Тайны вечной книги. Каббалистический комментарий к Торе. Том 2 — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Тайны вечной книги. Каббалистический комментарий к Торе. Том 2

2019-08-03 139
Тайны вечной книги. Каббалистический комментарий к Торе. Том 2 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Михаэль Лайтман

«Тайны Вечной Книги». Каббалистический комментарий к Торе. Том 2

 

Знание, меняющее мир –

 

 

Издательский текст http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=8600662

«Тайны вечной книги. Том 2»: АСТ; М.; 2014

ISBN 978-5-17-087614-3

Аннотация

 

Когда снималась серия телепередач «Тайны Вечной Книги», мы, участвующие в съемках, все время ловили себя на мысли: «лишь бы не прекращалось это чудо»…

Чудо, когда ты получаешь ответы на все свои вопросы.

Когда, становится ясно, для чего живешь. Для чего создан весь этот мир…

Когда раскрывается тебе инструкция, четкая, предельно ясная, о том, как стать счастливым.

И вот сегодня мы рады представить вам книгу, которая включает в себя эти передачи.

То, что требуется от вас, – только «отпустить весла» и начать сплавляться по этой великой реке жизни, которая называется каббалистический комментарий к главам Торы.

Вы можете быть уверены, у вас надежный проводник. Он чувствует эту реку, как свою, она для него – родная. Это автор книги, Михаэль Лайтман.

 

Михаэль Семёнович Лайтман

Тайны вечной книги. Каббалистический комментарий к Торе. Том 2

 

© Лайтман М., 2014

© ООО «Издательство АСТ», 2014

 

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

 

© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

 

Вступление

 

Предисловие

 

Когда мы снимали серию телепередач «Тайны Вечной Книги», мы все время ловили себя на мысли: «лишь бы не прекращалось это чудо»…

Вот именно для того, чтобы сохранить это ощущение, мы и оставили все, как было.

Вот так, в виде свободной беседы все и происходило.

Мы получали ответы на сложнейшие вопросы.

Перед нами раскрывался волшебный мир Торы.

Точнее сказать, мы впускали ее в себя.

И открывалось нам, что это действительно инструкция, и действительно единственная в своем роде.

В книге все сохранено. И даже личные темы, которые вдруг возникали по ходу беседы, они тоже вошли в книгу.

Дорогие читатели, мы советуем вам, «отпустите весла» и начните сплавляться по этой великой реке жизни, которая называется каббалистический комментарий к главам Торы.

Читайте не торопясь, тогда вы почувствуете неповторимый вкус этой книги.

И захотите прочитать ее еще и еще раз.

У нас надежный проводник. Он чувствует эту реку, как свою, она для него – родная.

Профессор Лайтман раскрывает нам тайны Книги, в которой написано абсолютно все о каждом из нас.

О том, как нам жить.

Как быть счастливыми.

Двинемся же вслед за ним в это увлекательное путешествие!

 

Семен Винокур, автор и ведущий серии передач  

с Михаэлем Лайтманом «Тайны Вечной Книги»

 

 

Это не сборник историй

 

Мы берем в руки Тору и что в ней находим? – Сборник исторических повествований. Да, захватывающих, да, интересных. Тут же задаемся вопросом, как могло случиться, что эта книга историй пережила и, похоже, переживет все когда-либо написанное и изданное. Как случилось, что триллионы экземпляров Торы переиздают, раскупают, читают на протяжении веков, и этот процесс не останавливается? Эта книга стала основой многих философских учений. Она является неиссякаемым источником вдохновения для художников, музыкантов, поэтов. Она настолько универсальна, что её цитирует весь мир.

 

Глава

«И ОТКРЫЛСЯ»

 

На все четыре стороны

 

Мы начинаем следующую главу Торы «Ваера», в переводе c иврита – «И явил», или «И открылся». Открылся Аврааму. Но прежде, чем мы начнем ее обсуждение, я прочту, что написано в «Великом комментарии»:

 

АВРААМ РАЗБИЛ В БЕЭР-ШЕВЕ ПРЕКРАСНЫЙ ФРУКТОВЫЙ САД. В СОБСТВЕННОМ ШАТРЕ ОН УСТРОИЛ ЧЕТЫРЕ ВХОДА, КОТОРЫЕ ВСЕ ВРЕМЯ ДЕРЖАЛИСЬ ОТКРЫТЫМИ, ЧТОБЫ УТОМЛЕННЫЙ ПУТНИК, КУДА БЫ ОН НИ ШЕЛ, ВСЕГДА МОГ ВОЙТИ ВНУТРЬ И ОТДОХНУТЬ ПОСЛЕ ДОРОГИ, ПОЛУЧИВ КРОВ И ОБИЛЬНОЕ УГОЩЕНИЕ.

… ТАКИМ ОБРАЗОМ, АВРААМ, ПРОЯВЛЯЯ ГОСТЕПРИИМСТВО И УЧА ЕМУ ДРУГИХ, ПРИВЛЕК К СЛУЖЕНИЮ ТВОРЦУ ДЕСЯТКИ ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК.

ЕГО ЖЕНА САРА ТОЖЕ ПОСВЯТИЛА СЕБЯ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИСТИНЫ НА ЗЕМЛЕ: ОНА УЧИЛА ЖЕНЩИН.

