Речь идет об осознании кроющегося в нас зла. Выполнение заповедей приводит к медленному и постепенному очищению человека, а уровень очищения определяется степенью осознания кроющегося в нас зла. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Речь идет об осознании кроющегося в нас зла. Выполнение заповедей приводит к медленному и постепенному очищению человека, а уровень очищения определяется степенью осознания кроющегося в нас зла.

2019-08-03 158
Речь идет об осознании кроющегося в нас зла. Выполнение заповедей приводит к медленному и постепенному очищению человека, а уровень очищения определяется степенью осознания кроющегося в нас зла. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Осознавая кроющееся в нем зло, человек начинает презирать его и стремится от него избавиться. Человек ощущает, что в нем имеется свойство, доставляющее ему страдания Он эгоистически взвешивает положение дел и отвергает его.

Человеку необходимо знать, какие из присущих ему качеств, привычек и характерных свойств, как врожденных, так и приобретенных в течение жизни, являются злом. Однако как это установить? Мы не слишком ощущаем присутствие зла в себе, однако, если верить словам каббалистов, все творение представляет собой зло. Как прийти к такому заключению и найти в себе силы, чтобы искоренить его?

Случается, что некоторые присущие нам качества мы считаем плохими. Например, человеку хочется избавиться от привычки к курению, соблюдать диету, сделать чтото хорошее и полезное для себя, а он на это не способен. Вредные привычки и пристрастия не называются в каббале злом.

 

Злом называется сила, мешающая людям объединиться для достижения цели творения. Человечеству необходимо сделать это с целью приобретения свойств Творца, а не потому, что таким образом ему будет легче и безопасней жить. Творец совершенен, и приобретая Его свойства, мы становимся равными Ему. Поэтому каббалисты говорят, что занятия каббалой преследуют единственную цель: вызвать настолько ясное осознание кроющегося в нас зла, чтобы мы смогли отказаться от него ради достижения совершенного состояния, в котором пребывает Творец.

 

Ведь человек по природе своей готов отвергать и искоренять из себя всяческое зло. Качество это равным образом свойственно каждому творению.

Зло невыносимо, человек всегда отвергает его, но каждый делает это с разной степенью интенсивности. Порой мы готовы терпеть его, но потом доходим до такого состояния, когда избавление от зла становится нашей обязанностью. Как достичь осознания зла? Ускорить процесс настолько, чтобы стать способным отказаться от него, искоренить? Откуда взять силу, дающую возможность привести к продуктивному осмыслению зла?

Для нас сейчас нет ничего более важного, чем осознать, что именно мешает нам ощутить благо. Творец, Добрый и Творящий добро приготовил для нас изобилие света, наслаждений – и теперь нет ничего более насущного, чем увидеть, почему мы не пребываем в подобном ощущении, почему не находимся в вечном, совершенном мире. Что представляет собой зло, которое служит помехой?

Создания отличаются друг от друга лишь осознанием зла. Более развитое создание осознаёт большую степень зла и, соответственно, исторгает из себя зло в большей мере. Неразвитое же создание ощущает в себе малую степень зла и, соответственно, отталкивает от себя лишь малую его меру, оставляя внутри всю свою грязь, поскольку не способно его воспринять.

От уровня развития человека зависит, до какой степени он осознаёт зло. По мере осмысления человек естественным образом отказывается от него. В силу самой своей природы мы воздерживаемся и избегаем того, от чего нам становится плохо. Проблема лишь в том, как прояснить, что значит плохо. Далее всё происходит само собой в силу нашего эгоистического желания. Таким образом, я отказываюсь от зла в той мере, в какой вижу, что это зло.

 

Восприятие действительности

 

Чтобы не утомлять читателя, мы разъясним понятия «добро» и «зло» в общем смысле, как они описаны в статье «Дарование Торы» [93]. Отличительной чертой всякого зла является не что иное, как себялюбие, называемое эгоизмом. Он противоположен по свойствам Творцу, в котором нет желания получать для себя, а есть лишь желание отдавать.

Видя перед собой картину нашего мира, мы получаем информацию через пять органов чувств, которая впоследствии обрабатывается мозгом и воспринимается нами через желание получать с намерением ради себя. Человек живет в намерении, и вся доставляемая информация интерпретируется им по принципу извлечения максимальной выгоды при минимальных усилиях. Этот расчет и определяет картину нашего мира, то есть наши ощущения. Творец есть свойство чистой отдачи, а мы, творения, напротив, погружены в получение, в свойство, обратное Ему. Мы чувствуем, что противоположны исходящему от Него благу, и наше эгоистическое намерение является источником зла, поскольку добрую отдачу Творца оно рисует нам как злую. Человек воспринимает Его отдачу как тьму, поскольку свойство отдачи ненавистно и противоположно ему.

 

Наш эгоизм заставляет нас видеть в безграничной отдаче зло.  Обратив эгоизм в его противоположность – альтруизм, в свойство,  обращенное наружу,  мы будем воспринимать ту же самую отдачу Творца как благо и свет.  Не требуется менять ничего.  Необходима только констатация самого факта,  что эгоизм есть зло,  а альтруизм и отдача  добро.  Достаточно того,  чтобы совершилась перемена нашего внутреннего отношения,  перераспределились ценности  и мы сразу начнем существовать,  подобно Творцу,  в свойстве отдачи.  Такое состояние будет для нас вечной и совершенной жизнью без каких - либо ограничений,  потому что мы будем тождественны Ему.

