По  психологическому развитию старших дошкольников — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

По  психологическому развитию старших дошкольников

2019-08-03 136
По  психологическому развитию старших дошкольников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Пояснительная записка к рабочей программе

Структура занятий

В каждое занятие включены несколько заданий разных типов, которые на протяжении работы периодически повторяются в разном виде. Каждое занятие имеет небольшую вводную часть (приветствие), основную и заключительную части.

В начале занятия для создания у детей положительного эмоционального фона, хорошего настроения их просят улыбнуться и сказать друг другу добрые слова.

Задания для основной части подбираются с учетом их направленности на развитие познавательной сферы и с точки зрения удобства для коллективной работы. Чтобы у детей не снижался интерес к повторному выполнению заданий одного типа, можно разнообразить их внешнее оформление. Также используется принцип спирали, то есть возвращение к тому же заданию на более высоком уровне трудности.

 Задача заключительной части состоит в подведении итогов занятия, обсуждении результатов работы детей и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий. Важно, чтобы дети учились отвечать на вопрос, чем они занимались и чему научились.

 

Требования к проведению занятий

При проведении занятий необходимо, чтобы:

· каждый ребенок правильно понимал, что ему нужно делать,

· точно соблюдалось время предъявляемого тестового материала в тех заданиях, где это предусмотрено инструкцией,

· обязательно проводилось обсуждение ответов, причем по возможности с участием каждого ребенка,

· каждый ребенок качественно выполнял каждое из предложенных заданий. Допустимо отрабатывать одно и то же задание в течение нескольких занятий (или возвращаться к нему через некоторое время) для достижения наилучшего результата

· при индивидуальном выполнении детьми ряда заданий в рабочих тетрадях осуществляется контроль за правильностью их выполнения (педагогом, самим ребенком, поменяться тетрадями с соседом) для развития навыков контроля и самоконтроля

· каждый ребенок учился доводить начатое задание до конца. В связи с этим детям предлагается доделать дома то, что они не успели закончить на занятиях, например, докрасить рисунок, выполнить штриховку…

 

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ К КОНЦУ КУРСА:

Познавательная сфера.

Внимание:

- выполнять задание, не отвлекаясь около 20 минут.

- находить 10 отличий между предметами.

- выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу.

- копировать в точности узор или движение уметь находить одинаковые предметы.

Мышление:

- объединять предметы в группы по определенным признакам.

- выстраивать логический ряд из определенной группы фигур или предметов.

- выделять предмет в группах, не подходящий к общим признакам.

- уметь выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам.

- сравнивать предметы друг с другом, выявлять несоответствия между ними.

Память:

- уметь запоминать не менее 9-10 предложенных предметов или названных слов.

- рассказывать по памяти сказки.

- подробно рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки.

Мелкая моторика

- свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисования.

- изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием.

- штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры.

- ориентироваться в тетради в клетку.

Эмоционально-волевая сфера.

Развитие внутренней позиции школьника:

- подчинять свою деятельность заданной системе правил и контролировать себя.

- Повышение мотивационной готовности к обучению в школе

- развитие коммуникативных навыков.

 

Пояснительная записка к рабочей программе

по  психологическому развитию старших дошкольников

 «Готовимся к школе»

Быть готовым к школе-

Это не значит уметь читать, писать и считать,

Быть готовым к школе –

Это значит быть готовым всему этому научиться.

Л.А. Венгер

 

Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Готовимся к школе» Н.П. Локаловой и Д.П Локаловой.

Подготовка ребенка к обучению в школе – одна из важных задач предшкольного периода развития. На это в свое время указывали Я.А.Коменский и К.Д. Ушинский, об этом писали известные психологи Л.А. Венгер, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. Они советовали до начала школьного обучения готовить руку ребенка к письму, формировать у будущего первоклассника учебно-познавательную мотивацию, развивать речь, формировать умственные операции, с помощью которых он сможет в дальнейшем усваивать учебный материал. Проблема подготовки детей к обучению в школе приобрела особую актуальность в связи с модернизацией школьного образования. В настоящее время в силу ряда причин психологического, педагогического, биологического, социального характера резко увеличилось число детей старшего дошкольного возраста, психологически не готовых к обучению в школе: отдельные познавательные функции развиты средне и слабо, отмечается дефицит умственной и двигательной произвольности, неумение удерживать правило, снижение детской любознательности, неразвитость и бедность воображения. Впоследствии это может привести к возникновению учебных трудностей, в свою очередь, вызывающих у детей негативные изменения в мотивационно-эмоциональной и нравственной сферах, к появлению отрицательных характерологических особенностей. Психологическая готовность современных детей к школьному обучению не является естественным и закономерным результатом полноценного проживания ребенком дошкольного периода развития. Поэтому формирование психологической готовности к школьному обучению, в первую очередь развитие познавательной деятельности детей, которая является основой психического развития в целом, должно целенаправленно осуществляться в рамках специально организованной работы. Осуществляемый подход к познавательному развитию дошкольников базируется на представлении об «обогащении» психического развития детей (А.В. Запорожец) и не предполагает ни ускорения развития в целом, ни проскакивания его отдельных ступеней. Главная цель развития - раскрытие внутренних психологических ресурсов ребенка. речь идет о создании равных условий для развития в том смысле, что для всех детей создается одинаковая среда, обогащающая их психическое развитие и обеспечивающая развитие психических качеств и необходимых интеллектуальных умений. Уровень развития, которого ребенок сможет достичь в этих условиях, степень раскрытия его внутренних интеллектуальных возможностей определяются его собственным потенциалом, а он у всех разный. Важной задачей предшкольной подготовки является формирование у будущих школьников учебно-познавательной мотивации (желание учиться, интереса к приобретению знаний) и положительного отношения к школе и учению в целом. Эта задача решается в ходе занятий с дошкольниками.

