Логопедическое сопровождение лиц с нарушениями опорно – двигательного аппарата — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Логопедическое сопровождение лиц с нарушениями опорно – двигательного аппарата

2019-08-03 216
Логопедическое сопровождение лиц с нарушениями опорно – двигательного аппарата 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО – ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

 

Направление: 44.03.03

Специальное (дефектологическое) образование

 

Уровень образования: магистратура

Направленность (профиль):

 Психолого – педагогическое сопровождение

лиц с  нарушениями речи

 


 

 


 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 4

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 7

3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 17

4. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 19

5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ... 24

6. ПЕРЕЧЕНЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.. 25

7. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ... 25

8. ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ... 26

ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ.. 27


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы.

В процессе профессиональной подготовки будущих магистров в области психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушениями речи в системе образования, социальной сферы и здравоохранения важное значение в глубоком понимании структуры речевого дефекта, с одной стороны, и осознании специфики комплексного сопровождения лиц с различными вариантами нарушениями речевой деятельности, с другой, принадлежит курсу «Логопедическое сопровождение лиц с нарушениями опорно – двигательного аппарата».

Дисциплина «Логопедическое сопровождение лиц с нарушениями опорно – двигательного аппарата» относится к факультативам. Код данной учебной дисциплины в учебном плане ФТД.3.

Очная форма обучения

Трудоемкость дисциплины составляет 1 з.е. (36 часов). Из них 16 часов – аудиторная нагрузка (6 часов – лекционные занятия, 10 часов – практических занятий), 20 часов отводится для самостоятельной работы студентов.

Дисциплина изучается в течение второго курса магистратуры, четвертого семестра. При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений студентов. Курс завершается зачётом в четвертом семестре.

Заочная форма обучения

На заочной форме обучения имеет трудоемкость 1 з.е. (36 часов). Из них 4 часа – аудиторная нагрузка (2 часа – лекционные занятия, 2 часа – практических занятий), 28 часов отводится для самостоятельной работы студентов. Дисциплина изучается в течение четвертого семестра второго курса магистратуры. При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений студентов. Курс завершается зачётом в четвертом семестре.

 

 

1.2. Необходимые для дисциплины знания, умения и навыки, сформированные в других дисциплинах образовательной программы

Курс «Логопедическое сопровождение лиц с нарушениями опорно – двигательного аппарата» тесно связан с дисциплинами «Психолого-педагогическое сопровождение лиц раннего возраста с отклонениями в овладении речью», «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с дизартрией», «Проектирование коррекционных технологий в логопедической практике», являющимися взаимосвязанными и взаимодополняющими в процессе изучения особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья и спецификой оказания им коррекционной помощи. Для освоения дисциплины студентам необходимы знания теоретических основ анатомии, физиологии и психологии человека, основных закономерностей развития ребенка, представления о деятельности сенсорных систем; умения структурировать, обобщать, систематизировать изучаемый материал, использовать имеющиеся социогуманитарные, естественнонаучные знания в осмыслении ключевых понятий психологии лиц с нарушениями опорно – двигательного аппарата. Студентам необходимы навыки написания конспектов лекций, работы с литературными источниками, составления мультимедийных презентаций, составления таблиц, разработки методических материалов.

1.3. Необходимость изучения дисциплины как основы для последующего изучения другой дисциплины

При изучении дисциплины студенты знакомятся с базовыми понятиями особенностей психофизического и речевого развития  лиц с нарушениями опорно – двигательного аппарата, основными факторами и видами нарушений речевой деятельности у лиц с НОДА. Благодаря этому курсу у студентов должны сформироваться глубокие и устойчивые представления о сущности логопедического сопровождения лиц с нарушениями опорно – двигательного аппарата, имеющихся закономерностях и специфических особенностях. Студенты знакомятся с факторами, лежащими в основе своеобразия психического и речевого  развития лиц с церебральным параличом; овладевают знаниями об особенностях двигательного, речевого, сенсорного, умственного и личностного развития данной категории лиц. Особое внимание уделяется вопросам об общих и специфических закономерностях развития нормально развивающихся лиц и лиц с церебральным параличом.

Это позволит им понимать психологические механизмы нарушений различных сторон речевой деятельности при разнообразных поражениях и применять полученные знания в практической деятельности, а также при изучении других дисциплин.

