Выполнение надписей на боевых графических документах — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Выполнение надписей на боевых графических документах

2019-08-03 655
Выполнение надписей на боевых графических документах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Надписи - составная, исключительно важная часть боевого графического документа. Надписи отвечают на вопросы о назначении документа, степени его секретности, срочности, времени изготовления, адресате и т.п. Без надписей документ лишается конкретности содержания.

Внешний вид надписей определяется шрифтом, т.е. характером начертания букв и цифр. Шрифт, применяемый для графических документов, должен быть чётким, ясным, просто и быстро выполняемым и хорошо воспроизводимым в печати или при передаче по техническим средствам связи. Наиболее удовлетворяет этим требованиям так называемый нормальный шрифт.

Нормальный шрифт предельно упрощен и приближен к скорописному. Он легко усваивается и очень быстро выполняется. Буквы в слове и цифры в числе пишутся без связок, раздельно.

По положению букв относительно вертикали этот шрифт делят на прямой (рис. 1) и наклонный под углом 75° вправо (рис. 2). Первый из них используется для названий топографических объектов и некоторых служебных надписей.

 


Тактические объекты всегда подписываются наклонным шрифтом.

Размер надписи определяется высотой ее строчной буквы. Прописная буква или цифровая величина перед некоторыми надписями (например, 45 мсп) делается на 1/3 выше строчной.

По ширине буквы русского алфавита делят на одинарные и полуторные. К последним относятся буквы Жж, Мм, Фф, Шш, Щщ, Ыы, Юю, а также строчная т. Соотношение ширины букв к их высоте существенно сказывается на читаемости слова. С увеличением высоты это соотношение можно уменьшать от 3/4 до 1/4. Для одинарных букв высотой до 6 мм целесообразно отношение около 3/4, до 10 мм - 2/3, до 20 мм - 1/2.

Толщина элементов буквы (цифры) берется равной 1/6 - 1/8 её высоты. Расстояние между буквами в слове устанавливается не менее 1/4 и не более 1/2, а интервал между словами - не менее ширины одинарной буквы.

Выбор высоты букв надписи обуславливается масштабом топографической основы документа, значимостью и размером подписываемого объекта, а также предвидением возможного уменьшения документа.

С учетом сказанного минимальная высота букв надписи младшего по значимости объекта (например, рота) на картах 1:50 000 - 1:200 000 принимается равной 2 - 3 мм. При повышении значимости объекта на одну ступень размер надписей увеличивается на 1,5 - 2 мм; с укрупнением масштаба основы документа размер надписи увеличивается также на 1,5 - 2 мм.

Таким образом, надписи для разных по значимости объектов, наносимых на документы различных масштабов, будут иметь различные размеры.

Размеры надписей, помещаемых внутри фигурных знаков (пункты управления и т.п.), лимитируются размерами этих знаков и обычно уменьшаются сравнительно с приведенными в 2 - 4 раза.

Все надписи тактических объектов выполняются в пределах контура параллельно верхнему (нижнему) обрезу документа. Они не должны закрывать собой объектов карты и нанесенной обстановки.

При составлении боевых документов используются установленные условные сокращения, применяемые в боевых документах (прил. 2).

ПОДГОТОВКА КАРТ К РАБОТЕ

Подбор и оценка карт

 

В качестве рабочей карты командира подразделения используются топографические карты 1:25 000, 1:50 000, 1:100 000, 1:200 000. Выбор масштаба зависит от предстоящих действий, характера и содержания боевых задач, возлагаемых на подразделение.

Основной рабочей картой является топографическая карта 1:100 000, которая обеспечивает решение задач по организации и ведению всех видов боевых действий на любой местности днем и ночью. При необходимости детального изучения местности, уверенного ориентирования на ней, более эффективного применения оружия и боевой техники на участке прорыва подготовленной обороны противника, форсирования крупных водных преград, в обороне, разведке, при наступлении в районах со сложными условиями ориентирования и топогеодезической привязки элементов боевых порядков войск применяются карты более крупного масштаба (1:50 000 или 1:25 000) или специальные карты, а в крупных населенных пунктах — планы городов 1:10 000 или 1:25 000, при совершении марша на большие расстояния используется карта 1:200 000.

Номенклатуры листов карт определяются по сборной таблице. Командиры взводов, рот и им равные получают карты в штабе батальона (дивизиона).