 

Авраам разбил сад

 

Три посланца

 

Глава «И открылся».

 

/1/ И ОТКРЫЛСЯ ЕМУ ТВОРЕЦ В ЭЛОНЕЙ-МАМРЭ[2], А ОН СИДЕЛ У ДВЕРИ ШАТРА, КОГДА ЗНОЕН БЫЛ ДЕНЬ. /2/ И ПОДНЯЛ ОН ГЛАЗА СВОИ, И УВИДЕЛ: ВОТ ТРИ ЧЕЛОВЕКА СТОЯТ ВОЗЛЕ НЕГО. И, УВИДЕВ, ОН ПОБЕЖАЛ НАВСТРЕЧУ ИМ ОТ ДВЕРИ ШАТРА, И ПОКЛОНИЛСЯ ДО ЗЕМЛИ, /3/ И СКАЗАЛ: «ГОСПОДА МОИ! ЕСЛИ Я НАШЕЛ МИЛОСТЬ В ГЛАЗАХ ТВОИХ, НЕ ПРОЙДИ МИМО РАБА ТВОЕГО. /4/ ПУСТЬ ВЗЯТО БУДЕТ НЕМНОГО ВОДЫ, ОМОЙТЕ НОГИ ВАШИ И ОБЛОКОТИТЕСЬ ПОД ДЕРЕВОМ! /5/ А Я ВОЗЬМУ КУСОК ХЛЕБА, И ПОДКРЕПИТЕ СЕРДЦЕ ВАШЕ, ПОТОМ УЙДЕТЕ: РАЗ УЖ ВЫ ПРОХОДИЛИ БЛИЗ РАБА ВАШЕГО».

 

Пришли трое, а обращается он к одному: «В глазах твоих».

Высшее управление раскрывается человеку в трех линиях, так как человек состоит из трех свойств: левой линии – получения, правой линии – отдачи – и комбинации из них – средней линии, по которой он двигается и строит свою душу. Поэтому представление о высшем управлении приходит к человеку свыше в виде трех линий.

Итак, Авраам находится в своем шатре. Он уже создал свое основное свойство – милосердие. В нем проявляется высшая сила в виде трех линий, следовательно, он может начинать работу со следующим своим желанием – желанием получать.

Следует понимать, что с одним альтруизмом не продвинуться в духовном постижении. Сказано Творцом: «Я создал зло (эгоизм) и создал Тору – средство для его исправления». Поэтому наступает время усиленного развития эгоизма. Происходит соединение трех составляющих: развивающегося эгоизма, Торы (света) для его исправления и общей исправленной части – совместной комбинации эгоизма и Торы – средней линии. Авраам, уже достигший завершения своего основного свойства, получает методику дальнейшего развития.

 

И Сара рассмеялась

 

Три посланника пришли и предсказывают Аврааму продолжение его рода:

 

/9/ И СКАЗАЛИ ОНИ ЕМУ: «ГДЕ САРА, ЖЕНА ТВОЯ?». И ОН СКАЗАЛ: «ВОТ, В ШАТРЕ». /10/ И СКАЗАЛ ТОТ: «ВЕРНУСЬ Я К ТЕБЕ РОВНО ЧЕРЕЗ ГОД, И ОКАЖЕТСЯ СЫН У САРЫ, ЖЕНЫ ТВОЕЙ». А САРА СЛЫШИТ У ДВЕРИ ШАТРА, КОТОРАЯ ПОЗАДИ НЕГО. /11/ АВРААМ ЖЕ И САРА БЫЛИ СТАРЫ, ПРИШЕДШИЕ В ЛЕТА: ПЕРЕСТАЛО БЫТЬ У САРЫ ОБЫЧНОЕ У ЖЕНЩИН. /12/ И САРА РАССМЕЯЛАСЬ.

 

Авраам и Сара полностью, абсолютно исправили все свои желания (сосуды, «келим»). Их основные свойства полностью исправлены.

 

/12/ И САРА РАССМЕЯЛАСЬ ПРО СЕБЯ, СКАЗАВ: «ПОСЛЕ ТОГО, КАК СОСТАРИЛАСЬ Я, ОМОЛОДЕЮ? ДА И ГОСПОДИН МОЙ СТАР».

 

То есть: «Откуда нам взять новые желания на исправление?».

Милосердие – кардинально основное, природное свойство. Сара относится к нему как получающая часть. Авраам – как действующая, мужская. Работая в таком симбиозе, в такой связи друг с другом, они составляют общий сосуд. Это свойство в них уже реализовано, и у него просто не может быть никакого продолжения.

Возврата к прошлому тоже нет. Они прекрасно понимают, что общая душа – это приобретенное общее свойство, милосердие – первое, самое главное, «правая» сторона души. И поскольку оно абсолютно совершенно, то ничего другого быть не может, то есть оно не нуждается больше ни в чем.

Какое дополнительное зарождение может возникнуть из этого совершенного свойства? Ведь родить можно только из ощущения недостатка. В следующих моих состояниях, которых я смогу достичь, мне суждено родить – в муках, в проблемах, в страданиях родить нечто новое, нуждающееся в выходе и в исправлениях.