Это позволит магистрантам  понимать психолого – педагогические  механизмы нарушений различных сторон речевой деятельности и применять полученные знания в практической и профессиональной деятельности

В связи с тем, что данный курс изучается в последнем семестре обучения магистрантов, то, полученные в ходе изучения данной дисциплины знания, магистранты смогут применять в дальнейшей профессиональной деятельности.

- 1.4. Цели дисциплины: формирование у студентов необходимых теоретических, методологических и практических представлений об особенностях развития лиц с НОДА, о закономерностях физического развития лиц с НОДА, базовых категориях, принципах, своеобразии методов и приемов, о закономерностях психического развития лиц с нарушениями опорно – двигательного аппарата.

Задачи дисциплины:

- Сформировать у студентов систему знаний связанных с современным пониманием психологии лиц с нарушениями опорно – двигательного аппарата, вопросами коррекции, компенсации, реабилитации и социально-психологической адаптации лиц с нарушениями опорно – двигательного аппарата, научно-методологических основаниях планирования и проведения коррекционной работы.

- Выработать у студентов навыки осуществления коррекционной работы по развитию и комплексной реабилитации лиц с НОДА, отбора специальных методов, средств и приемов развития лиц с НОДА с учетом структуры дефекта ребенка.


1.5. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине.

 

Планируемые результаты обучения

№ п/п

Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП)

Конкретизированные цели освоения дисциплины

знать уметь владеть
1. ПК – 2 способностью к проектированию индивидуальных маршрутов развития, образования, социальной адаптации и интеграции лиц с ОВЗ на основе результатов психолого-педагогического изучения лиц с ОВЗ З.1. -  требования к  проектированию индивидуальных маршрутов развития, образования, социальной адаптации и интеграции лиц с НОДА на основе результатов психолого-педагогического изучения лиц с нарушениями опорно – двигательного аппарата   У.1. -  определять содержание индивидуальных маршрутов развития, образования, социальной адаптации и интеграции лиц с НОДА на основе результатов психолого-педагогического изучения лиц с НОДА В.1. навыками реализации индивидуальных маршрутов развития, образования, социальной адаптации и интеграции лиц с НОДА на основе результатов психолого-педагогического изучения лиц с НОДА
2. ПК-5 готовностью к психолого-педагогическому изучению лиц с ОВЗ с целью выявления особенностей их развития и осуществления комплексного сопровождения 3.2. - современные подходы к психолого-педагогическому изучению лиц с НОДА с целью выявления особенностей их развития и осуществления комплексного сопровождения У.2. – осуществлять  психолого-педагогическое изучение лиц с НОДА с целью выявления особенностей их развития и осуществления комплексного сопровождения В.2.  – навыками психолого-педагогического изучения лиц с НОДА с целью выявления особенностей их развития и осуществления комплексного сопровождения

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.1. Разделы дисциплины, виды учебной деятельности

Очная форма обучения

п/п

Наименование раздела

(формулировки изучаемых вопросов)

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)

Л ЛР ПЗ СРС Всего
1 2 4 5 6 7 8
I Раздел I. Клинические особенности детского церебрального паралича 2 - - 6 8
I.1 Этиология, патогенез и клиника детского церебрального паралича. Ранняя диагностика и прогноз НОДА 1 - - 3 4
I.2 Клинические формы ДЦП 1 - - 3 6
II Раздел II. Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе 4 - 10 14 28
II.1 Диагностика и коррекция речевых нарушений у лиц с церебральным параличом в раннем возрасте 2 - 2 3 7
II.2 Диагностика психического и речевого развития ребенка с ДЦП (логопедическое обследование) - - 2 3 5
II.3 Логопедическая работа при различных формах дизартрии у лиц с ЦП 1   2 2 5
II. 4 Логопедическая работа при алалиях 1 - 2 2 5
II. 5 Логопедическая работа при нарушениях чтения и письма - - 2 4 6
  ИТОГО: 6 - 10 20 36
  ВСЕГО:         36

 


Зао чная форма обучения

п/п

Наименование раздела

(формулировки изучаемых вопросов)

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)