Подбор карт надо проводить с учетом полного и надежного размещения необходимого графического материала (крайние элементы обстановки должны быть примерно на одинаковом расстоянии от краев по западу и востоку).

По северу и югу необходимо учитывать возможную кривизну в карте-склейке (вследствие особенности проекции), которая будет устранена в ходе обрезки, а также необходимой площади для размещения служебных заголовков, подписей утверждающих лиц и других данных.

С юга резервируется место для подписей должностных лиц, масштаба карты, условных обозначений и др.

Правильный подбор необходимого количества листов - гарантия надежной и уверенной работы на карте-склейке.

Следует всегда помнить, что карта со времени ее создания «стареет». Поэтому на местности могут произойти изменения, которые не отражены на карте, то есть содержание карты не в полной мере будет соответствовать действительному состоянию местности на данный момент. В связи с этим изучение местности по карте рекомендуется начинать с ознакомления с самой картой (оценкой карты) и подготовки ее к работе.

Оценка карты заключается в изучении каждого листа карты-склейки, в ходе которого уточняются:

• масштаб и год съемки или обновления;

• год и вид издания (бланковые, основные, полетные и т. п.);

• система координат, поправка направления и тип проекции;

• характеристика элементов содержания (высота основного сечения, крутизна скатов, заложение горизонталей и т. д.);

• наличие впечатанной обстановки по результатам воздушного фотографирования и другим данным.

При использовании карт, расположенных на стыке координатных зон, устанавливают, какой сеткой из этих зон надлежит пользоваться, а если требуется, наносят дополнительную километровую сетку смежной зоны.

Склеивание и обрезка карт

 

При склеивании большого количества листов карт составляют схему их расположения на основе знаний о системе разграфки листов топографических карт различных масштабов.

Предварительная обрезка выполняется острым ножом (ланцетом, лезвием) по западным (левым) и северным (верхним) полям карты на расстоянии 1 см от внешней рамки листа карты (рис. 3).

Эти действия выполняются для того, чтобы склейка имела аккуратный вид и склеиваемые участки не топорщились. Далее, в соответствии со схемой, соприкасающиеся листы обрезаются по восточной (правой) и южной (нижней) рамкам точно по внутренней рамке листа. У правого нижнего листа карты в склейке обрезка не производится. Во избежание разрывов бумаги обрезку рекомендуется производить на гладкой, твердой поверхности (стекло, пластик, линолеум и т.п.), не пользуйтесь картоном - лезвие быстро тупится.

Нож (лезвие) в процессе резания следует держать под острым углом, в наклонном по направлению линии обреза положении, рука должна полностью опираться на стол.

Склеивание листов по рядам или колоннам делается сначала в том направлении, где склейка получится короче. Для быстроты и надежности работы пользуются прижимной планкой. Каждый верхний лист колонны накладывают на нижний и смазывают склеиваемые края обоих листов тонким ровным слоем клея. Затем, перевернув верхний лист, аккуратно накладывают его на северное поле нижнего листа, точно совмещая при этом их рамки, а также выходы линий координатной сетки и контуров (рис. 4).

Полосу склейки осторожно разглаживают чистой тряпкой, удаляя пузырьки воздуха.

Готовую склейку необходимо обрезать до нужного размера. Большинство исполнителей делают эту работу в коридорах, залах и тому подобное, ползая на коленках по полу соединяют линиями крайние точки склейки карт с помощью длинной рейки. Это не лучшая и не совсем чистая работа.

Для быстрой и качественной подготовки карты-склейки к работе необходимо иметь большой, широкий стол, с ровной и гладкой поверхностью, высотой 100 - 110 см, имеющий определенные удобства при длительной работе исполнителя в наклонном положении.

И вот карта-склейка на столе. Работу начнем с определения середины, если склейка из четного количества колонн, середина проходит по склейке; если нечетное количество - середина проходит по центральной части и по центральному меридиану.

В зависимости от срочности обрезка карт может быть «грубой» или «точной». В полевых условиях, когда время ограничено, чаще всего выполняется «грубая» обрезка.

Порядок работы:

• находим середину склейки;

• выбираем две точки на внутренней рамке карт, которые расположены на одинаковом расстоянии от середины (углы листов, выходы меридианов, километровая сетка и т.п.);

• соединяем точки линейкой, проводим карандашом линию, наращиваем линию в обе стороны, до краев склейки;

• по линии делаем обрезку;

• откладываем по серединной линии расстояние, равное высоте карты;

• перегибаем склейку и соединяем точки;

• совмещаем точки по серединной линии и разглаживаем верхнюю часть склейки;

• по верхнему обрезу проводим линию влево и вправо от середины, затем обрезаем;

• не меняя положения склейки, перегибаем её 2 - 3 раза, совмещаем с верхними углами склейки и обрезаем строго по перпендикуляру с правой и левой стороны.