Там, где я нахожусь сейчас, я достиг абсолютно всего. И именно в этом состоянии вдруг происходит выяснение того, что предполагается прибавление. Возникновение вопроса: «Как же может быть такое?», – называется смехом.

Смех – это раскрытие доброго, хорошего, высшего состояния. Просто в данный момент я не могу отследить его естественным путем.

Случается, что иногда человеку неожиданно раскрываются глубины его будущих состояний. И тогда он смеется. Но это не тот смех, который нам известен в нашем мире: саркастический, злорадный, добрый, ужасный, плотоядный.

 

Господин мой стар

 

И вот у Авраама и Сары рождается сын, которого назовут Ицхак – «будет смеяться»… Рождение – это новое состояние?

В духовной работе рождением называется возможность исправить и присоединить к себе новые, вновь возбудившиеся, всевозможные неисправленные желания.

На основании этого я продвигаюсь вперед. Если нового неисправленного желания у меня не обнаруживается, то я не рожаю.

 

Вы говорили, что Сара и Авраам полностью «отработали» ступень милосердия: у Сары закончились «обновления», а Авраам абсолютно самодостаточен в своем свойстве. Поэтому Сара смеется относительно себя и также добавляет: «И господин мой стар».

Да. И они не представляют, как продвигаться дальше.

Языком сфирот можно объяснить, что девять первых сфирот ничего не могут дать, если десятая сфирамалхут – не обнаруживает в себе никаких дополнительных желаний, которые можно было бы исправить высшим светом, присоединить к общему кли. И та, и другая часть души, и девять первых сфирот, обнаруживающих свойство милосердия Творца, полностью уподобились Творцу. В чем? В десятой части. И ничего не могут родить.

Свойства Авраам и Сара (в человеке) – ничего рождать не могут. Самому свойству милосердия ничего дополнительного не надо, оно способно только отдавать тому, кто просит. Самому рождать, самому что-то делать, самому что-то изменять?! Ему нечего в себе изменять! Это свойство не работает с эгоизмом вглубь, оно не обнаруживает в себе эгоизм.

 

Женском и мужском?

Да. В мужской и женской части идут процессы рождения, становления, затем старения, умирания. В душе это все происходит, как отработка части ступени и затем – переход на следующую ступень.

Только в духовном мире ничего не умирает, не исчезает и не распадается. Каждая нижняя ступень присоединяется к следующей. Поэтому они называются «гильгулим» – «кругообороты». Все накапливается, аккумулируется и поднимается вверх – одна жизнь над другой, одна ступень над другой.

В нашем мире так не происходит, потому что эгоизм сам по себе не вечен. Отрабатывая себя, он умирает. Но от него остается информационная часть, которая в следующей нашей жизни проявляется в нас как еще более сильный эгоизм, создающий еще большие запросы. В результате рождаются более развитые люди.

Женская часть души в нашем мире связана с фазами луны (луна – лаванануква). Поэтому в женской части тел существует особый женский цикл – физиологически явная, материальная процедура.

 

Без каких-либо сдвигов?

Если женский организм здоров, он действует в соответствии с лунными циклами. Мужской организм действует по солнцу. Если они хотят правильно взаимодействовать между собой, то между ними должна быть земля, которая заслоняет луну от солнца и создает соответствующие фазы.

Что здесь происходит? Женская суть (получающая часть) заключается в том, чтобы принимать желания от других душ и, включая их в себя, рожать. Цикличность происходит именно тогда, когда появляются первые 10 сфирот в первой части, затем вторые 10 сфирот и третьи 10 сфирот – так называемые, 30 дней.

 

Лунный цикл – женский цикл

 

Фазы луны имеют свою цикличность: не 30 дней, а двадцать восемь с половиной. По нашим механическим часам мы неправильно отсчитываем время. Дни отсчитываются по двенадцать астрономических часов. Тогда получается совсем другое деление дня и ночи и луной фазы, то есть месяца.

Когда женская часть души получает возможность соединиться с другими душами, адаптировать их в себе и породить нечто новое в союзе с ними, тогда это называется – начало цикла.

 

Период соединения?

Согласно природе, на соединение дается три дня, что соответствует трем линиям.

Итак, существует женский цикл (менструация и овуляция), когда женщина ждет мужскую часть. Но и у мужчины существует свой цикл.

 

Для созревания?

Да. И после созревания есть еще три дня на то, чтобы двум желаниям в трех линиях (правая, левая, средняя) правильно соединиться между собой. Затем идет развитие семени. После соединения мужской и женской части желания даются еще три дня на прикрепление семени к матке. Поднимается желание с низшего уровня и прикрепляется в верхнем уровне бины, где оно должно пройти свое развитие.

 

Это называется зачатием?

Да. Затем происходит первая фаза развития плода, которая длится сорок дней. Это поднятие малхут (Сары – женского желания души) к высшей матери, к бине – от малхут до бины.