Л ЛР ПЗ СРС Всего
1 2 4 5 6 7 8
I Раздел I. Клинические особенности детского церебрального паралича 1 - - 8 9
I.1 Этиология, патогенез и клиника детского церебрального паралича. Ранняя диагностика и прогноз НОДА - - - 4 4
I.2 Клинические формы ДЦП 1 - - 4 5
II Раздел II. Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе 1 - 2 20 23
II.1 Диагностика и коррекция речевых нарушений у лиц с церебральным параличом в раннем возрасте   - 1 4 5
II.2 Диагностика психического и речевого развития ребенка с ДЦП (логопедическое обследование) - - - 4 4
II.3 Логопедическая работа при различных формах дизартрии у лиц с ЦП 1 - 1 4 6
II. 4 Логопедическая работа при алалиях - - - 4 4
II. 5 Логопедическая работа при нарушениях чтения и письма - -   4 4
  ИТОГО: 2 - 2 28 32
  Контроль         4
  ВСЕГО:         36

 


 

2.2. Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)

Раздел I. Клинические особенности детского церебрального паралича (8 часов)

Требования к результатам освоения раздела:

ПК-2: З.1.

ПК-5: З.2; У.2; В.2

Содержание раздела

Лекция 1

Кол-во часов: 1

План:

  1. Теоретические основы изучения лиц с нарушениями опорно – двигательного аппарата.
  2. Определение понятия «Детский церебральный паралич».
  3. Этиология ДЦП.
  4. Патогенез ДЦП.
  5. Ранняя диагностика и прогноз ДЦП.

Литература: [1, 2, 3, 10, 12,  19].

Информационное сопровождение:

1. Мультимедийная презентация «Основные этиологические факторы в разные возрастные этапы возникновения ДЦП»

 

Лекция 2

Кол-во часов: 1

План:

1. Теоретические основы выделения классификаций детского церебрального паралича.

2. Двойная гемиплегия. Проявление. Характеристика.

3. Спастическая диплегия. Проявление. Характеристика.

4. Гемипаретическая форма. Проявление. Характеристика.

5. Гиперкинетическая форма. Проявление. Характеристика.

6. Атонически – астатическая форма. Проявление. Характеристика.

7. Смешанная форма. Проявление. Характеристика.

 

Литература: [1, 2, 3, 9, 10, 12].

Информационное сопровождение:

1. Мультимедийная презентация «Клинические формы ДЦП»

 

Самостоятельная работа

Инвариантная часть

Вариативная часть

Баллов

 

2. Контрольная работа по разделу

10 баллов

1. Составление методических материалов для родителей на тему «Клинические особенности детского церебрального паралича» - 5. 2. Составление методических материалов для педагогов на тему «Клинические особенности детского церебрального паралича» - 5. 3. Анализ материалов в периодических изданиях по теме «Клинические особенности детского церебрального паралича» - 3. 4. Обзор материалов сайтов по проблеме «Клинические особенности детского церебрального паралича» – 5. 5. Представление терминологического словаря по теме – 5.

Паспорт оценочных средств по разделу

Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка

Наименование оценочного средства

ПК-2: З.1. Знать требования к проектированию индивидуальных маршрутов развития, образования, социальной адаптации и интеграции лиц с НОДА на основе результатов психолого-педагогического изучения лиц с нарушениями опорно – двигательного аппарата ПК-5: З.2 Знать современные подходы к психолого-педагогическому изучению лиц с НОДА с целью выявления особенностей их развития и осуществления комплексного сопровождения  

- Мультимедийная презентация: «Классификация ДЦП»

- Контрольная работа

ПК-5: У.2 Уметь осуществлять психолого-педагогическое изучение лиц с НОДА с целью выявления особенностей их развития и осуществления комплексного сопровождения

- Таблица: «Проявление двигательных нарушений при разных формах детского церебрального паралича».

- Контрольная работа

ПК-5: В.2 Владеть навыками психолого-педагогического изучения лиц с НОДА с целью выявления особенностей их развития и осуществления комплексного сопровождения.

- Схема «Связь поражений структур головного мозга с проявлением детского церебрального паралича»

- Контрольная работа

 

 

-

     

 

Требования к результатам освоения раздела:

ПК-2: У.1; В.1

ПК-5: З.2; У.2; В.2

Содержание раздела

План лекций

План семинарских занятий

Лекция 3

Кол-во часов: 2

План:

1. Сравнительная характеристика психомоторного развития ребенка первого года жизни при нормальном и нарушенном развитии.