Направленность и содержание психологических занятий со старшими дошкольниками определяется тем, что же должен уметь ребенок, приходящий учиться в школу? Среди родителей распространено ошибочное мнение, что уже до начала школьного обучения ребенок должен овладеть общеучебными умениями – научиться читать, писать и считать. Однако с точки зрения психологической науки наличие у ребенка этих умений однозначно не свидетельствует о его психологической готовности к школьному обучению. И в то же время само по себе отсутствие этих умений у начинающего школьника не характеризует его как психологически не готового к обучению (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер). Гораздо более важным и необходимым является наличие у ребенка «психологического фундамента», на котором будут формироваться навыки чтения, письма и счета и без которых освоение этих умений будет происходить неполноценно. Составляющими этого «фундамента», которые Д.Б. Эльконин назвал «психологическими предпосылками овладения учебной деятельностью», являются следующие умения:

· осуществлять звуковой анализ и синтез;

· анализировать и копировать образцы;

· понимать и правильно выполнять задания по словесному указанию взрослого;

· подчинять свою деятельность заданной системе правил и контролировать себя.

Для успешной учебы не менее важны: хорошее развитие мелкой моторики зрительно-двигательной координации; развитость мыслительной деятельности ребенка, нагрузка на которую с началом школьного обучения существенно возрастет. При разработке программы учитывались особенности младших школьников с трудностями в обучении. Такие дети, как правило, характеризуются низким уровнем развития слуховой и зрительной памяти, восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, мышления, внутреннего плана действий. Весьма существенное значение придается развитию эмоционально-чувственной сферы детей. А.В. Запорожец отмечал, что если упустить возможность развития этой сферы в дошкольном возрасте, то преодолеть недостатки позже будет трудно, а подчас и невозможно. Низкий уровень эмоционального развития в детстве может привести к формированию односторонности, чрезмерной ограниченности ума, к эмоциональной черствости, неспособности сочувствовать другим людям, устанавливать с ними дружеские взаимоотношения.

Таким образом, цель программы – совершенствование познавательной деятельности будущих школьников, формирование необходимых психологических умений и личностных качеств старшего дошкольника в период подготовки к регулярному обучению в школе.

Задачи программы:

· научить детей анализировать и обобщать результаты как чувственно воспринимаемых воздействий, так и обозначаемых словесно,

· развивать важные для школьного обучения базовые умения, лежащих в основе сложных навыков письма и чтения, таких как звукобуквенный анализ, зрительный анализ, пространственные отношения, психомоторное развитие, анализировать и копировать образцы, подчинять свои действия заданной системе требований.

В целях личностного (эмоционального, нравственного, этического) развития детей в программу включены беседы, посвященные вопросам дружбы, товарищеских отношений, любви к родителям, взаимопонимания.

 

Программа рассчитана на 8 месяцев работы (октябрь-май). Занятия проводятся в условиях образовательного учреждения 2 раза в неделю. Длительность занятий – 30-40 мин. Для большей эффективности занятия проводятся в группе из 8-10 человек.

Для проведения занятий необходимо помещение, где есть стол для каждого ребенка и пространство для подвижных игр.

Структура занятий

В каждое занятие включены несколько заданий разных типов, которые на протяжении работы периодически повторяются в разном виде. Каждое занятие имеет небольшую вводную часть (приветствие), основную и заключительную части.

В начале занятия для создания у детей положительного эмоционального фона, хорошего настроения их просят улыбнуться и сказать друг другу добрые слова.

Задания для основной части подбираются с учетом их направленности на развитие познавательной сферы и с точки зрения удобства для коллективной работы. Чтобы у детей не снижался интерес к повторному выполнению заданий одного типа, можно разнообразить их внешнее оформление. Также используется принцип спирали, то есть возвращение к тому же заданию на более высоком уровне трудности.

 Задача заключительной части состоит в подведении итогов занятия, обсуждении результатов работы детей и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий. Важно, чтобы дети учились отвечать на вопрос, чем они занимались и чему научились.

 

Требования к проведению занятий

При проведении занятий необходимо, чтобы:

· каждый ребенок правильно понимал, что ему нужно делать,

· точно соблюдалось время предъявляемого тестового материала в тех заданиях, где это предусмотрено инструкцией,

· обязательно проводилось обсуждение ответов, причем по возможности с участием каждого ребенка,

· каждый ребенок качественно выполнял каждое из предложенных заданий. Допустимо отрабатывать одно и то же задание в течение нескольких занятий (или возвращаться к нему через некоторое время) для достижения наилучшего результата

· при индивидуальном выполнении детьми ряда заданий в рабочих тетрадях осуществляется контроль за правильностью их выполнения (педагогом, самим ребенком, поменяться тетрадями с соседом) для развития навыков контроля и самоконтроля

· каждый ребенок учился доводить начатое задание до конца. В связи с этим детям предлагается доделать дома то, что они не успели закончить на занятиях, например, докрасить рисунок, выполнить штриховку…

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.