 

Энергоемкий акт соития

 

Сложная «игра»

 

Далее сказано:

 

/13/ И СКАЗАЛ ТВОРЕЦ АВРААМУ: «ОТЧЕГО СМЕЯЛАСЬ САРА, СКАЗАВ: ВОИСТИНУ ЛИ РОЖУ? ВЕДЬ Я СОСТАРИЛАСЬ. /14/ ЕСТЬ ЛИ ЧТО-ЛИБО НЕДОСТИЖИМОЕ ДЛЯ ТВОРЦА? В НАЗНАЧЕННЫЙ СРОК ВЕРНУСЬ Я К ТЕБЕ, РОВНО ЧЕРЕЗ ГОД – И У САРЫ СЫН». /15/ САРА ЖЕ ОТРЕКЛАСЬ, ГОВОРЯ: «НЕ СМЕЯЛАСЬ Я», ИБО ОНА БОЯЛАСЬ. НО ОН СКАЗАЛ: «НЕТ, СМЕЯЛАСЬ ТЫ».

 

Такое недоверие – это игра?

Это очень сложная игра. Я бы ограничился таким объяснением: есть два противоположных свойства, причем такие противоположные, которые не соприкасаются, не сближаются ни в чем: первое – это Авраам с Сарой и второе – то, что сейчас должно из них родиться.

Свойство Ицхак наиболее противоположно свойству родителей: больше – просто не придумаешь. Как из плюса может родиться минус или из минуса плюс? Я, вроде бы, в себе не обнаруживаю ничего противоположного, и вдруг из меня рождается что-то абсолютно противоположное. Как это может быть?!

Как мы говорили, смех (ивр., «цхок») построен на неожиданности события, противоположного тому, чего мы ожидаем: «Как из меня может такое появиться?».

Высшая сила говорит человеку, находящемуся в состоянии абсолютного милосердия, абсолютной доброты: «Из тебя родится абсолютная потребность получения, эгоизм, зло, жуткие состояния. То, что ты сейчас ощущаешь как радость, как сострадание, как любовь к другим, ты начнешь ощущать в себе как полностью противоположное». Это невозможно представить. Высшая же сила говорит: «Это то, что из тебя родится».

Свойство Ицхак – в правильном, хорошем виде – является святой частью отдачи, ее левой линией. Здесь первый раз в мироздании происходит потрясающее событие – в душе проявляется хоть и построенное на эгоизме, но свое, собственное желание отдавать.

Мы говорим о формах, которые нисходят свыше к сегодняшнему нашему состоянию – от совершенства к несовершенству.

Ицхак является следующим после Авраама свойством. С одной стороны, это свойство более грубое, чем Авраам; а с другой стороны, оно более высокое, поскольку исправленное, – следующая его ступень.

 

Новые формы эгоизма

 

Это говорит о том, что мы не можем воспринять ничего выходящего за рамки нашей природы. Находясь в каком-то определенном качестве, свойстве, я не представляю, что существует еще что-то противоположное. Нам и в самих себе трудно принять перепады нашего состояния из одного в другое. Как я могу вчера любить, а сегодня ненавидеть, вчера прощать, а сегодня гневаться? До окончания исправления, пока все эти свойства не соединятся в нас в одно единое свойство, мы не сможем понять ни себя, ни других.

 

Был хорошим, а стал плохим.

Это необходимая болезнь роста. Сказано в каббале: «Чем больше человек, тем больше проявляются его свойства», – свойства зла и добра. Эгоизм больше – значит, и его различные проявления намного острее. Каббалист – человек нелегкий.

 

Законы Сдома

 

Мы приблизились к новой теме в главе, которая называется «Сдом» [10]. Видимо, не случайно она возникает именно перед рождением Ицхака.

 

Написано в «Великом комментарии»:

 

ЧТО БЫЛО ПРИЧИНОЙ РАЗВРАЩЕНИЯ ЖИТЕЛЕЙ СДОМА? ДЕЛО В ТОМ, ЧТО ПО ТЕМ ВРЕМЕНАМ ОНИ СЧИТАЛИСЬ САМЫМИ БОГАТЫМИ ЛЮДЬМИ В МИРЕ, ТАК КАК ПОЧВА В ТОМ КРАЮ СЛАВИЛАСЬ НЕОБЫЧАЙНЫМ ПЛОДОРОДИЕМ. КРОМЕ ТОГО, ТАМ БЫЛИ ПРИРОДНЫЕ ЗАПАСЫ ЗОЛОТА, СЕРЕБРА, ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ. КОГДА САДОМИТ ПОСЫЛАЛ СЛУГУ В ОГОРОД ВЫДЕРНУТЬ КАКОЙ-НИБУДЬ ОВОЩ, ТО ОБЫЧНО НАХОДИЛ ПОД ЭТИМ ОВОЩЕМ ЗОЛОТО. ОДНАКО СЛЕДСТВИЕМ ИЗБЫТКА, КОТОРЫМ НАСЛАЖДАЛИСЬ ЖИТЕЛИ СДОМА, БЫЛА НЕ ВОЗРОСШАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ ТВОРЦУ, А СОВСЕМ ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ: ОНИ СТАЛИ УПОВАТЬ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО НА СВОЕ БОГАТСТВО, ОТРЕКШИСЬ ОТ ПРАВЛЕНИЯ ТВОРЦА.

 

Совершенное и изъяны

 

Можно ли вообще говорить о «вечном»? Если это вечное, то оно совершенное, бесконечное. А о нем мы не можем говорить.