2. Коррекционно – педагогическая работа с детьми с церебральным параличом в доречевой период.

3. Коррекционная работа с детьми с двигательной патологией первого года жизни.

 

Литература: [1, 2, 3, 9, 10, 12].

Информационное сопровождение:

1. Мультимедийная презентация «Диагностика и коррекция речевых нарушений у лиц с церебральным параличом в раннем возрасте».

Практическое занятие 1 Тема II.1 Диагностика и коррекция речевых нарушений у лиц с церебральным параличом в раннем возрасте Кол-во часов: 2 Форма проведения: пресс - конференция с мультимедийным сопровождением. 1. Коррекционная работа с детьми с двигательной патологией первого года жизни. 2. Сопровождение родителей в системе коррекционной работы с детьми с двигательной патологией первого года жизни. 3. Комплексный подход в сопровождении лиц раннего возраста с ДЦП   Литература: [7, 9, 10, 12, 14, 15].. Информационное сопровождение: 1. Мультимедийные презентации по теме практического занятия «Коррекционно – развивающая педагогическая работа с ребенком первого года жизни». 2. Методические рекомендации родителям, «Диагностика и коррекция речевых нарушений у лиц с церебральным параличом в раннем возрасте». 3. Представление терминологического словаря по разделу.
Практическое занятие 2 Тема II.2 Диагностика психического и речевого развития ребенка с ДЦП (логопедическое обследование) Кол-во часов: 2 Форма проведения: психолого – педагогический практикум. 1. Проявление нарушений речевых функций у лиц с церебральным параличом. 2. Карта логопедического обследования ребенка с ДЦП.   Литература: [1, 2, 3, 5, 6, 9, 10, 12].. Информационное сопровождение: 1. Мультимедийные презентации по теме практического занятия «Диагностика психического и речевого развития ребенка с ДЦП». 2. Карта психического и речевого обследования ребенка с ДЦП 3. Представление терминологического словаря по разделу.

Лекция 4

Кол-во часов: 1

План:

1. Классификации дизартрических расстройств.

2. Специфика дизартрических расстройств при ДЦП.

3. Характеристика клинических проявлений дизартрии при ДЦП.

4. Реализация индивидуального подхода в коррекции дизартрических расстройств.

.

Литература: [1, 2, 3, 9, 10, 12, 13, 14].

Информационное сопровождение:

1. Мультимедийная презентация «Логопедическая работа при различных формах дизартрии у лиц с ЦП».

 

Практическое занятие 3 Тема II.3 Логопедическая работа при различных формах дизартрии у лиц с ЦП Кол-во часов: 2 Форма проведения: дискуссия. 1. Разработка методов коррекции. 2. Система логопедической работы при спастической дизартрии. 3. Система логопедической работы при коррекции гиперкинетической дизартрии. 4. Система логопедической работы при мозжечковой дизартрии.. Литература: [1, 2, 3, 9, 10, 12, 13, 14].. Информационное сопровождение: 1. Мультимедийные презентации по теме практического занятия «Логопедическая работа при различных формах дизартрии у лиц с ЦП». 2. Методические рекомендации родителям, воспитывающих лиц с ЦП с дизартрией. 3. Представление терминологического словаря по разделу.

Лекция 5

Кол-во часов: 1

План:

1. Характеристика речевой деятельности лиц с ЦП с алалией.

2. Система логопедической работы при сенсорной алалии.

3. Система логопедической работы при моторной алалии.

4. Комплексный подход в сопровождении преодоления нарушений речи у лиц с ЦП

 

Литература: [1, 2, 3, 9, 10, 12, 13, 14].

Информационное сопровождение:

1. Мультимедийная презентация «Логопедическая работа при алалиях».

