Переработка информации в голове — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Переработка информации в голове

2019-08-03 170
Переработка информации в голове 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Знаете ли вы разницу между дигитальным и аналоговым компьютерами? Дигитальный компьютер перерабатывает отдельные знаки, например буквы, специальные знаки или цифры (цифра-дигит). Как правило, они должны выстраиваться линейно, по порядку друг за другом, чтобы получился «смысл». Так, мы должны, например, прибавлять одну букву за другой, чтобы получилось слово «ФРАУ» — Ф+Р+А+У (женщина). Но в китайском языке иероглиф «женщина» является самым «маленьким» модулем, из которого можно составлять другие слова.

Чисто дигитальный компьютер перерабатывает так называемые числовые и буквенные знаки, в то время как аналоговый компьютер предлагает нам аналогии. Аналогия — это информация, которая изображает другую информацию или проливает на неё свет или отображает. Иисус Христос прибегал в своих проповедях к аналогиям, так как они легки для восприятия (учитывают специфику мозга). Он ведь не мог тащить с собой на гору проектор или видеомагнитофон, чтобы предложить людям «настоящие» картины. Поэтому он «рисовал» картины с помощью слов, используя сравнения и аналогии. Когда он сравнивал человека с семенем пшеницы, то это и была аналогия. Всё, что Христос говорил о семени пшеницы, относилось одновременно и к человеку, уподобленному этому злаку.

Вспомните ночь после выборов. Ранее данные о результатах голосования давали нам дигитальные компьютеры, т. е. вначале шли слова (ХДС-ХСС, СДПГ и т. д.), а потом уже цифры (39, 42 %). Зритель должен был сам попытаться составить себе представление о результатах выборов. И чем точнее была эта картина, навеянная телевизионной передачей о выборах, тем быстрее он мог «осознать» ряды цифр. Сегодня ту же самую информацию мы получаем от аналоговых компьютеров: разноцветные колонки тотчас же дают нам представление о результатах.

ЗАПОМНИТЕ: мистер Левый работает дигитально, механизм работы миссис Правой аналоговый.

Только хорошая совместная работа двух «сотрудников» в мозгу является «правильной» (позволяет нам включить третью и четвёртую скорость нашего гоночного автомобиля), именно это я называю использованием специфики мозга. Аналоговые (многоцветные) колонки в телевизионной передаче после выборов надо было бы ещё снабжать надписями, чтобы зритель знал, какая колонка (аналогово) отражает результаты какой партии.

ЗАПОМНИТЕ: только тогда, когда оба «специалиста в мозгу сотрудничают, образ действий отвечает специфике мозга».

ЛИНЕЙНЫЙ И НЕЛИНЕЙНЫЙ

Дигитальная переработка информации автоматически означает линейный способ действий — они идут «нога в ногу», т. е. отдельные буквы, например Ф+Р+А+У, должны нанизываться друг на друга, как жемчужины на нитку, чтобы возникло слово. В свою очередь слова выстраиваются в ряд друг за другом, образуя часть предложения.

Способ работы правой половины коры головного мозга совсем другой: миссис Правая «схватывает» всю ситуацию сразу и гораздо быстрее, чем мы можем отобразить её словами! Кроме того, миссис Правая может делать много дел одновременно, в то время как мистер Левый или пишет, или читает, или считает и т. д. Давайте подытожим важнейшие аспекты.

Мистер Левый использует язык. Его мышление систематизировано, рационально, логично. Он выполняет ту работу, которая требует от человека собранности. Больше всего ему нравятся детали. Он может так углубиться в какую-нибудь деталь, что за деревьями не увидит леса! Способности мистера Левого «оттачиваются» в школе: чтение, письмо, счёт, анализ грамматических правил, естественные науки, математика и т. д. К этому следует добавить бесконечное заучивание и запоминание цифр, фактов, дат, которые весьма редко можно соединить в единое целое.