Мы должны понимать, что если говорим о чем-то, то уже вносим какие-то изъяны.

 

Философия Сдома

 

В главе «Иди…» мы уже говорили о Лоте, о том, что его спас Авраам. Рассказывается, как те же силы, что помогают Аврааму продвигаться, собираются уничтожить город Сдом, в котором живет Лот. И снова Авраам вступается.

Равный Творцу?

Да. В природе мы его не видим. Равный Творцу – это тот, кто начинает относиться ко всем остальным с позиций, совершенно противоположных животному уровню: не «мое – мое, твое – твое», а «все мое – твое».

Это уровень, которого, во-первых, мы не можем достичь. Второе, мы не видим ему никакого примера в окружающем нас мире. Мы не в состоянии научиться этому. Мы не знаем, как прийти к такому уровню.

Но именно этот уровень и называется уровнем Авраама, уровнем праведников. Этот уровень называется «человек», потому что свойство отдачи, свойство любви и есть свойство Творца.

Авраам как бы говорит: «Может быть, из этого состояния может вырасти уровень “человек”?». Творец ему отвечает: «Ну, попробуй!».

 

/26/ И СКАЗАЛ ТВОРЕЦ: «ЕСЛИ НАЙДУ В СДОМЕ ПЯТЬДЕСЯТ ПРАВЕДНЫХ ВНУТРИ ГОРОДА, ТО ПРОЩУ ВСЕМУ МЕСТУ РАДИ НИХ».

 

Почему?

Это, в принципе, развитие одного и того же желания. Все развивается от Адама. Человек в своем начальном состоянии – это Адам. Точка, которая начинает обнаруживать в себе зачаток эгоистического желания, – это его жена, которая от него отделяется, и его дети, которые появляются у них. Это постепенное развитие: он себя начинает осознавать, понимать.

Затем – вавилонская цивилизация: человек уже ощущает себя состоящим из многих различных свойств, качеств, взаимосвязанных между собой. Видит, что может или не может что-то делать с собой.

Далее появляется в человеке свойство «Авраам», из которого постепенно развивается следующее свойство – «Ицхак». Отсортировываются, отбрасываются свойства, которые не могут вести к Творцу, которые временно он не может использовать. Это «Ишмаэль», это «Эсав»[12] и так далее.

В Торе рассказывается о развитии человека вплоть до его подобия Творцу.

 

Конец?

Ты должен выйти из этого города – из этого состояния, оставить его. Это состояние я погублю. Я помогу тебе расстаться с этими желаниями, из которых ничего не может вырасти, я их просто временно уничтожаю.

Потом, в конце пути, мы их оживим, ты их снова возьмешь к себе, когда будешь уже большим – не маленьким Авраамом, а с огромными силами. Тогда снова в тебе возникнут возможности взять этот Вавилон. Как сегодня в мире возникает то же самое состояние – состояние взаимозависимости.

 

Следователи в Сдоме

 

Продолжим историю Лота.

 

Пришли убивать?

Да. А что же делать?

 

Перенеси меня через стену?

 

Продолжим наше чтение.

 

/9/ НО ОНИ СКАЗАЛИ (Лоту): «ПОЙДИ ПРОЧЬ!» И ЕЩЕ СКАЗАЛИ: «ЭТОТ ПРОЖИВАТЬ ПРИШЕЛ, А СУДИТЬ НАЧАЛ! ТЕПЕРЬ МЫ ХУЖЕ ПОСТУПИМ С ТОБОЮ, НЕЖЕЛИ С НИМИ». И НАСТУПИЛИ ОНИ…

Вместо того чтобы быть, как они, Лот начинает их судить: «Мы должны быть другими!». Эти желания человека не согласны идти вперед. Мне хорошо так: дом, семья, банки, больничные кассы, пенсия, отпуск, – все, что есть. Зачем мне расти куда-то? Мы должны существовать в рамках этого мира. Мы не должны позволять себе устремления выше и нереальные позывы; не давать свободу, не давать возможность расти. Потому что они неправильны.

 

Российский народ?

Да. Поэтому-то мы так долго среди него и были. И в наше время, сегодня, этот народ проходит такое состояние, как жена Лота, которая оглядывается на свое прошлое и тоскует по нему.

 

То есть это не проклятье? Люди там говорят: «Почему над нами проводят эти опыты?». Значит, все наоборот. Выбирается народ, очень сильно расположенный к духовному развитию? И поэтому над ним все это проводится?

Да.

 

Может быть возвращение?

 

Продолжим наше чтение.

 

И НАСТУПИЛИ ОНИ ЧРЕЗВЫЧАЙНО НА ЭТОГО ЧЕЛОВЕКА, НА ЛОТА, И ПОДОШЛИ ЛОМАТЬ ДВЕРЬ. /10/ НО ЛЮДИ ЭТИ (посланники, силы Творца) ПРОСТЕРЛИ РУКИ СВОИ И ВВЕЛИ ЛОТА К СЕБЕ В ДОМ, А ДВЕРЬ ЗАПЕРЛИ. /11/ А ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ У ВХОДА В ДОМ, ПОРАЗИЛИ СЛЕПОТОЮ, ОТ ОТРОКА ДО СТАРЦА, ТАК ЧТО ОНИ ОТЧАЯЛИСЬ НАЙТИ ВХОД (в дом).