Практическое занятие 4 Тема II.4 Логопедическая работа при алалиях Кол-во часов: 2 Форма проведения: дискуссия. 1. Сопровождение ребенка с ЦП с сенсорной алалией. 2. Сопровождение ребенка с ЦП с моторной алалией. Литература: [1, 2, 3, 9, 10, 12, 13, 14, 19].. Информационное сопровождение: 1. Мультимедийные презентации по теме практического занятия «Логопедическая работа при алалиях». 2. Методические рекомендации родителям, воспитывающих лиц с ЦП с алалией. 3. Представление терминологического словаря по разделу.
Практическое занятие 5 Тема II.5 Логопедическая работа при нарушениях чтения и письма Кол-во часов: 2 Форма проведения: психолого – педагогический практикум. 1. Система логопедической работы при дислексии. 2. Система логопедической работы при дисграфии. Литература: [1, 2, 3, 9, 10, 12, 13, 14].. Информационное сопровождение: 1. Мультимедийные презентации по теме практического занятия «Логопедическая работа при нарушениях чтения и письма». 2. Методические рекомендации родителям, по предупреждению и преодолению нарушений чтения и письма у с ЦП.

Самостоятельная работа

Инвариантная часть

Вариативная часть

Баллов

Баллов

 

3. Контрольная работа по разделу

10 баллов
1. Электронный пакет методических материалов на тему «Особенности логопедической работы при разных формах детского церебрального паралича» -5. 2. Подготовка методических материалов для работы с родителями и специалистами дошкольного образовательного учреждения по теме «Особенности логопедической работы при разных формах детского церебрального паралича» -5 3. Представление компьютерной презентации лекций на тему «Особенности логопедической работы при разных формах детского церебрального паралича» - 5. 6. Анализ материалов в периодических изданиях по теме «Особенности логопедической работы при разных формах детского церебрального паралича» - 3. 7. Представление терминологического словаря по разделу – 5.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИН Ы

Список литературы

Основная литература

1. Васильева, В.С. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в условиях инклюзивного образования [Текст]: учеб. пособие /В.С. Васильева, В.Н. Рязанова. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. – 138 с.

2.  Московкина А.Г. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в семье [Электронный ресурс]: учебное пособие – Электрон. текстовые данные. – М.: Прометей, 2015. – 252с. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/58225.html. - ЭБС «IPRbooks».

3.  Ридецкая О.Г. Специальная психология [Электронный ресурс]: Электрон. текстовые данные. – М.: Евразийский открытый институт, 2011. – 35с. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10839.html. - ЭБС «IPRbooks».

4. Специальная психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/Е.С. Слепович и др. – Электрон.текстовые данные. – Минск: высшая школа, 2012. – 511с. – режим доступа: http://www.iprbookshop.ru|20280

5. Спатаева М.Х. Специальная психология. Часть 1. Психология познавательных процессов в условиях психического дизонтогенеза [Электронный ресурс]: учебное пособие – Электрон. текстовые данные. – Омск.: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2013. – 188с. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24941.html. - ЭБС «IPRbooks».

 

Дополнительная литература

6. Зеленина Н.Ю. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья. Психолого-педагогическая диагностика развития детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения [Электронный ресурс]: практикум по дисциплине «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья. - Электрон. текстовые данные. – Пермь.: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2014. – 60с. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32086 html. - ЭБС «IPRbooks».

7. Зельдин Л.М. Развитие движения при различных формах ДЦП [Электронный ресурс] – Электрон. текстовые данные. – М.: Теревинф, 2015. – 136с. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/46106.html. - ЭБС «IPRbooks».

8. Михаленкова И.А. Психологическая коррекция и консультирование [Электронный ресурс]: методические рекомендации по практике для студентов по специальности 031900 «Специальная психология» – Электрон. текстовые данные. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2006 – 48с. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/29991.html. - ЭБС «IPRbooks».

9. Нэнси Р. Финни Ребенок с церебральным параличом: помощь, уход, развитие [Электронный ресурс]: Электрон. текстовые данные. – М.: Теревинф, 2015. – 334с. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/46109.html. - ЭБС «IPRbooks».

10. Особый ребенок: Исследования и опыт помощи. Выпуск 2 [Электронный ресурс]: научно-практический сборник. - Электрон. текстовые данные. – М.: Теревинф, 2015. – 122с. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/46096.html. - ЭБС «IPRbooks».

11. Приходько, О.Г. Воспитание и обучение лиц раннего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Специальная дошкольная педагогика. - М., 2001.

12. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья: учебник для вузов/ред.И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная. – 7-изд., стер.-Москва: Академия, 2013. – 335с.