 

Пока мы не захотим сделать это, наш эгоизм будет продолжать свое поступательное развитие. Как следствие этого процесса, состояние растущего антагонизма с Творцом и всё более сильное ощущение зла.

Сегодня такое положение дел привело к общемировому кризису. К человечеству постепенно приходит понимание, что именно его эгоизм разрушает жизнь на Земле, внутри каждой личности и во всем обществе. Осознание этого факта должно подвести людей к мысли о необходимости немедленного избавления от этого пагубного свойства. Проблема лишь в том, что, изучая себя и общество, человек не знает, как усмирить свой эгоизм.

Наш мир находится в плену эгоистической природы, под неуёмной и бесконтрольной властью желания получать. Мы, практически, являемся рабами своего себялюбия, которые, даже не желая этого, слепо подчиняются законам, диктуемым эгоизмом.

 

Рис.7.1. Восприятие человеком свойства отдачи относительно эгоизма.

 

Человек настолько озабочен самим собой, что совершенно не осознает, что находится во власти злой силы. Его положение можно уподобить состоянию ребенка или умственно отсталого человека, которого настроили работать на когото и думать при этом, что он делает это для себя. Мы не отдаем себе отчета, что находимся в абсолютной власти такой жестокой силы, как желание получать. Не случайно в каббале оно именуется «ангелом  смерти».

Когда человек перестает отождествлять себя с этой злой силой, он начинает ненавидеть ее. Такое состояние называется осознанием  зла. Наша задача состоит в том, чтобы правильно увидеть и определить свое состояние. Когда оно раскрывается человеку, он начинает искать способы выхода из-под власти своей эгоистической природы.

Здесь ему на помощь приходит каббала, целью которой является предоставление методики исправления эгоизма, обращение его в противоположное качество – свойство отдачи. Освоив ее, мы ощутим, что в свете заключено только добро. Об этом сказано в Писании: «И увидел, что свет – это хорошо» [94].

 

7.5. Степень осознания зла

Как разъяснялось в статье «Дарование Торы» [95], наслаждение и блаженство определяются степенью подобия Творцу по свойствам, а страдания и нетерпение – степенью отличия от Творца. Сообразно с этим, эгоизм нам отвратителен и невыносимо тягостен, поскольку противоположен Создателю.

Бааль Сулам высказывает здесь логичную мысль, только мы не совсем улавливаем ее. Все без исключения страдания, которые мы испытываем, вызваны тем, что наша природа противоположна природе Творца. Нам недостает лишь осознания причины собственных страданий. Причиной же как раз и является противоположность наших свойств свойствам Творца.

Однако отвратительность эгоизма неодинакова для каждой души, и мера ее различна в каждом из нас. Дикий и совершенно неразвитый человек не считает эгоизм плохим качеством, а потому открыто пользуется им, проявляя полную беззастенчивость и беспредел. На глазах у всех он грабит и убивает каждого, кто находится в его досягаемости.

Степень осознания зла зависит от индивидуума. Иное дело животное: оно отличается от человека тем, что никогда не вредит другим преднамеренно. Если животное набрасывается на свою жертву, то к этому его вынуждает инстинкт самосохранения или голод, а не желание, обусловленное свободным решением. В животных заложена программа «поедать других, чтобы удовлетворить свой голод». Как только голод удовлетворен, они перестают обращать внимание на окружающих.

 

В отличие от животных, человек неуемен в своих притязаниях и ради собственного блага готов поглотить весь мир, использовать все творения. Более того, он получает наслаждение от страданий других людей – качество, которого лишен животный уровень. Иными словами, человек обладает неограниченным эгоизмом.

 

Однако в отличие от животного человек способен к осознанию  зла  своей  природы – своего эгоизма. Одни могут сделать это в большей степени, другие – в меньшей и в мере готовности начинают скрывать его. Это не исправление: люди просто пытаются завуалировать эгоизм, спрятать за красивыми словами: «Спасибо», «извините», «прошу прощения». Им известно, что относиться к другим нужно так, чтобы иметь возможность использовать их с помощью наносной вежливости, «правильно» применив свое желание получать.

Например, ребенок вырывает чтото у тебя из рук. Он не сознаёт, что поступает плохо. Взрослый тоже может отнять, однако может и деликатно попросить или выманить, прибегнув к хитрости. Так или иначе, это не исправление, но всетаки осознание зла: человек уже понимает, что не может использовать эгоизм напрямую. Бааль Сулам говорит, что это свидетельствует об отличии развитого человека от дикаря.

Еще более развитый человек начинает сознавать, что эгоизм есть зло для него самого. Ему уже не нужно скрывать себялюбие, используя других для наполнения своего желания. Он в состоянии сопоставить свой эгоизм с целью, соотнести с законами Природы, альтруистическим свойством Творца. Тогда он видит, что его эгоистическая природа является злом. Это очень тонкий внутренний расчет, поэтому единственный путь развития, рекомендуемый каббалистами, – воспитание личным примером без принуждения. «Нет принуждения в духовном» [96]. В своем развитии мы должны постоянно подниматься по ступеням осознания зла. Человек сам решает, что для него плохо, и осмысленно устраняется от зла.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.