 

Он говорит: «Я слеп».

Да, да. Но эта слепота ему на пользу.

 

/12/ И СКАЗАЛИ ЛЮДИ ЭТИ ЛОТУ: «ЕЩЕ КТО У ТЕБЯ ЗДЕСЬ? ЗЯТЯ, СЫНОВ И ДОЧЕРЕЙ ТВОИХ – ВСЕ, ЧТО У ТЕБЯ В ГОРОДЕ, ВЫВЕДИ ИЗ ЭТОГО МЕСТА. /13/ ИБО МЫ УНИЧТОЖАЕМ МЕСТО ЭТО, ПОТОМУ ЧТО ВЕЛИК ВОПЛЬ ИХ ПЕРЕД ТВОРЦОМ, И ПОСЛАЛ НАС ТВОРЕЦ УНИЧТОЖИТЬ ЕГО».

 

То есть пришло решение. Следователи – две силы…

Два посланца Творца – два основных свойства человека, правое и левое, «хэсэд» и «гвура»: одно – милосердие, другое – сила, которая ведет вперед.

Лот должен выйти с этого уровня на следующую ступень. Потому эта ступень отпадает, отстреливается от него, и Лот идет вперед. Все его домочадцы, те, которые имеют отношение к свойству Авраам, имеют право на дальнейшее развитие, хотя бы частичное. Насколько мы можем исправить каждое свойство на нашем духовном пути и приподняться над ним, настолько мы должны его использовать.

 

Как музыкант читает ноты

 

Прежде чем продолжить главу, я бы просил Вас прояснить один вопрос. Дело в том, что в интернете проявилась бурная реакция людей на утренний урок по Книге Зоар. Вы, рав Лайтман, на утренних уроках читаете Книгу Зоар, в которой раскрыт внутренний смысл Торы. Я понимаю, что Книга Зоар – это комментарий следующих за Моше каббалистов: рабби Акивы и его ученика рабби Шимона Бар Йохая.

Аппарат, управляющий нами

 

Книга Зоар и предназначена служить адаптером между твоими представлениями об этом мире и тем, что тебе предстоит постичь. Что должно быть тобой понято, рассказано, увидено, прочувствовано, раскрыто. Это тот адаптер, который должен ввести тебя в новый мир.

Но этот новый мир ты еще не можешь ощущать, потому что для этого у тебя нет никаких органов восприятия, нет нужного чувства.

Что же осуществляет вся эта система, которая называется Тора, включая Книгу Зоар? Она вовлекает в свою орбиту тебя, не знающего и не понимающего, что ты из себя представляешь…

 

Подъем в гору

 

Лота ведут в горы сомнения?

Да, бесконечные сомнения и постоянно возникающий в человеке эгоизм, который тянет его назад. Он над ним возвышается и, таким образом, поднимается. «Гора» – это эгоистическое желание, над которым мы поднимаемся, превращая намерение получать в намерение отдавать.

 

Значит, из покоя города Сдом, где все было, как Вы говорили, по закону, мы выходим к сомнениям, Верно. И местность там так же устроена. Это же Мертвое море – самое низкое место.

Самое устойчивое, соленое состояние: ничего не растет, нет никаких изменений. И оттуда надо начинать подниматься куда-то в район Иерусалима. Не так далеко, это – 10–20 километров. И «нельзя оглядываться».

 

Не быть женой Лота

 

Это слабая ступень?

Это серьезная сила. Но нуждается в дополнении.

Дальнейшее развитие этой силы приводит ее к свойству Ицхак. Это тот же Авраам, только на своей следующей эгоистической ступени развития, когда эгоизм его развился, подрос и стал более многогранным.

 

Перевернутый мир, да?

Да. А вот характерный ответ более старшего поколения:

– Все нормально, дети с нами живут.

– Почему?

– А им уже к 40, они уже вернулись обратно.

Вот таким непонятным стал наш мир. Я был недавно в Риме на конгрессе, в нашей итальянской группе (это – прекрасная группа). Они считают, что просто эпидемия какая-то: в 15–17 лет дети уходят из дому и живут одни. Затем женятся, рожают детей и… возвращаются к маме! И мужчины, и женщины – к маме. Все возвращаются обратно к 40 годам. Вот такая интересная тенденция (и не только в Италии).

 

Это как бы два народа?

Да. Для того чтобы стать подобными Творцу, нам надо максимально развить и соединить в общей гармонии те желания, которые свет создал своим отпечатком, своим отображением.

В течение тысячелетий рост, как человеческого общества, так и рост души внутри каждого из нас, подобен росту человеческого зародыша в утробе матери, когда растут различные органы, противоположные друг другу.

Все построено на противоположности: органы поглощают или уничтожают, вбирают в себя или выталкивают из себя. Процесс роста всегда состоит из различных этапов: впитывания, поглощения, выделения. Вся жизнь построена на двух противоположных свойствах получения и отдачи. Существует бесконечное количество их всевозможных, разнообразных комбинаций между собой. Они постоянно создают различные клетки и органы, взаимодействуют между собой, формируют новые события.

