 

•Исследования в каббале также подразделяются на две вышеупомянутые части: познание материи и познание формы. Однако, по сравнению с классической наукой, в каббале даже познание формы целиком построено на научном исследовании практического восприятия, то есть на основе опыта.

 

Материя и форма в каббале

 

В этом параграфе с использованием каббалистического языка и принятого в каббале способа объяснения будет показано, что каббала подразумевает под понятиями материи и формы.

Бааль Сулам пишет [189]: «Известно, что основой измерения наслаждения является желание его получить. Так как все, что наше желание жаждет получить более всего, ощущается в нас как большее наслаждение, и это просто. А поскольку это так, мы можем различить в творении, в «желании получать» две категории: суть получаемого им и суть самого получающего. И следует знать, что желание получать считается нами телом творения, то есть основой его сути, кли получения блага. А второе – суть получаемого им блага, свет Творца, всегда нисходящий к творению.

И непременно нужно различать два качества, проникающие одно в другое, даже на духовных уровнях, более высоких, чем те, о которых можно думать и размышлять. И это противоположно тому, что придумала себе философия, считающая, что сущности, отделенные от материи, являются несоставными. Ведь «желания получать», обязательно находящегося в творении (без которого нет наслаждения, а лишь принуждение, без какого-либо намека на наслаждение), не было в сути Творца. И потому оно названо творением, тем, чего нет в Творце, ведь от кого Он может получать?

Тогда как получаемое изобилие непременно является частью сути Творца, и по отношению к нему не должно быть ничего нового. А если так, то мы видим огромное расстояние между вновь созданным телом и получаемым изобилием, подобным сути Творца».

В каббале состояние творения  подразделяется на две части: кли и свет. В действительности же и то, и другое – лишь ощущение творения, именно оно испытывает впечатление разделения. Творение разграничивает свое состояние на желание и ощущение наслаждения в этом желании, или, согласно источнику, – откуда исходит кли и откуда исходит свет. Оно может дифференцировать его по цели и по тем изменениям, которым подвергаются келим и свет. Творение также может начать изучать связи между ними, их взаимозависимость: свет от кли и кли от света, как состояния света и кли в одном состоянии, зависят от состояния света и кли в следующем или предыдущем состоянии.

 

Каббалисты никогда не изучают келим и свет в абстрактной форме – они всегда опираются на собственные впечатления. Именно свое ощущение мы дробим на несколько деталей восприятия. Того, что выходит за пределы ощущений, не существует вообще. Ощущение, имевшее место в прошлом, но отсутствующее в настоящем, тоже не изучается каббалистом, поскольку с прошедшим нет той связи, какая есть с тем, что присутствует и ощущается в данный момент. Тем более не принимается во внимание воображаемое состояние, то, которое никогда не присутствовало в ощущении(в отличие от философии). Каббалист основывается на том, что испытывает внутри кли, внутри ощущения: лишь такой подход является безошибочным.

 

Свет - это впечатление кли от происходящего в нем. Все наши переживания исходят из наших келим. Однако внутри желаний происходят такие явления, в результате которых мы называем желания материальными  или  духовными, определяем их как разновидности света и келим. Эти явления наделяют наши желания всевозможными уровнями, и, соответственно, наши келим принимают как бы разнообразные формы различных видов света. Мы называем их хэсэд, гвура, тифэрэт и т.д. В действительности, речь идет только о реакции келим на воздействие, производимое на них снаружи или изнутри.

Говоря «снаружи», мы подразумеваем то, что находится вне  свойства  кли. Имеется нечто, находящееся вне свойства кли и воздействующее на него. Надежней всего представлять себе все постоянным, статичным. Нет ничего, что находилось бы в движении, нет границ, существует лишь Бесконечность. И только келим в связи между собой начинают выявлять все большую чувствительность к состоянию, в котором пребывают.

 

Нет ничего, кроме сил. Сила желания отдавать, сила желания наслаждаться, сила света, сила наслаждения, сила отдачи – все это сила или сочетание сил, действующих в разных направлениях. Это то, что существует в реальности.

 

Сила желания означает кли, в котором имеется воздействующая на него сила наслаждения. Почему сила? Наслаждение давит на желание, заставляя принять себя внутрь. Желание, отказываясь от наслаждения, тоже пользуется силой. Все является противоборством сил. Кроме этого более ничего нет.