13. Шипицына Л. М., Мамайчук И. И. Детский церебральный паралич. – СПб., 2001.

14. Шипицына Л. М., Мамайчук И. И. Детский церебральный паралич. Хрестоматия– СПб., 2003.

15. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: Учебное пособие для студ. Высш. Учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2004. – 368с.

16. Федосеева Е.С. Психолого-педагогические основы речевой деятельности детей (в норме и патологии) [Электронный ресурс]: учебное пособие. - Электрон. текстовые данные. – Саратов: Ай Пи Ар Букс, 2015. – 176с. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/33865.html. - ЭБС «IPRbooks».

17. Формирование навыков самообслуживания у лиц с ограниченными возможностями здоровья Методические рекомендации / Сост. В. С. Васильева. – Челябинск: Издат-во Челяб. гос.пед.ун-та, 2015. – 78 с. ил.

 

18. Цикото Г.В. Проблемные дети. Развитие и коррекция в предметно-практической деятельности [Электронный ресурс] – Электрон. текстовые данные. – М.: Парадигма, 2014. – 193с. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21235.html. - ЭБС «IPRbooks».

3.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины

1. http://www.iprbookshop.ru/ - электронная библиотечная система «IPRbooks»

2. http://elib.cspu.ru/xmlui; - Электронная библиотечная система ЮУрГГПУ (ЭБС ЮУрГГПУ)


ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ПК – 2

Способностью к проектированию индивидуальных маршрутов развития, образования, социальной адаптации и интеграции лиц с ОВЗ на основе результатов психолого-педагогического изучения лиц с ОВЗ

Конкретизированные цели освоения дисциплины (знать, уметь, владеть), обеспечивающие формирование компетенции Оценочные средства контроля формирования компетенций
Знать: З.1 – требования к проектированию индивидуальных маршрутов развития, образования, социальной адаптации и интеграции лиц с НОДА на основе результатов психолого-педагогического изучения лиц с нарушениями опорно – двигательного аппарата Уметь: У.1. - определять содержание индивидуальных маршрутов развития, образования, социальной адаптации и интеграции лиц с НОДА на основе результатов психолого-педагогического изучения лиц с НОДА Владеть: В.1. - навыками реализации индивидуальных маршрутов развития, образования, социальной адаптации и интеграции лиц с НОДА на основе результатов психолого-педагогического изучения лиц с НОДА Текущий контроль: Проверка выполнения аналитических заданий (таблиц, схем, моделей), презентаций, конспектов; словаря терминов; групповое собеседование по темам самостоятельной работы, устный опрос на практических занятиях, индивидуальное собеседование, контрольные работы по 1 и  2   разделам. Промежуточная аттестация: зачет

ПК-5

Шкалы оценивания

Порядка Наименования Отношения Интервалов
Знать I II III распознание запоминание понимание

I: II: III: IV: V

1:3:5:7:9

I: II: III: IV: V

1:3:5:7:9

4:12: 20: 28:36

Уметь IV применение
Владеть V владение

 

Требования к отбору заданий для промежуточной аттестации:

1. Первая группа заданий (теоретического содержания) на проверку усвоения знаний на уровнях распознавания, запоминания, понимания.

2. Вторая группа заданий на проверку умения применять знания на основе алгоритмических предписаний.

3. Третья группа заданий на умение применять знания в нестандартной ситуации.

4.5 Способы проверки и оценки заданий промежуточной аттестации и сформированности компетенции:

1. Определение коэффициента успешности (КУI, КУII, КУIII) выполнения заданий на основе метода поэлементного и пооперационного анализа

Кy=n/m;

Кy – коэффициент успешности; n – количество выполненных операции (заданий) студентом;

m – общее количество операций (заданий), которые должен выполнить студент.