Поэтому, чтобы достичь общего подобия Творцу, слияния с Ним (уровня АДАМ, к которому мы должны прийти), нам необходимо полностью развить в себе все свойства, которые свет изначально создал в нас.

Творец оставил свой отпечаток в материале – в желании получать. Если в этом желании возникает свойство, которое называется Авраам, Ицхак, Яаков, Ишмаэль, Эсав, Моав, Амон, фараон, Аман – неважно кто, то ему надо дать максимальное развитие.

 

И все признают это?

Я не спрашиваю их о признании и понимании, потому что это не имеет никакого значения.

 

Множественная реальность

 

Главное для вас – раскрывая каббалу, показать внутреннюю подкладку этих «историй», описанных в Торе. Но это нелегко – ведь каждое слово несет много смысловых нагрузок. А сочетания слов! Кажется, этому нет конца.

Да. Эта Книга – бесконечная.

 

Из ничего?

Желание насладиться является Его отпечатком.

 

Вопрос был о том, как мы, такие маленькие, можем «двигать миры»? Вы сказали: «Когда младенец издаст лишь писк – к нему тут же бежит мама и дает еду. Когда приходит десятилетний ребенок и просит поесть – мама отвечает: “Иди на кухню, я тебе все приготовила”».

Наш писк – он самый сильный.

 

Учитель выбирает ученика?

 

Вы задавали вопросы? Требовали от него ответа?

Нет. Дело в том, что есть времена, когда ученик не понимает вопроса или в нем нет вопроса, в нем нет требования. Это постепенный процесс.

 

Что это такое?

 

«Пэ эль пэ» – в единении духом

 

Это когда ученик подстраивается под учителя во всем.

 

Почему Вы так в этом уверены? РАБАШ ведь тоже начал с того, что стал писать статьи для создания группы. Через какое-то время он почувствовал, что не удастся создать такую группу и перешел на индивидуальное общение с Вами – его учеником.

Занятия со мной были еще до группы. Я пришел к нему за несколько лет до того, как привел остальных учеников.

 

Еще такой вопрос. Вдова РАБАШа Фейга в беседе со мной высказала такое мнение: «РАБАШ, который хотел передать самое нужное – внутреннюю часть каббалы – искал человека, подходящего для этого и «притянул» Вас, готового получить и отдать».

Да.

 

Это была революция?

 

Вдруг Вы приходите и приводите еще 30 молодых людей – и тут начинается… революция.

По моей просьбе РАБАШ стал печатать еженедельные статьи. Хотя и раньше он писал пояснения – в плане внутренней работы – к Зоар и другим источникам каббалы.

 

Почему он согласился?

Потому что я привел учеников. Он говорит: «Ну, а теперь преподавай. Раз в неделю собирайтесь, – расскажи им, как надо организовываться вместе».

Я говорю: «А я не знаю ни одного слова. Что значит – “организовываться вместе”? Я разве этому обучался? Я не знаю. Мы с тобой вместе ездим в парк, разговариваем. Я знаю личную духовную работу, то, что я прошел, или то, что я немножко слышал теоретически дальше. Но как организовывать духовную группу, как у рабби Шимона, из десяти человек?»…

Я говорю: «Рав, мне нужны тезисы. И я буду говорить по готовому». Дал ему обертку из-под пачки сигарет, эту фольгу алюминиевую, на обратной стороне она белая. Подложил под нее книжку (всегда я ходил с чем-то, что хотел у него спросить). И все. И он написал заметки к первой статье о группе: «Мы собрались здесь для того, чтобы заложить основу для нашего нового общества, которое будет двигаться к Творцу по системе Бааль Сулама… – и не оставаться на уровне животного, а подняться до уровня человек».

Собрались ребята. Я зачитал то, что было записано – прямо с этой обертки. Рассказал то, что можно было еще дополнить. Они поговорили между собой, я – с ними, и так далее. Вот, в общем, и все.

Что дальше? Через неделю снова надо собираться. Я снова спрашиваю: «Ну, а о чем на этой неделе я буду с ними говорить?» РАБАШ отвечает: «Надо подумать». И снова написал на листочке. Так и пошло.

Потом дальше. Что писать от руки, на листочке? Я говорю: «Мы купим машинку». Начали искать печатную машинку. Пока нашли… Тогда уже переходили на электрические машинки. Он не мог с ними. Сначала – такую, потом – другую. В общем, ничего, приспособился, стирал сам ошибки. И начали складываться статьи: по пять-восемь страниц, а некоторые до 12–18.

Каждую статью я брал утром в четверг, шел ее размножать. Копировал 40–50 экземпляров. Раздавали эти листочки вечером.

И на еженедельных собраниях мы уже читали статью.

 

Собрался пятитомник?

Да. «Китвей РАБАШ» – «Написанное РАБАШем». Записки РАБАШа.

Кроме того, у меня есть еще много других записей РАБАШа, из них собираются книги, «Шамати», например. Это то, что он слышал от отца. Есть еще всевозможные наброски, отдельные заготовки статей и так далее.

 

До этого РАБАШ писал мало?

Были письма. Всякие заметки. Много писал на полях книг – Зоара и ТЭС.