Однако что такое реальность? Существует она или нет?… Лишь углубляясь в свое ощущение, я начинаю воспринимать некоторые элементы в виде сил без облачений. Облачения – это то, что ощущается мною сейчас как нечто существующее, поскольку мои келим до конца не исправлены. После же их исправления ощущение, что материальное существует, исчезает. Остается только сила, то есть комбинация сил, в которых я ощущаю себя и свое впечатление. Как мы можем измерить наслаждение или желание? Только в виде сил. О том, что вне этих сил, мы говорить не можем. За их пределами есть абстрактная форма, Ацмуто, судить о которой мы не должны, поскольку не в состоянии постичь. Силы – та область, в границах которой мы способны пребывать. Она называется миром Бесконечности [190]. То, что за его пределами, нам недоступно. По крайней мере, в нашем курсе об этих состояниях не говорится. Мы изучаем только происходящее до момента окончательного исправления (гмар тикун [191]).

Итак, мы говорили о том, что существует:

• материя – желание;

• форма в материи – ощущение наслаждения;

• форма вне материи – ощущение любви.

Желание наслаждаться является материалом, и этот материал принимает форму, которую мы называем светом, впечатлением кли. Это можно уподобить тому, как из какого-либо материала создается некая форма, например, из пластилина лепится собака: значит, был взят материал – пластилин, и из него сделана форма – собака.

Итак, у нас есть материал – желание наслаждаться, который принимает некоторую форму посредством исправлений. Что представляют собой исправления? Это экраны, ограничения, которые создаются на желание  наслаждаться. С помощью экранов материал уподобляется Творцу. Форма, которую принимает материал, называется светом. Поэтому Бааль Сулам писал, что свет – это впечатление кли.

 

Впечатление  –  это материя и форма вместе,  но оно разделяется на материю и форму,  принимаемую материей.  Свет,  то есть впечатление сосуда,  можно постичь,  и такое постижение называется « материя и форма »  вместе.

 

Однако рождающееся при этом в сосуде чувство любви определяется как «форма без материи», потому что она является результатом действия материала, принимающего всевозможные формы. Одна из проявленных форм любви – желание одарить объект любви. Если мы абстрагируем любовь от дара, как будто она никогда и не была облачена в какой-то конкретный дар, а представляет собой лишь абстракцию – любовь Высшей управляющей силы (Творца), тогда она определяется как «форма». Проявление, реализация ее называется «получением формы». Это является конкретным исследованием, так как дух этой любви действительно остается в постижении совершенно абстрагированным от дара понятием, то есть сутью света.

Эта любовь, несмотря на то, что является результатом подарка, в любом случае несоизмеримо важнее самого подарка, поскольку оценивается величием дарящего, а не ценностью самого дара, то есть именно любовь и проявленное внимание придают этому состоянию бесконечную ценность и значимость. Поэтому любовь совершенно абстрагируется от материи, являющейся подарком, – так, что остается только постижение любви, а сам дар забывается, будто стирается из сердца.

Соответствующая часть науки называется «форма в каббале» и является ее наиболее важной составляющей.

Стараясь стать подобным Дающему, я начинаю понимать Его, ощущать Его, осознавать, что Он сделал для меня, потому что сейчас я делаю то же самое Ему. Исходя из этого, я понимаю, каков результат действия отдачи – и это любовь. Я ощущаю, что она родилась во мне – сила  любви, свойство  любви.

Это говорит о том, что пока мой материал не примет форму отдачи, я не смогу любить  Творца. Поэтому, хотя каждый человек может говорить о любви к Творцу, но до произведенных исправлений все это – ложь.

В этой любви различают четыре ступени, подобно этапам любви человека.

1) «Преподнесение  дара» называется миром    Асия  . Начиная ощущать Творца, человек чувствует наслаждение от Него.

2) «Увеличение  числа  даров» называется миром    Ецира  .

3) «Раскрытие  сути  любви» называется миром    Брия  . Здесь начинается изучение формы в каббале, так как на этой стадии любовь  отделилась  от  дара (мир Брия – это уже свойство бины), потому что в мире Ецира есть и свет хасадим [192], и свет хохма [193], а в мире Брия – только свет хасадим (одна любовь, только хасадим – одна отдача), без даров.

4) «В мире    Ацилут   свет  и  любовь  ощущаются  вместе». После окончательного отделения формы от материи, то есть когда полностью освоены келим дэашпаа [194], в состоянии тьмы (никакого получения света хохма), человек обретает силы подняться на ступень мира Ацилут, на которой форма возвращается и воплощается в материи, то есть свет и любовь ощущаются вместе. Это является уже получением света в эгоистические желания  с  намерением  ради  Творца. (Лекабель  аль  менат  леашпиа – получение ради Творца).