Миссис Правая думает, не используя слова. Её «язык» — это картины, образы и структуры. Она может узнавать людей, места, вспомнить мелодии. Она владеет грамматическими структурами, в то время как мистер Левый анализирует их правила. Именно поэтому дети учатся говорить на родном языке грамматически правильно задолго до «языкового обучения» мистера Левого.

Способ работы коры головного мозга правого полушария параллельный, т. е. миссис Правая может делать многие вещи одновременно. Этот способ вряд ли можно описать словами (как в случае с мистером Левым). Но подумайте о тех тысячах процессов, которые одновременно происходят в вашем организме: некоторые в течение тысячных долей секунды (например, в мозгу), некоторые за несколько суток (переваривание праздничного обеда). Мистер же Левый может словесно описать или проанализировать в каждый данный момент один из этих процессов, так как они происходят одновременно на самых разных уровнях.

Образ действий миссис Правой всеохватывающий. Она группирует отдельную информацию в информационные «гроздья» и очень тщательно сортирует свои знания. Из информации образуются информационные сети, при этом миссис Правая делает их очень искусно.

Миссис Правая отвечает за ощущения. При этом её действия независимы от того, может ли мистер Левый облечь эти ощущения в слова (холодный, шероховатый) или не может. При поездке на автомобиле миссис Правая информирует вас о состоянии, улицы (сухо, скользко). Она подсказывает, когда вы должны переключить коробку скоростей, оценивает скорость, с которой движутся другие автомобили, и именно она помогает вам сориентироваться в ваших знаниях и др. Мистер Левый отвечает также за ориентацию во времени.

Ниже предлагаю вашему вниманию очень упрощённую схему (рис. 19).

Какое воздействие имеет механизм работы двух полушарий коры головного мозга на нашу повседневную деятельность, на наш интеллект, творчество? Что нужно делать, чтобы использовать третью и четвёртую скорость? Об этом и пойдёт сейчас речь.

Думать не только левым полушарием!

Многие авторы делают особый акцент на том, что на первой ступени развития перед человеком стояла задача — обеспечить выживание (этой цели отвечали земледелие и скотоводство). На втором этапе человек наладил производство товаров массового спроса. Потом началась третья фаза, КОГДА МНОЖЕСТВО ЛЮДЕЙ ЗАНЯЛОСЬ ПЕРЕРАБОТКОЙ ИНФОРМАЦИИ. Возможно, что среди них и вы!

Уверенно можно сказать, что большую часть времени вы используете на восприятие информации: читаете статьи в специальных журналах, записки и доклады для служебного пользования, книги (подобные этой) и т. д., слушаете выступления на встречах, семинарах и конгрессах. Случается, что в свете новой информации вам приходится пересматривать свои взгляды или структурировать их заново. Оценивайте информацию и на основе её оценки высказывайте суждения, распределяйте обязанности и принимайте решения. Старайтесь, чтобы информация, которую вы передаёте другим, была осознана и использовалась в работе. Бывает, что информация не совсем понятна. Это оборачивается недоразумениями, ОШИБКАМИ, разбазариванием времени и дополнительным отягощением ситуации. Когда вы слышите или читаете какое-то слово, вы понимаете его только в том случае, если миссис Правая создаёт «картину». Люди сформулировали этот процесс очень хорошо: «Я могу себе представить».

Если же автор информации выражается не ясно или в разговоре прибегает к «китайской грамоте», то его слова могут понять только те люди, которые хорошо знают его дигитальные символы. Специалист по «китайской грамоте» его поймёт, в то время как для любого другого эта информация будет звучать «по-испански».

Например, что означают слова: относительная эффективность кумулятивных коммуникационных субстратов базируется на функциональном отношении между абсолютной способностью реципиента и количественным тезаурусом предлагаемой информации?

Будет хорошо, если вы себе это представите, прежде чем увидите решение!

Решение. Представьте себе курицу (реципиент), которая стоит перед кучей зерна (коммуникационные субстраты). В вышеприведённом предложении предполагаются две возможности:

1) чем больше зёрен в куче, тем больше склюёт их курица;

2) чем меньше зёрен, тем больше вероятность для каждого из злаков, что курица его склюёт.