 

Революция?

Да, это была революция. «Это я расскажу что-то, что будет записано моим голосом?! То, что ты пишешь, – это я сказал – не сказал: это ты записал. А моим голосом чтобы было записано?! Чтобы ты потом… Не знаю: куда это может деться и кто как этим воспользуется!».

 

РАБАШ ушел

 

РАБАШ ушел. И я помню, как он умер у меня на руках в больнице. Никого из родных и учеников не было – только я один рядом с ним. Была пятница… Я позвал врачей, они пытались реанимировать его. Он умер, а я позвонил, плача, сообщить всем, что у нас нет уже нашего Учителя.

В тот же день были похороны, часов в 11 утра. Поехали в Иерусалим… Это все я помню как во сне. Много людей, телеграммы от видных раввинов. Потом были статьи в религиозных газетах.

И я все-таки подумал тогда, что мне нельзя так вот просто отрываться. Хотя я предполагал, что должен буду это сделать. Но я думал: «Нет, надо как-то реорганизоваться все-таки в той же системе, в том же обществе. Ведь все говорится об окружении, все говорится о группе – надо что-то делать». И я пытался. В итоге получил отторжение от них, они – от меня. И все раскололось на много частей.

Есть группа, которая осталась в Бней-Браке, занимается в синагоге. Есть еще малые группы по всей стране. Все люди разбросаны…

Но я считаю: наверное, как должно было произойти, так и произошло.

 

У меня вопрос: оказывается, Тора, Пятикнижие, была написана без делений на слова – все буквы вместе, как одно слово. Затем записали Тору квадратным шрифтом и разделили на отрезки. Но чем дальше удалялись от времени Моше, тем мельче рубили начальный текст на большое количество отрезков – глав.

И приписывали к ним всякие комментарии.

 

Очистим?

Да. И поэтому Авраам удаляет эти свойства.

В принципе, Агарь – свойство хорошее, но слишком правое, оно означает абсолютно полное отдаление от устремления вперед. Это и есть пустыня, это – сын пустыни, это – сидение на одном месте в шатрах, не продвигаясь, не развиваясь.

 

Застывшее правое состояние?

Да. Как и застывшее левое.

 

Оба фанатичны и поэтому называются шелуха (« клипа »), которая необходима вначале, но затем начинает ограничивать рост.

Каждый из них не может продвигаться, ибо не соединяются одно с другим. Это проявляется как антагонизм между свойством арабским, идущим от Ишмаэля, и свойством европейским – от Эсава.

Они – два противоположных свойства. И эти свойства несовместимы, хотя кажется, что где-то они приходят в соприкосновение.

 

Средняя линия – путь к миру

 

Становится «выше звезд»?

 

Ответственность?

Да, ответственность. И по мере того, как они возбуждаются и приходят в каббалу, я принимаю их с любовью и с ощущением абсолютной связи. Даже более того. Потому что, чем из большего «далека» приходит человек, тем ближе ты его должен принять. У меня к народам мира, к тем, которые возбуждается к исправлению, существуют огромные теплые чувства.

И, наоборот, к народу Израиля – не настолько, потому что в них уже есть зачаток, есть как бы основа для этого возбуждения. А из народов мира особая воля Творца делает такие личности…

 

Продолжим дальше.

И снова – посланники Творца

 

И ПОСТРОИЛ ТАМ АВРААМ ЖЕРТВЕННИК, И РАЗЛОЖИЛ ДРОВА, И СВЯЗАЛ ИЦХАКА, СЫНА СВОЕГО, И ПОЛОЖИЛ ЕГО НА ЖЕРТВЕННИК, ПОВЕРХ ДРОВ. /10/ И ПРОСТЕР АВРААМ РУКУ СВОЮ, И ВЗЯЛ НОЖ, ЧТОБЫ ЗАРЕЗАТЬ СЫНА СВОЕГО. /11/ НО ПОСЛАНИК ТВОРЦА ВОЗЗВАЛ К НЕМУ С НЕБА И СКАЗАЛ: «АВРААМ! АВРААМ!». И ОН СКАЗАЛ: «ВОТ Я!». /12/ И СКАЗАЛ ТОТ: «НЕ ЗАНОСИ РУКИ ТВОЕЙ НА ОТРОКА И НЕ ДЕЛАЙ ЕМУ НИЧЕГО; ИБО УЗНАЛ УЖЕ Я ТЕПЕРЬ, ЧТО ТЫ БОИШЬСЯ ВСЕСИЛЬНОГО, КОГДА ТЫ НЕ ЩАДИЛ ТВОЕГО СЫНА, ТВОЕГО ЕДИНСТВЕННОГО, РАДИ МЕНЯ».

 

Здесь снова говорится о внутренних свойствах человека. Когда свойство Авраам действительно желает развиваться, человек осознает, что с этим свойством невозможно оставаться. Он должен развиваться в соединении со свойством строгости, суда, силы, ограничения, которое есть у левой линии – у Ицхака. Но каким образом это сделать?

Зоар много пишет об этом. Вся сцена жертвоприношения говорит о том, каким образом человек должен сопоставить в себе правую и левую линии, чтобы продвигаться дальше.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.236 с.