Давайте рассмотрим, насколько мы здесь уходим от материальной реальности. Я – желание  насладиться – ощущаю чувство, впечатление, называемое наслаждением. Как будто ко мне присоединили электрод, дали электрический заряд – и я наслаждаюсь. Исходя из испытываемого наслаждения, я делаю вывод, что Вызывающий во мне это ощущение любит меня. Что значит «Он меня любит»? Независимо от моей материи, независимо от чувства наслаждения, которое Он вызывает в ней, в Нем присутствует чувство любви ко мне.

Это уже отделено от меня. Это форма  без  материи. «Он любит меня. Поскольку любит – создает меня и вызывает во мне чувство наслаждения» – это уже абсолютно бездоказательное, вольное предположение.

 

Как познать Творца, как познать что-то «вне себя»? Такая методика разработана в каббале. Творец познается методом уподобления – я действую так же, как Он действует на меня (в меру своего понимания). Мне не надо философствовать, выдумывать, как Он воздействует на меня, – я исхожу только из того, что я обнаруживаю в себе. Раскрывая в себе Его воздействие и затем таким же образом воздействуя на Него, я начинаю Его понимать. Почему? Потому что я уподобляюсь тому, что Он вызывает во мне.

 

Я не могу постичь Его самого – но я могу постичь Его отношение ко мне. Я не могу постичь Ацмуто, но Творца я таким способом постигаю. Это действие в каббале называется «приобретением формы». При этом мое исследование, действительно, является конкретным, поскольку дух этой любви остается в нем совершенно абстрагированным от дара понятием – иначе говоря, сутью  света.

Почему «абстрагированным»? Я начинаю действовать так же, как действует по отношению ко мне Творец, стремясь вызвать в Нем то же чувство, что Он вызывает во мне. Между нами возникает такое соединение, что уже не важно, кто кому дает. Дело не в самом даре – дело в том, что мы стремимся вызвать друг в друге посредством этого света, ощущаемого как наслаждение.

Постигаемое чувство любви называется «приобретением формы». Мы возносимся над своей материей и над тем, что ощущаем в ней, понимая, что и материя, и ее наполнение являются не более чем инструментом, необходимым для передачи нашего отношения друг к другу – любви.

Итак, мы пришли к форме. Причем, эта форма функционирует в определенном режиме, предполагающем практический опыт, измерения, повторения, воспроизведения и так далее, что в философии совершенно отсутствует. От материи мы перешли к форме в материи, от формы в материи – к форме вне  материи, то есть к любви, являющейся следствием того, что ощущает материя.

Пользуясь шкалой материала и шкалой формы, начиная углубляться в свой материал и достигая стадии  далет  через  стадии  алеф, бэт  и  гимэль [195], каббалист постигает формы, облаченные на него соответственно этим стадиям, и разницу между ними – насколько они противоположны. Чем больше он углубляется в авиют [196], тем более раскрывается противоположность материала форме, которая принимает этот авиют, – форме отдачи. В разрыве между ними каббалисту раскрывается третья составляющая – желаемый результат, и это называется любовью, которая уже не зависит от предыдущих внутренних определений. Это называется абсолютной любовью, не зависимой ни от чего из того, что раскрывается мне в материале. Это не значит, что она отрывается от материала и формы, разумеется, она не отрывается от них, но я пребываю сейчас в любви, а будут подарки или нет – это уже не важно.

Исправляя свой материал, мы поднимаемся над этой разницей между «сущим  из  сущего» и «сущим  из  ничего», но поднимаемся из самой большой, действительно, бесконечной разницы, которая раскрывается. Изначально материал создан Творцом, он не существует как что-то независимое от Него, между ним и Творцом нет никакого разделения, даже в мире Бесконечности они пребывают в слиянии друг с другом. Однако затем, когда свет работает, постоянно развивая в этом материале всевозможные формы, и посредством познания формы, к творению приходит ощущение любви, тогда эта любовь, действительно, оторвана от всего предшествующего процесса, потому что, в конечном счете, весь этот процесс был выяснением состояния любви.

Бина и малхут должны быть смешаны, поскольку я обязан ощутить и свой материал, и форму, принимаемую материалом. Для меня это сочетается в познании материала и познании формы. Они обязаны протекать совместно, потому что из всего моего материального познания и познания формы, и именно в разнице между ними каббалист видит различие между собой и Творцом, то есть постигает, что называется формой, входящей в него. Материал и форма – это две категории, которые обязаны присутствовать в ощущении и постижении каббалиста.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.097 с.