При «точной» обрезке необходимо иметь лист стандартного картона (100 × 180 см), где работа проводится, в целом, в том же порядке:

• на верхней линии, от середины откладываем отрезки равные 1/2 ширины, в крайних точках размещаем лист картона;

• опираясь на верхнюю линию, проводим боковые линии слева и справа;

• по центру откладываем высоту карты, с помощью перпендикулярных линий находим нужный размер, соединяем все углы линиями;

• делаем обрезку карты.

Карта-склейка готова к работе.

Складывание карт

 

Складывание карты производится с целью обеспечения удобства работы с ней, особенно в полевых условиях, и лучшей сохранности.

В зависимости от предназначения карты складывание можно сделать в начале или в конце работы. Если карта не демонстрационная, то её желательно сразу сложить, чем облегчаем себе работу на карте в дальнейшем.

Как правило, при срочной обрезке нужно также быстро сложить карту, в этом случае обрезаем только восточную сторону, расправляем карту и с помощью стандартной картонки (21 × 30 см) складываем вдоль через 21 см, затем поперёк - 30 см, с таким расчетом, чтобы вся склейка сложилась в равные части, а затем подгибаем остаток карты.

Складывая по стандарту, мы должны иметь определенный запас по ширине. Не надо оставлять «хвостов», которые мешают в работе. Как правило, карту-склейку всегда можно сложить без остатка, сделав предварительный расчет (30 см ± 1 - 2 см).

При складывании склейки карт вдоль обращайте внимание на швы, как правило, они пропитаны клеем, имеют заусеницы, при разглаживании есть риск порезать пальцы или ладонь руки. Чтобы этого не произошло, приложите картонку 2 - 3 раза от верхнего края склейки и посмотрите, где произойдет пересечение с ближайшим швом. Если шов совпадает с краем картонки, начинайте работу, предварительно согнув на 1/2 ширины картонки, а далее - в полную ширину.

При подготовке карты для работы на местности ее складывают «гармошкой» вдоль полосы действий подразделения или маршрута движения (рис. 5). Ненужные части карты предварительно подворачивают.

После того как склейка карт будет сложена, оформляют титульный лист, на котором указывают наименование воинской части, название документа (заголовок), масштаб, количество листов карт в склейке и их номенклатуры, звание и фамилию исполнителя, дату.

Титульный лист оформляется на стандартном листе (прил. 3) и потом наклеивается на обратной стороне в верхнем правом углу склейки карт, где находится надпись «СЕКРЕТНО», как показано на рис. 6.

После этого склейку карт обязательно регистрируют в секретном делопроизводстве как один документ.

Подъём элементов карты

 

Подъем карты выполняется в целях более отчетливого выделения отдельных местных предметов, форм и деталей рельефа, представляющих интерес при выполнении задачи. Хорошо поднятая карта облегчает работу с ней на местности, особенно при разведке и изучении маршрута движения.

Элементы местности поднимают на карте цветными карандашами путем раскраски, увеличением условного знака, подчеркиванием или увеличением подписи названия. Поднятию подлежат населенные пункты, инженерно-технические сооружения, элементы местности с их географическими названиями, которые имеют особое значение для ориентирования на местности, жизнеобеспечения подразделения, его передислокации и т. п.

Для подъема карты применяют карандаши следующих цветов: зеленый - для древесной и кустарниковой растительности; синий - для гидрографии и болот; светло-коричневый - для рельефа; оранжевый (желтый) - для дорог; черный - для остальных объектов и подписей.

Населённые пункты поднимают, обводя чёрным карандашом их внешний контур и подчёркивая их названия жёлтым цветом. В крупных населённых пунктах, если требуется по задаче, обводят чёрным карандашом отдельные кварталы и выдающиеся строения.

Леса, сады и кустарники обводят по их контуру зелёным карандашом. Обсадки у дорог поднимают, прочерчивая зелёную линию по условному знаку.

Озёра и реки выделяют, обводя их береговые линии, синим карандашом, а реки, изображаемые одной линией, - утолщая их условный знак. Болота покрывают вторичной синей штриховкой - параллельно нижней стороне рамки карты.