 

2. Определение коэффициента сформированности компетенции (ККОМ) по результатам выполнения разноуровневых заданий (промежуточная аттестация)

Успешность выполнения разноуровневых заданий с учетом весовых коэффициентов позволяет рассчитать коэффициент сформированности компетенции

ККОМ=0,04*КУI+ 0,12*КУII + 0,20*КУIII + 0,28*КУIV + 0,36*КУV

Если в промежуточный контроль включено четыре разноуровневых задания, то формула для расчета коэффициента сформированности компетенции имеет вид:

ККОМ=0,16*КУI+ 0,20*КУII + 0,28*КУIII + 0,36*КУIV

Если в промежуточный контроль включено три разноуровневых задания, то формула для расчета коэффициента сформированности компетенции имеет вид:

ККОМ=0,36*КУI+ 0.28*КУII + 0.36*КУIII

Используя шкалу В.П. Беспалько, можно сделать вывод, что студент у которого коэффициент сформированности компетенций составляет 0,7-0,5 готов и способен осуществлять её в своей профессиональной деятельности в частности на педагогической практике

Первый этап

Студент получает положительную оценку если коэффициент сформированности компетенции больше или равен значению 0,5.

Типовые задания для проведения промежуточной формы контроля (первый этап).

1.Первая группа заданий (теоретического содержания) на проверку усвоения знаний на уровнях распознавания, запоминания, понимания.

2. Вторая группа заданий на проверку умения применять знания на основе алгоритмических предписаний.

3. Третья группа заданий на умение применять знания в нестандартной ситуации.

 

Компетенции Конкретизированные цели освоения дисциплины (ЗУВ), вынесенные на промежуточную аттестацию Вопросы или задания для проверки освоения конкретизированной цели обучения Коэффициент успешности Коэффициент сформиро-ванности компетенции

ПК-5 готовностью к психолого-педагогическому изучению лиц с ОВЗ с целью выявления особенностей их развития и осуществления комплексного сопровождения

Знать

Кy1=n/5;

 

Уком =(0,36* К y 1)+(0,28* К y 2)+(0,36* К y 3)

3.2. - современные подходы к психолого-педагогическому изучению лиц с НОДА с целью выявления особенностей их развития и осуществления комплексного сопровождения 1. Перечислите формы детского церебрального паралича. 2. Раскройте понятие «детский церебральный паралич» как сложное психомоторное нарушение. 3. Раскройте особенности нарушения речи у лиц с ЦП. 4. Перечислите основные подходы к определению содержания коррекционной работы по преодолению нарушений речи у  ребенка с церебральным параличом. 5. Верно ли высказывание: Использование принципа комплексного подхода необходимо и важно в процессе коррекционной работы, по преодолению нарушений речи у  лиц с ЦП: да; нет.

Уметь

Кy2=n/6;

 

У.2. – осуществлять психолого-педагогическое изучение лиц с НОДА с целью выявления особенностей их развития и осуществления комплексного сопровождения 6. Раскройте систему логопедического сопровождения  лиц  с ДЦП (max - 3 балла)   7. Перечислите условия реализации индивидуального подхода в работе, по преодолению нарушений речи у лиц  с детским церебральным параличом.  (max - 3 балла).

Владеть

Кy3=n/3.

 

В.2. – навыками психолого-педагогического изучения лиц с НОДА с целью выявления особенностей их развития и осуществления комплексного сопровождения 8. Раскройте сущность реализации личностного – ориентированного подхода при разработке индивидуального образовательного маршрута для ребенка с детским церебральным параличом.  (max - 3 балла).

 

Второй этап - зачет.

Вопросы для подготовки к зачету

Получение зачета на заключительном этапе овладения материалом дисциплины, является подготовка ответов по основным вопросам:

 

1. Раскройте этиологию, патогенез и клинику детского церебрального паралича.

2. Выделите проблемы ранней диагностики и прогноза НОДА.

3. Перечислите и раскройте клинические формы ДЦП

4. Выделите проблемы диагностики речевых нарушений у лиц с церебральным параличом в раннем возрасте

5. Выделите проблемы коррекция речевых нарушений у лиц с церебральным параличом в раннем возрасте

6. Раскройте основные подходы к диагностике психического и речевого развития ребенка с ДЦП (логопедическое обследование)

7. Раскройте специфику логопедической работы при различных формах дизартрии у лиц с ЦП

8. Раскройте специфику логопедической работы при алалиях.

9. Раскройте специфику логопедической работы при нарушениях чтения и письма.

 

 

А также, своевременная защита методических и практических разработок:  

 

1. Представление карты психического и речевого обследования ребенка с ДЦП

2. Методические рекомендации родителям, «Диагностика и коррекция речевых нарушений у лиц с церебральным параличом


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.17 с.