Надеюсь, что вы поняли, что миссис Правая в отчаянии бомбардирует вас вопросами.

Тексты такого рода встречаются в статьях или монографиях довольно часто. Если они и уместны в специальных книгах (в которых специалист-автор обращается к специалисту-читателю), то их наличие в обычных трудах свидетельствует о том, что автор не собирается информировать читателей, а хочет просто опубликовать свою книгу (между информированием и публикацией существует колоссальная разница). Но похожие предложения я нашла и в книгах, предназначенных для служебного пользования. Анализ во время семинаров показал, что их понимают только 45 % адресатов. Такой дигитальный текст является симптомом, что его написал человек, использующий только левую половину своего мозга и который слишком долго опирается при ходьбе только на левую ногу.

Если вы хотите постоянно общаться с людьми, которые не понимают «китайскую грамоту», вам следует решиться составлять тексты с учётом специфики мозговой деятельности. С одной стороны, окружающие вас люди (сотрудники, начальники, клиенты) будут лучше понимать вас, с другой, ваши тексты (служебные записки, доклады, письма к клиентам, статьи, школьные учебники, рекламные тексты и т. д.) будут читать с пониманием и охотно. Поэтому, если вы хотите составить текст, учитывающий специфику мозговой деятельности, вам обязательно следует обогащать этот текст аналогиями. Только тогда читатель может составить себе именно такое представление, которое вы хотите ему передать.

Это особенно важно, если:

ход ваших мыслей в новинку для читателя;

читатель составил другое представление об этой теме (или у него существуют предрассудки по отношению к ней);

у читателя возникло неточное представление о вашей идее.

Какие виды «картинок» особенно подходят в этой ситуации?

1. Пиктограммы.

2. Таблицы для цифрового материала (например, столбцовые или сегментные диаграммы).

3. Рисунки или фотографии (например, продукции вашей фирмы).

4. Планы и чертежи конструкций (например, конструкция нового здания).

5. Скользящие графики (например, план переговоров, компьютерные программы).

6. Органиграммы (например, какой-либо фирмы).

7. Модели мышления (например, мистера Левого и миссис Правой).

8. Схемы (например, электрического переключателя).

Многим менеджерам, советникам, специалистам, секретарям должно быть ясно, что всякую информацию, которая нова для собеседника, надо не только сообщать, но и растолковывать. Принципы хорошего посредничества должны быть подкреплены информированием. Поэтому их должна использовать реклама!

ЗАПОМНИТЕ: 1. Если информация обращена сразу к двум полушариям коры головного мозга, то она учитывает специфику всей мозговой деятельности. 2. Если это происходит, то реципиент поймёт её быстро и без усилий. 3. Информация, учитывающая специфику всей мозговой деятельности, легко усваивается и сохраняется в памяти. Она также улучшает память (при чтении или письме).

«Коллективная работа» в мозгу

Итак, мистер Левый — аналитик, миссис Правая больше работает интуитивно и творчески. Следовательно, если человек хочет добиться больших успехов в творческой деятельности, то должен больше вовлекать именно её. Чем больше мы активизируем миссис Правую, тем более становимся творческой личностью. Но для того чтобы активизировать миссис Правую, надо дать знак, что она может включиться в работу на полную мощь. Если мы, как те ламронцы, долгое время использовали при передвижении только левую ногу, то, возможно, миссис Правая стала инертной и ленивой.

Конечно, мистер Правый и миссис Левая — всего лишь часть модели мышления. Тем не менее это сравнение помогло тысячам моих слушателей и участников семинаров активизировать всё, на что способно правое полушарие коры головного мозга. Помните, что любой ребёнок работает, используя оба полушария. А школа или ПТУ систематически толкают нас к использованию только левого полушария. И это означает, что следует просто-напросто восстановить утерянную способность. Поэтому девиз звучит так: «Показывайте миссис Правой несколько недель подряд, чего вы ожидаете от неё в будущем, тогда она охотно будет (вновь) активно работать вместе с мистером Левым».


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.