Дороги, выделяющиеся своей окраской, поднимать обычно не требуется. Исключением являются бланковые карты, на которых дороги затушёвываются оранжевым или жёлтым цветом в зависимости от их технического совершенства: оранжевым цветом дороги с покрытием; жёлтым цветом улучшенные грунтовые дороги. Мосты и гати поднимают, увеличивая их условный знак в 2 раза.

Ориентиры, изображаемые внемасштабными условными знаками, обводят черными кружками диаметром 0,5 - 1 см.

Рельеф обычно поднимают, оттеняя (утолщая) светло - коричневым карандашом одну или несколько характерных горизонталей. Вершины командных высот заштриховывают, подписи отметок высот и горизонталей укрупняют.

Чтобы удобнее было пользоваться координатной сеткой, полезно поднять оцифровку километровых линий на рабочей части карты, переписав её с соответствующих сторон рамки.

После выполнения работ на склейке карт, она может быть обклеена багетом (бумажной лентой).

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ И ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ БОЕВЫХ ГРАФИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

Оформление боевых графических документов

 

Для нанесения обстановки на карту и оформления боевых графических документов используются условные тактические знаки. Практика показывает, что линии, изображающие тактические знаки, должны иметь толщину 0,25; 0,5 и 1 - 2 мм. Злоупотреблять излишним увеличением толщины знака или его элементов для усиления наглядности не следует. С этой целью лучше пользоваться карандашами большей цветовой насыщенности, более «мягкими», тушью и плакатными перьями различных номеров и, как исключение, фломастерами.

Цветовая насыщенность и мягкость (твердость) любого карандаша определяется буквами М (В) или Т (Н), которые отмечаются на самом карандаше. Буква М (В) обозначает, что карандаш относится к группе мягких, а буква Т (Н) - твердых. Обычно впереди этих букв стоит коэффициент М, 2М, 3М... или Т, 2Т, 3Т и так далее, показывающий степень мягкости (твердости) и цветовой насыщенности. Наиболее «мягким» и насыщенным является карандаш 6М, более твердым и менее ярким - 6Т.

При оформлении боевых графических документов наиболее часто пользуют карандаши марки 2М-4М. Чем суше и жарче погода, тем «тверже» должен быть карандаш. При влажной и холодной погоде используют более «мягкие» карандаши.

Существенное значение для удобочитаемости обстановки на боевом графическом документе имеет правильный выбор размеров условных знаков.

Размеры условных знаков обычно определяются значимостью объекта, то есть ступенью войскового звена и характером действий частей и подразделений, а также масштабом топографической основы (карты, схемы) и общей нагрузкой документа тактической обстановкой. При этом учитывается возможность уменьшения документа при фотографировании или при передаче с использованием технических средств связи.

Значительная часть фигурных и комбинированных знаков выполняется, как правило, с помощью трафаретов, выбиваемых обычно на стандартной офицерской линейке в трех (иногда двух) размерных вариантах. Наибольший по размерам знак используется для обозначения на крупномасштабной основе (1:50 000) высшего по значимости объекта. Наименьший - для нанесения на карты 1:100 000 и мельче менее значительных элементов обстановки.

Наиболее целесообразная толщина линий, составляющих эту группу знаков, в зависимости от цветовой насыщенности фломастера, карандаша - 0,25 - 0,5 мм.

Размеры линейных знаков, изображаемых в масштабе, определяются площадью района или протяженностью объекта.

Разграничительные линии выполняются толщиной 0,5 мм. Длина звеньев прерывистых линий - 1 см, интервал - 0,5 см.

Траншеи (окопы) имеют толщину линий собственно рва 0,5 мм. Штрихи проводятся в направлении линии рва длиной 1,5 - 2 мм с интервалом в 2 мм. Считается целесообразным штрихи давать только на первых траншеях позиций своих войск.

Обозначение наступающих (отходящих) частей и подразделений, а также рубежей производится линиями толщиной 0,5 - 1,5 мм, сообразуясь по длине с размером их по фронту.

Походные колонны вычерчиваются линиями толщиной 1,0 мм, а по длине - в масштабе, соответствующем глубине колонны в походном порядке. Замкнутые линии, обозначающие районы, должны иметь толщину 0,5 - 1,0 мм (в зависимости от размера района и масштаба основы); площадь района должна ограничиваться названными ориентирами или соответствовать емкости, необходимой для расположения показываемой группировки.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.